НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ПОСТАВИТЬ НА ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ

ПОСТАВИТЬ НА ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ

ПОСТАВИТЬ НА ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ
Автор: Анна АСТАХОВА
Совместно с:
07.10.2015
 
ПОЧЕМУ ЧИНОВНИКИ РЕШИЛИ УЖЕСТОЧИТЬ ОБОРОТ НАГРАДНОГО ОРУЖИЯ
 
В России готовится законопроект об изменении федерального закона «Об оружии». Круглый стол на эту тему прошел 28 сентября в Государственной думе РФ. По словам члена Комитета по безопасности и противодействию коррупции Ильи Костунова сейчас собираются «разработать механизм, по которому человек, получивший в наследство или нашедший оружие, мог бы оформить его в собственность».
 
Предлагается, в частности, разрешить передавать боевое короткоствольное ручное стрелковое наградное оружие по наследству. Правда, при этом оружие должно будет пройти процедуру охолощения, то есть лишения боевых свойств. Также речь идет о введении лимита на награждение оружием, создании единого контролирующего органа, а заодно и выявления тех, кто получил наградное оружие без должных на то оснований. В нюансах происходящего разбирался корреспондент «Совершенно секретно».
 
На рабочем столе Дмитрия Рогозина, заместителя председателя правительства РФ, председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации лежит письмо следующего содержания: «Я дочь генерального конструктора Шипунова Аркадия Георгиевича, разработчика комплексов современного высокоточного вооружения, академика Российской академии наук, Героя социалистического труда, 44 года возглавлявшего тульское КБ «Приборостроения», очень прошу вашего содействия в передаче в семью наградного оружия, которым в свое время отметило Министерство обороны России труд моего отца, в память об Аркадии Георгиевиче. Оно останется знаковой страницей в летописи нашей семьи». И таких обращений немало.
 
До сих пор больше всего мой муж жалеет, что великолепное охотничье ружье, подаренное его деду лично императором, было утрачено. По сути, это была родовая реликвия, память и гордость семьи, что подтверждала красивая табличка с короной, фамилией, именем, отчеством и надписью «За храбрость» на прикладе. Не говоря уже о том, что оружие это было историческим и наверняка имело музейную ценность. Но, после смерти деда, в шестидесятые годы прошлого века, его вдова, по требованию участкового, законопослушно отнесла ружье в советскую милицию. Куда оно потом ушло, было ли уничтожено или заброшено на какой-то склад, или протирает бархат в музее, или, как вариант, лежит в чьей-то частной коллекции со свинченной и выброшенной табличкой, никому неизвестно… Вот так и пропадает наша история.
 
УРАВНЯТЬ В ПРАВАХ
 
В соответствии с законодательством, наградным оружием в России считается «гражданское, боевое короткоствольное ручное стрелковое и холодное оружие, полученное гражданами РФ в качестве награды на основании указа Президента РФ, постановления правительства РФ, наградных документов глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств, а также на основании приказов руководителей государственных военизированных организаций (МО РФ, МВД РФ, СВР, ФСБ, ФСО, МЧС и др.».
 
Государственные ведомства ежегодно тратят на приобретение наградного оружия, в число которых входят не только клинки, сабли, но и ружья, и пистолеты, миллионы рублей. Сегодня наградные фонды, куда входит как холодное, так и огнестрельное оружие, имеют практически все силовые ведомства, включая таможенные органы, Федеральную службу исполнения наказаний, Минюст и Генпрокуратуру. «Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» устанавливает, что наградным оружием может быть гражданское, боевое короткоствольное ручное стрелковое и холодное оружие, а также патроны к нему.
 
При этом, в соответствии со статьей 20.1 данного закона, продажа, дарение и наследование боевого короткоствольного ручного стрелкового наградного оружия не допускаются», – пояснил «Совершенно секретно» Дмитрий Липатов, юрист, партнер компании «Деловой фарватер». После смерти человека принадлежавшее ему боевое наградное оружие изымается органами внутренних дел и передается на склад вооружения органов внутренних дел субъектов РФ по месту регистрации этого наградного оружия.
 
«А вот гражданское и холодное наградное оружие могут законно продавать, дарить, наследовать, передавать в музеи и иные организации, в том числе в частные коллекции на платной или бесплатной основе, но только в те, что имеют лицензию на коллекционирование и (или) экспонирование оружия», – уточняет Дмитрий Липатов.
 
Член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов («Единая Россия») предлагает уравнять в правах все виды наградного оружия. Прежде считалось, что только огнестрельное оружие является источником повышенной опасности и поэтому находится в сфере контроля органов внутренних дел. Однако множество правонарушений совершается с применением и холодного, и гражданского (охотничьего) оружия, а не только с «помощью» огнестрела. Именное же наградное оружие, по статистике, ни разу не использовалось в качестве средства нападения или даже самообороны, все трагические случаи касаются самоубийств. Застрелиться из наградного пистолета – скорее трагичная привилегия избранных военных…
 
СРЕДИ НАГРАЖДЕННЫХ – АКТЕРЫ И СПОРТСМЕНЫ
 
У награждения оружием многовековая российская традиция. В царские времена считалось, что именным оружием следует награждать только офицеров и исключительно за подвиг на поле боя. До 1917 года в России указы о вручении наградного оружия подписывал лично император. Число награжденных было не таким уж большим, за участие, например, в Крымской войне 1853–1856 года золотое оружие получили 456 офицеров, аннинское – 1551 офицер.
 
После революции эту традицию стали внедрять более массово – по специальному декрету ВЦИК за особые боевые отличия Почетным революционным оружием наградили 21 героя Гражданской войны, среди которых были Тухачевский, Буденный, Ворошилов, Фрунзе и другие представители высшего военного комсостава. После этого огнестрельное оружие как государственная награда в СССР вручалось только дважды – в 1928 и 1968 годах. Но одновременно с этим любой командир получил право по своей инициативе премировать подчиненного более скромным боевым оружием, результатом чего явилось то, что к 10-летию Красной Армии в 1928 году обладателями наградных пистолетов были уже почти 25 тысяч участников Гражданской войны.
 
После распада СССР долгое время вообще даже не было норм, регулирующих выдачу, ношение и хранение наградного боевого оружия. Поэтому в современной России процесс дарения оружия приобрел фактически промышленный характер. Если в 1999 году в России было 3142 владельца наградного оружия, то уже на следующий год их было 4409, в 2005 году – 9788, в 2009-м – 11 401, на начало 2013 года, по данным МВД РФ,– 12 527 владельцев наградного оружия, у которых имелось 12 778 штук наградного оружия. И это только задокументированное оружие. На практике оружием также награждались гражданские лица.
 
Министр обороны Павел Грачёв полюбил отмечать приближенных лиц именными пистолетами ПМ и ПСМ (за 1995–1996 годы он вручил 640 именных пистолетов). Среди награжденных – начальник базы Управления военной торговли полковник В. Спиридонов, премьер Виктор Черномырдин, председатель Центробанка Сергей Дубинин, министр культуры Евгений Сидоров, депутаты Иван Рыбкин, Андрей Козырев, Артур Чилингаров, Владимир Брынцалов, Сергей Филатов, Юрий Батурин, Виктор Илюшин, Олег Лобов и др. Одиннадцать пистолетов раздали руководителям СМИ, в том числе Сергею Благоволину и Эдуарду Сагалаеву. Вообще списки отмеченных наградным оружием впечатляют – Валентин Юмашев, Александр Волошин, Роман Абрамович, Муртаза Рахимов, Минтимер Шаймиев, Павел Буре, Станислав Садальский…
 
ОРУЖИЕ СТОИТ ДЕНЕГ
 
Согласитесь, немного странно видеть среди обладателей именного оружия кабинетных чиновников, спортсменов и актеров. Прошли ли они все курс огневой подготовки и ознакомились с правилами хранения огнестрельного оружия, осталось тайной. Обладание именным оружием словно символизировало попадание в действующую элиту. Говорят, что некоторые чиновники, особенно из постсоветских республик, сами выкупали себе именное оружие, чтобы потом им его вручили в торжественной обстановке.
 
Когда в 2012 году замглавкома ВВ МВД РФ Сергей Ерыгин предложил Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве РФ внести изменения в ст. 20.1 ФЗ «Об оружии» в части определения максимального количества оружия, которым может быть награжден один человек, выяснилось, что некоторые представители силовых структур имеют до нескольких десятков стволов наградного оружия. И здесь тоже нужны изменения – правовой лимит на награждение оружием. Также не существует единого контролирующего органа по награждению, приходится полагаться на добросовестность награждающих ведомств.
 
Именно сегодня, перед реорганизацией федерального закона «Об оружии», нужно организовать тотальные проверки владельцев наградного огнестрельного оружия. Это можно сделать, например, через официальные запросы. Выяснение обстоятельств награждения перед общественностью поможет сразу и настоящих героев вспомнить, их подвиги, заслуги перед Отечеством и молодежь с героями познакомить, а также выявить «мошенников» и лишить их почетного звания.
 
А, с другой стороны, нужно предоставить право сохранять в семье наградное оружие, которое должно становится семейной реликвией. Кроме того, наградное оружие сделано часто под заказ, небольшой партией, иногда в единичном экземпляре, из ценных металлов (золото, серебро и другие), а потому имеет и существенную материальную ценность. «Считаю, что наследники должны иметь возможность охолостить его за свои деньги и сохранить в семье как память о заслугах отца или деда. Также предлагается механизм, позволяющий по поручению граждан, не имеющих лицензии на наследованное оружие, передавать его на комиссионную продажу. Вырученные средства передадут наследникам», – подчеркнул «Совершенно секретно» Илья Костунов.
 
КАКИМ ОРУЖИЕМ НАГРАЖДАЮТ?
 
Фактически до середины 2000-х не было четкого реестра моделей огнестрельных подарков. В декабре 2005 года правительство РФ своим постановлением № 718 утвердило первый перечень оружия для дарения. С того момента особо заслуженные госслужащие и военные могли в качестве награды получить револьверы системы «Наган», РСА «Кобальт», Р‑92 и ОЦ‑11 «Никель», пистолет Тульский Токарева (ТТ), пистолет Макарова (ПМ), ПСМ, ПММ, П‑96М, ГШ‑18, ПЯ, «Малыш» ОЦ‑21, «Малыш» ОЦ‑26, «Бердыш» ОЦ‑27.
 
С августа 2011 года внесли в перечень наградного оружия австрийский Glock‑17, немецкий Parabellum P‑08, итальянский Beretta‑92 FS и чешский CZ‑75 BD. Последнее расширение перечня произошло в январе этого года, когда правительство своим постановлением № 26 разрешило награждать еще двумя моделями австрийских пистолетов – Glock‑26 и Steyr M-A1.
 
КСТАТИ…
 
Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников ВМФ и командиры действующих войсковых частей обратятся к министру обороны РФ Сергею Шойгу с просьбой отменить требование, по которому увольняющиеся в запас офицеры и мичманы ВМФ должны сдавать на склад войсковых частей свои кортики.
 
«Это со всех сторон неправильно, считает председатель Клуба капитан 1-го ранга в запасе Игорь Курдин. – При похоронах военного моряка на крышку его гроба по традиции положено класть скрещенные кортик и ножны, а при его сдаче на склад это станет невозможным. И второе: сейчас офицеры, чтобы сохранить у себя кортик, «теряют» его перед увольнением. Их, соответственно, за это наказывают, но кортик остается у них. Таким образом, кортик, являющийся холодным оружием, не вписывается в удостоверение офицера запаса. А если у бывшего военнослужащего его найдут? Это ведь холодное оружие. То есть людей толкают на нарушение закона».
 
МНЕНИЕ
 
Алексей Рогозин, генеральный директор федерального казенного предприятия Алексинский химический комбинат, член центрального совета Федерации практической стрельбы России:
 
Действительно, есть проблема, когда на руках великих людей, много сил и здоровья отдавших служению Отечеству, есть наградное или подаренное оружие, причем иногда подаренное главами иностранных государств, сделанное в редком нетиповом исполнении. Это уникальные образцы оружия, которые больше представляют историческую ценность, это вещь, которая имеет реальную историю, причем историю подвига этих великих людей. Я уверен, что такие наградные пистолеты имеют не только семейную ценность, но и могут быть полезны в плане воспитания патриотизма среди граждан нашей страны. Тем более сейчас, когда стали раскрывать многие, ранее засекреченные страницы истории России.
 
И вот когда великие дедушки начинают уходить, то их дети, внуки, стремясь сохранить семейное оружие для потомков, вынуждены просить нас о содействии в плане оставления охолощенного, то есть лишенного боевых средств, оружия. Потому что сегодняшний закон говорит только о том, что наградное оружие необходимо сдать на склад на хранение с последующей утилизацией. Учитывая, что утилизация может проходить два раза в год или даже чаще, то понятно, что мы уже потеряли многое, хотелось бы остановить процесс уничтожения истории.
 
Сейчас нужно продумать сам процесс легализации наградного или подаренного короткоствольного оружия. Возможно, это будет охолощение оружия за счет государства на специализированных предприятиях с последующей выдачей родственникам или передачей в музей – государство должно в этом случае взять на себя обязанность продолжить историю этого оружия.
 
Игорь Шмелев, председатель правления Всероссийской общественной организации «Право на оружие»:
 
Проблема найденного, наследуемого и наградного оружия стоит давно. Предложенный депутатом «Единой России» И. Е. Костуновым законопроект может решить эту проблему лишь отчасти, и связано это не с законопроектом, а с действующим законодательством в области регулирования оборота гражданского оружия и запретом на гражданский оборот некоторых видов оружия, в частности короткоствольного нарезного оружия, составляющего значительную часть в массиве наградного огнестрельного оружия.
 
Обсуждавшийся законопроект предлагает разрешить оставлять оружие наследникам, после их просьбы и приведения оружия в охолощенное состояние (за счет наследников). Для незначительной части граждан такая вещица (оружием этот предмет уже являться не будет) может быть интересна в качестве памяти о покойном. Один из вариантов сохранения такого оружия – это дать возможность наследникам передавать его стрелковым объектам, образовательным учреждениям с соответствующими уставными задачами, военизированным организациям и так далее.
 

Автор:  Анна АСТАХОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку