"Серый кардинал" Нижнего Поволжья
13.07.2019
10 июня этого года оперативниками ФСБ был задержан бывший руководитель СУ СК России по Волгоградской области Михаил Музраев по подозрению в причастности к организации покушения на жизнь губернатора региона Андрея Бочарова. Оно произошло в 2016 году в элитном поселке Латошинка. Здесь семья губернатора арендовала дом. Ночью неизвестные пробрались на территорию домовладения и пытались бросить в окно бутылку с зажигательной смесью. Убегавших поджигателей зафиксировали камеры видеонаблюдения. Андрей Бочаров и его близкие в ту ночь перебрались в соседний коттедж, а по факту произошедшего было возбуждено уголовное дело.
Спустя три года полицейские задержали подозреваемого в организации покушения на жизнь губернатора. Им оказался Евгений Ремезов, бывший арендатор Центрального рынка Волгограда. По одной из версий, губернатор Бочаров «перешел дорогу» Ремезову, который считается в городе на Волге «авторитетом» в определенных кругах. Андрей Бочаров помешал криминальному бизнесу Евгения Ремезова, взяв курс на декриминализацию региона. Однако сам ли Ремезов придумал поджечь Бочарова, или кто-то ему помогал и руководил этим устрашающих процессом – скоро выяснится. Но не исключено, что именно Евгений Ремезов во время допросов «слил» Михаила Музраева, который оказался причастен к поджогу дома волгоградского губернатора. Бывшему главному следователю Волгоградской области грозит до 20 лет лишения свободы по подозрению в организации террористического акта и в покушении на жизнь губернатора. Сейчас Музраев в СИЗО «Лефортово» в карантинной камере – его перевели из обычной камеры, после того как он пожаловался следователю на плохое самочувствие после перенесенного инсульта. В изоляторе Михаил Музраев пробудет до 10 августа.
Официальный представитель МВД России Светлана Петренко сообщила корреспонденту «Совершенно секретно»: не исключено, что в рамках расследования «дела Музраева» вскроются и другие интересные факты из биографии Михаила Кандуевича. А их, как оказывается, немало.
КАК МУЗРАЕВ ВЗЯЛСЯ ЗА «КРАСНЫЙ ПОЯС»
Одна из ситуаций, к которой может быть причастен Михаил Музраев – выборы губернатора Волгоградской области в 2003 году. Тогда победу одержал коммунист Николай Максюта, регион стали называть «красным поясом». Депутат Госдумы, волгоградка Алевтина Апарина в протокольный отдел парламента направила запрос, составленный на основе жалоб волгоградцев. Апарина утверждала, что Музраев помог сделать карьеру «красному губернатору» – он взял под особый контроль облизбирком. И когда итоги голосования были озвучены, именно Михаил Музраев потребовал их опротестовать. В результате набирающая обороты «Единая Россия» и ее кандидат «подвинулись», чтобы уступить место «красному губернатору» Николаю Максюте. А на следующих губернаторских выборах плотную конкуренцию ему мог составить молодой и амбициозный волгоградец Евгений Ищенко, который, несмотря на возраст, уже был мэром города и успешным предпринимателем. Амбиции Ищенко сыграли с ним роковую роль – Евгений Петрович уволил одного из чиновников – Андрея Доронина, который курировал земельные вопросы. Доронин был нужен не столько для городской власти, сколько для «элиты» – определенный круг людей через него решал свои частные земельные вопросы. По некоторым данным контролировал этот процесс Михаил Музраев. Увольнение Доронина, а также ряд других ситуаций, когда Евгений Ищенко не пожелал принять сторону местной элиты, стоило ему дорого – он был арестован по подозрению в незаконном хранении оружия и боеприпасов, год провел в следственном изоляторе и с позором изгнан с поста и из Волгограда.
В 2007 году в Волгограде произошел «силовой переворот». На скамье подсудимых оказался начальник областного управления МВД, боевой генерал Михаил Цукрук. Участник боевых событий в «горячих точках» Цукрук после назначения в Волгоградскую область решил провести зачистку в «коррупционных» рядах, но неожиданно сам оказался в ловушке. Его обвинили в превышении должностных полномочий, когда он предложил коллегам-полицейским скинуться на ремонт госпиталя для ветеранов, и еще в нескольких коррупционных эпизодах. Одним из свидетелей по делу Цукрука проходил начальник Волгоградского областного управления ГИБДД Флорид Салимьянов. Он был задержан на несколько дней позже после Цукрука по обвинению в получении взяток. А еще в том, что Салимьянов якобы попросил у Цукрука покровительства, а взамен подарил ему раритетный автомобиль 1969 года выпуска. На тот момент, когда следователи посчитали Салимьянова причастным к преступлениям, он с тяжелым бронхитом лежал в больнице Уфы. Родственники рассказали корреспонденту «Совершенно секретно», что неожиданно для них пациент внезапно оказался в СИЗО Волгограда – его доставили туда на спецмашине. А через несколько дней Флорид Салимьянов скончался в больнице № 25 Волгограда. Обстоятельства смерти остались невыясненными, официально он умер от разрыва селезенки, но родственники считают, что Флорида Салимьянова убили в СИЗО. На похоронах многие видели синяки на теле покойного, объяснить их причину появления никто не мог. Близкие Салимьянова направили запрос в Генеральную Прокуратуру РФ, но конкретных ответов так и не получили.
Правозащитники по сей день вспоминают, какое давление оказывалось на адвокатов, защищающих генерала Цукрука. «Все попытки предоставить ходатайства о невиновности Михаила Цукрука игнорировались, – рассказывает юрист Владимир Конюшенко. – Было стойкое понимание, что делалось это намерено по указке вышестоящих руководителей силовых ведомств. Поскольку дело Цукрука контролировал лично Музраев, не исключено, что Михаил Кандуевич давал определенные команды по этому уголовному делу. Надо полагать, что он искалечил судьбу не только генерала Цукрука...»
Цукрук получил два года условно. И сразу же уехал из Волгоградской области. Буквально на днях, после ареста Музраева, он согласился на интервью. С журналистами генерал Цукрук поделился воспоминаниями: «Когда меня завели в кабинет Музраева, и он предложил присесть, от него я услышал вопрос: «Теперь ты понял, кто здесь хозяин?» Я спросил у Музраева: «Ты что ли?» А он с довольным видом ответил: «Да, я».
«МЕНЯ ПРЕДУПРЕЖДАЛИ, ЧТО ПОСАДЯТ...»
Семь лет колонии строго режима – такой вердикт вынесен бывшему заместителю председателя правительства Волгоградской области Павлу Крупнову. Весной 2013 года он был задержан по подозрению в получении взятки. Крупнов, по версии следствия, положил себе в карман 17 млн рублей – 10-процентный откат от суммы государственного контракта, в рамках которого предполагался ремонт онкодиспансера в Волгограде. Судьи решили, что Крупнову достаточно пяти лет тюрьмы, но гособвинитель настоял на семи. Будучи под следствием, Павел Крупнов давал интервью журналистам, в котором признался: «Меня предупреждали, что я могу оказаться за решеткой. Но отступать было некуда, на меня оказывалось давление со стороны, в том числе и со стороны руководителей силовых ведомств. Давление оказывалось и на мою жену – и лично ей вручили сумму отката, заявив, чтобы она принесла эти деньги мне лично, чтобы спасти от неминуемых последствий в неприятной ситуации...»
На суде адвокаты Павла Крупнова доказывали, что их подзащитный не руководил областным минздравом, а всего лишь курировал его, а потому не имел никаких хозяйственных, административных и распорядительных полномочий, в том числе и в рамках госзаказа. Следствие и судьи закрыли на это глаза, изолировав Крупнова от общества.
ДЕНИС НИКАНДРОВ – УЧЕНИК МИХАИЛА МУЗРАЕВА
В начале 2000-х годов органы следствия Волгограда пополнились молодым сотрудником – Денисом Никандровым. Сегодня те, кто когда-то работал с ним, вспоминают, что Михаил Музраев возлагал на следователя Никандрова надежды, отмечая его ум, цепкость и расчет. Свои способности Денис Никандров проявил в расследовании уголовных дел, возбужденных в отношении мэра Волгограда Евгения Ищенко и экс-главы регионального Главка Михаила Цукрука. Этот тот самый Никандров, которого уличили в получении взятки от Шакро Молодого, – представители криминального авторитета просили покровительства, но ситуация вышла из-под контроля. Дело в отношении Никандрова возбуждал лично глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Известно, что ученик Михаила Музраева был осужден, но в мае этого года его освободили из колонии строгого режима условно-досрочно. Никандров стал фигурантом резонансного уголовного дела, он согласился работать со следствием, и после этого в материалах дела всплыла еще одна фамилия – Александр Дрыманов, генерал-майор юстиции, руководитель Главного следственного управления СК РФ по Москве. Дрыманов и Музраев были в приятельских отношениях, даже соседями по даче. Одно время Дрыманов жил в Волгограде, это произошло после того, как столичный силовик заметил к себе повышенный интерес со стороны органов ФСБ. Покровительство в Волгограде, по слухам, ему оказал Михаил Музраев. Но в июле прошлого года Дрыманова задержали в Москве. Дружба с московским коллегой неблаговидным образом сказалась на Музраеве. Последние три года репутация главного волгоградского следователя явно страдала, в местных СМИ время от времени появлялись публикации о возможной скорой отставке Михаила Кандуевича. Руководство СК России, которое всегда было благосклонно к волгоградским следователям и особенно к его руководителю, с неохотой, только после вмешательства главы федерального ведомства Александра Бастрыкина, ходатайствовало о присвоении Музраеву звания генерал-лейтенанта.
«БРАТАН, Я СПЕЦСУБЪЕКТ!»
Скандалы, в которых оказались замешаны близкие родственники Михаила Музраева, вызывают широкий общественный резонанс. Однако дальше эмоций дело не продвигается – видимо, родственные связи позволяют избегать ответственности за совершенные деяния. Михаил Музраев-младший работал следователем Коптевского межрайонного следственного отдела Москвы. Его непосредственным руководителем являлся вышеупомянутый Александр Дрыманов.
В хинкальной на Неглинной сын волгоградского силовика устроил скандал с тремя посетителями. Ссора переросла в драку, во время которой Музраев-младший получил удар ножом в ногу, ему сломали нос и изрядно помяли. Домой к молодому следователю пришли полицейские, в том числе и участковый, чтобы выяснить подробности инцидента. Визит правоохранителей к Музраеву-младшему был записан на камеру мобильника и попал на видеохостинг, за короткое время набрав огромное количество просмотров. Молодой человек в состоянии алкогольного опьянения открыл стражам порядка дверь в одних трусах, заявив: «Братан, я спецсубъект, и трогать меня не надо!»
В Волгограде говорят, что Михаил мог быть причастен к «пьяному ДТП», когда под колесами его иномарки погиб житель Волгограда Александр Черекаев. Его вдова, Маргарита, рассказала, что по официальным данным за рулем машины, сбившей ее мужа, находился Иван Музраев – другой сын Михаила Кандуевича. Но женщина уверена: это неправда, за рулем очевидцы видели пьяного Михаила, а Ивана привезли срочно из-за границы, чтобы скрыть следы преступления, «усадив» его за руль во всех документах вместо брата.
«Я уверена, что дело по факту гибели моего мужа полностью сфабриковано, – говорит Маргарита. – Но доказать это невозможно, потому что против нашей фамилии стоит фамилия влиятельного человека, имеющего в руках власть, и на чьей же стороне будет правда?»
МЕСТЬ ИЛИ ПРАВОСУДИЕ?
Днем 10 июня 2019 года Михаила Музраева задержали сотрудники Федеральной службы безопасности неподалеку от его дома, в коттеджном поселке на «Втором километре». Экс-глава областного управления СКР не оказал сопротивления и был доставлен спецбортом в Москву, в следственный изолятор «Лефортово». В тот же день был задержан еще один человек – предприниматель Владимир Зубков, его считают «человеком Музраева». Обоим предъявлено обвинение в покушении на жизнь губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова. Буквально несколько дней назад был задержан Евгений Ремезов – авторитетный бизнесмен, арендовавший помещения Центрального рынка города, фактически владевший им. Он согласился работать со следствием. Когда материал готовился к печати, стало известно, что Ремезов дал показания против Михаила Музраева, заявив, что бывший руководитель регионального управления СКР оказывал покровительство криминальной группировке, действовавшей в городе на условиях откатов. Ремезов заявил, что попытка поджечь дом Андрея Бочарова – ни что иное, как попытка мести главе области за его действия против организованной преступности в Волгоградской области.
В следственном изоляторе «Лефортово» Михаил Музраев пробудет до 10 августа. За это время его коллегам, уже бывшим, предстоит собрать все сведения, которые доказывают вину бывшего главного волгоградского следователя, или наоборот опровергают ее. Если обвинения найдут свои подтверждения, Михаил Музраев рискует провести ближайшие 20 лет за колючей проволокой. А если будет доказана его причастность и к другим преступлениям, – то гораздо дольше...
Справка
Музраев Михаил Кандуевич родился 1 января 1959 года в Волгоградской области. В детстве переехал с семьей в Калмыкию. После службы в армии закончил Саратовский юридический институт, по распределению попал в Волгоград. Участвовал в командировках в Нагорном Карабахе. 1996–2007 год: заместитель прокурора Волгоградской области. 2007 год – возглавил Следственный комитет при Прокуратуре Волгоградской области. С 2011 года – руководитель вновь образованного Следственного комитета Российской Федерации как самостоятельного федерального государственного органа. Указом Президента России от 7 мая 2013 года генерал-лейтенант юстиции Михаил Музраев с 11 мая 2013 года назначен руководителем Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Волгоградской области. В конце 2018 года Михаил Кандуевич покинул пост главы Следственного управления Следственного комитета России по Волгоградской области. В середине января 2019 года Музраев занял пост советника главы Следственного комитета России.
Фото предоставлены СУ СК России по Волгоградской области
Автор: Евгения СЕМЕНОВА
Комментарии
Не вертикаль власти, а бардак, анархия. Никогда не думал что СССР/Россия опустится до такого уровня первобытного общества. Где цивилизация???
Не вертикаль власти, а бардак, анархия. Никогда не думал что СССР/Россия опустится до такого уровня первобытного общества. Где цивилизация???