НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

Попасть в точку

Попасть в точку
Автор: Александр КРУГЛОВ
Совместно с:
09.03.2017

Когда высокоточное оружие заменит стратегические ядерные силы

В начале этого года министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что уже в ближайшем будущем ядерное оружие перестанет играть ведущую роль в стратегическом сдерживании, на первый план выйдут современные неядерные системы, где наиболее эффективными будут высокоточные средства поражения. Корреспондент газеты «Совершенно секретно» выяснил, какие достижения в создании высокоточного оружия в России заставили министра обороны страны, обладающей крупнейшими запасами ядерного вооружения в мире, делать такие смелые заявления.

В Минобороны России утверждают, что до 2021 года более чем в четыре раза повысят боевые возможности отечественных стратегических неядерных сил, что позволит в полной мере решить проблему военного сдерживания. Очевидно, что эти заявления делаются вдогонку решениям руководства страны. Напомним, что в конце декабря прошлого года Президент России заявил, что страна планирует вывести стратегические неядерные силы на качественно новый уровень. Тогда же военному ведомству было поручено сосредоточиться на обеспечении сбалансированного развития всех видов и родов войск, в первую очередь продолжив освоение высокоточного оружия.

Так будет выглядеть кинетическое оружие, размещённое в космосе

Фото: m-bratstvo.ru

ПОПАСТЬ В ОКНО ДОМА

По оценкам большинства опрошенных газетой «Совершенно секретно» специалистов высокоточного оружия, оно будет определять характер будущих войн. И это при том, что термин «высокоточное оружие» появился сравнительно недавно. Около двадцати лет назад так стали называть все управляемые системы вооружения, способные первым выстрелом и с высокой точностью поражать цель на заявленной дальности. Такое оружие позволяет наносить исключительно меткие удары по атакуемым объектам. Например, современная высокоточная ракета способна гарантированно попасть в окно дома на расстоянии нескольких тысяч километров. Классическое высокоточное оружие – это артиллерийские комплексы управляемого вооружения, различные виды торпед, управляемые авиационные бомбы. Эталоном такого оружия являются ракетные комплексы, в частности американская многоцелевая высокоточная дозвуковая крылатая ракета BGM-109 Tomahawk.

Руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок рассказал газете «Совершенно секретно», что в настоящее время высокоточное оружие всё ещё не способно полноценно заменить ядерное, однако, по его прогнозам, через десять – пятнадцать лет оно действительно станет основным средством поражения для высокотехнологичных армий мира. «Это произойдёт за счёт новых средств доставки, полагаю, в первую очередь носителями высокоточного оружия станут ударные беспилотные системы, которые смогут действовать на суше, воде и воздухе. Кроме того, произойдёт прорыв в развитии оружия на новых физических принципах, в том числе лазерного, гиперзвукового вооружения, которое обладает всеми свойствами высокоточного. Возможно, уже в ближайшее время будет значительно снижена стоимость высокоточного оружия – это чуть ли не главный недостаток этих систем вооружения. Нужно подчеркнуть, что сегодня в России следуют современным трендам, в Российской армии меняется структура вооружения. Отечественная оборонная промышленность смогла догнать и в некоторых сферах перегнать признанных лидеров в этой отрасли вооружения – американцев».

 

ГЛАВНЫЙ «КАЛИБР»

В последние годы регулярно звучат заявления, что российские военные разработки в сфере высокоточного оружия продвинулись далеко вперёд. Флагманом в создании этого оружия является Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». За три минувших года только это предприятие ОПК разработало порядка десятка образцов современного высокоточного оружия. В частности, создана ракета Х-35УЭ, способная поражать цели на расстоянии до 260 километров, что в два раза превосходит возможности предыдущей модели боеприпаса такого типа.

Российская дозвуковая маловысотная противокорабельная ракета Х-35 атакует цель на высоте около трёх метров над уровнем моря, то есть ниже уровня палубы корабля, что делает её трудно обнаруживаемой для радиолокационных станций. Такие ракеты могут размещаться на надводных кораблях, истребителях типа МиГ-29К, а также мобильных пусковых установках – таких как береговой ракетный комплекс «Бал». Кроме того, у ракеты появилась уникальная головка самонаведения, которая невосприимчива к радиолокационным помехам, выставляемым противником. Была усовершенствована и высокоскоростная ракета противолокационного действия Х-31ПМ, которая имеет увеличенную дальность полёта в 260 километров. Она получила новые систему наведения и двигатель, что делает её полёт непредсказуемым и смертоносным для противника. Х-31ПМ применяется для уничтожения морских надводных целей, радиолокационных станций и зенитных ракетных комплексов типа Patriot

Кроме того, недавно на вооружение Российской армии поступила авиаракета тульского предприятия НПО «Сплав» С-80ФП. Эта современный и эффективный боеприпас может использоваться различными типами самолётов и вертолётов для поражения живой силы, а также надводных и наземных целей. Разработка С-8ОФП открывает возможность создания на её основе целого ряда высокоэффективных авиационных боеприпасов, в том числе малогабаритных корректируемых и управляемых ракет. Также в прошлом году НПО «Базальт» завершило испытания планирующей авиабомбы «Дрель». Новый снаряд не имеет двигателя, но способен планировать с высоты до 14 километров, дальность при отходе от носителя – за 30 километров, что позволяет применять бомбу, не заходя в зону действия ПВО. Боеприпас является высокоточным, поскольку снаряжён 15 самоприцеливающимися боеголовками.

Гордостью же российского ОПК последних лет, несомненно, стала крылатая ракета морского базирования большой дальности «Калибр-НК», созданная екатеринбургским Опытным конструкторским бюро «Новатор». Напомним, что ракеты этого типа были впервые испытаны во время боевой операции в Сирии. Всего было заявлено о 54 официальных пусках по целям в Сирии. «Калибрами» стреляли как малые ракетные корабли Каспийской флотилии (в частности, был произведён групповой пуск на дальность свыше 1500 километров), так и из акватории Средиземного моря. А из подводного положения запуск производила подводная лодка «Ростов-на-Дону». Официально сообщается, что эти крылатые ракеты обладают феноменальной точностью. Характеристики «Калибра» до сих пор не раскрыты, но сообщается, что эта высокоточная ракета опережает известные зарубежные аналоги, превышая их по дальности и эффективности поражения цели, в том числе по своим характеристикам превосходит аналогичную американскую систему BGM-109 Tomahawk. В Минобороны заявляют, что все новые подводные лодки и корабли будут со временем оснащены «Калибрами», составив основу российской группировки носителей высокоточного оружия.

 

 БЕЗ ПРЯМОГО ВВОДА ВОЙСК

Ряд экспертов считают, что за короткий срок Россия смогла создать высокоточные средства поражения, которые ничем не уступают передовым современным разработкам. Помимо перечисленных систем, к современному высокоточному вооружению относится оперативно-тактический комплекс «Искандер», который имеет специальный вид высокоточного боевого оснащения, способен гарантированно уничтожать цели на расстоянии до 2500 км. В безъядерном варианте как высокоточные ракеты могут использоваться РТ-2ПМ2 «Тополь-М» и PC-24 «Ярс» с запредельной дальностью – 9000 км и 12 000 км.

Эти достижения заставляют экспертов говорить, что качественно Россия не уступает ни одной стране в мире. Однако у США сегодня остаётся значительное преимущество в количестве и видах единиц высокоточного оружия – например, значительно больше крылатых ракет морского базирования и крылатых ракет воздушного базирования.

Также американцы обладают серьёзным опытом использования высокоточного оружия в боевой обстановке.

Массированное показательное применение высокоточного оружия было продемонстрировано в ходе операции сил НАТО против Югославии в 1999 году. Широкое применение крылатых ракет и высокоточного оружия позволило НАТО выполнить поставленные задачи без прямого ввода войск и проведения наземной военной операции. В Югославии управляемое оружие избирательно поражало военные объекты, сводя к возможному минимуму риск. Как считают в Пентагоне, это позволило максимально сократить потери среди мирного населения и избежать разрушения гражданской инфраструктуры. (Вряд ли с этим согласны сербы. – Ред.)

В том числе по результатам этой операции в США была разработана программа, которая должна помочь Пентагону только за счёт создания суперэффективных неядерных средств достигнуть глобального военного превосходства. Эта программа, главной целью которой стала способность наносить молниеносные удары по источникам угрозы, получила наименование концепции быстрого глобального удара – Prompt Global Strike. Конечная цель – возможность нанести быстрый удар неядерным вооружением по любой точке планеты и вывести из строя стратегические объекты противника в течение одного часа. По сути, эта концепция принята американскими военными почти двадцать лет назад, когда только возник термин «высокоточное оружие». Это пока всего лишь теория, но её уже опробовали в 2012 году, проведя командно-штабное учение с компьютерным моделированием боевой обстановки, во время которого была протестирована возможность нанесения массированных ударов с использованием существующих и перспективных образцов высокоточного оружия

Условно программа разделена на три части. Первый компонент практически реализован – это обычные межконтинентальные ракеты, оснащённые высокоточными неядерными боевыми блоками, в том числе «кассетными», которые представляют собой набор суббоеприпасов индивидуального наведения. Наиболее интересным было бы оснащение такими блоками ракет морского базирования типа Trident II D5, и именно они как носители приоритетно рассматривались американскими военными.

Вторым компонентом средств Prompt Global Strike могут стать стратегические крылатые ракеты с гиперзвуковой скоростью. Неядерное вооружение будет базироваться на гиперзвуковом носителе, испытания которого уже ведутся. Это объясняет тот факт, что американцы так фанатично финансируют проекты по созданию электромагнитного оружия рельсотрона и гиперзвуковых боеприпасов. (См. «На военные рельсы», «Совершенно секретно», № 12/389, декабрь 2016.) Пока действующих образцов этого оружия не создано, однако проводятся испытания целого ряда прототипов, наиболее известный из которых – X-51 Waverider. Это небольшая ракета, носителями для которой могут использоваться самолёты дальней авиации. Результаты и технологии, отработанные на этой тактической ракете, могут быть применены для создания значительно более дальнобойных систем. Параллельно ведётся разработка более сложных гиперзвуковых аппаратов, таких как Falcon HTV-2 и AHW. По сути, это сложные и тяжёлые боевые блоки, запускаемые ракетами-носителями и планирующие в атмосфере с большой скоростью.

Третьим компонентом быстрого глобального удара (Prompt Global Strike) может стать кинетическое оружие – во всяком случае, в своё время американцы всерьёз обсуждали проект «Тор». Идея позаимствована из научной фантастики, основная суть заключается в создании на космической орбите групп боевых спутников. Ударные аппараты оснащаются тугоплавкими шестиметровыми вольфрамовыми стержнями – «жезлы господни», как иронично прозвали это оружие; другие используются как система наведения и целеуказания. После получения команды на применение стержни с высокой точностью сбрасываются с орбиты. Во время полёта они разгоняются до скорости порядка 3500 м/с, что даёт в точке удара высвобождение энергии, эквивалентной взрыву 12 тонн тротила. Официально было заявлено, что проект не продвинулся дальше чертёжной доски, причиной стал Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, заключённый в 1967 году и запретивший оружие космического базирования.

И всё же, несмотря на достаточно перспективные планы концепции Prompt Global Strike, в последние годы в Пентагоне, похоже, задумались, сможет ли высокоточное оружие полностью заменить оружие массового поражения или так и останется весьма эффективным, но всё-таки вспомогательным видом вооружения. Показательно, что в июле прошлого года Военно-воздушные силы США запросили у оборонной промышленности проекты новых межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования и крылатых ракет воздушного базирования. Новые установки должны с 2027 года заменить около 450 американских межконтинентальных баллистических ракет Minuteman III, которые впервые были приняты на вооружение в 1970 году и являются носителями ядерного оружия. Также планируется сменить крылатые ракеты AGM-86B класса «воздух – земля» с термоядерной боевой частью, эксплуатируемые с начала 1980-х годов. Значит, говорить о полной замене ядерного вооружения высокоточным, по крайней мере в ближайшие десять лет, преждевременно.

 

«ВСЕ РОССИЙСКИЕ ПРОГРАММЫ СТРОГО ЗАСЕКРЕЧЕНЫ»

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса, военный эксперт Виктор Мураховский рассказал газете «Совершенно секретно», что некоторые средства неядерного вооружения сопоставимы по своим возможностям с тактическими ядерными боеприпасами малого калибра:

– О высокоточном оружии говорилось давно, задолго до последних высказываний Сергея Шойгу, ещё в советское время. Первыми эту теорию стали продвигать американцы в своей концепции Prompt Global Strike. Россия также работает в этой области, но по своим планам и программам, которые значительно отличаются от американских. Есть различия и в общем видении, и в средствах, которые могут быть использованы для быстрого удара. В большинстве своём российские программы строго засекречены. В том числе поэтому сегодня сложно сказать, достигли ли Россия и США паритета в области высокоточных вооружений. Наверное, в одних сегментах впереди Россия, в других лидируют американцы.

Тем не менее сейчас, после некоторого застоя, наша страна значительно продвинулась в создании отдельных систем высокоточного оружия. Очевидно, этому способствует научно-технический задел, созданный в советский период. Не стоит ожидать каких-то быстрых прорывов в этой сфере – такое оружие создаётся десятилетиями. Сегодня нельзя так просто приказать создать какой-либо тип высокоточного оружия и завтра уже получить какое-то техническое решение. Для разработки перспективных вариантов этого вооружения потребуется много времени. Но очевидно, что технологичные оборонные комплексы различных стран усиленно работают над проектами по созданию высокоточного оружия и эта тенденция сохранится в ближайшие десятилетия».


Автор:  Александр КРУГЛОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку