НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ПРОЗРЕНИЕ НЕЗРЯЧИХ

ПРОЗРЕНИЕ НЕЗРЯЧИХ

ПРОЗРЕНИЕ НЕЗРЯЧИХ

ФОТО: МАКСИМ ШЕМЕТОВ/ТАСС

Автор: Сергей ЗАВЕДЕЕВ
01.09.2022

Из трехсот сотрудников Центра мониторинга общественного мнения осталось менее сотни, но и они ждут своего часа на увольнение.

В 2011 году по инициативе столичного градоначальника Сергея Собянина в Москве был создан, как широко и с упоением сообщалось в СМИ, уникальный канал по сбору информации от жителей по различным проблемам мегаполиса. Это качество работы ЖКХ, больниц и поликлиник, органов социальной защиты, транспорта, функционеров различных служб, принимались предложения людей по улучшению работы городских структур и другое. Все эти данные должны быть рассмотрены на еженедельном оперативном совещании с участием мэра с дальнейшим реагированием.

ХОТИМ ВСЕ ЗНАТЬ

«Информация будет обобщаться и готовиться для последующего управленческого решения, то есть это не просто какая-то одна жалоба, когда отписались и забыли», – говорил Сергей Собянин.

Сказано – сделано. Институт сбора и изучения проблем москвичей по городской жизни назван «Центр мониторинга общественного мнения» (ЦМОМ). Исходя из лучших социальных инициатив, было решено привлекать к работе в ЦМОМ, молодых людей от 14 до 18 лет, и, главное, инвалидов по зрению. Были даны объявления о наборе сотрудников, создана круглосуточная горячая линия, незрячих операторов кол-центра обеспечили специальной гарнитурой и программой, с помощью которой компьютеры управляются голосовыми командами. Работа была поставлена так, что звонивший оппонент не догадывался, что говорит с инвалидом по зрению. Составлен круглосуточный график дежурств, который был удобен незрячим и студентам. Всего в штат набрали около 300 человек, куда входили соцработники и административный аппарат. Число сотрудников было постоянным, если кто-то увольнялся, сразу принимали другого человека.

Несмотря на то, что в Москве на момент открытия ЦМОМ существовал ряд подобных структур и интернет-порталов по приему обращений, центр мониторинга за короткий период времени показал свою более высокую эффективность, оправдывая расчеты столичной мэрии. Уже скоро загруженность кол-центра составляла по 150–200 звонков на одного оператора. «Это был один из крупнейших и уникальных социальных проектов даже по мировым меркам, – говорит бывший сотрудник ЦМОМ Евгений П. – Принимая обращения людей и передавая их для анализа в Правительство Москвы, центр не только показал себя как действующий инструмент решения проблем и улучшения жизни горожан, но и как место, где инвалиды, которые в своем большинстве потеряли зрение, будучи взрослыми людьми, получали специальность и возможность зарабатывать». Но после того как центр успешно проработал 11 лет, что-то пошло не так…

ТВОЙ РЕЙС РЯЗАНЬ, ДАВАЙ ДО СВИДАНИЯ….

Начиная с конца 2021 года странные и первоначально необъяснимые процессы стали происходить в офисе ЦМОМ. Вначале прекратился прием на работу молодежи. К действующим операторам, которым от 14 до 18 лет, стали применяться «репрессивные» действия. Если раньше молодежь работала на льготных условиях – 12 часов в неделю, получая зарплату и премии, как взрослые, то с августа 2022 года трудовой договор руководством центра был изменен. Как сказано в официальных уведомлениях выданных подросткам, их зарплата будет состоять исходя из количества отработанных часов, а это почти в два раза меньше. Они должны выразить свое согласие на новые условия или отказаться. Понятно, что отказ подразумевает разрыв договорных обязательств и увольнение молодого человека. По словам одного молодого сотрудника кол-центра, в ЦМОМ из молодежи работают в основном студенты колледжей, и если раньше их отпускали на подготовку к экзаменам, то потом эта практика была прекращена. Или учеба или увольнение. Также поступали недвусмысленные намеки на увольнение по не самой «приятной» статье, что является плохим началом трудового стажа. Все это привело к тому, что по данным от еще работающих сотрудников центра, сейчас осталось всего трое молодых людей.

Для незрячих первый тревожный посыл пришел сразу после локдауна. Была ликвидирована одна из льгот – оплата санаторного лечения. Потом инвалидов по зрению перестали отпускать в больницу даже ненадолго, несмотря на то, что у многих из них помимо полного или частичного отсутствия зрения есть тяжелые заболевания. Был изменен график работы, причем так, что незрячий сотрудник или будет опаздывать на работу, или очень поздно приезжать домой.

Виктор С., сотрудник ЦМОМ:

– Многие наши незрячие живут не только в Москве и в Подмосковье, но и за пределами столичного региона. К примеру, в Рязанской и Владимирской областях. Добираться им туда по три часа и более в одну сторону. По месту жительства им, со своей инвалидностью, работу не найти. Центр это единственное место, где можно реализовать себя, обучившись перед этим пять-шесть дней. При новом графике многих слепых не смогут провожать на работу или встречать их родственники и близкие. Человек будет опаздывать и его уволят по статье. При приезде в свой город поздно ночью можно быть элементарно ограбленным.

Также центр почему-то перестал получать оплачиваемые мониторинговые проекты, а те, что были стали передаваться сторонним кол-центрам.

По словам Виктора, руководство центра методом «выкручивания рук» делает все, чтобы незрячие инвалиды сами уволились. По одному вызывают к себе сотрудников и настойчиво предлагают написать заявление на увольнение по соглашению сторон. В качестве компенсации «за доставленные неудобства» предлагают при увольнении забрать себе старенький 12-летний компьютер. А для закрепления решения расстаться с работой даже выплачивали достаточно крупную денежную компенсацию – 200 тыс. рублей. Правда за такую расточительность начальника ЦМОМ Станислава Емелина, по его же словам, «вызвали и сказали, что не прав».

 Фото_16_14_Про.jpg

Изнурительный комплекс мер, применяемый к коллективу ЦМОМ, привел к тому, что из 300 сотрудников осталось менее сотни и, скорее всего, число работников будет последовательно сокращаться до нуля. Происходить это будет как бы в рамках Трудового кодекса РФ. То есть принуждать никто право не имеет, но все же…. Да и вообще якобы никакой речи о принудиловке быть не может! «…Сокращение работников не проводится. Штатная численность ЦМОМ формируется исходя из объема информационно-аналитических исследований, требуемых заказчику». Так сказано в ответе руководством АО «Олимп» (гендиректор Андрей Яворский) на запрос редакции. А что это за акционерное общество и как оно связано с Центром мониторинга общественного мнения, который находится под эгидой, контролем и кураторством столичной мэрии?

ПАЗЛ СОШЕЛСЯ

Официально ЦМОМ является одним из структурных подразделений АО «Олимп». Учредитель этого акционерного общества – Правительство Москвы, причем единственный. Соответственно контроль за деятельность центра осуществляют Управление делами мэра и Правительства Москвы и ГБУ «Финансово-хозяйственное управление мэрии Москвы».

Помимо предоставления услуг Центра мониторинга, АО «Олимп» сдает в аренду помещения под офисы и проведения мероприятий различного формата. Это, как указано на сайте «Олимпа», отраслевые, национальные и международные совещания; конгрессы, съезды, конференции; бизнес-форумы и другие бизнес-мероприятия; выставки, концерты, спектакли, корпоративные праздники и торжества. За аренду залов и комнат предлагается заплатить от 1770 руб. до 28000 руб. в час. Помимо прочего есть еще гостиничные услуги с предоставлением личного водителя и так далее. В общем, получается, что «Олимп» является своеобразным бизнес-кластером с единым управляющим менеджментом. Все приносит доход. Все, кроме ЦМОМ, так как он находится на финансовом «иждивении» столичной мэрии.

– Для города центр убыточен, – говорит один из оставшихся сотрудников кол-центра Сергей К. – И это было изначально предопределено, так как мы выполняем заказы Правительства Москвы. Это социальный проект помощи жителям города и незрячим. Но сейчас мы стали не нужны. Очевидно, что тут дело в деньгах, в сокращении расходов на информационные услуги, которые вдруг почему-то стали не нужны мэрии. И мы – инвалиды – начали мешать. Поняли не сразу, но «прозрение» наступило, когда было уже поздно.

Фото_16_15_Про.jpg 

Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Рядовые сотрудники центра уверены, что формально ЦМОМ будет еще существовать до сентября 2023 года, до выборов мэра Москвы. Пока управленцы не хотят наносить имиджевый удар Сергею Собянину. Электорат, возможно, не оценит массовое увольнение инвалидов. Поэтому процесс ликвидации штата, а вместе с этим и самого центра, будет проходить тихо, завуалировано под личное желание сотрудников уволиться самим.

НАДЕЙСЯ И ЖДИ!

Поняв, что над ЦМОМ нависла угроза неминуемой ликвидации, его работники стали лихорадочно обращаться с просьбами о помощи к ключевым официальным лицам – от депутатов Мособлдумы до мэра Москвы. Ответы приходили, но мало отличались друг от друга информационным содержанием. Выдержка одного из них: «…Единоличный исполнительный орган АО «Олимп» вправе самостоятельно принимать решения в пределах компетенции в вопросах деятельности структурных подразделений…» То есть руководства и кураторов над «Олимпом» много, но ничего поделать не могут. Также «бессильно» по данной проблеме оказалось и Всероссийское общество слепых. В ответе на редакционный запрос начальнику управления делами президента администрации аппарата управления ВОС Светлане Грушихиной, пресс-службой общества был дан ответ, в котором в частности было сказано: «… В таких обстоятельствах мы можем только подчеркнуть заинтересованность ВОС в разрешении вопроса трудоустройства инвалидов по зрению в данном конкретном случае, но, к сожалению, мы не можем оказать влияния на этот процесс, поскольку ни юридически, ни фактически не имеем отношения к данному учреждению».

 Фото_16_16_Про.jpg

Фото автора

Впрочем, кое-чего инвалиды добились. В конце июня текущего года было проведено собрание с участием Московской организации общества слепых, заместителем Департамента труда и соцзащиты Москвы Александрой Александровой и гендиректором АО «Олимп». Судя по аудиозаписи, которая есть в распоряжении редакции, никаких конкретных ответов на свои вопросы инвалиды не получили. Но получили совет достойный христианского праведника: дословно – «надо набраться терпения». Терпения действительно инвалидам по зрению набираться придется. Уволенным и готовым к лишению работы очень сложно найти новое место работы, в отдельных случаях практически невозможно. Как говорят незрячие сотрудники кол-центра, за последние два года среди уволенных сотрудников был трудоустроен только один человек.

Сейчас в России насчитывается более 210 тысяч незрячих и слабовидящих людей. Ежегодно около 45 тысяч человек становятся инвалидами по зрению, из них около 42 тысяч – дети до 18 лет. Видимо в самое ближайшее время им всем придется жить по принципу – спасение утопающего, дело рук самого утопающего.


Автор:  Сергей ЗАВЕДЕЕВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку