НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Острая гуманитарная недостаточность

Острая гуманитарная недостаточность

Острая гуманитарная недостаточность
Автор: Сергей РУСЕВ
Совместно с:
30.06.2017

Что стало причиной деградации одного из самых известных российских вузов – РГГУ?

В последнее время что-то неладное творится с Российским государственным гуманитарным университетом (РГГУ), который долгое время входил в список самых престижных вузов страны. Злые языки утверждают, что во всём виновата «нехорошая генетика», изначально заложенная в организм этого серьёзного учебного заведения. Что же на самом деле происходит с РГГУ, в ходе журналистского расследования разбиралась газета «Совершенно секретно».

Евгений Ивахненко

Действительно, история происхождения РГГУ довольно занятная – его первый ректор профессор Юрий Афанасьев до распада СССР возглавлял Московский государственный историко-архивный институт и входил в тогдашнюю либерально-демократическую элиту, которая в конце 1980-х активно раскачивала страну и боролась с властью всесильной КПСС. Когда и страна, и власть КПСС рухнули, его институту, согласно законам диалектики, перешло всё имущество Академии общественных наук при ЦК КПСС (АОН), и в результате этого слияния был основан РГГУ.

Вобрав в себя гигантские активы АОН, включая огромное здание в центре Москвы, РГГУ быстро стал набирать обороты, превращаясь в серьёзного монстра на рынке образовательных услуг. В структуре РГГУ были созданы масса институтов и новых кафедр, которые охватывали самый широкий спектр гуманитарных исследований в истории, философии, искусстве, психологии и т. д. Постепенно вуз стал вызывать интерес не только у абитуриентов, но и у ловких людей. В 2003 году, после отхода от дел Юрия Афанасьева, контроль над РГГУ решил взять ближайший соратник Михаила Ходорковского по распилу советской нефтянки Леонид Невзлин, неожиданно ставший ректором вуза.

 

«АРМЕЙСКИЙ» РЕКТОР

Но 2003 год оказался для империи Ходорковского не слишком удачным: сам он был арестован, а Невзлин, которым также заинтересовались компетентные органы, поспешно сбежал в Израиль. Позже Невзлин был заочно приговорён к пожизненному заключению как один из заказчиков убийства мэра Нефтеюганска Петухова.

С 2006 по 2016 год РГГУ командовал историк, член-корреспондент РАН профессор Ефим Пивовар, который всеми силами старался не снижать планку, взятую ещё во времена первого ректора. Ему даже в сложной обстановке, связанной с двумя экономическими кризисами, удалось сохранить университет на плаву.

В прошлом году вместо достигшего 65-летнего возраста Ефима Пивовара ректором был избран довольно молодой и бодрый доктор философских наук Евгений Ивахненко, который до этого заведовал кафедрой социальной философии философского факультета РГГУ. У преподавателей появилась надежда, что новое руководство сможет каким-то образом улучшить экономическую ситуацию в университете. Некоторых, правда, смущала сама личность нового ректора – он происходил не совсем из академической среды: Ивахненко окончил Камышинское военно-строительное училище и 10 лет отслужил в Советской армии. Каким образом инженер-энергетик, проходивший в 1987–1989 годах службу в Казахстане, ухитрился в 1988 году окончить философский факультет Киевского госуниверситета, до сих пор вызывает удивление. После увольнения из армии майор запаса работал в Кабардино-Балкарском государственном университете. В 2003 году будущий ректор появился в стенах РГГУ, где получил репутацию неплохого преподавателя.

Но хороший преподаватель совсем не означает хороший администратор. По словам многих сотрудников, ничего позитивного в хозяйственной жизни РГГУ с приходом нового ректора не произошло, а скорее наоборот: ситуация только ухудшилась. На собрании трудового коллектива РГГУ была озвучена информация о том, что в бюджете вуза образовалась дыра в 238 миллионов рублей, закрыть которую новый ректор, как предполагают сотрудники РГГУ, решил в том числе и за счёт сокращения расходов на оплату труда сотрудников. Проводимая новой администрацией политика, по мнению преподавателей, привела к «ползучему» уничтожению работавших в стенах института научных школ, пользовавшихся мировой известностью.

В результате резко начатой ректором «оптимизации» сокращался штат и увеличивалась нагрузка на преподавателей. Начались массовые увольнения. Так, лишь в один день осенью 2016 года из известного по всему миру Института психологии имени Выготского, входящего в РГГУ, уволились сразу 12 сотрудников.

Как рассказала нам бывший директор этого института Елена Кравцова, сегодня практически все, кто создавал этот уникальный институт, уволились. «В октябре 2016-го около 20 человек ушли, – рассказала нам Елена Евгеньевна, – среди них замечательные преподаватели, лауреаты престижных премий. Среди более 80 факультетов и институтов психологии России мы занимали второе место. Получается, что студентов, которые шли к нам осознанно, теперь просто некому учить. В нашем институте были разработаны специальные занятия, было много практики, общения со студентами. Всё выкинули. Сегодня преподаватель должен читать 19–20 дисциплин, чтобы заработать свою ставку, а это просто нереально. Были попытки объяснить ректорату, но в ответ: у нас материальные трудности, их надо преодолевать…

 

ИГРА НА ВЫБЫВАНИЕ

Фактически на сегодня от знаменитого института осталась только вывеска. По словам Кравцовой, в нём практически исчезли кафедры психологии личности, проектирующей психологии, социальной и юридической психологии, военной психологии. Это как раз те направления, которых сегодня так не хватает стране. А ведь Институт психологии приносил вполне ощутимый доход университету – в него охотно шли люди за вторым (платным) образованием. Елена Кравцова подчеркнула: «если на обычный курс РГГУ ежегодно приходили 10–12 человек за вторым образованием, то в Институте психологии таких набиралось до 80 студентов.

Тем не менее новая администрация как будто сознательно удушила эту «курицу, несущую золотые яйца».

В РГГУ в своё время была создана, а при ректоре Ивахненко закрыта комиссия по антиплагиату. Ведущий научный сотрудник Учебно-научного института высших гуманитарных исследований им. Е.М. Мелетинского профессор Нина Брагинская принимала в ней самое деятельное участие: «Система «Антиплагиат», разработанная в Национальной библиотеке, работала эффективно, и кое-кому даже пришлось уйти из РГГУ».

Видимо, администрация не была довольна тем, что на предмет плагиата комиссией рассматривались диссертации бывших и нынешних руководящих сотрудников. Так или иначе, комиссия была расформирована.

Есть проблемы и в других подразделениях РГГУ. Практически уничтожена кафедра искусствоведческого факультета, которая занималась реставрацией. Как рассказала нам профессор Нина Брагинская, сегодня в университете лихорадит весь преподавательский корпус. «Причина – введение для сотрудников годичных контрактов, что означает полную нестабильность для преподавателей и перевод их на доли ставок. В результате на весь Институт высших гуманитарных исследований, созданный в своё время легендарными российскими учёными, оставили 3,5 ставки вместо прежних 11. Сегодня эта школа международной значимости фактически уничтожается. Учитывая, что у двух сотрудников ещё не истёк прежний контракт, им по закону положены их две ставки. А на остальных девять человек размазываются 1,5 ставки. Как выжить на эти деньги, никто не может объяснить».

При этом, как рассказала Нина Владимировна, происходит полный абсурд: руководство жалуется, что вузу не хватает научных сотрудников, но отказывается их нормально финансировать. «Всё идёт к тому, что мы преподаём всё меньше и хуже, – замечает она. – Чтобы выработать одну ставку, надо в год читать 900 часов и ещё потратить 600 часов на внеклассную работу. То есть один человек должен читать как минимум 15 курсов. Такой нагрузки нет нигде в мире. Администрация, видимо, не очень понимает, что происходит».

Тем не менее руководство РГГУ продолжает внедрять ухудшающие положение преподавателей годовые контракты, которые, как объяснял преподавательскому составу ректор Ивахненко, нужны администрации «для свободы рук». Вот только непонятно, что будет делать ректор с этими «свободными руками», когда все нормальные преподаватели «сделают ноги»? Как говорил один известный литературный персонаж, «с кем вы останетесь, генерал?»

В своё время уничтожить РГГУ как высшую научную школу не удалось олигархам из ЮКОСа. Лично у меня после разговора с преподавателями сложилось впечатление, что у амбициозного руководства РГГУ это получается гораздо лучше. На наших глазах происходит системное разрушение вуза со звонким и известным в мире именем. Однако это славное реноме уже отстаёт от реальной ситуации, превращаясь в красивую вывеску, за которой начинает просматриваться зияющая пустота…


Автор:  Сергей РУСЕВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку