Операция «Мигрант»
ФОТО: МИХАИЛ ПОЧУЕВ/ТАСС
01.12.2021
Давно такого не было, и вот опять?! На прошлой неделе, 17 ноября в центре Москвы снова стреляли. Как позже выяснилось, инцидент произошел между гостями столицы в районе Верхней Сыромятнической улицы. Двое мигрантов из Средней Азии, приняв на грудь, решили ограбить третьего собутыльника, но когда тот стал сопротивляться, избили и расстреляли из пневматического оружия. Как сообщили в пресс-службе ГУ МВД по Москве, личности всех участников конфликта уже установлены. Пострадавший госпитализирован, а двое подозреваемых арестованы. Против них возбудили уголовное дело по статье о разбое.
Такие криминальные сводки уже давно стали обыденностью. Согласно статистике, в 2020-м году количество преступлений и административных правонарушений с участием мигрантов составило более 100 тысяч. Была пресечена деятельность 240 этнических ОПГ и 45 национальных авторитетов из высших эшелонов преступной иерархии. Больше всего разбоев, краж, грабежей, изнасилований и убийств, совершенных гастарбайтерами, зарегистрировано в Центральном, Приволжском, Сибирском, Уральском и Южном федеральном округах.
ОНИ ОЗВЕРЕЛИ?
По официальным данным Генпрокуратуры России, в 2021-м году мигрантская преступность, по сравнению с прошлым годом, выросла почти на 5%. Только за первые шесть месяцев иностранные граждане совершили в России 18843 преступления, каждое третье из которых пришлось на Москву и Московскую область.
Среди преступлений, совершенных мигрантами, встречаются настоящие зверства. Так вопиющий по своей жестокости случай произошел этим летом в Измайловском парке столицы, где 91-летний военный пенсионер, совершавший ежедневную утреннюю прогулку, стал жертвой гастарбайтера из Узбекистана. 49-летний мужик подкараулил пожилого человека в безлюдном месте и с криком «Аллах акбар» ударил его дубиной по голове. Злодей намеревался забить ветерана до смерти, но в дело вмешался прохожий, который остановил нападавшего выстрелом из пневматического пистолета. Пенсионера с тяжелыми черепно-мозговыми травмами успели госпитализировать. Преступник тоже уехал в стационар, где ему оказали бесплатную медицинскую помощь. А вот неравнодушному незнакомцу, спасшему ветерана от смерти, пришлось скрыться, от греха подальше…
СОСЕНСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ
По официальным данным, на сегодняшний день в России проживает 6,5 миллионов мигрантов. Для сравнения – это численность населения всей Московской области. В некоторых районах количество приезжих из Средней Азии уже сравнялось с числом местных. Жители городского поселения Сосенское в Новой Москве, к примеру, всерьез опасаются, что их район скоро превратится в этнический анклав, и просят ограничить приток мигрантов. По их словам, сотрудников полиции для обеспечения порядка в районе катастрофически не хватает: на 327 высоток и 71 тысячу квартир – всего одиннадцать участковых, поэтому им приходится организовываться и самостоятельно патрулировать улицы.
Только после того, как по региону прокатилась волна межэтнических массовых побоищ со стрельбой и поножовщиной, власть, наконец, услышала людей. Силовики устроили рейд. По данным МВД Москвы, только за пять дней в неспокойном округе удалось пресечь более 1600 правонарушений. Правда, большинство нелегалов предпочло отсидеться в ближайшем лесу. Переждать, пока все не уляжется… Ведь всем понятно, что такими разовыми акциями, пусть даже очень эффективными, проблему, зревшую годами, не решить.
ГОСТИ «ДОРОГИЕ», НЕ ПОРА ЛИ НА ВЫХОД?
А масштаб этой проблемы просто чудовищный, и определить его точно сегодня не может уже никто. Даже если руководствоваться официальной статистикой, картина получается мрачная. Так, по данным МВД, из 6,5 миллионов легальных мигрантов, 2 миллиона 356 тысяч зарегистрированы в связи с трудовой деятельностью, еще 300000 – это студенты. А сведений о том, чем сейчас занимаются остальные почти 4 миллиона человек, прошедших регистрацию и поставленных на миграционный учет, у МВД просто нет.
И это еще не считая нелегалов. Согласно подсчетам МВД – их от 800000 до 1 миллиона человек, а по данным Института демографии – 10–12 миллионов на январь прошлого года. Многочисленные эксперты солидарны во мнении, что проблема с мигрантами в России – это бомба замедленного действия, которая рано или поздно рванет. Так, по результатам оперативных проверок, летом этого года сотрудникам ФСБ удалось предотвратить серию терактов, которую готовили приезжие экстремисты. Одного двадцатилетнего фаната запрещенного в России «Исламского государства», маскировавшегося под обычного трудягу, накрыли в подмосковной бытовке, второго несостоявшегося бомбиста обезвредили в Уфе, третьего – в Пензе, четвертого – в Челябинске… Всего задержали 15 мигрантов, готовившихся совершить кровавую бойню в разных городах России.
И вот когда на фоне всех этих событий заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин выступил с инициативой завезти в страну дополнительную партию гастарбайтеров, дословно: «Около 5 млн. трудовых мигрантов необходимо привлечь на российские стройки до 2024 года», нервы не выдержали уже на самом верху. О реальных угрозах для государства со стороны миллионов мигрантов во всеуслышание заявил секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев. Больше всего генерала обеспокоило «проникновение на территорию России приверженцев радикальных религиозных течений, осуществляющих пропагандистскую и вербовочную деятельность, в том числе в местах массового проживания и работы иностранных мигрантов».
Если иноземцы представляют угрозу для безопасности государства, а у глубинного народа отнимают рабочие места, то не пора ли уже сворачивать излишне либеральную политику «открытых дверей» и ужесточать миграционное законодательство? Или интересы кучки дельцов, зарабатывающих сверхприбыли на мигрантах, прежде всего, в строительном бизнесе, важнее интересов всего населения России? Ведь используя труд низкоквалифицированных специалистов, нет никакого смысла совершенствовать технологии, поднимать уровень производства и уровень соответствующего профильного образования. Кстати, проблема, связанная с миграцией, коснулась и образования.
ЭТНИЧЕСКОЕ ГЕТТО В КОТЕЛЬНИКАХ, ИЛИ ПРИ ЧЕМ ТУТ ДЕТИ?
На прошедшем несколько месяцев назад заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Владимир Путин заявил: «В некоторых европейских странах, да и в Штатах тоже, повторяю, когда уровень детей мигрантов в школе достигает определенного процента, местные жители своих детей из этих школ забирают… И там образуются школы, которые фактически на 100 процентов укомплектованы только детьми мигрантов, и это большая проблема. Нам нужно иметь в виду эту практику и ни в коем случае не допустить в России развития событий подобного рода». И это правильно. Потому что, как считают эксперты, создание этнических школ для детей мигрантов – это прямой путь к этническим гетто. Правда, спохватились поздно.
В районе Котельники Московской области рядом с рынком «Садовод», по мнению исследователей из Центра региональных исследований и урбанистики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, уже давно сформировалось полноценное мигрантское гетто, откуда бежит коренное население. В новостройках, сданных в эксплуатацию еще в 2010-х годах, по приблизительным оценкам экспертов, доля квартир, в которых проживают выходцы из стран ближнего и не очень зарубежья, может доходить до половины. Картину отдельного государства в государстве дополняют женщины в хиджабах и национальных одеждах, халяльные лавки, общепиты «для своих», такси «для своих», мелкие магазинчики, принадлежащие мигрантам и многочисленные этнические кафе с говорящими названиями.
Коренные жители Котельников предпочитают не отдавать своих детей в государственные школы. Говорят, что чрезмерное количество детей мигрантов, плохо говорящих на русском языке, отрицательно влияет на общий образовательный процесс. Так что приходится возить детей на учебу в соседние районы Москвы или совсем уезжать из города. В область, например.
Но там не лучше. Жительница города Истры, Московской области Светлана Л. жалуется на то, что вынуждена была перевести свою дочь в частную гимназию по причине «неудовлетворительного уровня подачи учебного материала в обычной городской школе»: «Когда мы пришли в первый класс, 10 из 28 учеников вообще толком не понимали по-русски. Учитель была просто в шоке. И я ее понимаю. Каким образом нужно организовать обучение, чтобы и иностранцы что-то усваивали, и наши дети не деградировали? Никаким. По итогам учебного года выяснилось, что не все дети мигрантов могут продолжить обучение во втором классе. Так отец одного из них ездил в Москву, ходил по инстанциям, жаловался на дискриминацию по национальному признаку и добился-таки своего. Правда, через пару лет этого мальчика все равно оставили на второй год. Но мы к тому времени уже ушли из этой школы». И так по всей России.
В Екатеринбурге приток мигрантов начался еще в 1995 году в связи с открытием рынка «Таганский ряд» в районе Сортировка. Сначала там торговали под открытым небом, а со временем базар превратился в крупный рыночный комплекс с несколькими тысячами рабочих мест. Поднимать рыночную экономику в отдельно взятом российском городе тогда приехали таджики, киргизы, китайцы и вьетнамцы. Прижились и остались навсегда. Поначалу ютились по подвалам и подсобкам, потом стали вскладчину арендовать квартиры недалеко от места работы, а когда приподнялись, обзавелись собственным жильем.
Сегодня в двух домах 2010-го года постройки недалеко от рынка проживает около 70% мигрантов, а в соседней пятиэтажке середины прошлого века приезжие из сопредельных государств занимают примерно треть всех квартир. Самая же высокая доля мигрантов, примерно 90%, сконцентрирована в двух новостройках, выкупленных рынком для своих сотрудников.
«В свете этого можно говорить о том, что происходит смена населения», – говорят прямым текстом специалисты Центра региональных исследований и урбанистики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
И в школах тоже. В том же Екатеринбурге, в четырех школах района Сортировка, соотношение детей мигрантов и детей коренных жителей 50 на 50. «Организовать работу с 80% детей мигрантов – это дорогого стоит. Основной процент наших учеников – из Киргизии, из 920 детей киргизов – 327. Есть и таджики. А еще – турки, иранцы, казахи, узбеки…, – рассказал директор одной из екатеринбургских школ Евгений Сергунин в интервью местным СМИ, – Существует такая особенность: здесь, на Сортировке, в школах присутствует своего рода клановость. Например, в 183-й учатся вьетнамцы, а в нашей – киргизы. Так исторически сложилось еще в 1990-е, когда пошел приток рабочих мигрантов». Так исторически сложилось, что русских просто вытеснили…
КТО НАС ЛЕЧИТ?
Как-то незаметно, но верно к традиционному перечню мигрантских профессий, среди которых уже намертво закрепились строители, коммунальщики, продавцы, таксисты, доставщики еды, курьеры и официанты, стали добавляться новые, очень даже престижные рабочие места. Вот уже и в муниципальных учреждениях мы начинаем встречать людей, явно не местных. Таблички с фамилиями русских докторов на дверях врачебных кабинетов все чаще сменяют на «иностранные». Ведь еще два года назад Минздрав и Минтруд официально констатировали, что «кадровый потенциал российских врачей может покрыть потребность страны в медиках только на 4%». И вот для того, чтобы восполнить внезапно возникший дефицит специалистов, после нескольких лет планомерной оптимизации и убийства отечественной медицины, ведомства в срочном порядке стали привлекать мигрантов, выдавая им гражданство РФ в упрощенном порядке. Возникает вполне резонный вопрос: а куда делись наши врачи? Не устраивает зарплата, и ушли в платные больницы? Допустим. А выпускники отечественных медицинских вузов, которые никто не закрывал, куда пропали? Вопросы без ответов. Но факт вымывания российских медиков из государственных организаций и замещение их мигрантами налицо.
Но, как говорится, был бы специалист хороший. И тут, за редким исключением, приходится признавать, что профессиональная подготовка у пришлых гиппократов оставляет желать лучшего. Это вполне объяснимо, ведь ни для кого не секрет, что дипломы и на Кавказе, и в Средней Азии легко покупаются. А здесь никто такие вещи не проверяет…
УЗБЕКСКИЙ ГЕКТАР
Глядя на все это, создается такое впечатление, что Россия просто скоро исчезнет с лица земли. А как еще обычный россиянин, у которого деды и прадеды победили фашистов, восстановили страну из руин и подняли целину, может отреагировать на последнюю инициативу от Минсельхоза? Как выяснилось, ведомство без лишней огласки договорилось со своими узбекскими коллегами о предоставлении среднеазиатам в аренду на 49 лет миллиона гектаров российской земли для сельхозназначения. Чтобы осмыслить, представьте себе Крым, поделенный надвое. Половина – узбекам. Представили? Если бы об этой кулуарной новости министр сельского хозяйства Узбекистана Жамшид Ходжаев радостно не сообщил с экранов национального телевидения, мы бы вообще были не в курсе событий. Правда, партнеры пока решили не торопиться. Для начала иностранцам предоставят 35 тысяч гектаров для отработки механизма взаимодействия и порядка вывоза урожая за границу. А уж потом, если сработаются, отдадут и остальную обещанную землю. Узбекистану, оказывается, не хватает своих пахотных площадей, кроме того, в стране образовался острый дефицит воды. А в России всего этого с избытком: и пустующих земель, и воды, только вот россияне – неумехи и лентяи – работать не хотят.
ФОТО: ВЛАДИМИР МАШАТИН/ТАСС
«Россияне, конечно, в состоянии освоить эти земли. Другой вопрос: Когда?.. Это десятки миллионов гектаров земель, которые не используются. Причем, ситуация не улучшается в этом плане. Другое дело, что не все делается для того, чтобы вовлекать их в оборот, – считает доктор экономических наук, профессор Игорь Николаев. – И тут последовательность должна быть такая, как история с Дальневосточным гектаром. Т.е., мы должны сначала максимально все сделать для того, чтобы мы сами использовали эту землю».
Но почему-то этот вариант даже не обсуждается. Действительно, почему бы не раздать свободные земли российским фермерам? Тут тебе и импортозамещение, и экспорт в тот же Узбекистан, коли уж там самим выращивать негде, и тысячи рабочих мест для глубинного народа, который уже загибается от безденежья, безработицы и каких-либо перспектив на будущее, запивая безнадегу паленым шмурдяком. Особенно в провинции, ближе к этим самым бесхозным землям. Однако, участники съезда Всероссийской фермерской ассоциации, состоявшегося год назад, отмечают, что получить землю под расширение производства крайне сложно в любом уголке страны.
А для иностранцев, – пожалуйста! Замминистра сельского хозяйства Сергей Левин сообщил, что в настоящее время в РФ есть около 8–13 млн. гектаров земель, пригодных для введения в сельхозоборот. И если эксперимент с Узбекистаном окажется успешным, у России найдется еще немало земли для сдачи в аренду… другим странам. Простите, а нас, народ, кто-нибудь спросит? Или мы уже не хозяева на своей земле, пусть и бесхозной, заросшей бурьяном?..
«Вот эта история, как мы обо всем этом узнали, и реакции на нее, лишний раз убеждает, что вот такие вопросы, которые очень чувствительны, и понятно, почему, должны максимально широко обсуждаться. Чтобы не складывалось впечатление, что это кулуарно кто-то где-то там решил и все, – предупреждает экономист Игорь Николаев. – Я думаю, эта история научит и наших чиновников, прежде всего, что здесь нужна публичность, открытость и, действительно, должен быть какой-то консенсус… Какой вывод я сделал из тех сообщений, которые были, – это пока, скорее, протокол о намерениях, не более того».
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
На днях мэр Москвы Сергей Собянин дал поручение уменьшить количество трудовых мигрантов на столичных стройках. Новость обнадеживающая. В обществе ее восприняли позитивно, полагая, что теперь застройщиков обяжут улучшать условия труда и поднимать зарплату, чтобы можно было нанимать на работу представителей коренного населения. Однако, радоваться рано. Некоторые эксперты считают, что зарплаты русских строителей будут только снижаться, потому что работодатели намерены привлекать бывших заключенных, а те готовы работать за 500 рублей в день. И все же это не самый плохой вариант.
Остается открытым вопрос: что будут делать гастарбайтеры, отпущенные на вольные хлеба и оказавшиеся без средств существования в чужой стране? Предположения, прямо скажем, неутешительные…для нас…
Автор: Ольга СОТИНА
Комментарии
Всех на выход как говорил Владимир Вольфович гражданство если они хотят пусть платят 100 миллионов на каждого и еще посмотрим какая степень учености
Всех на выход как говорил Владимир Вольфович гражданство если они хотят пусть платят 100 миллионов на каждого и еще посмотрим какая степень учености