Россия в зеркале кино
23.11.2019
«В игровом кино режиссер – это Бог, а в документальном Бог – режиссер», – мудро подметил когда-то Альфред Хичкок. Действительно, жизнь, порой, подбрасывает такие хитросплетения, что никакому, даже самому талантливому сценаристу и не снились. Тем и интересно документальное кино, что призвано оно отражать всю нашу жизнь, без прикрас, со всеми печалями и радостями, забавными нюансами, трагическими и не очень совпадениями, умопомрачительными сюжетами. А задача режиссера-документалиста в первую очередь, ничего не испортив, не приукрасив, достоверно показать событие, героев, ситуации, постараться сделать правильные акценты, что-то укрупнить, на что-то обратить особое зрительское внимание. И по-настоящему документальное кино получается лишь тогда, когда автор по-хорошему «болен» темой и персонажами. Такое кино всегда найдет отклик в сердцах зрителей. Проверено.
В этом году случилось удивительное единение среди профессионального жюри, зрителей и прессы. Их награды были отданы одному фильму. Картина Алексея Федорченко «Кино эпохи перемен» открывала ХХХ Открытый фестиваль документального кино «Россия», задала хороший тон всему киносмотру и сразу выбилась в лидеры. В итоге фильм получил главный приз фестиваля, приз кинопрессы, приз зрительских симпатий и даже приз администрации города Нижнего Тагила, где тоже проходили фестивальные показы.
ЛИДЕР ФЕСТИВАЛЯ
По словам Алексея Федорченко, он хотел снимать это кино еще лет 15 назад, и тогда бы это был «экшен-боевик», а сейчас в итоге получилась «грустная комедия». Еще он называет ее «экономической комедией». Речь идет о развале знаменитой когда-то Свердловской киностудии. Сначала немного истории. Студия создавалась в военные годы по приказу «Об организации в г. Свердловске киностудии художественных фильмов» от 9 февраля 1943 года. И уже в 1944 году здесь был снят первый фильм. Это был фильм «Сильва» режиссера Александра Ивановского по оперетте Имре Кальмана. Всего на киностудии снято более 200 художественных и 500 документальных картин, сотни научно-популярных фильмов, около 100 мультипликационных работ. Среди известных фильмов, снятых там, можно вспомнить, например, такие, как «Безымянная звезда» Михаила Козакова, «Команда «33» Николая Гусарова, «Зеркало для героя», «Патриотическая комедия» «Макаров» Владимира Хотиненко, «Ты есть» Владимира Макеранца, «Первые на Луне» Алексея Федорченко и многие другие. Работали здесь многие наши киномастера. Например, известный режиссер Ярополк Лапшин. Памятная доска этого режиссера и сейчас висит на здании, которое уже студией не является. Ибо в этом огромном студийном здании располагается торговый «Сити центр». Там, где когда-то кипела бурная творческая жизнь, рождались идеи, вершилась история кино, теперь стоят манекены, продаются платья, лифчики, трусы, ну и все остальное, что можно купить в любом торговом центре в любом городе мира. И вот Алексей Федорченко водит героев своего фильма – режиссеров, операторов и прочих участников съёмочного процесса – по этим торговым, безликим точкам, а они вспоминают, где были их рабочие места, где располагались павильоны, что здесь было когда-то.
Почему так произошло, почему большая студия, производившая немало качественных фильмов, оказалась никому не нужна? Вернее так, она была нужна тем творцам, которые там работали, нужна зрителям, любившим и ждавшим их фильмы. Но в масштабах большой страны, попавшей в смутную «эпоху перемен», ее значимость затерялась, растворилась в тумане новых идей и идеалов. Ответа на этот вопрос режиссер не дает. Впрочем, нам и так все понятно. В фильме очень подробно, но отнюдь не скучно, а, наоборот, с юмором, рассказывается, как все это происходило. Все эти «стрелки» с бандитами, наезды от госструктур, борьба за выживание, и абсолютная, почти слепая вера этих людей в то, что дело их жизни не пропадет напрасно, впустую, киностудия продолжит свое существование. Картина сделана с огромным юмором, иронией и какой-то такой светлой мудростью, которая, конечно, не оправдывает произошедшее и происходящее, но дает возможность взглянуть на эти события немного отстраненно, философски.
Формально студия существует и сейчас. Есть у нее небольшое помещение. Но практически никто из героев фильма «Кино эпохи перемен» отношения к ней больше не имеет.
ПРИЗЕРЫ
Приз за лучший короткометражный документальный фильм получила лента режиссера Сергея Головецкого «Полет чемпиона». Картина рассказывает о заслуженном мастере спорта, двукратном рекордсмене мира по прыжкам в длину Игоре Тер-Ованесяне. Сделана она мастерски, там нет ничего лишнего. Спортсмен готовится отмечать свое 80-летие и вместе с автором и зрителями вспоминает этапы своего пути, своей спортивной карьеры. Для Сергея Головецкого было важно отдать дань уважения выдающемуся мастеру спорта, он сам когда-то занимался легкой атлетикой, и Игорь Тер-Ованесян был практически его кумиром с юности.
Режиссер Ибадылла Аджибеков представил в конкурсе фильм «Учитель». Производство – кинокомпания «Тазар» (Бишкек). Герой картины Токтожум Стаханов родом из небольшого кыргызстанского села Кен-Суу. Окончил в Бишкеке университет с красным дипломом, потом преподавал в университете. А спустя годы вдруг внезапно (а может и не внезапно) вернулся в родное село, которое живет сейчас нелегко, создал там школу и стал преподавать. Света нет, отопления нет. Печка, керосиновая лампа. Да и детей немного. Всего три класса, в каждом по несколько человек. Но им повезло – у них есть Учитель, который их не оставляет. Человек, который скромно, без пафоса и лишних слов просто делает свое дело, выполняет миссию, которую он сам себе назначил. Режиссер Ибадылла Аджибеков провел там целый год, мы видим учительские будни и зимой, когда на переменах он поит своих учеников горячим чаем, а на уроках физкультуры вместе с детьми катается на санках с горки; и летом, когда на последний звонок маленькие ученицы приходят нарядными, в белых фартучках и с белыми бантиками и гордо поднимают флаг школы. Подобные истории как-то не дают пропасть вере в человека и человечество. А сам режиссер этого фильма имеет сразу три профессии. По первой он врач, по второй – психолог, ну а по третьей, соответственно, режиссер. А еще он вдобавок ко всему и журналист, издает в Бишкеке медицинскую газету «Будь здоров».
«Вырваться. История любви» – так называется картина режиссера Ольги Аверкиевой. Герои фильма – девушка и два парня – живут в неврологических диспансерах. У них нет никаких прав, они не имеют права на работу и нормальную жизнь. Да, большинство обитателей подобных диспансеров действительно недееспособны. Но есть среди них небольшой процент, у которых еще есть надежда. И, несмотря на небольшие отклонения в развитии, они могут стать практически полноценными членами общества. Остаться в диспансере для них приговор на всю жизнь. Героям картины повезло, благодаря одному благотворительному фонду они получили возможность отучиться в садоводческом техникуме, получить профессию, и если экспертиза признает их дееспособными или хотя бы дееспособными частично, они смогут покинуть лечебные заведения и работать. И даже стать счастливыми в личной жизни. А в том, что эта самая личная жизнь у них бурная, мы убеждаемся, наблюдая за героями по ходу фильма. По сути, перед нами любовный треугольник. Они влюбляются, ревнуют, страдают. Они хотят жить! Есть в этом фильме правильный, жизнеутверждающий посыл.
МЕЖДУНАРОДНАЯ КИНОПАНОРАМА
Помимо российского кино была представлена на фестивале и интересная международная панорама. Программу норвежских документальных фильмов представлял эксперт по документальному кино, отборщик международных кинофестивалей Борис Шульман (Гётеборг). По его словам, в последнее время норвежское документальное кино очень бурно развивается. Режиссеров и зрителей интересуют четыре основные темы: 1) путешествия, географические открытия; 2) выдающиеся норвежцы; 3) исторические события; 4) необычные судьбы обычных людей. И государство, надо сказать, активно поддерживает норвежский документальный кинематограф. По словам Бориса Шульмана, ежегодно Норвежский институт кино выдает субсидии на производство 104 документальных фильмов.
Один из фильмов этой программы – «Каменотёс». Режиссер Мари Нильсен Нейра. И чем-то отдаленно он перекликается с кыргызстанским «Учителем». Герой норвежской картины тоже тихо, скромно и с любовью выполняет свою миссию. Он представитель вымирающей профессии, он потомственный каменотес. В Норвегии их осталось всего 12. Именно это исчезающее, ненужное, казалось бы, в нашем цифровом веке ремесло стало смыслом и радостью его жизни.
Еще один фильм из норвежской программы назывался «Куда возвращается человек». Его герой – 75-летний Стейнер. Суете городской жизни он предпочел уединение с природой. Он живет вместе с собакой в изолированной местности, всего в одном километре от норвежско-российской границы.
В международной кинопанораме фестиваля было также представлено кино Грузии и Ирана.
ФИЛЬМЫ-ПОРТРЕТЫ
Отдельным конкурсом на фестивале была выделена программа телевизионных документальных фильмов. И так уж получилось, что сразу несколько картин было посвящено знаменитым людям, это фильмы-портреты, раскрывающие личность.
Картина режиссера Юрия Малюгина «Василий Шукшин. Я пришел дать вам волю…» была приурочена к юбилейной дате – 90-летию со дня рождения актера, режиссера, сценариста, писателя Василия Шукшина. «Я пришел дать вам волю» – роман Шукшина о Степане Разине. Художник долгие годы боролся за то, чтобы снять этот фильм, но замысел оказался обречен…
«КИНО ЭПОХИ ПЕРЕМЕН»
Герой фильма Татьяны Киселёвой и Владимира Вольфа «Изобретатель курдского велосипеда» – гуру этнической сцены России Назим Надиров, известный под псевдонимом Арбакеш. Надиров – человек мира, прекрасно знающий восточную культуру и очень интересно рассказывающий о ней. Картина расширяет для зрителя пространство наших представлений о жизни и о дружбе между людьми разных национальностей на фоне путешествий героя в пейзажах человеческой Вселенной.
ПРИЗЫ ФЕСТИВАЛЯ «МУЗА НА КОЛЕСЕ ИСТОРИИ»
«Илья Кормильцев. В поисках цельного человека» – так называется картина режиссера Анны Голиковой. «Скованные одной цепью», «Мой брат Каин», «Бриллиантовые дороги», «Последнее письмо» («Гуд- бай, Америка»), «Я хочу быть с тобой» – это все песни на стихи прекрасного, тонкого, умного поэта Ильи Кормильцева. Именно его стихи прославили в конце 80-х годов прошлого века группу «Наутилус Помпилиус». Мудрые, пронзительные тексты в исполнении харизматичного фронтмена группы Вячеслава Бутусова покорили всю страну. И слова этих песен актуальны до сих пор, ибо мы по-прежнему, увы, продолжаем жить «скованными одной цепью, связанными одной целью». Фильм был приурочен к 50-летию поэта, скончавшегося в 2007 году.
Музыкально-поэтическую тему продолжил фильм режиссера Павла Селина «Юра – музыкант», посвященный рок-музыканту, лидеру группы «ДДТ», смелому, талантливому, бескомпромиссному человеку Юрию Шевчуку. Съемки фильма шли на протяжении 11 лет – с 2009 по 2018 годы. Эта картина получила специальный приз жюри с формулировкой «За осмысление эпохи сквозь образ поэта».
Режиссер Иннокентий Иванов снял фильм под названием «Карл Булла – первый». Первый фоторепортер России Карл Булла оставил после себя уникальное творческое наследие – тысячи снимков важнейших событий конца XIX – начала XX веков. Известный режиссер-документалист Иван Твердовский представил картину «Театр Валентины Токарской. История одной удивительной судьбы». Она родилась актрисой. И дело не только в безусловном актерском таланте. Судьба написала жизнь Валентины Токарской как драму парадокса с элементами авантюры, романтики и исторической трагедии.
«Я ОБОЖАЮ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО»
На фестивале состоялись важные круглые столы по актуальным для документалистов темам. И одна из главных тем – возможность донести свои творения до зрителя. Документалистика в основной своей массе находится сейчас в тени, до проката не доходит, и по телевидению редко можно увидеть хорошее документальное кино. Вопросам продвижения таких картин было уделено немало времени. Ведь то, что у нас на ТВ, порой, выдается за документальное кино, зачастую вовсе им не является. А настоящие, качественные образцы жанра не доходят до целевой аудитории, которая, вообще-то, в них нуждается. Подтверждением этому может служить то, что на сеансах фестиваля в Екатеринбурге всегда были аншлаги. Хорошо, что телеканал «Продвижение» учредил свои призы и предоставил некоторым фильмам права показа у себя. Хотелось бы, чтобы к подобной инициативе подключились и другие телеканалы.
Кроме того, люди хотят не только видеть это кино, но и говорить о нем и о проблемах, затронутых в этих фильмах. Очень бурно и интересно проходили дискуссии зрителей с авторами после показов. За три десятилетия екатеринбургский зритель привык к своему фестивалю и, что немаловажно, научился смотреть документальное кино. Услышала, например, диалог двух зрительниц, которые живо обсуждали увиденное, и одна другой сказала: «Я обожаю документальное кино». Наверное, в этом есть и заслуга фестиваля «Россия».
По сложившейся традиции на церемонии открытия награды фестиваля на сцену передавали зрители. И прежде, чем девять статуэток «Муза на колесе истории» заняли свое место на пьедестале в виде цифры «30», зрители могли прикоснуться к ним, подержать в руках и сфотографировать. Кстати, традиция эта возникла совершенно случайно. На одном из фестивалей случилась накладка, к началу церемонии не успели привезти призы из мастерской, где их изготавливали. Привезли тогда, когда вечер был в самом разгаре, зал полон, и транспортировать коробки с тяжелыми по весу наградами было проблематично. Кому-то в голову пришла креативная идея – распаковать призы и передать их через зрителей. Так и сделали. Публике эта затея понравилась чрезвычайно! Вот «из такого сора», порой, рождаются чудесные традиции!
Юбилейная «Россия» в очередной раз доказала свое законное право на существование и подарила надежду на то, что документальное кино в России живо. Во всяком случае, жив зрительский интерес к нему, что дает режиссерам и авторам дополнительный стимул.
Фото автора
Автор: Александра ИВАНОВА
Комментарии