НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ПОРТРЕТ «АГРЕССОРА»

ПОРТРЕТ «АГРЕССОРА»

ПОРТРЕТ «АГРЕССОРА»
Автор: Игорь МОРЖАРЕТТО
Совместно с:
06.11.2015
 
«Знаковые аварии» в Москве, случившиеся в последние дни, лишний раз показали пробел в российском законодательстве: у нас отсутствует определение «опасное (агрессивное) вождение». И, соответственно, за это нарушение не предусмотрено никакого наказания. 
 
В итоге виновник аварии может отделаться небольшим денежным штрафом… И вернуться на дороги – до следующей аварии.
 
Между прочим наказание за агрессивное (или опасное) вождение существует во многих странах мира. И хотя в некоторых государствах эти понятия разделяют, речь везде идёт о перечне недопустимых действий водителя, которые представляют опасность для всех участников дорожного движения.
 
В недлинном списке есть такие действия, числом до десяти: многочисленные немотивированные перестроения из полосы в полосу, опасное несоблюдение дистанции, периодические резкие ускорения и торможение, попытки согнать со своей полосы другие автомобили (моргание дальним светом, звуковые сигналы), перестроения без включения сигналов поворота, агрессивная жестикуляция в адрес других водителей… За такие действия водителей наказывают куда строже, чем за простые нарушения. Так, в Германии за агрессивный стиль вождения водителя оштрафуют на 250 и более евро и могут лишить прав на три месяца. Даже если ничего на дороге по вине лихача не произошло!
 
В Великобритании опасное вождение считается в ряде случаев уголовным преступлением и карается сроком до двух лет лишения свободы и (или) штрафом, сумма которого не ограничена (её назначает суд). В половине американских штатов агрессивное вождение тоже может считаться «уголовкой» – за это положен крупный штраф (от 500 до 2500 долларов), общественные работы или тюремное заключение.
 
И в Японии нарушителей ждёт не только крупный штраф, но и исправительные работы (до шести месяцев). Опаснее всего проявлять агрессию за рулём на дорогах Австралии – там за это водителя могут оштрафовать на сумму до 5500 долларов и лишить прав на срок до трёх лет; за повторное нарушение – лишение прав на пять лет и/или тюремное заключение.
 
У нас же любителей «поиграть в шашки» на обычных дорогах максимально могут наказать лишь по одному из составов правонарушения – скажем, за превышение скорости.
 
И всё! В то же время все попытки ввести в ПДД и КоАП термин «опасное (агрессивное) вождение» проваливались по нескольким причинам. Во-первых, потому что поправки предлагали депутаты Госдумы от ЛДПР (по сложившейся в парламенте практике самая большая фракция «торпедирует» все предложения «оппозиции»). Во-вторых, в МВД не понимали, каким образом будет администрироваться это положение… Впрочем, такие сомнения никуда не ушли, но время (а также президент) потребовали, чтобы закон про опасную езду был. И он будет!
 
На днях МВД РФ разместили для общественного обсуждения проект постановления правительства РФ «О внесении изменений в Правила дорожного движения». После ряда консультаций чиновники сформулировали-таки определение, что считать «опасным вождением».
 
В проекте это выглядит так: «Опасное вождение» – создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для движения путём неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением ПДД, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону».
 
Проект вывешен на сайте regulation.gov.ru для обсуждения. По заверениям начальника ГИБДД РФ генерала Нилова, предложения и поправки только приветствуются.
 
Пользуясь этим, мы предлагаем добавить в список ещё несколько «составов преступления»: «обгон по обочине» и «оказание давления на других водителей путём подачи световых или звуковых сигналов». Согласны? И обязательно указать, что «опасное вождение» – это неоднократное совершение нескольких (трёх и более) из перечисленных действий. Скажем, разгоны/торможения, перестроения из ряда в ряд, несоблюдение дистанции… Похоже на портрет «агрессора»? 
 
Словом, в том или ином виде, но такое определение в ближайшее время появится в правилах дорожного движения, ведь на то есть прямое указание президента. Для этого, тем более, требуется лишь постановление правительства. А вот что будет дальше – уже интересно и не так однозначно. Ведь под нарушение надо прописать наказание, и тут мнения законодателей (это их теперь задача) расходятся. Разброс предложений – от штрафа 5 тыс. рублей до двух лет на «зоне». Скорее всего, сойдутся на высоком штрафе (скажем, 15–30 тыс.) и запрете на вождение на год.
 
Но и это не самое главное! Главное – как доказать, что водитель намеренно нарушал ПДД и тем самым создавал угрозу всем участникам движения, а не объезжал семью выбежавших на шоссе ёжиков? Он ведь наверняка на это будет упирать, если его остановит гаишник!
 
И тут есть несколько вариантов действий. Изобретать ничего не надо – стоит только посмотреть на опыт других стран, где понятие «агрессивной езды» существует не первое десятилетие. Первые два пункта вроде бы сделать несложно: обязать правоохранительные органы и суды принимать в качестве доказательства видеосъёмку, сделанную водителями (сейчас не обязательно), а так же принимать сигналы от водителей по специально выделенной телефонной линии, которая должна действовать по всей стране. И немедленно реагировать на эти сигналы! Пока же всякий может провести маленький эксперимент – попытаться сообщить о том, что какой-то человек в пьяном виде сел за руль и уехал… Пробовал вариант и с телефоном 02, и 112 – бесполезно! Пересылают от одного оператора к другому – а время уходит…
 
Словом, скоро положение такое в ПДД будет. Появится и наказание в КоАП. Только вот понимания, как и кого надо наказывать, от этого не прибавится. Хотя проблема есть, и «агрессоров» на российских дорогах – между «много» и «очень много». Так что ездить иногда страшно…
 

Автор:  Игорь МОРЖАРЕТТО
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку