Пожарный из Самары зажег факел справедливости
СЕРГЕЙ КОСЫМОВ
30.04.2022
Первый материал о нем вышел в газете «Совершенно секретно» в ноябре 2021 года. В своем расследовании «Спасение спасателей – дело рук самих спасателей» мы рассказали о том, в каких условиях трудятся пожарные в части 83 (ПСО 41) в селе Большая Раковка. После нашей публикации Сергей Косымов выиграл суд по иску к ГКУ Самарской области «Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям» о признании незаконным бездействия по предоставлению ему дополнительного отпуска. А еще с ответчика взыскали компенсацию морального вреда в 50 000 рублей. Но на этом история борьбы пожарного с начальниками не закончилась. Специально для «Совершенно секретно» тему продолжает журналист Светлана Громова.
Сразу оговоримся, наша задача не раздувать пламя проблемы, а добиться справедливости. Пожарный спасатель Сергей Косымов не побоялся пойти против системы и практически вышел на тропу войны с организацией, в которой работает более 10 лет. Пожарный уверенно выигрывает в этой борьбе. Сергею угрожают, в том числе физической расправой, настраивают против него коллектив. Но в руках огнеборца главное оружие – правда и закон.
Напомним, что Сергею Косымову 42 года. Он проживает в селе Большая Каменка Красноярского района Самарской области, работает в соседнем селе Большая Раковка в должности начальника караула пожарно-спасательной части № 83. Пожарным решил стать еще в детстве, в соответствующем подразделении служил в армии. Всего в профессии более 20 лет. ПСЧ 83 входит в состав пожарно-спасательного отряда № 41, который, в свою очередь, относится к ГКУ Самарской области «Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и ЧС».
В ЗАКОННЫЙ ОТПУСК ЧЕРЕЗ СУД
Как мы уже писали, 24 ноября 2021 года Красноярским районным судом было вынесено решение в пользу пожарного – о признании незаконным бездействия по предоставлению дополнительного отпуска Косымову. «Суд отметил юридическую безграмотность и особый цинизм в поведении ответчика в лице его представителей, которые отказывали истцу в помощи, в реализации его права на основании того, что «Косымов недостаточно долго подвергался негативному воздействию при тушении пожаров и выполнении аварийно-спасательных работ» (за период с 2016 – 2021 год –182 часа 38 минут)», – комментирует «Совершенно секретно» адвокат Елена Крусь.
После суда к адвокату Сергея обращались другие пожарные с вопросом: «Теперь нам тоже предоставят дополнительные дни отпуска?» Юрист разъясняла: «У вас и без решения суда было такое право. Но руководство вашей службы на протяжении многих лет его игнорирует».
ТРУД ПОЖАРНЫХ ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ ОПАСНЫМ?!
А в это время ответчика «Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям» решение суда не устроило, и он подал апелляцию. Заседание назначили на 15 февраля 2022 года. ГКУ, видимо, решило «постелить соломки». В декабре проводится очередная (просроченная) спецоценка условий труда 41 отряда. И… Внимание! Труд пожарных перестает быть опасным!!! Вместо 4 категории вредности, дающей начальнику караула право на дополнительные дни отпуска и другие льготы, в новой сводной ведомости появилась цифра 3. То есть, вредность убрали. И главный аргумент, подготовленный ГКУ: – в отряде «УЛУЧШИЛИСЬ УСЛОВИЯ ТРУДА»!!!
Судья резонно попросил к следующему слушанию предоставить документальное подтверждение. Но такового не нашлось. В качестве доказательства суду подготовили пламенную речь заместителя начальника 41 отряда, который сообщил, что: «В 83 ПСЧ улучшились условия труда, потому что поставили новый компьютер, повесили новые лампочки, новые гардины, облагородили территорию»…. Вопрос адвоката Косымова: «Как «улучшенные условия» обезопасят ребят на пожаре?», повис без ответа … Фемида вновь встала на сторону Сергея.
«Мы заступаем на боевое дежурство, – говорит Косымов, – мы можем месяц просидеть в части, а, выехав на один пожар, с него не вернуться». В 2003 году при тушении дома в селе Городцовка обвалилась кирпичная стена, чудом остался жив». Да что говорить – только токсичные вещества, выделяемые в огромных количествах при горении, наносят огромный вред здоровью пожарных.
ОТРИКОШЕТИЛО….
После суда, на котором оспаривалась спецоценка, от сдающего «огневые позиции» ответчика досталось и юристу. Заместитель начальника 41 отряда написал на Елену Крусь жалобу в Палату адвокатов Самарской области. Ее обвинили в том, что она, якобы, «насмехаясь над руководством, совершила несанкционированное проникновение в пожарную часть № 83, нарушив санитарные нормы, подвергнув тем самым опасности здоровье боевого подразделения». Юрист подала на заместителя начальника 41 отряда иск за клевету.
Кроме того, нашли «виноватого» и среди подчиненных. Под «громоотвод» попала сотрудница отдела кадров. Человека обвинили в том, что, оказывается, это из-за нее Косымову не давали дополнительные дни отпуска, потому что она неправильно сделала допсоглашение! Женщину довели до нервного срыва – она была вынуждена уволиться.
СПАСАТЕЛЬ СПАСАТЕЛЮ РОЗНЬ?!
Недополучают пожарные в 41 отряде, по словам Сергея Косымова и оплату своего труда. «У меня зарплата 22 тысячи рублей в месяц, у бойцов по 15 тысяч. Платят нам только за пожарных, тогда как отряд у нас пожарно-спасательный и все мы проходим обучение, аттестацию и имеем удостоверение спасателей. Только недавно узнали, что у нас имеются (в сейфе хранятся) книжки спасателей, в которых фиксируются все выезды с 2016 года. Нас привлекают и на дорожные аварии, и на лесные пожары. Везде, где нужно СПАСАТЬ. В целом, главная задача пожарных, даже не тушить, а прежде всего, спасать людей. Почему-то в других регионах, например, в Оренбургской области, в отрядах, аналогичных нашему, доплачивают за спасателя. А нам не положено… Многие, как и я, вынуждены подрабатывать, приходить на работу уставшими, часто увольняются, найдя более достойные условия и зарплату», – делится наболевшим Сергей.
Стоит отметить, что организация, в которой работает Косымов, не входит в состав МЧС, но межведомственное соглашение имеется. Работу по сути все выполняют одинаковую, а оплата труда и весь социальный пакет разный. Пожарные-спасатели по всей стране регулярно поднимают тему низких зарплат и просят уравнять их в правах с сотрудниками МЧС.
ОДИН НА ПОЖАРЕ НЕ ВОИН
«В карауле у меня 4 человека, я, водитель и два бойца», – рассказывает Сергей. – Это в идеальном случае, если никто не на больничном или в отпуске. Начальник караула должен координировать действия бойцов и быть на связи с диспетчером. Но зачастую тушим все. Приходится проявлять чудеса изобретательности, чтобы одолеть стихию. И молиться, чтобы техника не подвела. У нас в подразделении две боевых машины, 28-летний ЗИЛ и 12-летний УРАЛ. Пожарные машины положено после 10 лет эксплуатации списывать. Если с капитальным ремонтом, срок ее службы продлевается до 15 лет. Урал ни разу не ремонтировали. ЗИЛ в 2018 году по документам «реанимировали», затратив, якобы, внушительную сумму. По факту же его только покрасили. Только и ждешь, где, что отвалится. Прошлой осенью, опять же после выхода публикации в «Совершенно секретно», сиденья обновили, обтянув дерматином. Но ездить от этого «старушка» быстрее не стала! Если по нормативу 8 км мы должны преодолеть за 14 минут, то мы добираемся в два раза дольше. А ведь в нашем деле каждая минута дороже золота. Каски у нас не менялись 10 лет. Только после предписания московской проверки в прошлом году выдали новые. Пожарные стволы меняем только когда они окончательно выходят из строя, не подлежат ремонту, приобретаем сами. Также и с фонариками. В Красном Яре ребята складываются, у нас на свои деньги купил начальник части. У руководства же отряда ответ один: «Нет денег».
А у нас, к слову, на территории поселения два региональных пансионата, в которых находятся более 300 человек с ограниченными возможностями здоровья».
ВАМ НЕ ПОЛОЖЕНО!
1 марта текущего года вступил в силу приказ МЧС РФ от 15.10.2021 N 700, согласно которому необходимо укомплектовать пожарные подразделения в расчете 6 человек на одну единицу пожарной машины. С 15 октября давали время, чтобы в пожарных отрядах набрали и обучили людей. Когда Косымов спросил, будут ли у них увеличивать численность караула, согласно новому приказу, ответили кратко: «Нам не положено».
Население увеличивается, в Красноярском районе как грибные поляны, растут новые коттеджные поселки, а ряды пожарных редеют, техника стареет, моральный дух падает. Но людям, у которых в глазах вспыхнул ужас от того, что их кров, все нажитое по крупицам добро пожирает огонь и вся их надежда на пожарных, не скажешь «нам не положено». Храбро вступают наши пожарные в зачастую неравный бой с огнем, часто рискуя собой, чтобы помочь несчастным погорельцам. А им после этого говорят, что их труд не опасен. Что им…не положено…
БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
История продолжается. Суд направил «безвредную ведомость» на независимую экспертизу. В ГКУ по-прежнему «играют с огнем», испытывая терпение боевого подразделения.
От факела, «зажженного» Косымовым, искры распространяются дальше. Воодушевленный успехом коллеги, еще один пожарный 83 части Юрий Филатов также обратился за справедливостью в суд. По словам Сергея, в апреле текущего года 33 человека в 41 отряде собирались бороться за свои права на дополнительные дни отдыха в зале судебного заседания. Но решимость ребят на корню была (пока) «потушена» профилактической беседой руководства…
Газета «Совершенно секретно» продолжит следить за развитием событий… И очень бережно обращаться с огнем….
Фото из архива автора
Автор: Светлана ГРОМОВА
Комментарии