НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
СДАТЬ «ЗМЕЙКУ» ЗА 20 СЕКУНД

СДАТЬ «ЗМЕЙКУ» ЗА 20 СЕКУНД

СДАТЬ «ЗМЕЙКУ» ЗА 20 СЕКУНД
Автор: Игорь МОРЖАРЕТТО
Совместно с:
24.11.2015
 
В ближайшее время вступят в силу новые правила приёма экзаменов на водительские права. Какие испытания придётся пройти, чтобы получить заветную «корочку»?
 
В августе прошлого года автошколы обязали работать по-новому: изменились требования к ним, появились совершенно новые программы обучения. И вообще у нас исчезла такая категория, как «автолюбители»: отныне все, кто заканчивает автошколу, получают удостоверение профессионального водителя. А вместо бывших доселе шести категорий – появились 16 категорий и подкатегорий. Вот так!
 
Но реформа оказалось половинчатой: школы перешли на новые, куда более жёсткие требования (переаттестацию вообще не прошло каждое третье учебное заведение). Курсантам разрешили сдавать на права в любом подразделении ГИБДД (а не только по месту жительства). Они формально получили право сдать экзамен на автомобиле с автоматической коробкой передач. Зато официально была запрещена самоподготовка: хочешь получить права – иди учиться в автошколу. А вот экзамены в ГИБДД… остались прежними. И те, кто прошёл курс обучения на категорию «М» (скутер), сдают экзамен на категорию «А». Хотя просто «А» уже нет, а есть «А1» и «А2»…
 
То есть реформаторы существенно всех запутали. Чтобы распутать, МВД в начале марта этого года опубликовало для обсуждения проект приказа с новыми правилами приёма экзаменов. Проект сразу раскритиковали. Например, при сдаче экзамена на площадке кандидат должен был выполнить такие упражнения, что, как показали многочисленные эксперименты, не под силу даже опытным инструкторам по вождению! Словом, проект недолго провисел в Интернете – и таинственно исчез.
 
Прошло полгода, и в конце октября появился уже готовый приказ министра внутренних дел; называется он красиво и длинно: «Об утверждении административного регламента МВД РФ по предоставлению услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений» (№ 995 от 20.10.2015 г.). Сейчас он направлен на согласование в Минюст РФ. Как только там его зарегистрируют и опубликуют – через 10 дней он вступит в силу. То есть в следующий год мы уж точно вступим с новыми правилами приёма экзаменов.
 
Специалисты вздохнули с облегчением: лучше иметь хоть какой-то документ, чем вовсе никакого. Хотя даже на первый взгляд в регламенте есть то, что хотелось бы поправить.
 
ВСЁ СТРОЖЕ, И СТРОЖЕ, И СТРОЖЕ…
 
Регламент – это свыше 70 страниц мелкого шрифта плюс ещё таблицы, схемы и даже математические формулы, так что осилить его с одного раза практически невозможно. Тем более что написан он сухим канцелярским языком. Да, не «Три мушкетёра», скажу вам… И вообще, оказывается, экзамен – это услуга, которую государство предоставляет своим гражданам. Типа «бери, что дают», а не нравится – так мы же вас не звали… Однозначно: правила стали жёстче. И экзамена теперь не два, как раньше, а три: теория, «площадка» и «город».
 
Начну с теории. Вроде всё так, как и раньше: ученик остается один на один с компьютером, у него 20 вопросов и на ответы – 20 минут. Но доселе у кандидата в водители было право на одну-две ошибки. На 18 вопросов ответил правильно – идёшь дальше. В новом приказе прописан новый порядок. Вопросы разбиты на четыре тематических блока. В двух из них можно сделать по одной ошибке, но тогда дополнительно придётся ответить на 5 схожих вопросов из того же тематического блока (плюс 10 минут времени). И тут уже права на ошибку нет. И если раньше теоретический экзамен с первого раза сдавали 9 кандидатов из 10, то ныне, боюсь, статистика изменится…
 
Серьёзные изменения произойдут и на «площадке». «Невыполнимых» упражнений в списке уже нет. Честно говоря, я бы совсем отказался от этого экзамена – в Европе, например, его нет вовсе. Те же немцы, к примеру, считают, что тупое механическое повторение одних и тех же упражнений на закрытой территории ничего не дает ученику. Важнее отрабатывать навыки в реальных условиях. Мы же по-прежнему живём по суворовскому принципу «тяжело в учении, легко в бою». Вот сильно сомневаюсь насчёт «легко»… Но это мое мнение.
 
В МВД считают иначе и сильно усложняют правила приёма экзамена на площадке. Для получения прав категории «В» теперь придётся правильно выполнить не три упражнения, как сегодня, а пять. При этом экзаменуемый находится в машине один (!), а экзаменатор наблюдает за его действиям со стороны (он выбирает «место, с которого осуществляется наблюдение за действиями кандидата в водители, с учётом возможности при необходимости вмешательства в процесс экзамена при возникновении угрозы безопасности»).
 
Оценку «не сдал» можно получить за любое нарушение: не приступил к началу движения через 30 секунд после команды, трижды заглох, пересёк линию «стоп», отклонился от заданной траектории движении, откатился при трогании на горке на 30 см и т. д. Или за то, что не уложился в отведённое для каждого упражнения время…
 
ФЕЙЕРВЕРК ШТРАФНЫХ БАЛЛОВ
 
По этому поводу позволю себе чуть отклониться в сторону. Нынешний документ писали страшные формалисты: на каждое действие отведено конкретное время выполнения. Понятно, что при этом авторы руководствовались лучшими побуждениями, но вышло (как всегда у нас) нелепо. Например, на выполнение упражнения «движение в габаритном коридоре» отводится 15 секунд, на «змейку» – 20, «восьмёрку» – 35 секунд. Припарковаться или развернуться в ограниченном пространстве надо за две минуты.
 
Любой человек во время сдачи экзамена волнуется, а если его подгонять при этом – он будет волноваться ещё больше! Так что шансы на сдачу с первого раза приближаются к нулю, зато появляются – «припарковать» машину в ближайший забор, ведь в салоне только новичок… А как вам нравится такая картинка: инспектор в тулупе в 30-градусный мороз в каком-нибудь Якутске бегает за учебным автомобилем? Он ведь тоже должен пробежать «змейку» – за 20 секунд…
 
Изменился и ужесточился и порядок сдачи экзамена в городе. Тут в салон автомобиля пустят не только кандидата, но и экзаменатора из ГАИ; представителю автошколы, даже если машина оформлена на него, садиться в неё нельзя (почему?). По новым правилам, за каждое нарушение экзаменатор будет штрафовать экзаменуемого куда строже, чем сегодня.
 
Задания во время экзамена на дорогах общего пользования заметно изменились. Например, появились требования двигаться с максимально разрешённой скоростью, совершить как минимум один обгон или опережение. То есть кандидат уже не сможет уже ползти в крайнем правом ряду на черепашьей скорости. Со своей стороны, инспектор не имеет права провоцировать кандидата в водители на нарушение правил дорожного движения. Его команды должны звучать примерно так: «Выберите место для разворота и развернитесь» или «выберите ближайшее разрешённое место для парковки и припаркуйтесь». Экзамен считается успешно сданным, если курсант набрал не более 5 штрафных баллов.
 
5 баллов – это грубое нарушение правил. Например, проезд на красный сигнал светофора, выезд на встречную полосу или если водитель не уступил дорогу пешеходу (а у того было преимущество). 3 балла – нарушения средней тяжести. Например, нарушения правил остановки, невключённый поворотник или непристёгнутый ремень безопасности. 1 балл – мелкие нарушения. Например, двигался слишком медленно (без какой-то необходимости) или в ходе экзамена заглох двигатель.
 
Регламент определил максимальное время на проведение экзамена: на площадке и в городе – не более часа (на каждый вид). В реальности же, конечно, потребуется куда меньше времени, чтобы шлёпнуть штампик «сдал», но чаще – «не сдал». Всего же на все процедуры по сдаче экзаменов на категорию «В» отводится 3 часа 10 минут – от момента, когда вы передали в окошко свои документы до того, как получили вожделенные «корочки».
 
В теории звучит классно, но опыт говорит об ином. Доселе теоретический экзамен среднестатистический курсант российской автошколы сдавал с первой попытки, на испытание на площадке у него уходило 1,5 попытки, а в городских условиях – 2. Боюсь, что в следующем году статистика изменится. Улучшится ли при этом уровень подготовки молодых водителей? Посмотрим…
 

Автор:  Игорь МОРЖАРЕТТО
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку