НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

ОТБИТЬ ОХОТУ

ОТБИТЬ ОХОТУ
Автор: Дмитрий НИКОЛАЕВ
Совместно с:
21.07.2015
 
САНКЦИИ УЕФА ПОГУБЯТ ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ
 
В минувшие выходные стартовал очередной чемпионат России по футболу в Премьер-лиге. Перед его началом произошло событие, которое может кардинально изменить ситуацию в отечественном футболе. Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) отстранил занявшее четвертое место в сезоне 2014/15 московское «Динамо» от участия в еврокубках за нарушения правил финансового fair play. Меры против российских клубов предпринимались УЕФА и раньше, но столь серьезному наказанию прежде наши команды не подвергались.
 
Более того, ни один из европейских клубов прежде не лишали права играть в еврокубках за превышение расходов над доходами. Теперь, после этого решения УЕФА, серьезные инвестиции в отечественный футбол попросту теряют свой смысл. «Динамо» уже объявило о том, что меняет «вектор развития». Если по этому пути пойдут и другие лидеры отечественного чемпионата, то он рискует вскоре превратиться во второразрядный турнир.
 
После того как Россия получила право проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, о необходимости развития футбола в стране не говорили только ленивые. Ну а поскольку формулу «сильные клубы» – «сильная сборная» никто под сомнение не ставил, то и необходимость всячески добиваться усиления команд, участвующих в чемпионате России, казалась очевидной.
 
В конце концов, подавляющее число игроков сборной России выступает на Родине, в родном чемпионате, – и их прогресс напрямую связан с уровнем турнира. Вроде бы желание развивать футбол в России соответствовало и установкам международных футбольных организаций – ФИФА и УЕФА – ведь в том числе и ради этого нашей стране отдали чемпионат мира.
 
Но, судя по последним событиям, УЕФА во главе с Мишелем Платини заинтересован в ином. Жесткие меры, принимаемые в отношении российских клубов в связи с нарушением ими так называемых норм финансового fair play, фактически ставят крест на перспективах наших команд.
 
ИНВЕСТИЦИИ В ФУТБОЛ ПОПАЛИ ПОД ЗАПРЕТ
 
Развитие футбола напрямую связано с количеством денег, на него выделяемых. Конечно, зависимость здесь опосредованная – играют все-таки не деньги, а футболисты, но тем не менее увеличение финансирования в конечном счете ведет к повышению уровня футбола в стране.
 
Нужно строить новые стадионы и спортивные базы, нужно проводить исследования в области спортивной медицины и закупать современное оборудование, нужно создавать для футболистов комфортабельные условия для тренировок, восстановления и отдыха, и, в конце концов, нужно платить им соответствующую зарплату – такую, чтобы они, по крайней мере, не уезжали во второразрядные европейские клубы, как это происходило сплошь и рядом после распада СССР. И деньги на все это нужны немалые…
 
В последние годы в России в футбол вкладывались большие средства: наверное, нет смысла перечислять здесь крупные компании и миллиардеров, в той или иной форме финансировавших футбол. И в период борьбы за право проведения чемпионата мира, и после того, как это право было получено, необходимость «соответствовать» мировому уровню фактически утверждалась на самом верху – и деньги в футбол лились рекой…
 
Казалось бы, в УЕФА должны были только радоваться такому притоку инвестиций, ведь эти миллионы долларов могли бы достаться и какому-либо другому виду спорта – волейболу, хоккею с мячом или, предположим, лапте… Но почему-то европейских футбольных функционеров процесс притока денег стал серьезно раздражать – и не только в его российских проявлениях.
 
После принятия правил финансового fair play под санкции попадали такие гранды европейского футбола последних лет, как «Манчестер Сити» и «Пари Сен-Жермен». Единственная вина провинившихся заключалась в том, что они попытались потеснить с пьедестала грандов прежних.
 
Невозможно выиграть серьезный европейский чемпионат или еврокубок, не обладая звездным составом. Но откуда взять такой состав клубу, прежде не входившему в число грандов? Любого более-менее серьезного игрока у него тут же перекупают «монстры» европейского футбола. Даже дортмундская «Боруссия» в Германии ничего не может противопоставить «Баварии», преспокойно забирающей у главного конкурента последних лет ведущих игроков.
 
Для того чтобы переманить футболиста мирового уровня из, условно говоря, «Реала», «Барселоны» или «Манчестер Юнайтед», нужно предложить ему большую зарплату – и значительно большую, иначе зачем ему переходить в другой клуб, низший рангом… Для того чтобы условные «Реал», «Барселона» или «Манчестер Юнайтед» согласились отдать связанного контрактом игрока, нужно предложить весомую сумму за трансфер – а иначе зачем им усиливать потенциальных конкурентов. Откуда взять такие деньги?
 
Вроде бы все просто: достаточно найти спонсора, готового вложиться сейчас ради будущих возможных успехов и возможной финансовой отдачи. Но на пути появления новых сильных команд УЕФА решил поставить заслон.
 
УЕФА САМ РЕШАЕТ, ЧТО ТАКОЕ «РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ»
 
Если изложить суть финансового fair play вкратце, то УЕФА теперь допускает лишь незначительное превышение расходов клуба над его доходами. В случае, если ограничение нарушается, следуют санкции. Вроде бы в этом нет ничего страшного: все должны жить по средствам, а значительное превышение расходов над доходами ведет к банкротству… Но все дело в том, что УЕФА искусственно ограничивает доходы клубов, определяя пределы возможной спонсорской помощи и даже рекламных контрактов. В случае если, по мнению чиновников УЕФА, спонсорские поступления не соответствуют «рыночным ценам», они рассматривается как нарушение финансового fair play.
 
Что такое «рыночные цены» в понимании экспертов УЕФА – это большой вопрос. Как, к примеру, можно просчитать возможную отдачу для бизнеса Сулеймана Керимова от финансирования ФК «Анжи»? Главная команда Дагестана после огромных финансовых вливаний Керимова несколько лет назад мгновенно превратилась в одну из ведущих в России. В ней собрали целое созвездие футболистов – от лидеров сборной России до Самюэля Это’о – и создали коллектив, способный бороться за чемпионство и достойно представлять страну на международном уровне.
 
Население только Дагестана – это 3 миллиона человек, всего в полтора раза меньше, чем, скажем в Норвегии. А ведь у «Анжи» было немало поклонников и за пределами республики. Да и среди болельщиков других клубов были те, кто оценили по достоинству появление в чемпионате России Роберто Карлоса или Самюэля Это’о… И если, к примеру, пересчитывать возможный эффект от вложений «на человека», то сопоставлять «Анжи» можно не с каким-либо одним норвежским клубом, а со всем чемпионатом Норвегии…
 
А как оценить потенциальную выгоду ВТБ от девелоперских проектов, связанных с застройкой территории стадиона московского «Динамо»? Или имиджевые и внутриполитические дивиденды, которые получает «Газпром» от поддержки санкт-петербургского «Зенита»? Или потенциальную отдачу, на которую рассчитывает Сергей Галицкий, вкладывая деньги в «Краснодар»?
 
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПРЕВРАТИТСЯ В ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ
 
Сторонники мер финансового fair play считают, что таким образом удастся сдержать безудержный рост зарплат футболистов. В чем-то они, конечно, правы: доходы многих игроков, в том числе и в чемпионате России, кажутся запредельными и явно не соответствуют уровню их мастерства. Но беда в том, что, по новым правилам, вместе с водой можно выплеснуть и ребенка.
 
Для того чтобы соответствовать нормативам УЕФА, клубы вынуждены экономить на всем – от медицины до транспортных расходов. А последние, к примеру, в нашей стране намного выше, чем в большинстве европейских стран. Одно дело – ехать 120 км из Амстердама в Эйдховен в Голландии, и совсем другое – лететь почти 2500 км из Краснодара в Пермь… А каково командам из Хабаровска или Владивостока, которым перед каждым выездным матчем приходится покрывать тысячи километров?
 
Согласно правилам УЕФА, «для стимуляции инвестиций в стадионы, тренировочные базы, развитие детско-юношеского и, с 2015 года, женского футбола траты в этих сферах не учитываются при подсчетах безубыточности». И на том, как говорится, спасибо. Но вот расходы на гостиницы на выездных матчах считать приходится…
 
Приехать, как в Голландии, на матч на автобусе, отыграть его и вернуться домой на том же автобусе, потратившись только на бензин, в России не получится. Приходится выбирать: то ли прилетать на матч заранее, чтобы игроки успели отдохнуть после долгой и тяжелой дороги, но при этом оплачивать пребывание в отеле целой команды, то ли играть прямо «с самолета»… Вынужденные жить в режиме строгой экономии клубы все чаще выбирают второй вариант, рискуя при этом еще и получить техническое поражение в случае задержки рейса или просто пробки на дороге.
 
Конечно, футболисты при этом играют хуже, конечно, ни о каком росте мастерства и говорить не приходится, зато экономия… Все должны жить по средствам, – возразят функционеры УЕФА. Да, но что делать, если страна большая – искусственно отсекать от большого футбола значительную ее часть? И пусть последнее не кажется преувеличением. При строгом соблюдении правил финансового fair play клубы, расположенные в Москве или близлежащих городах, скоро будут иметь явное преимущество не только перед дальневосточными, но и перед теми, что базируются в центральной России. И чемпионат России превратится в первенство Москвы и окрестностей с участием Санкт-Петербурга… Этого ли добивается УЕФА во главе с Мишелем Платини?
 
«ВОЛЮНТАРИЗМ В ЧИСТОМ ВИДЕ!»
 
Если не можешь сократить расходы – нужно увеличивать доходы. Но и с этой точки зрения российские клубы оказываются в заведомо худшем положении, чем те, что выступают в ведущих европейских чемпионатах. Доходы клубов складываются из спонсорских поступ-лений, из доходов от продажи билетов и фирменной атрибутики, из продажи прав на телетрансляции, из денег, полученных за трансферы игроков… Ну, про билеты говорить не приходится. Многие наши клубы в последние годы повысили на них цены, так что посещение матчей стало болельщиков весьма дорогим удовольствием.
 
Здесь уже явно достигнут предел – и поступления от продажи билетов в ближайшее время будут скорее сокращаться, чем увеличиваться, просто потому что зрителей на трибунах становится все меньше. Платить по сто евро за фирменную футболку у нас в стране желающих также немного: это «Реал» или «Барселона» могут отбивать значительную часть затрат на покупку звезд уровня Неймара за счет продажи футболок с их именами.
 
Права на телетрансляции – отдельный вопрос. Не так давно английская Премьер-лига заключила очередной контракт: за три следующих сезона вещатели обязались заплатить 3 млрд фунтов стерлингов, то есть по миллиарду за сезон – это на 70 с лишним процентов больше, чем по предыдущему контракту. Российская премьер-лига также на днях объявила о заключении соглашения с отечественным вещателем. Все подробности сделки неизвестны, но, по имеющимся данным, Лига получит немногим более 2 млрд рублей за сезон. Миллиард фунтов и два миллиарда рублей – почувствуйте, что называется, разницу. После заключения нового соглашения даже второразрядные английские клубы получили возможность приобретать звезд европейского уровня – в счет своей доли.
 
Про спонсорские поступления уже сказано выше – они могли бы покрыть расходы части российских команд, но УЕФА искусственно ограничивает такую возможность, практически лишая наш футбол источников финансирования. Что еще остается? Доходы от трансферов? Но, как говорил персонаж известного мультфильма, «чтобы продать что-то ненужное, нужно сначала купить что-то ненужное, а у нас денег нет!» Впрочем, к ситуации с игроками «Совершенно секретно» вернется в одном из ближайших номеров: новый лимит на легионеров в сочетании с требованиями финансового fair play поставили наш чемпионат практически в безвыходное положение…
 
О том, что правила финансового fair play превратились в руках УЕФА в орудие дискриминации, в полный голос заговорили уже и руководители российских клубов. Они подчеркивают и непрозрачность решений УЕФА, и абсурдность выдвигаемых требований. «У меня вот есть интересные мысли по финансовому fair play, которыми я хотел бы поделиться. Давайте вернемся к истокам.
 
С чего вдруг УЕФА решил, что футбол – это бизнес? Очень важный вопрос, на который никто не может мне ответить. Футбол – это, прежде всего, эмоции, а потом уже проданные билеты, атрибутика и все остальное. Давайте тогда закроем все театры, не будем снимать кинофильмы, которые не приносят дохода. А стартапы, интернет-компании вообще все убыточные, например «Амазон». Что, ограничить их, сказав, что они могут быть в минусе только определенное время и на определенную сумму? 
 
Но это же смешно! – заявил в интервью владелец «Краснодара» Сергея Галицкий, чья команда также пострадала от санкций УЕФА. – Разве можно деньгами изменить эмоциональное состояние болельщика, когда его команда побеждает? С чего Платини ограничивает футболистов в праве зарабатывать деньги? Нас заставляют поднимать цены на билеты, на экипировку, то есть делать все, чтобы болельщикам было тяжело смотреть футбол.
 
И все это только ради того, чтобы вписываться в рамки этого fair play. Никто не может дать ответа на вопрос, почему футбол – это бизнес. Футбол – это, прежде всего, спорт. Со всеми вытекающими последствиями. Много ли прибыльных видов спорта в мире? Давайте закроем всю легкую атлетику, всю борьбу, половину игровых видов. Почему именно к футболу такое отношение? Почему именно он должен быть прибыльным?»
 
Затем, на прошлой неделе, на пресс-конференции ту же тему затронула Ольга Смородская. «Они считают релевантными только 40 процентов наших доходов. А почему не 48 или 55? Мне эту цифру никто не доказал. На следующий год они могут посчитать 25. Это – волюнтаризм в чистом виде. Мне кажется, что УЕФА сознательно ограничивает конкуренцию в Европе, чтобы сильно не высовывались, чтобы играли только клубы-бренды. Вроде «Баварии» или «реального» «Мадрида», «Барселоны», – подчеркнула президент «Локомотива».
 
Ну а московское «Динамо», лишившись завоеванного спортивным путем права выступать в еврокубках, уже приступило к реорганизации, суть которой сводится к сокращению финансирования.  На прошлой неделе стало известно, что пост президента футбольного «Динамо» покинул Борис Ротенберг. «Ровно два года назад меня пригласили возглавить ФК «Динамо». Считаю, что за это время мы проделали очень большую работу.
 
Команда дважды занимала четвертое место в чемпионате России, удачно выступила в Лиге Европы, дойдя до 1/8 финала, – заявил Ротенберг. – Я посчитал правильным покинуть пост президента клуба, чтобы сосредоточить свое внимание на других видах деятельности, в том числе связанных со спортом». Да и правда: какой смысл вкладывать деньги в футбол, если теперь все решает не игра команды и не мастерство футболистов, а созданная УЕФА инстанция по финансовому контролю клубов (ИФКК)?
 
ИЗ ОФИЦИАЛЬНЫХ РАЗЪЯСНЕНИЙ УЕФА
 
Финансовый «фэйр-плей» направлен на улучшение общей финансовой стабильности европейского клубного футбола.
 
Финансовый «фэйр-плей» был одобрен в 2010-м и действует с 2011 года. С 2013 года клубы должны подтверждать свою безубыточность – то есть, что они не тратят больше, чем зарабатывают. Для оценки этого УЕФА создал Инстанцию по финансовому контролю клубов (ИФКК), которая каждый год проверяет показатели всех участников еврокубков за последние три года.
 
Первые санкции в отношении клубов, не выполнивших требований по безубыточности, были применены после первой оценки финансовых показателей в мае 2014 года. Первые санкции, вызванные несоответствием с критериями безубыточности, вступили в силу с сезона 2014/15.
 
В июне 2015 года в правила финансового «фэйр-плей» были внесены поправки. Главная цель – обеспечение более стабильного финансирования клубов при сохранении контроля над чрезмерными тратами. Новая редакция правил ФФП учитывает ситуации, когда клубы подверглись недавней реструктуризации или поглощению, а также неблагоприятные условия, в которых могут оказаться клубы из-за экономических потрясений или тяжелого положения их регионального рынка. С этого момента в поле зрения ИФКК впервые попали не только участники еврокубков, но также клубы, которые только собираются играть в еврокубковых турнирах в будущем.
 
Клубам разрешено тратить за расчетный период (три года) на пять миллионов евро больше, чем они зарабатывают. В определенной степени они могут тратить даже больше этого лимита, если только все траты полностью покрываются напрямую вложениями/платежами владельца (или владельцев) клуба или связанной с ним компании. Это помогает клубам избежать неконтролируемого роста долгов.
 
Пока существуют следующие лимиты:
 
• 45 миллионов евро в сезонах 2013/14 и 2014/15
• 30 миллионов евро в сезонах 2015/16, 2016/17 и 2017/18
 
Если владелец клуба делает инвестиции посредством спонсорского соглашения со своей компанией, компетентные органы УЕФА проведут проверку и, если это необходимо, сравнят соотношение расходов и доходов от данного соглашения с рыночными ценами. Согласно поправкам, если юридическое лицо или несколько таких лиц, имеющих отношение к одному и тому же владельцу или одной и той же государственной структуре, обеспечивает более 30 % от всех поступлений в клуб, то такое юридическое лицо автоматически попадает в категорию заинтересованной стороны.
 
Управляемые кредиты, взятые под проекты долгосрочного развития (строительство стадиона, академии, инфраструктуры и так далее), являются эффективной частью финансового планирования и остаются стандартной практикой для большинства отраслей. А вот кредиты под будущие доходы, которые берутся для поддержания ежедневной активности, выплат заработной платы и трансферных сумм, а также погашения краткосрочных обязательств, могут оказаться проблемными и нуждаются в чутком менеджменте.
Источник: uefa.com
 

Автор:  Дмитрий НИКОЛАЕВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку