Отдых с видом на COVID
09.08.2020
Курортный сезон в Крыму в этом году стартовал на два месяца позже обычного – первые гости поехали на полуостров с 1 июля. Собственно, если бы не курортно-туристический сектор, то регион долго оставался в изоляции – по 1,5 тыс. единиц транспорта в обе стороны через Крымский мост, снижение на 90% пассажиропотока в аэропорту Симферополь и не более 30% загрузки поездов из Москвы и Санкт-Петербурга в апреле-мае говорили о низкой востребованности полуострова вне туристической сферы. Как только было объявлено о трехступенчатом начале курортного сезона, жизнь забурлила и перешла в активную фазу подготовки к приему отдыхающих.
Как только Роспотребнадзор выдвинул первые требования к санаторно-курортным объектам и гостиничному сектору, стало ясно – отдых в Крыму станет дороже. Из соображений безопасности туристов санэпидемиологи потребовали заменить все поверхности в объектах размещения на моющиеся, то есть на клеенку и кафель вместо ковролина, обоев и дерева, еженедельно проводить обследование персонала на COVID-19, что подразумевает расходы в 1–1,5 млн рублей в месяц на средний отель, рециркуляторы, дезинфекторы, маски, перчатки и обязательную термометрию всех гостей несколько раз в день. Отдельно в рекомендациях Роспотребнадзора было прописано соблюдение социальной дистанции между столами в кафе и ресторанах при отелях, и поселение в один номер членов одной семьи, что тут же вызвало шквал негатива от приверженцев гражданских браков и свободной любви – как доказать, что человек тебе не чужой, не имея штампа в паспорте?
ЧТО ПО ЧЕМ
Но даже это не настолько влияет на цену, сколько обязательства проводить исследования на коронавирус персоналу. Для объекта на 50–70 номеров это 1 млн рублей дополнительных расходов, которые по факту являются выброшенными на ветер. Ежесуточно крымские лаборатории проводят до 2 тыс. исследований. Обслужить весь санаторно-курортный сектор они смогут только через месяц.
«Мы проводили подсчет и для выполнения требований Роспотребнадзора наценка на номер составила бы 100%, – говорит генеральный директор управляющей компании UPRO GROUP Тамара Черных. – Огромные вопросы и несогласие вызывает необходимость подписать «обязательство» объектов размещения, где в случае выявления заболевших COVID возлагается обязательство за свой счет обеспечить обсервацию гостей, находящихся в ближайшем контакте с данным гостем. Это ни физически, ни финансово не выполнимое требование».
Действительно, после протестов отраслевых объединений Роспотребнадзор согласился с наличием современных антисептических средств для обработки, не требующих замены всех покрытий в отеле. Даже тесты на COVID исчезли из обязательного перечня мероприятий к открытию сезона. Но полное финансирование двухнедельного карантина всех контактных лиц, в случае инфицирования гостя, вызвало не мало вопросов – постояльцы не находятся в отеле все время отдыха, и сколь стерильными бы ни были условия внутри объекта, за его пределами туриста ждет агрессивная бактериальная среда. Понятно, что все издержки вошли в калькуляцию стоимости отдыха. Равно как и простой с апреля по июль, и риски не отработать сентябрь из-за команды «стоп» на вторую волну коронавируса. Подорожание составило 10–30% в зависимости от категории объекта, но твердые «три звезды плюс» ниже 6 тыс. рублей на двоих с завтраком искать не стоит.
БОГАТЫЕ ТОЖЕ ЕДУТ
Небывалый спрос в этом курортном сезоне возник на отдых в премиум секторе. В Крыму он не сильно развит из-за отсутствия спроса – основной турист едет эконом-классом и предпочитает выбирать максимум комфорта за минимальную цену.
«Премиум сегмент выставляет большой ценник в силу спроса, поскольку таких объектов в Крыму можно по пальцам пересчитать. Средний чек здесь не отличается от других курортов и составляет €250–300 за номер на двоих с завтраком. Есть объекты с повышенным сервисом на территории больших комплексов, – говорит практикующий эксперт в интернет-маркетинге для туриндустрии и HoReCa, управляющий партнер компании SHELLDOR Наталья Прачук. – Структура спроса действительно поменялась. У нас шесть объектов разного класса, что дает возможность отследить динамику рынка. Во-первых, гости предпочитают высоко инфраструктурные объекты размещения, которые дают возможность пользоваться всеми услугами на территории: питание, развлечения, детский досуг и т.д. Потому что уровень доверия к такой инфраструктуре общего пользования очень низкий. Во-вторых, «новый турист», который активно бронирует виллы и коттеджи, привык к такому формату отдыха на курортах Испании, куда этим летом доступ запрещен. Поэтому говорить о всплеске спроса на лакшери сегмент не верно – это спрос на услуги от одного единственного поставщика. Чем больше возможности организации комплексного отдыха у отеля, тем больше доверия, тем выше спрос. Поэтому инфраструктурные объекты в этом сезоне чувствуют себя увереннее, чем те, кто предоставлял за минимальную цену минимальный сервис».
Какие эмоции и впечатления богатый турист оставит от отдыха в Крыму пока прогнозировать рано. Он привык сравнивать отдых по качеству и соотношению цены и сервиса, что для Крыма не совсем приемлемо. Все-таки, как здравница, полуостров развивался для жителей Русского Севера, а не для богатых нуворишей из обеих столиц. Поэтому заявки на аренду отдельного дома или коттеджа с бассейном и видовой площадкой за 2 млн рублей остаются актуальными – таких объектов в Крыму раз-два и обчелся, и их собственники не нуждаются в дополнительном заработке. Нет для любителей «мальдив и сардиний» должного уровня развлечений на полуострове.
«Мы не можем соперничать по туристическим ресурсам с Италией, Грецией, Францией и даже с Турцией, – говорит доцент кафедры туризма Таврической академии КФУ имени В.И. Вернадского, кандидат географических наук Игорь Вахрушев. – Наши туристические ресурсы востребованы у внутреннего туриста и таких объектов, как «Херсонес Таврический» для зарубежного туриста не представляют ценности, их много в других странах. А для российского туриста это ценность, поскольку из Херсонеса пошло крещение Руси. Поэтому представлять Крым на рынке как Турцию, Италию не имеет смысла – надо продавать Крым как Крым. У нас уникальный момент еще зацепить то поколение, у которого есть воспоминание и любовь к Крыму».
ДЕТИ ЗА БОРТОМ
Первым при упоминании детского отдыха в Крыму возникает образ «Артека». Детский центр, снискавший международную славу за 95 лет своего существования, в этом году вынужден отказать в приеме детей из других российских регионов. Рециркуляторы, дезинфекторы, антисептики и прочие атрибуты эпохи антивирусного сопротивления в здравнице федерального подчинения наготове еще с мая. Даже с изоляцией детей вместе с вожатыми на территории лагеря на всю смену в 21 день там были согласны, но Роспотребнадзор решил не рисковать погонами – детская оздоровительная кампания проходит внутри региона для детей с местной пропиской. В результате с 15 июля в «Артек» въехали 1060 ребят из Крыма и Севастополя, а остальным, так усиленно зарабатывавшим баллы личного рейтинга для путевки в детскую здравницу, предложили присоединиться к ним онлайн.
«Сегодня положительного решения по межрегиональному детскому туризму нет, – заявила главный санитарный врач Крыма Наталья Пеньковская. – С родителями дети приезжать могут, потому что это исключительно ответственность родителей, а все остальное – это решение на федеральном уровне».
Сколько детей остались сидеть на чемоданах в ожидании позволения съездить к морю сказать трудно. Но из 56 детских лагерей, внесенных в реестр Минобразования Крыма, заявки на работу в сезон подали 18 – часть из них выиграла тендеры на оздоровление детей льготных категорий, часть имеет договоры с отраслевыми профсоюзами на путевки в летнее время для детей сотрудников по льготной цене.
В ПРИЦЕЛЕ ЧАСТНИКИ
Со стартом активного сезона вновь обострилась тема «теневого сектора» приема и размещения туристов. Еще с 90-х годов прошлого века с момента увядания инфраструктуры крупных туристических объектов флаг гостеприимства приняли небольшие гостевые дома, где хозяева переселялись в сарай или гараж, сдавая комнаты постояльцам. Со временем эти дома превратились в мини-отели, с отдельными номерами, душевыми, сменой белья и горничными. В украинскую бытность на обучение персонала таких объектов выбивались гранды иностранных фондов, формируя у бывших гордых пролетариев навыки услужливости и коммуникабельности. В итоге частный сектор стал принимать 2/3 всего туристического потока, поскольку лояльность клиента для семейного бизнеса прежде всего. Но в этом сезоне гостевые дома ждала большая неприятность – благодаря изменениям Жилищного кодекса РФ прием туристов в жилом секторе стал под запретом, и как в этой ситуации быть тем, у кого жилой дом вне сезона используется по назначению, а в сезон становится постоялым двором, законодатель придумать не смог.
«Со времен украинского наследия перешла большая часть сектора приема и размещения туристов, – отмечает глава Ассоциации малых отелей Крыма Наталья Стамбульникова. – По новым законам две трети из них работать не имеют права, и чтобы их легализовать необходимо ряд изменений в закон. В частности, разрешить гостевые дома на землях индивидуального жилого строительства и ввести понятие «туристическое жилье» для тех домов, где отдыхающие проживают вместе с хозяевами».
К 1 августа по поручению главы Крыма Сергея Аксёнова региональное министерство туризма должно придумать план постепенной легализации объектов приема туристов. К этому сроку чиновники вместе с главами администраций должны обойти каждый километр побережья с выписками из реестра и визуально определить, перед ними гостиница или жилой дом?
«Мы понимаем, что в условиях кризиса, связанного с пандемией, многие оказались в сложной ситуации, людям необходимо работать, – подчеркнул Сергей Аксёнов на одном из заседаний правительства. – В связи с этим до конца курортного сезона контрольные мероприятия не будут проводиться. Тем не менее, на следующий год данной проблемы в повестке дня быть не должно. Всем необходимо помнить, что Крым сможет активно развиваться только тогда, когда есть налогоплательщики, а органами власти создан благоприятный климат для ведения бизнеса».
Нужно отметить, что с 1 июля текущего года Крым присоединился к экспериментальному налоговому режиму самозанятых лиц, к которым могут себя отнести арендодатели туристического жилья. Но проблему объектов коллективного размещения он не решит – налоговики настаивают на регистрации владельцев таких объектов индивидуальными предпринимателями с уплатой земельных и имущественных налогов наравне с гостиницами и курортными комплексами.
ПЕРСОНАЛ НЕ ПРИЕХАЛ
Сезонность работы объектов приема туристов формирует потребность в сезонной рабочей силе. До 2014 года каждый второй официант, горничная, повар, садовник, мойщик посуды и разнорабочий приезжали в Крым из Украины. Эти связи формировались не один десяток лет, и владельцы гостиниц знали, кого и за какие деньги они фрахтуют на лето. Но с переходом в другое государство украинские гастарбайтеры попали под такое же квотирование для работы в РФ, как жители бывших республик Средней Азии и прочие иностранцы. Патенты, разрешения, проверки ФМС и прочие прелести сократили поток трудовой силы из-за Перекопского перешейка, но оставили саму проблему – где брать линейный персонал в курортный сезон? В этом году к бюрократической волоките еще добавился запрет на пересечение границы без особых на то оснований, как и то, что иметь близкого родственника или уход за болящим членом семьи. Только с 15 июля в Крыму сняли обязательную двухнедельную обсервацию с тестом на коронавирус для всех прибывающих из-за границы, так что даже владельцы отелей с гражданством Украины не смогли вовремя подготовиться к сезону.
«Это проблема не только Крыма, с этим же сталкиваются отели Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, – считает глава Комитета по туризму, курортам и спорту Госсовета Крыма Алексей Черняк. – Сезон такой, все в авральном режиме».
Пролоббировать увеличение квоты для Крыма на иностранную рабочую силу у крымских парламентариев не получилось: не ясно, насколько ее нужно поднять, и кто будет отвечать, если она не пригодится. С планированием сезона у крымских чиновников всегда были проблемы, поскольку они всегда теряются в его составляющих, кроме одной – температуре морской воды и воздуха. Сколько в состоянии принять обветшавшая с советских времен туристическая инфраструктура у ответственных лиц лучше не спрашивать – они помнят про 8 млн туристов в год в 80-е годы прошлого века, но не помнят, что 4 млн приезжали по путевкам на лечение и оздоровление в межсезонье, плавно распределяя нагрузку на инженерные сети без резких всплесков. Теперь же, когда Крым воспринимается исключительно как место пляжного отдыха, на повестку дня выходят вопросы восстановления берегоукрепительных сооружений – время их постройки 70–80-е года прошлого столетия, срок службы 25 лет. И если не предпринять мер, очень скоро Южный берег Крыма вернет себе славу негостеприимного из валунов и скал.
С ОГЛЯДКОЙ НА 2021
В чем сходятся чиновники и участники рынка, так это в неоднозначности этого курортного сезона. Туристы едут на автомобилях, совмещая дикий отдых с остановками в отелях, причем отдых в палатках должен быть как в СССР, а в гостиничном секторе как в лучших курортах. Большой запрос на прокат автомобилей, на автокемпинги, на индивидуальное сопровождение гида и поездки на велосипедах. Курортники, которые раньше предпочитали Турцию, уже приезжают в Крым с неким негативным настроем вынужденного отдыха не там и не так, как они привыкли, и не находя здесь соответствия, раздраженно строчат отзывы в социальных сетях.
«В общем и целом сезон ожидается необычным, но по нашим оценкам, достаточно оптимистичным, – отмечает министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко. – Первые десять дней июля дали приток в 400 тыс. туристов, к концу месяца мы ожидаем 1,5 млн человек. Но, судя по бронированию на сентябрь-октябрь, у Крыма есть хорошие перспективы по межсезонью».
Все эти перспективы могут рухнуть в один день, если кривая заболеваемости COVID-19 пойдет вверх. Судя по переполненным пляжам, для соблюдения социальной дистанции в 1,5 метра нужно переселить половину курортников. Территории для этого есть, из 450 км подходящего под пляжи побережья облагорожено всего 100 км. Остальное относится к местам так называемого «дикого» отдыха, который для облагораживания нуждается в самой малости – строительстве инженерных сетей и дорог, создании инвестиционных площадок для возведения отельных комплексов. Пока же строить в голой степи, где нет ни света, ни воды, ни подъездных путей, желающих нет. Поскольку вложения в такой отель при жизни не отобьются, и их придется передавать по наследству. Что же касается власти Крыма, то она не в состоянии справиться с Федеральной целевой программой, которую вновь просят продлить еще на 2 года. К примеру, набережная им. Терешковой в Евпатории, которая должна была встретить первых курортников летом 2019 года, так и стоит в строительных лесах – до ее превращения в променадную зону еще далеко. А курортный Коктебель за 6 лет так и не обзавелся канализацией – грязные стоки по-прежнему стекают в море.
Фото из архива автора
Автор: Анна СЛАВИНА
Комментарии