НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
РОСТУРИЗМ РАСТЕРЯЛ СВОЙ АВТОРИТЕТ?

РОСТУРИЗМ РАСТЕРЯЛ СВОЙ АВТОРИТЕТ?

РОСТУРИЗМ РАСТЕРЯЛ СВОЙ АВТОРИТЕТ?
Автор: Анна АСТАХОВА
Совместно с:
15.08.2014
Правительство озаботилось реформированием туристической отрасли только после краха ряда компаний, поставившего тысячи россиян в безвыходное положение.
 
В последние три года достаточно часто туроператоры или компании по продаже авиабилетов объявляют о своей несостоятельности. Летом 2014 года это произошло с компаниями «Нева», «Лабиринт», «Идеал-тур», «Экспо-тур», «Роза ветров мир», «ИнтАэр», «Нордик Стар»… Десятки тысяч россиян всех возрастов попадают в прямом смысле «как кур в ощип», оказываясь и без денег, и без билетов, и без оплаченных гостиниц. Чтобы не срывать отдых или вылететь на родину, иной раз приходится вкладывать собственные средства. Снисхождения у владельцев компаний нет ни к пожилым людям, ни к грудным младенцам. Как вести себя человеку, попавшему по вине туристических компаний в тяжелую ситуацию? Кто может помочь туристу? Ответы попытался найти корреспондент «Совершенно секретно»
 
Второго августа туроператор «Лабиринт» сообщил о приостановке своей деятельности. За день до этого события авиакомпания «Оренбургские авиалинии» из-за неоплаченных полуторамиллиардных платежей временно перестала сотрудничать с «Идеал-туром», имеющим того же владельца, что и «Лабиринт». В результате было отменено 36 рейсов из Антальи, Корфу, Бургаса и Родоса. Более двадцати тысяч россиян до сих пор дожидаются своих самолетов в аэропортах и гостиницах этих курортов. Зависли туристы в Барселоне, Энфиде, Салониках, других городах и странах.
 
Фото: Рамиль Ситдиков. РИА «Новости»
 
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), как только было объявлено о ситуации, совместно с «Турпомощью» взялось решать проблемы вылета туристов в Россию. Вячеслав Басов, руководитель «Турпомощи» (ассоциация представляет собой объединение туроператоров в сфере выездного туризма и действует в целях оказания экстренной помощи туристам. – Ред.) в ответ на вопрос «Что сделано для наших соотечественников?» сообщил следующее:
 
– В первую очередь пострадавшим нужно обращаться в Ростуризм или к нам на горячие линии, фиксировать все, что произошло: кто продал путевки, из какого отеля выселили, какими рейсами планировали лететь и т. д. Информация о возвратных вылетах есть на сайте. Все туристы в десятидневный срок обязательно вернутся домой. Сейчас пик сезона, и главная проблема, с которой нам приходится сталкиваться, – почти нет свободных самолетов. Точнее, их вообще нет, поэтому мы работаем на максимуме возможностей, ищем разные варианты, договариваемся с авиакомпаниями, но пока получается вывозить только по две-три тысячи человек в день. Авиакомпании просто не имеют возможности предоставлять свои борта. Не могу сказать, что мы рассматриваем возможность задействовать «освободившиеся» после наложения санкций самолеты компании «Добролет». Таких планов пока нет. Но, может быть, один рейс и будет организован».
 
Усугубляет ситуацию то, что до сих пор представители «Лабиринта» не сообщили, сколько точно человек, купивших туры, так и не смогли улететь на отдых, а те, кто уже был на отдыхе, не смогли своевременно вернуться домой или их выгнали из отелей. Статистику собирают, исходя из обращений граждан.
 
НАЗВАНИЯ НЕ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЯ
 
Из главных советов туристу «до» покупки – внимательно читать отзывы о тур-
операторе, изучить его финансовые показатели, какую страховку он дает, входит ли в нее страховка от «невылета по вине оператора». Но, как показывает практика, это тоже не панацея. Компания «Нева» работала на рынке более 20 лет, и у нее был высокий рейтинг надежности.
 
Принимающие стороны тоже ведут себя по-разному в отношении российских туристов. Кто-то выкидывает чемоданы за порог, кто-то не отдает паспорта, пока не произведут оплату, а кто-то помогает. Например, на греческих островах появилось такое объявление «Уважаемые гости! Мы хотели бы сообщить вам, что туроператор «Лабиринт» обанкротился. Начиная с завтрашнего дня, т. е. с 03.08.2014, все гости, пострадавшие от этой ситуации считаются личными гостями господина Mitsis (Константинос Митсис) и радушно остаются до даты вылета без дополнительной оплаты. Несмотря ни на что, мы всегда рады вашему визиту в Греции в наших отелях».
 
Но не все так добры, поэтому при возникновении спорных ситуаций в отелях следует поставить об этом в известность представителей российского посольства и местных правоохранительных органов. И сохранять все чеки, если вы произвели какие-либо оплаты. Если вам отказывают в проживании – владельцы обязаны поставить на вашем ваучере отметку о выселении. Это касается и отказа в вылете. Все эти бумаги в дальнейшем помогут вам отстоять свои интересы в суде. Вообще, все документы – от собственных (паспорт, страховка, права) до договора с туроператором, ваучеров на отель и авиабилетов – стоит отксерокопировать перед поездкой. Тяжесть небольшая, а дополнительных возможностей для разрешения сложных ситуаций больше.
 
Фото: Владимир Песня. РИА «Новости»
 
НАМЕРЕННО ИЛИ СЛУЧАЙНО?
 
Впрочем, создается впечатление, что неопределенность на руку компании. С самого начала руководство «Лабиринта» отказывалось называть причину своего банкротства, озвучивая версии, которые вызывали у игроков рынка лишь иронические замечания. Изначально компания «винила» в произошедшем скачки курсов валют, через несколько часов появились новые причины – «негативная политическая и экономическая ситуация», «потеря значительной доли клиентов из-за запрета на выезд военнослужащим и сотрудникам спецслужб». Но все эти объяснения вызывают лишь раздражение.
 
«Поменялся курс валют – ну и что, он всю жизнь менялся. Что значит – на 30 % меньше людей стали выезжать за границу? Если разделить эти 30 % на всех игроков рынка, то спад будет незначительным. Сотрудники спецслужб у нас уже лет пять как ограничены в выезде. Военные никогда не были активными клиентами турфирм, потому что им финансовое положение не позволяло, и у Минобороны есть большое количество ведомственных санаториев, где военные проводят свои отпуска. Что касается политики, то на турбизнес она вообще не влияет.
 
На самом деле в Греции, Италии, Франции, Испании нас ждут. Консульства работают в нормальном режиме, и никаких проблем с этим нет, – комментирует ситуацию эксперт по туризму Общественной палаты РФ Роман Бобылев. – Это все похоже на детские оправдания, когда не знаешь, что ответить. На рынке случались ситуации намного хуже – когда Египет закрывали полностью. А Египет был одним из базовых направлений для многих туроператоров. И ничего, люди справились, клиентов никто не оставлял на произвол судьбы. Поэтому причина ситуации с «Лабиринтом» кроется в уровне профессионализма менеджмента и правового сознания руководства компании».
 
Сегодняшняя ситуация на туристическом рынке настораживает даже новое руководство Ростуризма, которое за последние месяцы только и делало, что верило туроператорам на слово, не проверяя предоставляемые данные, ничего не предприняло для предотвращения такого рода масштабных ЧП.
 
«У нас уже после первых банкротств возникли разные подозрения: туроператоры поняли, что туристов вывезет «Турпомощь», а страховые компании выплатят компенсации – и взятки гладки. Понятно, что некоторые игроки рынка не прочь будут под шумок совершить мошенничества. Теперь по факту каждого обращения мы проверяем, не было ли там преднамеренного банкротства. Ведь каждый год пять-шесть туроператоров уходят с рынка. Но делают это, как правило, после окончания отпускного сезона, когда заканчиваются оборотные средства. А в этом году ситуация беспрецедентная. И как бы на рынке не сработал «эффект домино», – говорит пресс-секретарь Рос­туризма Ирина Щеголькова. – Мы не можем повлиять на ситуацию. Мы можем только встречаться с бизнесом и получать от них объяснения. От «Идеалтура» и «Лабиринта» объяснения все были получены еще несколько недель назад. Нам сказали, что миллиард шестьсот компании получат в ближайшее время от своих партнеров, и из этих денег будут перечислены авиакомпании «Оренбургские авиалинии» миллиард четыреста. Мы не могли проверить, так ли это на самом деле, мы можем только верить на слово. О том, что начнутся проблемы у туроператоров, которые работают через данного авиаброкера, мы узнали в четыре часа дня в пятницу. Сразу удивились, почему полеты прекратили в последний день недели и в то время, когда банки закончили работу, и очевидно, что никакие деньги никто уже не сможет перечислить.
 
В конце концов, когда тебе должны полтора миллиарда, можно и подождать субботу-воскресенье, хотя бы для того, чтобы не пострадали десятки тысяч людей. Утром в пятницу можно было сообщить, чтобы мы подключили другие авиакомпании, турфирмы успели бы предупредить туристов о том, чтобы они не ехали в аэропорт. Вопросов много, но получить подробный ответ на них мы не можем – нет полномочий. У Ростуризма нет никаких контролирующих и регулирующих функций, для того чтобы даже создать реестр туроператоров, нет рычагов для мониторинга ситуации на рынке, аудиторских проверок. Этого всего и быть не может, потому что Ростуризм создан не для этого, а для продвижения собственного продукта на внутреннем рынке и за рубежом».
 
Фото: ИТАР-ТАСС. Денис Вышинский
 
ГРЯДУТ БОЛЬШИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА РЫНКЕ
 
Многие крупнейшие туроператоры еще весной заявляли, что банкротства средних и мелких компаний ударят по всему миру, потому что каждая такая история бьет по всему рынку и создает негативный информационный фон вокруг выездного туризма. Ситуация на российском рынке уже несколько лет характеризуется, как депрессивная. Покупательная способность у россиян низкая, кроме того, международные санкции, принятые против России, могут ударить по ряду отраслей, а значит, и по зарплатам потенциальных клиентов. Нынешние банкротства усугубят ситуацию. Российский туристический рынок переполнен предложениями, и сейчас, похоже, наступил момент, которым могут воспользоваться очень многие игроки: череда банкротств очистит туристический бизнес от недобросовестных тур­операторов и туристы распределятся по самым крупным операторам. Но, судя по всему, прежде чем это произойдет, рынок ждут еще один серьезный спад продаж, который может кардинально изменить ситуацию, и государственные коррективы.
 
В российском правительстве после приостановки деятельности сразу нескольких крупных операторов решили внести коррективы в функционирование туристической отрасли. Премьер-министр Дмитрий Медведев предложил периодически проверять турфирмы и исключать из реестра те, у которых не будет «надежного финансового покрытия», а также подчерк­нул, что «фирмы в туриндустрии должны страховать свою деятельность в нужном объеме».
 
«У нас что получается: сами по себе туристические операторы, они довольно разрослись, некоторые из них стали очень похожи на МММ, и, что бы они ни говорили по поводу уменьшения количества клиентов, отказов каких-то, каких-то сложностей с перевозчиками, необходимо, чтобы они правильным образом страховали свои риски. Вот на это нужно обратить внимание при подготовке новой нормативной базы», – отметил Медведев (цитируется по сообщению «Интерфакса»).
 
Поручение было отдано вице-премьеру Дмитрию Козаку и временно исполняющему обязанности главы Ростуризма Олегу Сафонову. Для Козака туристическая отрасль в правительстве не является профильной, но премьер-министр обратился к нему, поскольку отвечающая за туриндустрию вице-премьер Ольга Голодец находится в отпуске.
 
Глава Министерства культуры Владимир Мединский пообещал подготовить через две недели законопроект о реформировании туристической отрасли. Разработкой предложений займется сформированная 5 августа рабочая группа в составе представителей Министерства культуры, Ростуризма, Минтранса, Минэкономразвития, Центробанка, Росавиации, ряда других ведомств.
 
НАЧАЛО
 
Следственный комитет России по г. Москве уже возбудил дела. Проверке подвергнутся турфирмы, в результате приостановки деятельности которых пострадали десятки тысяч туристов. Следователи также будут проверять указанные компании на предмет наличия в действиях сотрудников указанных фирм признаков преступления, предусмотренного ст.159 УК РФ (мошенничество). По результатам проверки будет принято процессуальное решение.
 
МНЕНИЯ
 
Александр Ильин,  генеральный директор компании Fly2Fly:
«Это же туризм, а не торговля овощами, где можно в любой момент отказаться от неплатежеспособного покупателя. Тур­оператор готовит свою программу под сезон заранее. Для разных стран она разная. Потом заключаются договора с принимающей стороной, с отелями, под программу готовится перелет и подписывается договор с авиакомпанией на чартерную перевозку. «Идеал-тур», судя по всему, брал у авиакомпании места в самолете и перепродавал их другим туроператорам, но деньги до «Оренбургских авиалиний» не доходили. Когда же этот перевозчик перестал выполнять перелеты из-за долгов, «посыпался» «Лабиринт». Увы, все может свестись к очень простой формуле. Бизнесмены увидели, что руководителям «Капитал-тура» в результате их неоднозначных действий ничего не было. То есть наказания фактически не последовало, и они решат повторить эту схему – объявить себя банкротами, спрятать деньги и жить спокойно».
 
Роман Бобылев, руководитель ассоциации «Турпомощь»:
«Процесс болезненный, и он только начался. И на самом деле те туроператоры-«крупняки», которые у нас есть, уже созрели для того, чтобы начать договариваться друг с другом. Рынку уже некуда расширяться, им не за кого бороться, как это было лет пять назад, когда они даже не садились за стол переговоров. Года три назад был период тотального демпинга, когда туры продавали даже в убыток, многие средние игроки не выдержали такой конкуренции, а сейчас пришло время консолидироваться. Уже известны случаи, когда туроператоры договариваются между собой по некоторым направлениям, чтобы не демпинговать и избежать банкротств. Со стороны может показаться, что ситуация с нынешними банкротствами на руку «крупняку» – клиенты пойдут к ним, бизнес расширится, но на самом деле это не так, потому что объемы, имеющиеся у лидеров рынка, забиты до предела. Сейчас средние и мелкие компании набирают «излишки» клиентов по методу «пирамиды», но и они после предстоящей войны и грызни скоро разорятся. Люди в любом случае начнут предпочитать компании, которые имеют собственные авиакомпании и отели».
 
Владимир Канторович, первый вице-президент Ассоциации туроператоров России:
«Раньше у Ростуризма хватало авторитета, чтобы решать такие проблемы. А сейчас ведомство – как информагентство – просто транслирует новости о банкротствах. Информация о миллиардном долге «Лабиринта» появилась в СМИ еще в начале июля, и возникает вопрос, почему Ростуризм еще тогда ничего не предпринял. За время до банкротства можно было получить данные хотя бы от партнеров компании. Те же страховые компании сразу предоставили бы данные. Один звонок – и стало бы известно, что в июле компания не заплатила им деньги за май! То есть туристы ездили по этим страховкам, и компании оплачивали страховые случаи авансом. Почему это не было сделано – вопрос открытый».

Автор:  Анна АСТАХОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку