Силовикам Ямала всё время денег мало
Совместно с:
28.02.2019
Сетования на разный уровень жизни в России, на вопиющее отставание регионов от Москвы и Санкт-Петербурга слышны уже не первое десятилетие. Причин у такого положения вещей много, и первая из них – все-таки именно в столицах размещены крупнейшие компании, генерируется наибольшая добавленная стоимость, именно там крутятся самые большие деньги. Но есть у нас регионы, про которые можно сказать все то же самое, а население при этом все равно не может выбраться из бедности. Яркий пример – газоносный Ямало-Ненецкий автономный округ, положение в котором не раз обсуждалось на страницах «Совершенно секретно».
В регионе, где недавно сменился губернатор и меняется управленческая команда, основным представителем «старой школы» является сейчас прокурор округа Александр Герасименко, человек удивительной судьбы и замечательных талантов. Недавно совершенно потрясающий документ утек в СМИ (опубликовало «Первое антикоррупционное СМИ») из недр Генеральной прокуратуры РФ – выписка из приказа главы организации Юрия Чайки от 11 января 2019 о премировании по итогам года. Выписка состоит всего из двух пунктов – в первом постановляется выдать 75% должностного оклада и доплаты за классный чин всем прокурорам субъектов Российской Федерации, кроме перечисленных в пункте 2. А второй пункт предписывает полностью лишить премии за упущения по службе ровно одного человека – государственного советника юстиции 3-го класса, прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа Александра Герасименко…
Едва ли потеря премии сильно смущает Александра Владимировича. Конечно, обидно быть отчитанным перед всей прокурорской братией, но Герасименко не привыкать – ранее Чайка и строгий выговор ему объявлял по итогам проверки, но ничего более серьезного не произошло. Сейчас, правда, неприкосновенность ветерана поколеблена – из центрального аппарата Генпрокуратуры ему прислали энергичного заместителя Дмитрия Разуваева, которого многие прочат в преемники Герасименко.
ЧЕСТЬ МУНДИРА
Но расследованием деятельности ямальской прокуратуры, к сожалению, до сих пор занимаются только журналисты, порой даже преодолевая сопротивление компетентных органов. Так, Генеральная прокуратура России ответила на запрос «Совершенно секретно», сделанный по одной из наших предыдущих публикаций. Прокуратура, к сожалению, отрицает факты нецелевого расходования денег Региональным инновационно-инвестиционным фондом «Ямал» и напоминает, что по аналогичному запросу работает также ямальская полиция. Одновременно прокуроры признали, что по факту ущерба, нанесенного бюджету округа Фондом жилищного строительства, а также по разглашению государственной тайны, ведутся уголовные дела. Впрочем, ничего другого мы и не ожидали. Москва, конечно, наказывает Герасименко за многочисленные грехи, но честь мундира блюдет превыше всего.
Собственно, и лишение премии было вынужденным – оно состоялось после того, как Салехардский городской суд осмелился, небывалое дело, вынести частное определение в адрес самого Юрия Чайки, потребовав от того принять меры по фактам неисполнения закона окружной прокуратурой (в рамках антикоррупционного расследования Герасименко дважды не отпустил своего помощника к следователю). Иначе, думается, премия была бы выплачена в полном объеме. Из Москвы салехардские дела не видны…
«ОТДЕЛЬНЫЕ НЕДОЧЕТЫ»
Но мы все же – специально для Юрия Чайки и его окружения – перечислим, мягко говоря, «безобразия», которые не расследовались должным образом в Ямало-Ненецком автономном округе:
− Трата Региональным инновационно-инвестиционным фондом «Ямал» почти миллиарда рублей, выделенных для поддержки инновационной деятельности, на создание базы отдыха «для своих» на озере Варчаты. Сюда же запишем дезинформацию СМИ со стороны прокуратур о якобы проводившейся проверке «Ямала» – правовой центр «Человек и закон» убедительно доказал, что никакой проверки не было.
− Утечка в СМИ документов прокуратуры, составляющих государственную тайну.
− Попустительство бегству бывшего главы Фонда жилищного строительства Виктора Калашникова – задержать подозреваемого смогли только на казахстанской границе.
− Необоснованное, по мнению большинства СМИ, закрытие «ввиду отсутствия состава преступления» дела № 201403315/50 о преднамеренном банкротстве ЗАО «Норд-Сервис».
− Отсутствие должного расследования факта строительства шести детских садов и школы за 9,3 млрд рублей – даже кресло заведующей, на которое потрачено 142 тыс. государственных рублей, не смутило надзорные органы.
− 56 сел погибло, 596 домов, сгоревших с начала действия программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которую курировал все тот же несостоявшийся казахстанец Виктор Калашников.
− Непрозрачная деятельность околоправительственных фондов, регулярно получающих крупные бюджетные средства – помимо указанного «Ямала» это Центр развития инвестиционных проектов, Фонд «Сотрудничество Ямала», Агентство инфраструктурного и промышленного развития ЯНАО и так далее
− Смешные результаты расследования дела об этнической преступной группировке, откачивавшей нефть и газовый конденсат из магистральных трубопроводов, – приговорили лишь двух «стрелочников», оставив без внимания всех возможных организаторов масштабного хищения.
− Превышение должностных полномочий по факту подмены страницы в обвинительном заключении по делу в отношении бывшего офицера ФСИН Романа Власенко, уличенного в контрабанде анаболиков. Было принято решение о возбуждении уголовного дела по части первой статьи 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). Однако его отменил Герасименко. Следственный комитет РФ (СКР) обжаловал действия регионального надзорного ведомства в Генпрокуратуре.
СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ
Рискнем даже предположить, что отсутствие внятных расследований – не случайность, а целенаправленная деятельность прокуратуры. Бескорыстная ли – решат в свое время органы более компетентные, нежели ведомство Александра Герасименко. Так, вопрос о пропавшем миллиарде «Ямала» регулярно отфутболивался в органы МВД, хотя по правилам подследственности это целиком и полностью компетенция Следственного комитета РФ. А в МВД тоже интересно – управление экономической безопасности и противодействия коррупции там до последних дней возглавлял союзник прокурора Руслан Сергеевич Кондрашов, бывший Нурлан Серикболович Кабдрашов по прозвищу Китаец. Сейчас он получил назначение подальше от мест «боевой славы», в Петрозаводск – судя по всему, без полагающейся в таких случаях тщательной проверки ФСБ. «Совершенно секретно» планирует внимательнее следить за ситуацией в Карелии – человек с двумя именами наверняка ярко себя проявит и там.
В этом плане грамотным юристом проявил себя Дмитрий Разуваев – очередное требование местного изобретателя Виктора Гузя разобраться с тем, почему выделенные на инновации деньги ушли на тайную базу отдыха, он не переслал автоматически в полицию, как это делал ранее Герасименко, а направил наконец в Следственный комитет округа. Там тоже относительно недавно сменилось руководство – полтора года назад Следственное управление следственного комитета РФ по ЯНАО возглавил «варяг» Андрей Егоров. Назвать его полностью независимым от местной элиты трудно – все-таки костяк Следкома составляют люди, связанные с предыдущим руководством, закрывавшие глаза на многочисленные злоупотребления. Но стиль уже заметно изменился. Так, Егоров (в отличие от Герасименко) не просто согласился на встречу с Гузем, но и привел на нее своих заместителей и начальников ключевых отделов. Аргументы выслушаны, наличие проблемы признано, так что есть надежда, что дело, ниточки которого тянутся к бывшим заместителям бывшего губернатора, наконец сдвинется с мертвой точки. Вопреки всем усилиям окружной прокуратуры.
ЖИТЬ ПО-СТАРОМУ НЕЛЬЗЯ
А в прокуратуре должны понять, что времена изменились. Больше не получится закрывать глаза на многочисленные творящиеся в округе безобразия, обеспечивая тем самым представителям прежней верхушки сладкую жизнь. Судьба сенатора Арашукова, которого подозревают в краже нефти и газа, должна стать уроком для многих – ведь на богатом нефтеуглеродами Ямале аналогичные правонарушения поставлены на широкую ногу («Совершенно секретно» раскрывал эту схему в одном из предыдущих номеров). При этом судьба малого бизнеса в округе прискорбна – выделяемые на его развитие деньги уходят куда угодно, только не по прямому назначению.
Ямало-Ненецкий автономный округ находится на втором месте в России по валовому региональному продукту на душу населения. Москва, для сравнения, на шестом. Но сравните улицы Москвы и лучших ямальских городов – Салехарда, Ноябрьска, Нового Уренгоя!
На Ямале суровый климат, но благодатные недра. При этом из года в год он опускается все ниже в инвестиционных рейтингах российских регионов, не входя даже в 20-ку. Нынешний прокурор округа приложил к этому руку, уничтожая развитие бизнеса своими действиями. Для того, чтобы край стал благополучным и процветающим, нужны люди, которые будут строго следить за соблюдением законов и, наконец, начнут привлекать к ответственности тех, кто систематически их нарушает.
Автор: Павел ДРОЗДОВ
Совместно с:
Комментарии