НОВОСТИ
В Петербурге обнаружены останки убитого 20 лет назад журналиста
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Похорошела ли Москва при Собянине?

Похорошела ли Москва при Собянине?

Похорошела ли Москва при Собянине?
28.05.2019

Наступило лето и строительный сезон! Последние семь лет в Москве реконструируют улицы, абсолютно каждый год возникают одни и те же проблемы: жители недовольны, бизнес волнуется, соцсети разрываются от критики и так далее. Доходит даже до того, что компания КБ Стрелка улицами не занимается, а всё равно в каждом посте прогрессивные депутаты и городские активисты по привычке кидают в них камни.

С новыми улицами есть как объективные проблемы, так и объективные достижения, но ежегодный парад негодования говорит о системных сбоях в работе города с самими жителями. Это можно исправить, но для этого придётся поменять подходы к управлению городом и качественные показатели для департаментов. Решение, как ни странно, одно для всех проблем.

Проблема качества

Каждый год в Москве реконструируют десятки улиц. На это есть две предпосылки:

Практически все улицы конструктивно и морально устарели. Дело не в качестве асфальта или разметки, сам дизайн улиц больше напоминает скоростную дорогу — это нужно исправлять.

Есть целая армия благоустроителей и аппетиты комплекса ЖКХ — люди должны работать, а средства осваиваться, для этого нужны большие объёмы работ. Не важно, что и как делать, главное делать и отчитываться тысячами кубометров асфальта и сотнями километров улиц.

Эти две причины накладываются на технологические процессы: работы много, хотят успеть всё сделать за один год, торопятся и получается тяп-ляп. Можно ускорить логистику подвоза материала, закупать типовые элементы и применять технику, но нельзя ускорить работу археологов, застывание бетонной подушки или время утрамбовки основания.

Капитальная реконструкция улицы — долгий и нудный процесс, который обычно занимает несколько лет. В Москве же стараются всё сделать за один год «ко дню города», поэтому из проектов выкидывают нестандартные решения, не делают ливнёвки, не меняют коммуникации сетевых компаний, не соблюдают технологические процессы и элементарные правила безопасности. Хвалят за количественные рекорды, а не за качество.

Проблема критики

Десятилетиями людей кормили историями про расширение улиц, бесплатные парковки и плюсы от подземных переходов — обыватели не задумываются, что улица нужна для чего-то большего, чем проезд на машине от точки А до точки Б. Когда к таким людям приходят таджики и начинают убирать парковки или сужать полосы, случается синий экран смерти в голове. Люди консервативны, поэтому начинаются вопли про 14 месяцев зимы, коллапсы, автомобильные права и прочие вещи — это нормально, с этим нужно уметь работать.

В Москве царят армейские подходы к благоустройству, которые не предусматривают мнение и само существование жителей города. Людей вполне могут забыть в принципе предупредить о выходе рабочих: утром вы уезжали на работу по привычной улице, а вечером вернулись на поле боя. Про учёт стороннего мнения вообще можно не говорить, в лучшем случае учитывают интересы крупного бизнеса и федеральных ведомств вдоль улицы. Эти проблемы не решить Активным гражданином.

Критика будет всегда, но её количество можно уменьшить — нужно всего лишь говорить с жителями. Ещё на стадии предпроекта с жителями и бизнесом должны работать антропологи, исследователи и урбанисты: выявлять проблемы, узнавать потребности, объяснять простые вещи и формировать будущее видение. Лишь после этой работы можно составлять концепцию, согласовывать её с жителями и выходить на работы. Это индивидуальная работа, она требует времени, зато жители и все причастные понимают смысл и результат работы.

Я часто рассказываю про западные примеры недорогих и простых решений — городские власти применяют тактический урбанизм как раз для наглядной демонстрации своих предложений. Если жители боятся убрать одну автомобильную полосу под озеленение или велосипедистов, то можно в тестовом режиме показать демо-версию и убедить критиков. Заодно это помогает учесть все ошибки перед выходом строителей и капитальной реконструкцией — проще заложить полгода-год на тест-драйв решений, чем потом объяснять налогоплательщикам причины ошибок и переделки свежей улицы.

Нужно больше времени

Некачественные проектные решения, разваливающаяся плитка, критика жителей и большинство других проблем реконструкции московских улиц упирается лишь в одно — неадекватные сроки. Если победить проектные ошибки и свести брак к минимуму при дефиците времени реально, то для работы с жителями нужны специалисты и время — эту работу нельзя спланировать точно и ускорить нейросетями.

Если не пытаться сделать 50 улиц за полгода, а остановиться хотя бы на 20 и за три года, картина будет совершенно иной: будет время детально проработать все места, объяснить людям плюсы от дерева под окнами вместо парковки, следить за качеством и даже модернизировать ливнёвку и другие коммуникации. Так дольше и сложнее, недовольные всё равно будут, но у чиновников и архитекторов будет армия сторонников на каждой улице. Пока же хорошая и правильная задумка полностью убивается реализацией.

Аркадий Гершман, урбанист

Источник



Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку