НОВОСТИ
23.11.2024 10:50
Совладелец ТЦ «Зимняя вишня», где заживо сгорели 64 человека, вышел на свободу по УДО, отсидев всего 2 года
211
23.11.2024 09:35
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
213
22.11.2024 13:25
На петербургском оборонном заводе мигранты организовали производство жевательного табака
741
22.11.2024 10:45
В российских вузах студентов незаконно заставляют проходить опросы о подробностях интимной жизни
714
22.11.2024 08:35
Финансист из США втихаря пытается купить газопровод «Северный поток-2» в целях полного контроля энергоснабжения континента
1699
21.11.2024 15:35
Международный уголовный суд выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху
923
21.11.2024 14:10
Скандального экс-заммэра Нижнего Новгорода задержали при попытке бегства за границу
1326
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ПОДВЕНЕЧНАЯ ПЛАТА
Совместно с:
16.10.2014
КАВКАЗСКИЕ РЕСПУБЛИКИ БЬЮТ ВСЕ РЕКОРДЫ ПО СТОИМОСТИ СВАДЕБ
На Северном Кавказе к свадьбам относятся очень серьезно. Экономить на них не принято: и организация праздника обходится в астрономические суммы. В Нальчике, к примеру, за торжество на 70–80 гостей — а это далеко не предел — придется заплатить около миллиона рублей. При этом средняя зарплата в Кабардино-Балкарии сейчас, по официальным данным, примерно 20 тыс. рублей, то есть в 50 раз меньше. Вот и получается, что молодоженам и их родственникам приходится брать кредиты и залезать в долги. Впрочем, траты считаются оправданными, ведь, как говорят местные жители, «красивая свадьба — это хороший вклад в будущее семьи»
«Во время свадьбы две семьи показывают лучшее, что у них есть, одновременно создавая репутацию семье новой, — говорит нальчикский психолог Алим Хакулов, недавно сам женивший сына-студента и потому знающий, какие мысли приходят в голову родителям молодых. — Зная, что свадьба станет предметом разговоров надолго и рассказы о ней разнесут по всем знакомым и родственникам, которых почему-то не пригласили, стараются не ударить в грязь лицом. Особенно если в семьях есть еще дети, которых тоже надо будет женить и выдавать замуж».
Больше половины опрошенных в ЗАГСе невест сказали, что эта свадьба их жизни — первая и единственная, а потому жадничать не стоит.
«Мне мама говорила, что у нее за всю жизнь никаких праздников, кроме свадьбы, и не было, может, у меня так же будет», — сказала одна из них.
В Кабардино-Балкарии редкий молодой человек займется организацией собственной свадьбы без родителей и других близких родственников, от которых ожидается не только мудрый совет, но и финансовое участие — даже в том случае, если невесту парень выбирал, не советуясь со старшими. Мало кто из молодых может оплатить торжество достойного уровня самостоятельно, да и никто этого от них и не ждет.
«Свадьбы становятся все дороже и дороже, — рассказывает нальчанка Алина Долова, сотрудница салона красоты, за последний год побывавшая на свадьбах у трех своих близких подруг. — Сейчас торжество на 70–80 гостей, а это еще очень немного, обойдется семьям молодых в сумму от 800 тыс. до 1 млн рублей. Это средне-хороший уровень, свадьба, про которую скажут, что она приличная, но не шикарная».
Месяц назад Нальчик обсуждал торжество, где одно только подвенечное платье стоило 1 млн 200 тыс., но такое, конечно, немногие потянут.
Примерно в такую же сумму свадьба обойдется в Карачаево-Черкесии, но это в среднем, так как «непростые» свадьбы празднуются там с гораздо большим пафосом и размахом, чем у соседей. А вот в Дагестане, согласно национальным традициям, играются две свадьбы — «свадьба жениха» и «свадьба невесты», и 70 гостями обойтись там практически невозможно.
Полицейский Мансур Тенов, родившийся и выросший в Ингушетии, уверяет, что там и раньше, и сейчас — самые недорогие свадьбы на всем Северном Кавказе: «Все очень просто объясняется: у нас на свадьбах никогда не подают и не употребляют спиртное, что делает праздник чуть ли не вдвое дешевле, чем в других республиках Кавказа. Количество присутствующих зависит лишь от того, насколько велик род жениха, поскольку зовут всех и приходит, кто хочет. Дорожает наше свадебное торжество лишь настолько, насколько становятся дороже продукты, из которых готовят угощение, вот, пожалуй, и все».
В ИНГУШЕТИИ ЗА НЕВЕСТУ ПО-ПРЕЖНЕМУ ПЛАТЯТ КАЛЫМ
Согласно официальным данным, средняя зарплата в Кабардино-Балкарии составляет около 20 тыс. рублей, однако у большинства реальный заработок не превышает 14–15 тыс., а зачастую составляет и меньшую сумму. Поэтому, чтобы выдать замуж дочь или женить сына, большинству родителей сейчас приходится влезать в серьезные долги или брать кредит. Или и то и другое. Если, конечно, деньги не откладывались с момента рождения ребенка. В том случае, если родня дружная, можно рассчитывать на помощь родственников — не деньгами, так продуктами, транспортом, связями, знакомствами, участием в хлопотах.
У балкарцев свадебные расходы чаще всего делятся напополам между семьями жениха и невесты или по договоренности, у кабардинцев — традиционно ложатся на плечи жениха и его семьи. Приезжая на свадьбу, родные невесты привозят семье жениха в подарок крупную сумму денег. Но, как правило, этот дар не компенсирует и половины жениховских затрат.
Можно серьезно сэкономить, уменьшив количество гостей, выбрав ресторан попроще или одев молодоженов скромнее, но на это вряд ли кто пойдет. У жениха есть возможность сократить расходы, по договоренности украв невесту, а не забирая ее из родительского дома по всем правилам, как положено у кабардинцев. В этом случае значительно сократится количество подарков, которые он должен сделать будущим родственникам, и уменьшится число застолий. Но что люди скажут? Красть невесту — это не так респектабельно, как забирать ее по всем правилам.
В Ингушетии же за невесту по-прежнему платят калым. Другое дело, что теперь его сумма устанавливается духовенством республики и является одинаковой для всех. Это было сделано, чтобы поставить женихов с разными финансовыми возможностями в равное положение. Сумма калыма эквивалентна определенному количеству драгоценных металлов, пересчитывается с учетом инфляции, и сейчас уже составляет более 50 тыс. рублей, тогда как несколько лет назад равнялась 40 тыс. «Эту, официальную, часть калыма отдают во время сватовства, прилюдно. Но есть еще и неофициальная часть, которую жених передает невесте, когда они остаются один на один, — рассказал Мансур Тенов. — Сейчас минимальной для такого случая считается сумма 100 тыс. рублей, большинство вручают $5–6 тыс. Ну а кто может и хочет произвести впечатление — скажем, $20 тыс.
У МОЛОДЫХ ПОЯВИЛАСЬ ТЯГА К НЕКОЕЙ ИЗЫСКАННОСТИ
Мансур Тенов объяснил, что невеста впоследствии должна будет сделать впечатляющие подарки членам семьи жениха, и будущий муж таким образом помогает ей справиться с расходами. В его интересах, чтобы невеста и ее подарки всем понравились. Естественно, сумма «неофициального калыма» со временем тоже меняется и зависит от уровня цен и инфляции.
Директор нальчикского ЗАГСа Валентина Шериева не может сказать, насколько подорожали свадьбы за последние годы, но утверждает, что требования у брачующихся и их семей выросли: «У молодых появилась тяга к некоей изысканности, им хочется, чтобы все было красиво и в соответствии с традициями. Причем если раньше старались все торжественные мероприятия провести в один день, бегом, то теперь не торопятся, а наоборот, растягивают праздник. Красиво, не торопясь, делают предложение, потом день у невесты, на следующий день — сама свадьба. Все красивые старинные ритуалы проводят, всем приятно, и молодым, и старшим, и гостям. Свадеб «для галочки», чтобы успокоить родственников, уже не устраивают. Кольца прячут в букет, романтический ужин для молодых организуют, хоть это и не по традициям, но зато красиво. И пусть приглашают не 700 человек, как было модно раньше, а всего 150, но получается действительно впечатляюще».
Директор Дворца бракосочетания подчеркнула, что сейчас свадьбы с использованием национальных обрядов и ритуалов устраивают люди всех национальностей, живущих в Кабардино-Балкарии. Экономить на этом жители республики категорически не хотят.
«Начали возвращаться семейные ценности, — утверждает Шериева. — Красивая свадьба — это хороший вклад в будущее семьи».
В Ингушетии большинство женихов и невест стараются играть свадьбы именно так, как это делали отцы и деды нынешних ингушей. В Кабардино-Балкарии старинные национальные свадебные ритуалы используют скорее для украшения торжества и укрепления национального самоощущения.
«В Карачаево-Черкесии не так часто, как у нас, устраивают «национальные» свадьбы, — поделился впечатлениями нальчанин Анзор Ниров, побывавший на свадьбе сокурсника в КЧР. — Там все более по-европейски — например, свадебный стол, поведение участников праздника».
ДВА ПЛАТЬЯ БУДУТ СТОИТЬ ОКОЛО 100 ТЫС. РУБЛЕЙ
Некоторое время назад, когда в Кабардино-Балкарии начали активно возрождать и пропагандировать национальные традиции, стали входить в моду национальные свадебные платья, фащэ. Женихи тоже стали одеваться в черкески и сапоги, правда, значительно реже. Затем девушкам стало понятно, что отказываться от пышного белого платья, которое и надеваешь-то всего раз в жизни, глупо. И постепенно все привыкли к тому, что невесте нужны два свадебных платья: в одном, национальном, она посетит ЗАГС, в другом, вполне европейском, будет праздновать в ресторане.
«Фатима, моя подруга, решила фащэ заказать мастерице с именем, которая и вышивку на нем сделает красивую, и все детали выполнит правильно. Но оказалось, что пошив такого фащэ обойдется тысяч в семьдесят, не меньше, — рассказывает Алина Долова. — Поскольку Фатима не хотела выглядеть простенько, а такие деньги тратить не собиралась, она поступила умно: взяла у той же мастерицы фащэ напрокат, заплатив всего-навсего 10 тыс. рублей за два дня, на всякий случай. А другие мои знакомые заказывали, и что? У одной фащэ висит в шкафу, ждет своего случая, неизвестно, понадобится еще хоть раз, или нет. А рядом — свадебное платье из салона стоимостью 40 тыс., три ее зарплаты, которое уж точно не понадобится!»
К национальному свадебному платью потребуются чеканные пояс и нагрудник, национальные же украшения, специальная шапочка. Как правило, если в семье жениха или невесты не осталось фамильных аксессуаров, их проще попросить взаймы у знакомых или взять напрокат. Поскольку заказать все это у мастера или купить готовое, пусть и новодел, — это десятки тысяч рублей. Учитывая огромное количество свадебных салонов и ателье, платья для бракосочетания в Нальчике можно выбрать любые, и обойдутся два невестиных наряда около 100 тыс. рублей. Костюм жениха, если он женится не в черкеске, будет стоить, как нормальный хороший костюм, выбранный по вкусу и средствам владельца. Примерно так же выглядит стоимость свадебных нарядов и в Дагестане, и в Ингушетии, и в Северной Осетии.
В Карачаево-Черкесии невесты чаще обходятся одним платьем, и, как правило, европейским. Нальчанка, у которой сын женился на студентке из Черкесска, с радостным удивлением рассказала, что девушка даже не заикалась о двух свадебных туалетах, платье сама выбрала и сама купила. Правда, на взгляд будущей свекрови, дороговато — 55 тыс. рублей.
В Кабардино-Балкарии входит в моду одевать по собственному вкусу и подружек невесты. Бывает, что невесте хочется, чтобы ее подружки были одеты в одинаковые платья, как это принято на европейских свадьбах. Если она настаивает на этом, если сама выбирает цвет и фасон, то ей придется оплатить и пошив обновок для своих подружек.
Алина Долова считает, что пышные свадебные платья даже на Кавказе уже вышли из моды, невесты в Нальчике выбирают фасоны полаконичнее, и цвет сейчас котируется не белый, а сливочный, цвет топленого молока. А для платья лаконичного фасона нужно соответствующе выглядеть. «Поэтому сейчас все невесты, даже сельские, за месяц до свадьбы садятся на диету, начинают ходить на фитнес и на массаж, обязательно посещают солярий в ближайшем городе, чтобы быть с загаром. Накануне бракосочетания — дорогая прическа, маникюр, полная депиляция всего тела, в день свадьбы — макияж, выполненный профессиональным визажистом, — объясняет Алина Долова. — Ни одной невесте не хочется в этот день выглядеть деревенской девочкой. Суммарно это, наверное, тысяч в 15–20 сейчас обходится».
УЖЕ ТРУДНО ПРЕДСТАВИТЬ СВАДЬБУ БЕЗ ФЕЙЕРВЕРКА
Изменились в последнее время и традиционные свадебные подарки, которые составляют часть праздничных расходов, поскольку молодые их не только принимают, но и делают будущим родственникам. Если пару десятилетий назад новую родню жених и невеста одаривали шкатулками, бельем, полотенцами, рубашками, то сейчас в качестве небольших подарков чаще выступает электроника, бытовая техника, всевозможные гаджеты. Молодым же положено дарить нечто серьезное и полезное — от холодильной камеры до «Бентли».
Дорожают свадьбы и потому, что появилась возможность выписать к себе на торжество почти что настоящую звезду из столицы, чтобы та пела весь вечер. На одной из недавних нальчикских свадеб гостей развлекала специально выписанная из Москвы Полина Гагарина. Сколько ей было заплачено, неизвестно, но эту свадьбу обсуждали долго.
В Кабардино-Балкарии начали завоевывать популярность свадебные путешествия, которое раньше считались совершенно необязательными.
«Сейчас в свадебное путешествие ездят даже сельские жители, что раньше было у них абсолютно не принято и считалось даже странным, — рассказала Джульетта Мидова. — А теперь молодожены стараются хотя бы на Черное море съездить, если поженились в теплое время года. Или в Турцию, если зимой».
В последние годы в числе свадебных трат необходимо учитывать и обрядовую сторону бракосочетания. Больше половины пар в Кабардино-Балкарии сейчас не только регистрируют отношения в ЗАГСе, но и заключают мусульманский брак. Это подразумевает дополнительные расходы на приглашение священнослужителя, регистрацию, выдачу документа, ритуальные подарки.
Появились и быстро вошли в моду фейерверки, без которых в Нальчике уже трудно представить свадьбу. Конечно, можно обойтись китайскими петардами, которые продаются на каждом шагу, но можно обратиться и в специализированную фирму. Там сделают все красиво и безопасно, но обойдется этот свадебный фейерверк примерно в 10 тыс. рублей — зарплату воспитателя детского сада.
Фото: Валерий Мельников. РИА «НОВОСТИ»
В ТАКИЕ МОМЕНТЫ ЛЮДИ ТРАТЯТ, НЕ СЧИТАЯ
В Нальчике, городе с населением около 300 тыс. человек, работают десятки свадебных салонов и парикмахерских, ателье, специализирующихся на пошиве свадебных нарядов для невест, магазинов свадебной атрибутики и пунктов проката, предлагающих свадебные платья, как европейские, так и национальные, праздничную посуду, скатерти, мебель. А полгода назад открылся еще и магазин «Все для приданого», в котором перед свадьбой покупается все нужное и не очень: постельное белье, покрывала, белье, скатерти, домашняя одежда, мужские сорочки и многое другое, включая сундучки, корзинки и шкатулочки, которые могут и не пригодиться никогда. В нальчикских цветочных магазинах вам предложат специальные «свадебные» букеты — с подкрашенными цветами, позолотой, белоснежными лентами и прочим.
В последние годы в городе один за другим начали появляться залы торжеств — специально выстроенные и похожие на ангары помещения, предназначенные для проведения многолюдных праздников, и в первую очередь — свадеб. В зале торжеств под названием «Принц», который недавно выстроили на окраине Нальчика, администратор сообщил, что у заведения имеется большой зал для молодых, отдельные комнаты для старших женщин и старших мужчин, как это полагается на свадьбах, которые играют по народным обычаям, если нужно — есть музыка и место для танцев.
Стоит одно место в «Принце» 850 рублей, и в эту сумму входит три салата, шесть холодных закусок и четыре горячих блюда. Спиртные напитки, вода и соки в меню не входят и оплачиваются отдельно, как и услуги официанта. Для того чтобы заказать свадебное торжество на любое количество участников, необходимо сначала внести аванс — 30 тыс. рублей. Подобный зал торжеств есть теперь не только в каждом районе Нальчика, но даже в некоторых селах, и ни один из них не простаивает.
Такие залы сейчас популярны и в Дагестане. Там аренда помещения, рассчитанного на 500 человек (средняя свадьба), стоит от 40 тыс. рублей за вечер. Но еду, как правило, не заказывают там же. Ее готовят специально приглашенные женщины, которым тоже нужно заплатить, но меньше, чем взяли бы в зале торжеств. По мнению уроженки Махачкалы, Ирины Гарбуз, в Дагестане свадьбы становятся все дороже именно потому, что там активно работает так называемый «свадебный бизнес».
«Свадьбы — это то, что будет всегда и на чем можно заработать хорошие деньги, — считает женщина. — Сами знаете, в такие моменты люди тратят, не считая. Вот им и предлагают миллион дорогих и, по большому счету, ненужных вещей и услуг».
В Ингушетии же свадьбы празднуют исключительно дома, подготавливая все собственными силами. По мнению жителей республики, у них и рестораны-то открывают, в основном, в расчете на приезжих. Однако если все-таки найдутся желающие устроить свадебное торжество в ресторане, обойдется это в среднем в 1 тыс. рублей на человека.
«На мой взгляд, ингушская свадьба может стать дороже, только в случае, если ее участникам захочется излишеств — например, икры ложками или свадебный лимузин из Пятигорска», — говорит Мансур Тенов.
«Почему на Кавказе свадьбы дорожают? — задумывается хозяйка нальчикского свадебного салона Людмила Мовсесян. — Да потому, что все дорожает — электричество, бензин, продукты, ткани, услуги. Молодежь сейчас моментально узнает обо всем новом, им это новое сразу подавай, а сколько это стоит, их разве волнует?»
А психолог Алим Хакулов считает: главная причина того, что кавказская свадьба не подешевеет никогда — это кавказский же менталитет.
«Мой московский друг, хороший, раскрученный адвокат, 20-летнему сыну, который собрался жениться, говорит: на выбор — даю тебе или на свадьбу в ресторане, или на мотоцикл. Тот отвечает: мотоцикл, без ресторана обойдемся, в кафе сходим, — говорит Хакулов. — Ни один кавказец такого решения не примет, сами понимаете. На Кавказе к рождению человека, его свадьбе и смерти вообще относятся гораздо серьезнее, чем в других регионах России».
МНЕНИЕ:
Джульетта Мидова, этнограф и журналист:
«У женихов и невест изменились требования, им хочется играть свадьбу одновременно и в национальных традициях, и по-европейски. Если раньше свадьбы игрались дома, и с этим было связано множество красивых и добрых ритуалов, то теперь у молодых это считается непрестижным, даже если дом великолепный. Нынче обязательно устраивают свадьбу в городском ресторане, даже если жених и невеста — из одного села. Каждая вторая пара устраивает свадьбу и в городе, и в селе. В городе, в ресторане — это молодым кажется «комильфо», зато в сельском доме, особенно летом, можно принять неограниченное количество гостей. Но расходы в результате возрастают вдвое, если не втрое. Мне кажется, свадьбы сделал очень дорогими этот модный нынче коктейль из национального и европейского. Когда людям хочется сочетать по большому счету несочетаемое, это всегда обходится дороже».
Автор: Юлия ВЕРНИКОВСКАЯ
Совместно с:
Комментарии