НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
«Шереметьево» против «Шереметьево»

«Шереметьево» против «Шереметьево»

Автор: Елена СЕВРЮКОВА
Совместно с:
01.08.2009
   
Евгений Овсянников, помощник генерального директора ОАО «Шереметьево-Карго»  
   
 
Доктор юридических наук, профессор, адвокат Михаил Кузнецов  
   
 
Директор по оперативному управлению
компании Евгений Кондрашов
 
   
 
Председатель Благотворительного фонда имени Ея Императорского Высочества великой княгини Ольги Александровны Ольга Куликовская-Романова  
   
 
Министр транспорта РФ Игорь Левитин  
   

Операция по уничтожению крупнейшего авиатерминала России перешла в решающую фазу

 «Совершенно секретно» продолжает следить за противостоянием ОАО «Шереметьево-Карго» с Международным аэропортом Шереметьево и Росимуществом (см. публикации «Как вредно быть успешным», «Суд абсурда», «Тактика голой земли», «Маски-шоу в Шереметьево»). Теперь уже не вызывает сомнений, что акционерному обществу объявлена война, в которой нападающая сторона не гнушается ничем.
То, что сейчас происходит с «Шереметьево-Карго», вполне укладывается в схему типичного рейдерского захвата, хотя процесс уничтожения декорирован судебными решениями. Сегодня очевидно, что боевые действия в главном аэропорту России входят в завершающую стадию. «Совершенно секретно» – единственное издание, пристально следившее за борьбой эффективно работавшего предприятия против рейдеров и сотрудничающих с ними чиновников. Недавно руководители «Шереметьево-Карго» дали пресс-конференцию, стремясь в очередной раз привлечь внимание к своей отчаянной ситуации. Предоставим слово ее участникам.

«Совершенно секретно»:
Прежде всего хотелось бы узнать: почему сооружения, возведенные ОАО «Шереметьево-Карго», почти два десятилетия считались законными, а сегодня подлежат сносу? Почему судьи выносят противоречащие одно другому решения?
Помимо разрешений и заключений на строительство, на сегодняшний день ОАО «Шереметьево-Карго» имеет 56 документов, подтверждающих его право на ведение различных видов деятельности. Эти документы (лицензии, сертификаты, свидетельства, страховые полисы и пр.) подлежат регулярному обновлению и перерегистрации.
При этом каждый раз в пакет необходимых документов входит Свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок. Следовательно, в течение 19 лет госорганы всех уровней, включая Федеральную таможенную службу (ранее ГТК), Госатомнадзор, Госгортехнадзор, Минтранс, принимали предоставляемые предприятием документы как неоспоримые доказательства права собственности, не так ли?

Евгений Овсянников: В 1994 году неурегулированность земельных границ между Москвой и областью дала возможность ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» («МАШ») и администрации Химкинского района сформировать претензии к ОАО «Шереметьево-Карго». Суть их состояла в том, что «Шереметьево-Карго» заключило договор аренды земли с Москвой, а земля эта якобы теперь принадлежит Московской области. И договор аренды земли, на которой стоит «Шереметьево-Карго» был признан судом недействительным. Замечу, что к тому времени компания уже построила весьма успешный бизнес. Инвестиции в строительство, техническое оснащение терминала и информационные технологии, по оценкам экспертов, достигают 36 миллиардов рублей. Вот вам и ответ на вопрос, зачем рейдерам захватывать «Шереметьево-Карго».
В международной практике существует такое правило: стороны, однажды признав существующее положение вещей, в дальнейшем не должны от этого отказываться. Это принцип добросовестности. Похоже, нашим чиновникам он незнаком.
Мы выиграли дело по спору о земле в первой инстанции суда, потом во второй. А когда дошли до третьей, то, как я подозреваю, не без властного вмешательства, было принято непонятное решение. В суде не объявили, что мы неправы, а указали на сроки исковой давности. Но даже добившись признания ничтожным договора аренды земли, наши оппоненты понимали, что ничего не смогут сделать с постройками, объектами, находящимися на территории и принадлежащими нам на правах собственности. Поэтому они пошли в новую атаку. В марте 2008 года уже по инициативе аэропорта «Шереметьево», но от имени Росимущества, поданы три судебных иска – о сносе всех зданий и сооружений, принадлежащих «Шереметьево-Карго», как незаконно построенных. Особенно чудовищно звучит формулировка «в защиту государственных интересов». Оставить без работы полторы тысячи сотрудников – это значит защитить государственные интересы?
Не успели высохнуть чернила на очередном судебном постановлении, как нашу компанию посетил П.А.Осипов, помощник прокурора Московской прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, с целью проверить исполнение владельцем складов временного хранения (каковым является ОАО «Шереметьево-Карго») таможенного законодательства. Правда, о поводах и основаниях проверки помощник прокурора не сообщил, акт по результатам проверки не составлял, из чего следует, что о Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» он не осведомлен.
Вместо этого он затребовал копию договора аренды земельного участка, занимаемого компанией. Причина такого интереса обоснованной не выглядит: ни Таможенный кодекс РФ, ни другие правовые акты, регулирующие обязанности и деятельность владельцев складов временного хранения, не оговаривают наличие или отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки. Кроме того, господин Осипов затребовал судебные решения по спорам, касающимся недвижимого имущества «Шереметьево-Карго». При этом проверяющий отказался пояснить, какое отношение имеет спор двух хозяйствующих субъектов к соблюдению одним из них таможенного законодательства. В результате, после проведенной таким странным образом проверки, предприятие пытается выяснить в прокуратуре ее законность, а прокуратура в ответ решает вопрос о возбуждении дела по факту «непредоставления документов».
Мы написали письмо президенту РФ, его подписали 2851 человек. Мы надеемся, что нас защитит гарант Конституции. Может, не все услышали призыв власти перестать «кошмарить бизнес»? Это наша работа, наш дом, который мы вместе строим 19 лет, и мы из этого дома просто так не уйдем. Мы не просим денег, не берем кредитов, самостоятельно динамично развиваемся все 19 лет, заплатив только налогов на 3,84 млрд рублей.
После наших многочисленных обращений президентом РФ был издан указ о создании при полномочном представителе президента в ЦФО рабочей комиссии по согласованию границ между Москвой и областью. И речь идет не только о спорных территориях аэропорта Шереметьево, но и о еще нескольких участках. Нам известно, что пока договориться члены комиссии ни о чем не могут.
Евгений Кондрашов: Хочу рассказать о несудебных действиях и давлении на «Шереметьево-Карго». Последние два с половиной года мы живем в режиме непрерывного противостояния. С 2007 года компания «АТОН-Лайн» занималась сбором кадровой и бухгалтерской информации о «Шереметьево «Карго», конфиденциальных данных о наших контрагентах, о структуре обязательств и т.д. Не будучи правомочен запрашивать такую информацию в соответствии с законом «Об акционерных обществах», «АТОН-Лайн» оперировал сведениями из протоколов общих собраний акционеров, внутреннего документа компании.
В начале января 2007 года в ночное время были предприняты действия по оценке степени защищенности предприятия – попытка несанкционированного проникновения на территорию «Шереметьево-Карго». Ее предприняли, не подчинившись охране предприятия, на автомобиле «Додж» двое военнослужащих. Они были остановлены только сотрудниками милиции, которым тоже оказали противодействие. Нами было направлено заявление в военную прокуратуру МВО, но никаких мер в отношении нарушителей не последовало. Это была первая разведка боем, как мы ее называем. В сентябре 2007 года мы направили обращение и в Генпрокуратуру.
А в июле того же года «АТОН-Лайн» начала скупать акции у физических лиц, направляя предложения по домашним адресам. Это подтверждает наличие у компании реестра акционеров, незаконно добытого. Тем временем Игорь Владимирович Дьяченко, руководитель управления региональных операций группы компаний «АТОН», утверждал, что целью их действий является замена руководства «Шереметьево-Карго».

Михаил Кузнецов: В действиях «нападающих» я усматриваю признаки состава преступлений, перечисленных не менее, чем в 10 статьях Уголовного кодекса РФ. На территории Москвы создано образцовое производство – «Шереметьево-Карго». А действия его оппонентов иначе как вопиющим произволом назвать нельзя. Они рассматривают Россию как поле для охоты. Вот выступают по телевидению бывший президент, ныне премьер-министр Владимир Путин или президент Дмитрий Медведев, и все мы готовы подписаться под каждым их словом о необходимости бороться с коррупцией. Но как только доходит до дела – верх берут коррупционеры, а не борцы с ними. Рассказываем о ситуации вокруг «Шереметьево-Карго», а в ответ – тишина. Что же происходит? Почему государство ничего не видит?
Руководство предприятия в такой ситуации исключительно выдержанно себя ведет. На мой взгляд, они заняли правильную позицию – никуда не уходить с этого маленького Куликова поля, называемого «Шереметьево-Карго».

Председатель ассоциации «Аэроград» Геннадий Зубаков: Для меня «Шереметьево-Карго» – это «альма-матер». Десять лет назад я имел счастье здесь работать. Площадка «Шереметьево-Карго» всегда была и остается полигоном для инноваций отечественной и международной логистики, здесь отрабатываются самые передовые технологии, новые методологии безопасности перевозок. Мы не намерены сдаваться.

Ольга Куликовская-Романова: От имени благотворительного фонда, который я имею честь возглавлять, я хотела бы поблагодарить руководство и сотрудников «Шереметьево-Карго» за их труд, постоянную и бескорыстную помощь подопечным нашего фонда, за добрые дела, которыми компания занимается на протяжении всех лет своего существования, и за самоотверженную борьбу, которую они сейчас ведут. Надеюсь, что недавний Крестный ход по вашей земле с Владимирской иконой Божьей Матери оградит от беды. Похоже, других заступников у вас в России не осталось.

Готовя эту публикацию, мы обратились за комментарием и к одному из самых важных «заинтересованных лиц» – министру транспорта Игорю Левитину, который «по совместительству» является председателем Совета директоров ОАО «МАШ» и «Аэрофлот». Нас интересовало, в частности, почему государство в его лице выступает за уничтожение ОАО «Шереметьево-Карго», признанного лидера наземной обработки авиагрузов, действительного члена ИАТА (Международной ассоциации воздушного транспорта). Что предполагается создать на месте эффективно работающего предприятия и какое будущее ожидает полторы тысячи квалифицированных сотрудников и их семьи в случае уничтожения «Шереметьево-Карго»? Наконец, мы спрашивали его, известно ли министру о том, что судебные процессы против ОАО «Шереметьево-Карго» сопровождает рейдерская «команда», в которую входят и чиновники Московской области?
Вот ответ, который мы получили: «Интересующие Вас вопросы не относятся к компетенции Совета директоров ОАО «МАШ». Каких-либо решений в рамках заданных вопросов Советом директоров Общества не принималось. Вопрос развития грузовых перевозок в аэропорту «Шереметьево» в соответствии с договорными отношениями с ОАО «МАШ» находится в компетенции исполнительного органа Общества». 
К сожалению, господин Левитин не нашел нужным отвечать на запрос редакции. Поэтому мы получили ответ в духе обычной бюрократической отписки, которую донесла до нас помощник министра С. Крыштановская. Впрочем, кое-что уточнить все же удалось. Например, тот факт, что, несмотря на запрещение законом «О правительстве» (ст. 11), министр транспорта РФ занимает должность председателя Совета директоров хозяйствующего субьекта. А все потому, что распоряжение о включении его в список кандидатов в члены Совета директоров подписал не кто иной, как…
В.В. Путин.

Досье
ОАО «Шереметьево-Карго» – один из крупнейших грузовых терминальных комплексов в России. Здесь обрабатывается около 24 процентов всех международных грузов. Ежегодно обслуживается по международ-ным стандартам более 50 тысяч рейсов почти 60 авиакомпаний, а также посольства и представительства иностранных государств в РФ. ОАО имеет партнерские отношения с крупнейшими мировыми авиаперевозчиками. Услугами ОАО «Шереметьево-Карго» ежегодно пользуются более 100 тысяч клиентов на международных и внутренних рейсах.
Земельный участок, на котором были возведены строения, был передан правопредшественнику ОАО «Шереметьево-Карго» в пользование еще в 1990 году государственным органом, уполномоченным от имени Министерства гражданской авиации СССР давать разрешения на строительство на территории аэропорта. В 1993 году отношения пользования были переоформлены с Госкомимуществом и подтверждены договором аренды земельного участка с Москомземом (ныне Департамент земельных ресурсов города Москвы). Более того, правопредшественник ОАО «Шереметьево-Карго» получил разрешение собственника земельного участка (в лице его компетентного органа) на строительство объектов на ранее предоставленном в аренду земельном участке, а также согласование границ землепользования и расположения на участке зданий и сооружений с начальником аэропорта Шереметьево (т.е. со старшим авиационным начальником).


Хроника захвата

2006 год – ОАО «Шереметьево-Карго» удалось в кассационной инстанции отстоять свои права. Жалоба ОАО «МАШ» в Высший арбитражный суд РФ была оставлена без рассмотрения.
2006 год – Высший арбитражный суд РФ признает договор аренды земли «Шереметьево-Карго» ничтожным.
Март 2008 года – от имени Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в адрес «Шереметьево-Карго» поступает сразу три исковых заявления с требованием о признании незаконными и сносе 29 зданий и сооружений общей площадью около 50 000 м2.
17 марта 2009 года и 21 апреля 2009 года – апелляционные суды приняли решение о сносе указанных объектов предприятия, признав при этом их законность.
14 мая 2009 года Федеральный арбитражный суд Московского округа под председательством судьи Соловьева С.В. отказал ОАО «Шереметьево-Карго» в кассационной жалобе.
Лето 2009 года – ковш экскаватора опускается на здания и сооружения компании. Продолжение следует…


Материал подготовили Елена СЕВРЮКОВА и Батыр БОГАТЫРЕВ


Автор:  Елена СЕВРЮКОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку