НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

РАБОЧИЙ МОМЕНТ

РАБОЧИЙ МОМЕНТ
Автор: Нина ВАЖДАЕВА
Совместно с:
02.08.2014
РОССИЙСКИЕ СТУДЕНТЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ ВЕЧЕРНЕЕ И ЗАОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
 
Российские вузы начали прием документов на вечернее и заочное отделение. Число студентов, выбирающих эти формы обучения, в последние годы стремительно растет. Сейчас их уже 54% от общего количества желающих получить высшее образование – и по соотношению «очников» и «заочников» страна вернулась лет на 50 назад – к показателям 1960 года. Увеличивается и интерес к дистанционному образованию. Премьер-министр Дмитрий Медведев по итогам прошедшего 15 июля совещания о развитии системы высшего образования дал поручение Министерству образования и науки проработать вопросы, касающиеся введения онлайн-обучения в высших учебных заведениях. В России получают образование почти 5,6 млн студентов в 969 государственных и негосударственных вузах. И выбор формы обучения зависит не столько от собственных желаний, сколько от возможностей, как физических, так и материальных.
 
Российская система образования предлагает четыре формы обучения – очное, вечернее (очно-заочное), заочное и дистанционное. В заочных высших и средних специальных учебных заведениях (на факультетах, отделениях) принята точно такая же предметно-курсовая система обучения, как и на очных формах. Диплом о полученном образовании будет единого образца, с присвоением общеустановленных квалификаций. Таким образом, любой желающий сможет подобрать вариант получения высшего образования именно под его потребности. Правда, потребности не всегда совпадают с возможностями – и если желающий получить высшее образование не имеет достаточного количества денег и свободного времени, то выбирать приходится из того, что подешевле.
 
ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕШЕВЛЕ
 
Поступая на платное очное отделение, студент должен быть готов к ежедневному утренне-дневному формату обучения, часто со строгим учетом посещаемости, постоянному личному общению с преподавателями и сокурсниками, а также к достаточно большой оплате. Бюджетные места есть, но далеко не для каждого, их количество ограничено.
 
Даже если повезет учиться бесплатно, то нужно еще думать, на что жить и покупать учебные пособия, которые сейчас тоже недешевы. Стипендия же студенческая невелика во всех вузах – согласно постановлению Правительства РФ от 10.10.2013 № 899 «Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета», государственная академическая стипендия высшего образования – 1340 рублей в месяц, социальная – 2010 рублей в месяц. При среднем профессиональном и того меньше: 487 и 730 рублей соответственно. А стоимость семестра в крупных государственных московских вузах доходит до 200 тысяч рублей (МГУ, МЭСИ, ВШЭ, МГИМО), в других – от 16 до 50 тысяч.
 
Без помощи родителей вчерашним школьникам, особенно если они поступают в институт не в своем родном городе, обучение не вытянуть. Да, существует кредит на обучение, но в России пока такая форма не распространена, система слишком зыбка и сильно зависит от инфляции. Получить же кредит человеку неработающему и не имеющему стабильного дохода даже на образование нелегко. Какое-то время назад было принято, что за образование может платить работодатель, сегодня такие варианты немногочисленны, если только это не предусмотренная система повышения квалификации – когда после нескольких лет работы на одном месте, особенно в государственном учреждении, человека отправляют на обучение по решению руководства.
 
Поэтому стоит пересмотреть некогда общепринятое мнение: мол, заочное обучение выбирают ленивые ученики и полноценных знаний при такой форме обучения не получить. Изначально заочное обучение планировалось только для тех, кто по уважительным причинам не может посещать занятия, сегодня же такой тип образования становится все более популярным как среди молодежи, так и среди лиц среднего возраста, получающих второе и третье высшее.
 
Сегодняшние требования к студентам одинаковы – неважно, какую форму обучения вы выбрали. Никакой снисходительности. Преподаватели уважают ваш выбор, но если вы пошли учится, значит, у вас не должно быть пренебрежения к знаниям. Даже наоборот – если человек выбрал заочную форму образования, значит, он уже четко представляет себе свою будущую профессию, и, если он работает в той же сфере деятельности, знания в которой углубляет, это поощряется.
 
Плюс заочное обучение дешевле, вы сами можете распоряжаться своим учебным временем, а преподаватели спрашивают на экзаменах так же строго, как и при очной системе. Вашим же работодателям все равно, какую форму обучения вы избрали, если навыки и умения соответствуют имеющемуся диплому. При заочном обучении человек может одновременно и работать, и учиться, то есть, по сути, сам зарабатывать себе на обучение. Единственное, что должны иметь студенты, обучающиеся по заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий, – это персональный компьютер с определенными программами и доступом в Интернет.
 
НАБОР НА ДНЕВНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ СОКРАЩАЕТСЯ
 
Одна из причин роста интереса к вечернему и заочному обучению – увеличение числа бюджетных мест по этим направлениям. К примеру, в ДальГАУ в этом году на бесплатную очную форму обучения сможет поступить меньше ребят. Здесь выделено всего 480 бюджетных мест, тогда как в 2013 году их было почти 530. Зато на заочном получить образование бесплатно смогут уже не 158 человек, а 165. В Иркутском государственном университете число бюджетных мест на заочном выросло весьма ощутимо: на 41% – в бакалавриате и специалитете и более чем на 100% за счет новых направлений – в магистратуре.
 
По словам директора Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Татьяны Клячко,  число заочников и вечерников начало стремительно расти с середины 1990-х годов. «Фактически мы вернулись к показателям 1960 года, – поясняет эксперт. – Когда в РСФСР число очных студентов равнялось  числу заочников. Затем был взят курс на очное обучение. В 1991 году студентов на дневном отделении было уже в 1,6 раза больше, чем на заочном. Но теперь ситуация снова меняется. Так, в 2008/2009 году  очных студентов насчитывалось около 3,5 млн, вечерников было 343 тыс. человек, а заочников более 3,5 млн. Сейчас из-за демографического спада студентов вообще стало меньше. В прошлом году очно обучалось 2,6 млн, 190 тыс. на вечернем и 2,7 млн на заочном. То есть неочных студентов сейчас больше половины – почти 54%».
 
Почему же студенты снова стали выбирать заочное обучение? «Многие молодые люди просто вынуждены работать, потому что родители не могут их содержать, и они идут учиться заочно, – говорит Татьяна Клячко. – А в вуз поступают потому, что хотят получать более высокую зарплату. У людей с высшим образованием сейчас в среднем заработок в 1,5–1,6 раза больше, чем у получивших среднее специальное. Поэтому 35% выпускников колледжей сразу идут в вуз, а еще 35% поступают через несколько лет, уже получив опыт работы по специальности. И не всем удается поступить на бюджетные места. А чем выше госфинансирование высшего образования, тем соответственно выше и стоимость платного обучения. Допустим, норматив бюджетного финансирования – 63 тыс. рублей на обучение экономиста. Но есть корректирующие коэффициенты.  Поэтому, например, в Архангельской области такое образование может стоить уже 120 тыс.  И, соответственно, столько же в год должны платить и студенты-платники. Далеко не все могут себе позволить такие суммы. А обучение на заочном может стоить в 10 раз дешевле».
 
МНОГИМ НУЖНЫ НЕ ЗНАНИЯ, А ТОЛЬКО ДИПЛОМ
 
В вузах появилась и новая тенденция – студенты переходят на заочное отделение с дневного уже в процессе учебы. Так происходит, например, в Российском новом университете. Его ректор, председатель Ассоциации негосударственных вузов Владимир Зернов отмечает стабильный рост числа заочников на факультетах, где готовят IT-специалистов. «От 10 до 20% студентов ежегодно переходят с дневного на заочное, обычно после 2–3-го курса, – рассказывает Владимир Зернов. – Часто молодые люди получают выгодные предложения по работе после того, как они прошли у нас зарубежную стажировку. Они понимают, что сейчас важнее получить хорошую работу. Специалисты в сфере IT-технологий в настоящее время очень востребованы. Многие приходят учиться, уже имея хороший профессиональный опыт, и им образование нужно в первую очередь для статуса, чтобы получить диплом. Ведь в этой сфере много самоучек. Есть вещи, которым сложно научить. Хакеров же никто не учит. Вообще, за последние годы интерес к факультетам, где учат IT-специалистов, в целом увеличился примерно на четверть».
 
Эксперты отмечают, что не столько растет интерес к вечернему, заочному и дистанционному обучению, сколько падает интерес к очному (дневному). Хорошо это или плохо? Мнения специалистов расходятся. Сама Татьяна Клячко считает эту тенденцию опасной: «Мы удивляемся – откуда у нас так много плохих юристов и экономистов? Форма обучения все-таки сказывается на качестве образования. Не все студенты-заочники работают по специальности, получая полезный опыт в профессии. Многим просто становится недоступно дневное обучение, хотя они хотели бы выбрать именно эту форму. У нас слабо развита система образовательных кредитов. Это еще одна из причин, по которым молодые люди часто выбирают ту форму обучения, которая дешевле».
 
У дистанционного образования определенные минусы видят и психологи. «Сейчас растет число людей, которые не могут работать в команде, у которых возникают сложности в общении с коллегами на работе, они хорошо отвечают только за свое дело, но совершенно не могут трудиться над выполнением какой-то общей задачи, не понимают своего места в коллективе, – рассказывает психолог центра «Мир Вашего Я» Ольга Меженина. – Отсюда и многочисленные конфликты с коллегами, частая смена работы, завышенные карьерные ожидания. И одна из причин такого поведения – разрушение межличностных связей во время учебы. Раньше люди с раннего детства попадали в коллектив: сначала в детском саду, потом в школе, затем в институте. Там они получали не только знания по профессии, но и навыки межличностного общения. Сейчас формируется поколение фрилансеров. У них нет корпоративного духа, человек работает сам по себе, не понимает, что вместе с коллегами он делает одно дело. Не видит своей роли в компании. К тому же обучение по очной форме стимулирует выработку дисциплины, режим. Далеко не все люди обладают такой самодисциплиной, чтобы хорошо учиться заочно. Тем более дистанционно. Все-таки личное общение очень важно».
 
Даже сами главы институтов имеют зачастую противоположные мнения о заочном образовании. Получается, что дело все-таки в процессах, происходящих в экономической сфере: очное становится слишком дорогим, компенсации от государства и работодателей нет, заочное воспринимают не столько как возможность получить необходимые для дальнейшего профессионального развития знания, сколько как легкий путь к необходимой государству и работодателю заветной «корочке».
 
МНЕНИЯ
 
Татьяна Кузнецова, и.о. ректора Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ):
 
«У нас количество заочников стабильно и составляет от 40 до 43% в год. Так что мы исключение из правил. И обычно наши заочники – это люди, получившие среднее специальное образование и уже работавшие по специальности. Для них как раз и оптимальна именно эта форма обучения. С прошлого года мы начали эксперимент по развитию дистанционного образования. Заочников уже не вызывали на установочные сессии, а лекции они слушали в онлайн-режиме. Установили «электронные кабинеты», где они могут получить необходимую для учебы информацию. Такая система дисциплинирует студентов, они не прогуливают лекции из-за того, что по каким-то причинам не могут прийти, не отвлекаются на личное общение в аудитории и могут полностью сконцентрироваться на получении знаний».
 
Марина Волынкина, доктор юридических наук, профессор, ректор ИГУМО (Института гуманитарного образования и информационных технологий):
 
«Институт начиная с этого года закрыл прием на заочное отделение по нескольким направлениям подготовки. Почему мы это сделали? Дело в том, что очень часто на заочное отделение стали приходить люди, которым важны не знания, а «корочки». Есть девушки, которые мечтают стать домохозяйками, но для престижа у них должно быть высшее образование. Обычно они ленятся, пропускают занятия и заваливают зачеты и экзамены. Есть и такие студенты, которые хотят получать знания, но из-за большой загруженности на работе у них не хватает времени и сил на серьезные занятия. В результате происходит дискредитация высшего образования. Многие вузы закрывают на это глаза: преподаватели делают вид, что учат, а студенты делают вид, что учатся. По сути, это получается закамуфлированная торговля дипломами, растянутая во времени и официально оформленная. ИГУМО, как частный вуз, не может себе этого позволить. Мы слишком трепетно относимся к собственному имиджу. Нам рекламой служат выпускники, 98% которых трудоустраиваются вскоре после окончания вуза. Их коллеги, друзья, родственники, видя высокий уровень профессионализма молодых специалистов, советуют идти в ИГУМО своим знакомым. Так, благодаря «сарафанному радио» к нам приходят мотивированные абитуриенты. Если человек, поступив в институт или колледж, начинает лениться и перестает учиться, мы его отчисляем. И это не просто наша принципиальная позиция, но и коммерческий расчет. Да, сегодня мы потеряем деньги, которые этот один студент платил бы за обучение еще несколько лет, но зато завтра к нам придут 3 достойных абитуриента, которые на самом деле хотят учиться. Мы не хотим, чтобы из наших стен выходили плохие специалисты. Вот и пришлось закрыть прием на заочное отделение сразу на нескольких факультетах, чтобы соответствовать установленной высокой планке. В этом случае – лучше меньше, да лучше. Сейчас заочное обучение сохранено на факультетах дизайна, фотографии, управления интернет-проектами, психологии. Почему не на всех направлениях подготовки закрыто заочное отделение? Потому что, например, те, кто поступает на психологический факультет, как раз идут не столько за дипломом, сколько за знаниями. Часто приходят очень взрослые люди, которые не собираются работать по специальности, но им в их работе и жизни очень нужны основы психологии. И конечно же, многих привлекает то, что у нас можно получить еще и знания по психоанализу. Кстати, именно на психологическом факультете мы вводим этой осенью дистанционное обучение. Такая форма позволит получить образование и тем, кто живет далеко и по разным причинам не может приехать в Москву учиться. Даже москвичам бывает очень проблематично добраться из одного конца города в другой, особенно в час пик. При дистанционной форме обучения будет сэкономлено много времени и сил, которые можно потратить на получение знаний. У нас смогут получить образование люди с ограниченными возможностями. И, кстати, многие инвалиды работают со своими клиентами потом тоже дистанционно – по «Скайпу» и телефону. Но дойти до диплома смогут только очень дисциплинированные люди: это непросто – заставить себя усиленно учиться в свободное время на протяжении нескольких лет. Если такая форма обучения на психологическом факультете оправдает себя, будем вводить и на других.»

Автор:  Нина ВАЖДАЕВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку