НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
СТРАШНЕЕ ПРОКУРОРА БЫЛ ТОЛЬКО ЖУРНАЛИСТ

СТРАШНЕЕ ПРОКУРОРА БЫЛ ТОЛЬКО ЖУРНАЛИСТ

СТРАШНЕЕ ПРОКУРОРА БЫЛ ТОЛЬКО ЖУРНАЛИСТ
Автор: Леся ДУДКО
16.09.2022

500-й юбилейный выпуск газеты совпал с открытием пресс-центра «Совершенно секретно». Для редакции это стало большим событием. А первый номер вышел в мае 1989 года. Газету «Совершенно секретно» придумал в своё время известный писатель Юлиан Семенов. Он позвал в команду Артема Боровика, имя его тогда звучало благодаря репортажам из Афганистана, Никарагуа, США, а также благодаря телепрограмме «Взгляд», одним из ведущих которой он был. 

13 сентября Артёму могло бы исполниться 62 года, поэтому первую пресс-конференцию мы решили посвятить памяти руководителя холдинга «Совершенно секретно», а также поговорить о качественной расследовательской журналистике. 

Подробнее в материале одного из организаторов пресс-центра, модератора пресс-конференции, члена Союза журналистов Москвы Леси Дудко.

ЖУРНАЛИСТА-РАССЛЕДОВАТЕЛЯ ВИДНО ИЗДАЛЕКА

Из пресс-кафе на Никитском бульваре, что прямо рядом с Домжуром, пахнет булочками и кофе. За столиком у окна расположились Александр Хинштейн, Наталья Метлина и Андрей Калитин. И, глядя на этих людей, сразу становится все про них понятно, к гадалке ходить не надо и Википедию читать. Журналиста видно издалека, а журналиста-расследователя и подавно. Под горячий кофе идет бурное обсуждение предстоящей пресс-конференции, а в это время Белый зал Союза журналистов Москвы наполняется представителями СМИ.

пресс-конференция 1.jpg

Пресс-конференция 2.jpg

ПРЕСС-ЦЕНТР «СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО» ОТКРЫЛСЯ НАКАНУНЕ ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРТЁМА БОРОВИКА

Идея открыть пресс-центр «Совершенно секретно» возникла давно. Осуществить ее получилось благодаря первому секретарю Союза журналистов Москвы Людмиле Щербине и ее коллегам, которые оказали максимум поддержки.

Наталья Метлина, журналист «Совершенно секретно» в 1994–2000 годах, ведущая программы «Между тем» на телеканале «Звезда», депутат Московской городской Думы рассказывает с трибуны пресс-центра: «Артём Боровик ушел из жизни в 39 лет. Он был невероятно любим нами и почитаем. Считаю его своим учителем. Мне кажется, до сих пор, что я все время разговариваю с ним. Когда начинаю какое-то дело, всегда мысленно говорю: «Тема, помоги мне!». И верю, что когда-то мы там с ним встретимся».

9 марта 2000 года при взлете в аэропорту Шереметьево в Москве разбился самолет ЯК-40, на борту которого находились девять человек, среди них президент холдинга «Совершенно секретно» Артём Боровик. Эту авиакатастрофу специалисты до сих пор называют неслучайной.

ЖУРНАЛИСТОВ «СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО» ПРИХОДИЛОСЬ ПРЯТАТЬ

«Бывали ситуации, когда журналистов «Совершенно секретно» приходилось прятать, машины редакционные жгли, – вспоминает на пресс-конференции автор, ведущий и руководитель телевизионной программы «Совершенно секретно» Андрей Калитин. – Легендарной Ларисе Кислинской после материалов про Отари Квантришвили (был такой «крестный отец» Москвы, криминальный авторитет, в 1994-м году его застрелили у Краснопресненских бань), сам Отари Витальевич имел обыкновение звонить по вечерам по домашнему телефону и рассуждать о жизни и смерти. Артём Боровик об этом знал и всегда был нашим «щитом», он прикрывал». 

Пресс-конференция 3.jpg

Слева направо Михаил Маркелов, Андрей Калитин и Наталья Метлина

Андрей Калитин пришел работать в холдинг в 1994-м году. «Как-то позвонил Артём и говорит: «Старик (а мне тогда было 24 года), давай делать телевизионную программу «Совершенно секретно». Я сразу согласился. Но мы решили, что будем делать качественную картинку, ездить в командировки. Потому что, как говорил покойный Влад Листьев, если зритель посмотрел телевизионную программу с закрытыми глазами и все понял, это уже не телевидение, а радио. Я работал с криминальной тематикой, много общался с ворами в законе, лидерами ОПГ – 14 колоний проехал за год. И понял, что надо остановиться с этой темой, когда умер вор в законе по кличке Япончик, он же Вячеслав Кириллович Иваньков, с которым я общался несколько раз в тюрьме в Америке, где он отбывал свой срок. Так вот, когда он умер, мне стали звонить незнакомые люди с соболезнованиями. Я тогда подумал, что надо, наверное, с этой темой «завязывать», – комментирует Андрей Калитин. – Это была активная интересная жизнь, и очень благодатная почва для расследований в то время. У Артёма было правило: обрубай начало. То есть первый абзац текста, который вы написали, лучше выкинуть. Азам журналистского мастерства мы все учились у Боровика, которому к тому времени было всего 35, но он уже, выпустил две книги о том, «Как я был солдатом американской армии» и книгу об Афганистане, который он прошел и был награжден медалью за боевые заслуги, «Спрятанная война».

Пресс-конференция 4.jpg

Слева направо Артем Боровик, Евгений Чазов (известный кардиолог) и Наталья Метлина в процессе съёмок фильма для «Совершенно секретно» под названием «Власть и здоровье»

ВСЕ ПОНИМАЛИ ПРАВИЛА ПРОФЕССИИ

Калитин вспоминает, что все летучки Артём Боровик начинал с того, что раскладывал газеты разных изданий. «Там был «Московский комсомолец», в котором я прочитал все статьи Александра Хинштейна, потому что мы работали в едином поле расследовательской жизни, – говорит Калитин. – И мы все понимали правила профессии. Они сохраняются до сих пор – это объективность, когда выслушиваются все стороны. И такое расследование, сделанное профессионально и по всем правилам, нет оснований не выпускать. Оно выгодно не только обществу, но и органам государственной власти, которые должны выстраивать нормальный человеческий диалог с журналистским сообществом. Я считаю, здесь перспектива есть и сегодня. Было бы желание».

ХИНШТЕЙН МНОГО ЛЕТ ЗАНИМАЛСЯ АКТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКОЙ

Председатель Комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, Александр Хинштейн много лет занимался активной журналистикой. Его публикации становились поводом для уголовных дел в отношении чиновников самых высоких рангов. В 1999-м году Хинштейн напечатал статью о деятельности частного охранного предприятия «Атолл», которое вело незаконную слежку за многими представителями элит, включая членов «семьи». За год до этого сотрудники РУБОП Москвы во время обыска изъяли там огромное количество спецтехники и кассет с записями, но по приказу генерала МВД Рушайло эти материалы были возвращены обратно. После публикации прокуратура возбудила уголовное дело, и в десятках подконтрольных Березовскому и Абрамовичу структурах начались обыски. Березовский находился в то время в Киеве, он вылетел в Москву, но, узнав о последних событиях, приказал развернуть самолет прямо в воздухе.

Александр Хинштейн получил большое количество наград в области журналистики от МВД, ФСБ и так далее, также он стал лауреатом премии Артёма Боровика.

«ПУБЛИКАЦИИ «СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО» ПРИВОДИЛИ К РЕАЛЬНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ»

По словам Хинштейна, «Совершенно секретно» является уникальным изданием. Это первая частная газета, образованная в Советском Союзе по инициативе замечательного литератора, общественного деятеля Юлиана Семёнова и Артёма Боровика. И это придает газете особое значение в истории отечественной журналистики.

«Я лауреат премии Артёма Боровика дважды, – комментирует Хинштейн. – «Совершенно секретно» с конца 1980-х задавало тренд и показывало пример качественной отечественной расследовательской журналистики, и многие публикации издания приводили к реальным изменениям. Как яркий пример я бы привел расследование ныне покойной Ларисы Кислинской «А министр-то голый», посвященное тогдашнему главе Минюста Валентину Ковалёву. До этого на протяжении полугода сыщики не могли ничего сделать. После публикации в «Совсеке» Ковалёв указом президента Ельцина был отстранен от занимаемой должности, а впоследствии и осужден. Правда, на 9 лет условно. Но это, к сожалению, обратная сторона того, что происходило в 1990-е годы. Когда нам пытаются говорить, что тогда была территория абсолютной свободы, это правда лишь отчасти, потому что есть и другая правда. Журналисты были вынуждены принимать на себя функции и задачи государства, по крайней мере, с точки зрения вскрытия недостатков и наведения порядка. Следователи, прокуроры, сыщики, которые не могли реализовать имеющиеся у них материалы и разоблачить того или иного злодея или коррупционера, шли к журналистам, потому что только огласка этих материалов давала какой-то итог.

Фото_17_03_пр.jpg 

Александр Хинштейн: «...расследовательская журналистика сегодня возможна, если речь идет о профессиональной журналистике...»

Я хотел бы поблагодарить коллег за долгие годы работы. Я рад тому, что сегодня вижу изменившийся стиль «Совершенно секретно», – обратился к собравшимся в пресс-центре «Совсека» Александр Хинштейн.

«МЫ ЖУРНАЛИСТЫ, ОТВЕЧАЕМ ЗА КАЖДОЕ СВОЕ СЛОВО»

«Мы, журналисты «школы» Артёма Боровика всегда работаем с документами, мы отвечаем за каждое свое слово, это то, что касается работы над текстом. Артём большое внимание уделял слову. У нас, его команды, до сих пор на спине невидимый штамп «Сделано в «Совершенно секретно». И это знак качества», – добавляет Наталья Метлина. Журналистка подозревает, что этот невидимый штамп все-таки, наверное, видят московские власти, с которыми ей сегодня приходится работать как депутату. «Они, когда смотрят на меня, чувствуют какое-то недоверие. И, кажется, думают: «Вот, она по окончанию срока напишет книгу «Как я была депутатом Мосгордумы» или не напишет, упомянет нас в этом «завещании» или нет? Это, с одной стороны, помогает, рычагов-то мало».

По словам Натальи Метлиной расследовательская журналистика и сейчас дает о себе знать в ее работе, только уже перекликается с законотворчеством. Метлина приводит в пример тему квартирного аферизма и долевого рейдерства, которой сначала занималась как журналист, а теперь продолжает работать в этом направлении уже в плане законотворчества. «Если бы не было моей журналистской деятельности, я бы не шла в этом направлении», – комментирует журналист, депутат Московской думы.

Пресс-конференция 5.jpg

«РАССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА СЕГОДНЯ ВОЗМОЖНА….»

Журналист, депутат Государственной думы Александр Хинштейн в качестве главы Комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи также продолжает отстаивать права не только гражданского общества, но и своих коллег. «Что касается СМИ, – говорит Хинштейн, – позиция комитета на всем протяжении его существования традиционно заключалась в том, что базовый закон о СМИ несмотря на то, что был принят уже более 30 лет тому назад, тем не менее, должен оставаться некой основной для работы журналистов. За этот период времени каких-то кардинальных изменений этот закон не получил. Но любые изменения мы всегда обсуждали и будем обсуждать с сообществом.

Сегодняшнее законодательство сильно изменилось с точки зрения ответственности за распространение клеветы, но, на мой взгляд, для профессиональных журналистов, а длительный период существования «Совершенно секретно» отличался и славился именно профессиональностью в проведении расследований, для таких журналистов, на мой взгляд, это не создает препятствий. Расследовательская журналистика сегодня возможна, если речь идет о профессиональной журналистике, а не о фейках или очевидной заангажированности, когда расследование изначально ведется не для того, чтобы вскрыть пороки или «язвы» общества, чтобы исправить недостатки, а делается с каким-то совершенно иным смыслом и иными политическими задачами».

НЫНЕШНЯЯ РЕДАКЦИЯ – ЖУРНАЛИСТЫ С БОЛЬШИМ ОПЫТОМ

В пресс-центре «Совершенно секретно» выступили нынешние авторы газеты, можно сказать, смена, но также с богатым опытом за плечами. По словам политолога, политического обозревателя «Совершенно секретно» Павла Шипилина, очень важно, что на сегодняшний день, помимо внутренней расследовательской журналистики в газете присутствует и международная повестка. «Дело в том, что Юлиан Семёнов, который основал «Совсек» в 1989-м, сам был не чужд международной расследовательской темы. И сегодня газета целенаправленно следует этой традиции, которая была заложена «отцом-основателем». В газете должна быть такая повестка с учетом нынешней геополитической обстановки, которая динамично меняется в последние годы. За этим следить, на мой взгляд, очень интересно. Другой вопрос, удается ли мне эту тему представить в виде детектива, который обязательно должен присутствовать на страницах газеты, надеюсь, и я оттачиваю мастерство». 

Большой популярностью среди читателей «Совершенно секретно» пользуются рассказы о жизни правоохранительных органов и адвокатов, которые публикуются в каждом номере газеты. Это «Ржавый бункер – моя свобода», «Осмотр в феврале», «Полковнику никто не пишет» и так далее. Их автор, адвокат по уголовным делам, старший партнер адвокатского бюро «ЗКС», бывший следователь по особо важным делам ГСУ Следственного комитета при Прокуратуре РФ Андрей Гривцов рассказал на пресс-конференции, что не ожидал такого ажиотажа. «Писал со студенчества. Это был сначала выброс эмоций. А потом выросло все в такое настоящее творчество. Год назад главный редактор «Совершенно секретно» Артём Иутенков предложил публиковать рассказы в газете, и мы попробовали», – прокомментировал Андрей Гривцов.

Как рассказал сам Артём Иутенков собравшимся в одноименном пресс-центре, «газета идет по пути, который проторили, в свое время, Артём Боровик и Юлиан Семёнов, и с него сходить не будем».

пресс-конференция 6.jpg

Пресс-конференция 7.jpg

А БУДЕТ ЛИ ПЕЧАТЬ?

В свою очередь Александр Хинштейн высказал опасение в том, что в сегодняшних цифровых реалиях тиражи печатных изданий не растут, это особенно важно для газет, потому что люди получают информацию посредством Интернета. «Появились новые способы получения информации – это Telegram-каналы, не являющиеся СМИ. Все основные СМИ имеют свои Telegram-каналы и аккаунты в социальных сетях. Но я как профессиональный газетчик верю в то, что печатная журналистика сохранится. Наверное, не в таких масштабах, как это было в 1990-е годы. Но для большинства людей газета, помимо того, что это источник информации, она является неким атрибутом с утренним кофе, например. И ничто не заменит тактильных ощущений от бумаги», – рассказал Хинштейн.

С каждым годом рынок печатной продукции в России сокращается. По данным Роскомнадзора, количество зарегистрированных периодических печатных изданий за десятилетие сократилось на 40%.

Главный редактор «Совершенно секретно» говоря о проблеме сокращения тиражей, считает, что газете удается с этим справляться: «Тиражи падают у всех, мы не исключение. Но, тем не менее, мы двигаемся в том направлении, чтобы эти тиражи увеличить», – комментирует Артём Иутенков.

Политический обозреватель Павел Шипилин и вовсе выступает за то, чтобы газета выходила в печать чаще, чем раз в две недели: «Что касается бумажной версии газеты «Совершенно секретно», то я считаю, что бумага должна оставаться. И я бы даже выступал за еженедельный вариант».

Наталья Метлина, в свою очередь, пожелала газете «Совершенно секретно» не только увеличить тираж, но и в целом «держаться». «Сейчас это очень тяжело. Огромная конкуренция. И люди не понимают разницы между ответственным журналистским словом и тем, что называется: «я не гинеколог, но посмотреть могу». Я желаю коллегам газеты «Совершенно секретно» продолжать работать профессионально. Журналистика прошла большой путь, но мы вышли из той школы, и мы, по-прежнему, ходим аккуратно одетыми, с нами приятно разговаривать, мы крепко жмем руку, когда мы здороваемся, и оставляем после себя приятное ощущение. Мы отвечаем за каждое свое слово», – завершила свое выступление в пресс-центре «Совершенно секретно» Наталья Метлина.

Фото из архива автора


Автор:  Леся ДУДКО

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку