НОВОСТИ
23.11.2024 10:50
Совладелец ТЦ «Зимняя вишня», где заживо сгорели 64 человека, вышел на свободу по УДО, отсидев всего 2 года
519
23.11.2024 09:35
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
500
22.11.2024 13:25
На петербургском оборонном заводе мигранты организовали производство жевательного табака
1002
22.11.2024 10:45
В российских вузах студентов незаконно заставляют проходить опросы о подробностях интимной жизни
951
22.11.2024 08:35
Финансист из США втихаря пытается купить газопровод «Северный поток-2» в целях полного контроля энергоснабжения континента
2385
21.11.2024 15:35
Международный уголовный суд выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху
1114
21.11.2024 14:10
Скандального экс-заммэра Нижнего Новгорода задержали при попытке бегства за границу
1526
ЭКСКЛЮЗИВЫ
Россия теряет Дальний Восток
Совместно с:
14.11.2018
Дальний Восток пустеет – все больше людей, которые прожили здесь долгие годы, уезжают из родных мест. А новые жители приезжают неохотно. И это – на фоне огромных вложений в экономику Дальневосточного федерального округа (по крайней мере, это следует из официальных отчетов) и многочисленных программ по развитию макрорегиона. Почему, несмотря на все меры, ситуацию не удается переломить? В этом разбирался корреспондент «Совершенно
секретно».
В сентябре этого года, перед началом Восточного экономического форума (ВЭФ), во Владивостоке состоялось заседание президиума Государственного совета, посвященное социально-экономическому развитию регионов Дальнего Востока. Одной из главных проблем макрорегиона Президент РФ Владимир Путин на заседании Госсовета назвал демографическую ситуацию в Дальневосточном федеральном округе (ДФО).
КОРМИТЬ, ТОГДА НЕ УЛЕТЯТ?
«В прошлом году уехало на 17 тысяч больше, чем приехало. Людей не устраивают сегодняшние условия для жизни. Проблем, безусловно, пока еще много. Это низкая обеспеченность жильем, качественными услугами здравоохранения, образования, связи, нехватка современных объектов культуры и спорта, неудовлетворительная транспортная доступность, отставание в благоустройстве городов и поселков», – сказал Владимир Путин.
Отметил глава Российского государства и высокую смертность в дальневосточных регионах, и продолжительность жизни более низкую, чем в среднем в стране: 70 лет в ДФО и около 73 лет по России.
При этом естественный прирост населения, то есть преобладание рождаемости над смертностью, наблюдается из дальневосточных регионов только в Якутии и Чукотском АО. Во всех остальных, по данным Росстата, людей умирает больше, чем рождается. А миграционный прирост (то есть за счет приезжих) с начала этого года был зафиксирован только в Якутии: в республику приехало на 416 человек больше, чем уехало из нее. Из других регионов-дальневосточников люди в основном уезжают. Уезжают тысячами.
Итог: за весь постсоветский период, с 1991 года, население ДФО сократилось на четверть: с 8,063 млн до 6,1 млн человек. И происходит это, несмотря на отчеты о высоких экономических показателях развития федерального округа.
Так, в 2017 году на ДФО пришлось 30% всех иностранных инвестиций в российскую экономику. При этом рост индекса инвестиций в основной капитал регионов ДФО составил 17,1% при среднем показателе по стране в 4,4%. Всего в 2013–2017 годах в макрорегион было привлечено 3,8 трлн рублей инвестиций в 1,4 тыс. инвестиционных проектов. На многочисленных территориях опережающего развития (ТОР) было открыто 130 новых предприятий. Резиденты ТОР уже вложили в экономику Дальнего Востока более 220 млрд рублей.
В России действует множество программ по привлечению людей на Дальний Восток. Это и программа дальневосточного гектара, который теперь могут получить уже не только все без исключения россияне, но и иностранные граждане, и лица без гражданства. И программа кадровой мобильности – по ней приглашают на Дальний Восток специалистов из других регионов, выплачивают при этом хорошие подъемные: сейчас это 240 тыс. рублей на переезд и обу-
стройство на первое время, потом обещают больше. Сейчас программа трудовой мобильности действует в семи регионах ДФО, но в ближайшее время она будет распространена на весь округ.
Есть и специальные региональные меры по поддержке семей с детьми, по развитию социальной инфраструктуры – до 2020 года на строительство социальных объектов (школ, садиков, спортивных комплексов, медицинских учреждений) пойдет более
50 млрд рублей .Но все это людей, живущих в ДФО, не удерживает, а новых не привлекает.
К 2025 году на Дальнем Востоке планируется создать 120 тыс. новых рабочих мест, заявил генеральный директор Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК ДВ) Сергей Ховрат. Вот только… кто будет работать на этих местах?
ВКЛЮЧАЕШЬ – НЕ РАБОТАЕТ
Этим летом в Хабаровске состоялась V Северная межрегиональная конференция. Обсуждались вопросы социальной защиты людей, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и Дальнего Востока. Секретарь оргкомитета конференции Сергей Драндров предоставил изданию «Совершенно секретно» текст рекомендаций, которые по итогам форума были направлены в российское правительство и Госдуму.
«Вопросы привлечения и закрепления профессиональных кадров в макрорегионе не находят системного решения, что, в свою очередь, существенно снижает эффективность реализации государственной политики, – говорится в документе. – Они требуют особого внимания, оперативных решений и не могут быть урегулированы исключительно силами субъектов Российской Федерации. Мотивацией привлечения трудовых ресурсов в макрорегион и их закрепления должны стать повышенный размер оплаты труда и создание социальной инфраструктуры».
Вот еще рекомендации, которые участники конференции направили федеральным властям: «Разработать механизм компенсации затрат для работодателей в части выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в особых климатических условиях; увеличить объем финансирования программ, направленных на субсидирование льготного проезда жителей Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и Дальнего Востока в другие регионы; выработать меры, направленные на выравнивание стоимости обучения в учебных заведениях макрорегиона относительно аналогичных учебных программ в регионах с более благоприятными природно-климатическими условиями и развитой социальной инфраструктурой; законодательно закрепить норму выплаты процентной надбавки к заработной плате для молодежи в возрасте до 35 лет в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и Дальнего Востока, если они прожили в указанных районах и местностях не менее 5 лет».
Два месяца спустя, 10 августа, схожие поручения правительству дал Президент РФ. В их числе – «увеличение размера финансовой помощи работодателям, участвующим в региональных программах повышения мобильности трудовых ресурсов, увеличение размеров подъемных, выплачиваемых участникам государственной программы по добровольному переселению в Российскую Федерацию; повышение размера единовременной выплаты при рож-
дении первого ребенка; выделение средств семьям при рождении второго ребенка; применение пониженной ставки ипотечного (жилищного) кредита для семей с детьми».
Однако местные жители говорят: специальные мероприятия, программы, рост инвестиций – все это, конечно, хорошо, но вряд ли заставит людей жить на Дальнем Востоке. Во-первых, касаются меры поддержки далеко не всех. Во-вторых, в большинстве своем они разовые. Ну, дали людям денег на переезд и обустройство. Нынешняя сумма подъемных – 240 тыс. рублей – разойдется с учетом местных цен быстро. А людей зовут надолго.
«Я не знаю, куда уходят миллиарды инвестиций, про которые нам все время рассказывают. Но на жизнь людей они никак не влияют, – рассказывает корреспонденту «Совершенно секретно» Роман Белозёров, житель Камчатки. – Чтобы люди оставались жить и работать здесь, в тяжелом климате, им надо платить раза в два-три больше, чем, например, в Подмосковье. У нас, конечно, и сейчас зарплаты повыше, чем там. Но они съедаются дикими ценами на все – от продуктов до авиабилетов. Зимой мы овощи и фрукты поштучно покупаем – денег на большее не хватает с такими ценами. У нас на Камчатке хлеб может и до 100 рублей за буханку доходить, молоко – до 100 рублей за литр. Помидоры, особенно если не сезон, – до 700 рублей за килограмм. Яйца тоже под сотню руб-
лей за десяток. Мясо – по полтысячи за кило. Понятно, в разных магазинах по-разному, и в селах и городах цены различаются. Где-то и подешевле есть. Но уж точно: мы тут не в роскоши купаемся, как многие думают».
Дороже на Дальнем Востоке все. Авиабилеты – слетать в Москву туда-обратно – могут обойтись и в 100 тысяч рублей. Люди фактически оказываются невыездными – в пределах своей же страны.
«Между тем, когда мы проводили опрос: «Что нужно сделать, чтобы люди оставались на Дальнем Востоке?» – больше 30% опрошенных сказали: нужен бесплатный или льготный проезд по стране, хотя бы раз в два года. Есть научные исследования, которые доказывают: людям для здоровья – как физического, так и психологического – просто необходимо бывать в регионах, где другой климат, другая экология, другой режим питания, другое количество солнечных дней, другие впечатления. В конце концов, человек, даже если не отправляется в поездку, для душевного равновесия должен знать, что у него такая возможность есть, а не чувствовать себя в заложниках», – сказал, общаясь с журналистами на V Северной межрегиональной конференции, заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Давид Кришталь.
Неподъемны дороги и квартиры. Если в среднем по России квадратный метр жилья стоит примерно 56 тыс. рублей, то в ДФО – около 69 тыс. за квадрат на вторичном рынке и 65 тыс. на первичном. А рекордсмен по дороговизне жилья – Владивосток: здесь цена квадратного метра доходит до 88–96 тыс. рублей. Между тем, по данным Приморскстата, средняя зарплата в регионе сейчас составляет около 40 тыс. рублей (а по неофициальным данным – часто находится в пределах 25–30 тыс.) – столько же, сколько в регионах, где жилье дешевле в полтора, а то и в два раза. Но если даже в этих регионах люди жалуются на недоступность ипотеки и непомерно большие ежемесячные платежи, то что тогда говорить дальневосточникам?
Кроме того, в ДФО и с наличием жилья проблемы. Глава Минвостокразвития Александр Козлов недавно привел такие данные: в ДФО к ветхому и аварийному жилому фонду сейчас относятся 3,2 млн кв. м жилья (6% от всего объема жилого фонда – в 2,5 раза больше, чем в среднем по России). С учетом сроков износа жилья скоро к этой категории будет отнесен еще миллион квадратов. Между тем с начала 2018 года во всех регионах ДФО было сдано всего 740 тыс. кв. м жилья.
«Уровень цен, отсутствие нормального жилья, и все это при невысоких зарплатах – в основном поэтому люди не хотят жить на Дальнем Востоке, – продолжает Роман Белозёров. – Но не только поэтому. Мы ведь люди, а живем, будто в медвежьем углу. В других регионах есть где отдохнуть, развлечься, куда в отпуск съездить. А у нас ничего этого нет. Получается, живем мы, отрезанные от всего мира, платим втридорога за все и жизни не видим. Какие там подъемные, какие инвестиции? Они не заставят нормальных людей здесь остаться».
ВРЕМЕНЩИКИ – ДЕШЕВЛЕ?
Об этих проблемах и путях их решения много говорилось на Восточном экономическом форуме.
Приведем лишь несколько высказываний его высокопоставленных участников.
Глава Министерства по развитию Дальнего Востока Александр Козлов: «Президент дал поручение определить точки социально-экономического развития Дальнего Востока. Это центры, где возникнут новые предприятия. Для формирования в них социальной инфраструктуры выделено больше 55 млрд рублей на 3 года. Мы должны построить в этих точках роста детские сады, школы, спортивные объекты, объекты жилищно-коммунального хозяйства. Наша задача – дать людям то, чего они ждут. К сожалению, сегодня мы не можем охватить все города и населенные пунк-
ты Дальнего Востока».Врио губернатора Магаданской области Сергей Носов: «Иногда жизнь человека зависит элементарно от транспортного сообщения и связи. До сих пор на Дальнем Востоке лишь 35% дорог с твердым покрытием, а 1400 населенных пунктов в осенне-весенний период остаются отрезанными от транспортных коммуникаций». Он же назвал и цену приведения в порядок магаданского участка федеральной трассы «Колыма» – около 200 млрд рублей и 10 лет работы.
Врио главы Якутии Айсен Николаев: «В Якутии последние 10 лет фиксируется высокий рост – почти на 30% – выявления онкозаболеваний и болезней системы кровообращения. Это делает крайне актуальным вопрос скорейшего строительства в столице республики онкоцентра и второй очереди кардиодиспансера».
Десятки и сотни миллиардов рублей, долгие годы строительства… Годы, в течение которых люди продолжат уезжать с Дальнего Востока и вряд ли приедут, чтобы остаться здесь навсегда.
Быть может, тогда специалистов и не стоит зазывать на постоянную работу, проще и дешевле набрать вахтовиков, как это и делают многие компании?
Давид Кришталь, зампред ФНПР, уверен, что это не выход. «Сейчас часто предлагается для развития Дальнего Востока сделать упор на вахтовый метод работы. Многие компании именно так и поступают. Но это не развитие – это гибель региона. Вахтовики – временщики. Им не нужна инфраструктура: школы, больницы, садики, дороги, библиотеки, кинотеатры, стадионы. Приехали – отработали – уехали. В финансовом смысле это, на первый взгляд, выгодно. Но на самом деле в регионах без инфраструктуры люди не останутся. Поток уезжающих с Дальнего Востока вырастет, регион опустеет. Да это и уже произошло. Слышал рассказ одного моряка: самое печальное в его работе, говорил он, идти мимо наших северных и восточных побережий. Идешь рядом с чужими берегами – там жизнь кипит, а у нас – пусто, – говорит Давид Кришталь. – А пустые земли, кроме прочего, могут быть заселены и использованы так, что России это будет очень невыгодно…»
А чтобы люди оставались жить и работать на востоке – рецепт простой, уверен Давид Кришталь. И другого не придумано: надо создать им нормальные условия жизни. И в первую очередь хорошо платить. Тогда и все другие проблемы решатся.
«Если мы хотим поднимать рождаемость на Дальнем Востоке, надо в первую очередь подумать и позаботиться о тех, кто уже сейчас там живет, – считает он. – А позаботиться – это прежде всего сделать так, чтобы люди хорошо зарабатывали. От размера заработной платы зависит не только уровень, но и продолжительность жизни человека. Потому что хорошая зарплата – это возможность хорошо питаться, качественно лечиться и отдыхать, это хорошее образование для детей, а в результате и хорошая работа для них. Это нормальное жилье. Это, наконец, душевное спокойствие. А кроме того, высокая зарплата жителей – это еще и развитие экономики региона. Если у человека есть деньги – он больше и тратит. Больше потребляет – больше инвестирует в экономику, тем самым развивает бизнес-сферу, косвенно создает рабочие места. То есть все упирается в достойный уровень жизни человека, который живет в регионе и работает в нем же, и – прямо или опосредованно – вкладывается в его развитие».
…На состоявшемся в сентябре Восточном экономическом форуме было подписано 220 соглашений на общую сумму почти в 3 трлн рублей – договоры по масштабным и дорогим проектам в сферах освоения недр, авиа- и судостроения, лесопереработки, химической промышленности, телекоммуникаций. Каждый из проектов – это десятки и сотни миллиардов рублей инвестиций в экономику Дальнего Востока. Будет ли кому воплощать эти грандиозные планы?
Автор: Евгения ИВАНОВА
Совместно с:
Комментарии