Пробки: Москва в отсутствии стрессоустойчивости
05.02.2013
Москва и Московская область переживают беспрецедентные затруднения в дорожном движении. На преодоление некоторых пробок у водителей уходит по семь-восемь часов. По мнению директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ Высшая школа экономики Михаила Блинкина, высказанного в интервью корреспонденту «Совершенно секретно», аномальные осадки в регионе и неудовлетворительная работа коммунальных служб – не единственные и даже не главные причины транспортного коллапса в столице.
- То, что происходит сейчас в Москве, может случиться не только зимой и не обязательно при аномально больших осадках. Это может повториться в ясный день летом, например, во вторник, когда все уже вернулись с дач, или в пятницу, когда поток идет в область. Транспортная система столицы не выдерживает никаких перегрузок, у нее вообще отсутствует стрессоустойчивость.
Первая причина такого положения дел в алчности. В последние десятилетия Москва застраивалась варварски. Те территории, которые предназначались для развязок, съездов, развития транспортной инфраструктуры – там возникли капитальные постройки коммерческого назначения. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на карту Москвы.
Сейчас бессмысленно заниматься реконструкцией основных московских трасс. Можно, конечно, потратить 17 миллиардов рублей (стоимость трассы Томск-Пермь, о необходимости которой говорят десятилетия) на то, чтобы перекопать Ленинский проспект, и что получить на выходе? Вы быстро доедете до площади Гагарина и там встанете навсегда. Выход – в развитии общественного транспорта и упорядочении парковочного режима.
Второе обстоятельство, которое привело столицу России к такому печальному состоянию, заключается в том, что мы не умеем осмыслить иностранный опыт, а предпочитаем заниматься переделкой старья. Разве аномальные осадки бывают только в Москве? Снег – всегда стресс для любого северного города, будь то Хельсинки или Торонто. Принципиальное отличие от Москвы – в реакции населения.
В других городах, если местные власти обращаются к водителям с просьбой не ездить в центр города на автомобилях, а воспользоваться общественным транспортом, те относятся к этому с пониманием, потому что между властями и гражданами установлен высокий уровень доверия. Снегоуборочной техники в Москве достаточно, и это современный парк. Но качественно убрать снег, скажем, на Бульварном кольце, невозможно из-за припаркованных там машин.
Кроме того, у нас совершенно отсутствует то, что так развито в Канаде или Финляндии – «снежное волонтерство». Если у вас внедорожник, вы заранее устанавливаете на передний бампер нехитрое устройство, к которому в день экстремального снегопада городские службы крепят снегоуборочный нож – и вы тратите час или два на общественное благо, безвозмездно убирая улицы вместе с муниципальными службами.
Так что пробки – это не только экономическая проблема и предмет изучения урбанистики, но и гражданская проблема.
В год количество машин в Москве увеличивается примерно на 250 000. Старые машины город почти не покидают, они только опускаются по социальной лестнице, доставаясь менее состоятельным слоям населения. И борьба с пробками, которая идет сейчас в Москве – это гонка со временем, которую можно и проиграть. Транспортный коллапс – настоящий, при котором водители физически не смогут добраться до пункта назначения и будут ночевать в машинах – может наступить очень скоро.
Автор: Ирина ЧЕВТАЕВА
Комментарии