НОВОСТИ
Глава Коркино ушла в отставку после погрома в цыганском районе из-за убийства таксистки
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

СТРАСТИ ПО КАБАНУ

СТРАСТИ ПО КАБАНУ
Автор: Андрей НИКОЛАЕВ
Совместно с:
14.08.2014
ТАИНСТВЕННОЕ ОЗЕРО В ЦЕНТРЕ КАЗАНИ НЕ ЖАЛУЕТ КЛАДОИСКАТЕЛЕЙ И НЕПРОШЕНЫХ ГОСТЕЙ
 
Как и любой казанец, я не раз сталкивался с невнятными слухами и глухими перетолками о кладе на дне озера Кабан, что в самом центре города. А зимой 1983 года я увидел, как по льду Кабана с какими-то приборами ходили люди и рисовали квадраты. Один из них, прогоняя меня со льда, сказал: «Ты про Шлимана и золото Трои слышал? Так вот, пацан, здесь покруче будет». Долгие годы это воспринималось лишь как красивая сказка. Но когда я погрузился в производство художественного фильма «Сокровища О.К.», обнаружилось, что озеро и его легенда не просто элемент фольклора. Что-то кроется в его глубинах. И это что-то не только казна Казанского ханства.
 
Никто сейчас уже не скажет, когда в Казани заговорили о ханском золоте. Может быть, это было 200 лет назад, а может быть 300… В поэме «Кисекбаш» татарского поэта Габдуллы Тукая есть образ змея, который сторожит некие ценности на дне Кабана. А в народном эпосе тема утраченной казны присутствует гораздо раньше. Автор этих строк был знаком с человеком, который мог внести ясность в историю клада. Рафаэль Мустафин, известный казанский журналист, в середине 1960-х годов прошлого века держал в руках древние пергаменты, являвшиеся ключом к тайне, и разговаривал с их владельцем, который явился как бы ниоткуда. В разгар рабочего дня перед молодым Мустафиным предстал татарский дедушка (бабай) с авоськой, из которой торчали какие-то бумаги…
 
Мустафин достаточно легкомысленно и, может, даже немного брезгливо отнесся к нежданному визитеру. Он лишь мельком взглянул на арабскую вязь манускриптов. И, скучая, прослушал рассказ бабая. Вежливости ради Мустафин почиркал в блокноте… Старик все понял. Угрюмо свернул рукописи. Тяжело поднялся, заковылял к выходу, шаркая старомодными туфлями. Дверь проскрипела… Бабай растворился в истории. Больше его Мустафин не видел.
 
Однако совсем скоро к Мустафину стали стекаться факты, заставившие в итоге пожалеть о своей невнимательности к необычному гостю. Информацию, которой он пренебрег в середине 1960-х, Мустафин потом по крохам собирал всю оставшуюся жизнь. Такая ирония судьбы.
 
Сначала до Мустафина дошли рассказы спасателей, занимавшихся поисками утопленника на озере Кабан. Вместо мертвеца на поверхность воды подняли древнего вида бочонок. Он был так тяжел, что его не смогли удержать и упустили в пучину. И сколько потом ни забрасывали «кошки», все было бесполезно. Бочонок ушел в ил бесповоротно.
 
Спасатели потом весело шушукались, что могли стать миллионерами. Про ханское золото почти все в Казани слышали. Что же может еще находиться в бочонке? Конечно, золото и бриллианты. И тут Мустафин наконец включился. Он нашел в дальнем ящике блокнот и лихорадочно принялся изучать свои небрежные записи…
 
РАФАЭЛЬ МУСТАФИН
Фото: tatar-inform.ru
 
РАССКАЗ ЗАГАДОЧНОГО СТАРИКА
 
«Меня зовут Исмагил Азимов. Я представитель древнего казанского рода. Мечеть Азимовскую знаешь (Азимовская мечеть – один из символов столицы Татарстана XIX века. Обьект ЮНЕСКО. – Прим. ред.)? Так вот, это мы ее строили…
 
Я к тебе, малай («мальчик» – тат.), обратился потому, что мне ты кажешься самым думающим и перспективным журналистом в нашем городе. Так вот, малай, слушай меня внимательно. Мне недолго осталось. Хочу передать тебе мое знание.
 
Это давняя история. Мой предок был вхож в ханский диван (кабинет министров при казанском хане). Когда стало ясно, что московское войско очень серьезно подготовилось и город нам не удержать, было принято решение спасти ханскую казну. Она ни в коем случае не должна была достаться русскому царю. Хан Едигер об этом ничего не знал, визири ему не доверяли, считая его чужим (Едигер в итоге перешел под Ивана Грозного и принял православие. – Прим. ред.).
 
В ханском диване были уверены, что московский царь, взяв Казань, все равно не удержит ее надолго. Рассчитывали, что Крым и Турция в итоге вступятся за Казань. Надо было пережить несколько лет в оккупации, а потом русских выгнали бы. Поэтому казну прятали основательно. Но так, чтобы знающим людям легко было достать.
 
Самым удобным местом для этого показалось озеро Кабан. Это сейчас оно в самом центре города. А в XVI веке Кабан лежал на окраине в окружении непроходимых лесов.
 
Моего предка назначили ответственным за эвакуацию сокровищницы. Глухой безлунной ночью, где-то за месяц до прихода русского войска, казну на лодках вывезли из цитадели по протоке Булак и затопили в озере. Все, кто грузил драгоценности, а потом транспортировал их на лодках, той же ночью были умерщвлены…
 
Как и предполагалось, мы не смогли противостоять московской рати. Казань пала. Мы стали ждать возмездия от Крыма и Турции. И почти дождались! В 1571 году Девлет-Гирей отправился на Москву. «Жгу и пустошу за Казань и Астрахань, – писал крымский хан Ивану Грозному. – Верни наш юрт».
 
Иван Грозный сбежал, отдав Москву пожару и разгрому. И уже готовил посольство, чтобы договориться о сдаче Казани. Но Девлет-Гирей торопыгой оказался. Посчитал, что может добить русского царя. Собрал всех своих воинов, пригласил турок и стотысячной армией вновь отправился на Москву. Однако войско попало в засаду под Молодями и было полностью уничтожено. Геополитическая ситуация изменилась. Казань навсегда отошла Московии. Моих предков в итоге назначили хранителями казны. А на сам клад наложили заклятие. Теперь он может достаться в руки только тех, на ком нет мусульманской крови…
 
Малай, мы четыреста с лишним лет хранили нашу тайну… Но я стар, я последний. Я принес тебе архив. Важно, чтобы он не ушел за границу. А то появлялись охотники… Кое-что из бумаг украли еще до революции. Но здесь практически все. Опись драгоценностей! Малай, у каждого бриллианта ведь было свое имя! И карта залегания ценностей, приметы. Ты говоришь на арабском?»
 
Под конец своей жизни Рафаэль Мустафин уже мог сказать, что сокровища хана в Казани на самом деле искали всегда. Но поиски эти не дали почти ничего конкретного. Спасатели рассказывали о бочонках, покрытых тиной и илом. Их неоднократно поднимали со дна, но никогда не могли зафиксировать и подвести к берегу. У мальчишек Мустафин покупал серебряные монетки. Пацаны намывали мотяля в озере, в иле встречались дихремы, дукаты, талеры…
 
В начале 1980-х к Кабану сбежался чуть ли не весь город. Говорили о россыпи золотых и серебряных монет, выброшенных земснарядом на берег (озеро погибало, и власти решили хотя бы немного его почистить). Милиция не подпустила народ к воде. А потом по городу ходили рассказы о том, что бригада земснаряда исчезла в полном составе. Кто-то шептался, что их убили. Иные уверяли, что одного из пропавших видели за границей в дорогом автомобиле.
 
Мустафину удалось найти и документы. Некая бельгийская компания просила Казанскую думу разрешить поиски в озере в 1913 году. Взамен иностранцы обещали привести озеро в порядок и благоустроить окрестности. На прошении стояла резолюция: «Отложить до лучших времен».
 
Криминальная хроника начала 1920-х тоже наводила на размышления. Газеты периода НЭПа много писали о различных акционерных обществах, обещавших найти ханское золото. А пайщиков потом находили в Кабане с перерезанным горлом… Органы между тем темнили, хотя однажды кто-то из чекистов проговорился Мустафину, что на «Черном озере» (аналог московской Лубянки) есть два тома оперативно-разыскного дела по интересующему его вопросу…
В 1983 году Мустафину удалось раскачать «Комсомольскую правду». Пошли статьи. А в 1988-м «КП» отправила на озеро экспедицию…
 
«КОМСОМОЛКА», УТОПЛЕННИК И СЕРГЕЙ ШАШУРИН
 
Я хорошо помню эту экспедицию. Публикации шли чередом. Я прибегал поутру к газетному киоску и жадно листал газету в поисках репортажей с озера. Автору удавалось передать атмосферу поисков: мутная вода, залежи ила, аквалангисты на дне…
 
Неожиданно «Комсомолка» замолчала. Потом спустя годы Мустафин рассказывал: «В один из дней показалось, что мы что-то нащупали на дне. Причем приметы старика Азимова полностью совпадали. Наши аквалангисты один за другим уходили под глубину! Вода бурлила. Все собрались на лодке, не обращая внимания на перегруз и крен! Светило яркое солнце… Вдруг небо резко нахмурилось. По озеру пошла крупная волна. И совсем рядом с бортом лодки не всплыл, а даже как-то выскочил безобразный утопленник. Кошмарное зрелище!!! Какой-то неизвестный аквалангист. Труп был привязан к железяке на дне. Его потревожили, вот он и появился в самый драматичный момент. Стало очень не по себе. Как будто кто-то сказал: «Хватит!» Было принято единогласное решение ‒ экспедицию приостановить.
 
Спустя годы, уже став журналистом, я попытался найти участников того проекта. Тщетно. Кроме Мустафина и ныряльщика Сергея Овчинникова все как-то очень рано ушли из жизни…
 
Многое знает, скорее всего, Сергей Шашурин ‒ известный казанский персонаж. Драчун, хулиган, бизнесмен, депутат Государственной думы двух созывов, неоднозначная личность. В 1988 году Шашурин потратил около миллиона долларов на поиск в озере так называемых Золотых ворот, открывавших вход в резиденцию казанского хана. 5 тонн чистого золота. Выдающийся приз. Шашурин от кладоискательства не отказывается. Сумму подтверждает. Об остальном – молчок. Сергей Карышев, более известный как «адвокат мафии», утверждает, что слышал о конфликте между московскими и казанскими ОПГ относительно дележки дна озера.
 
Казанские водолазы также уклоняются от конкретики. В озеро просто так, а тем более за пресловутой казной, стараются не соваться. Зато залетные «черные копатели» гибнут каждый год. Кабан коварен. Граница между водой и илом не улавливается. В какой-то момент водолаз понимает, что обратной дороги нет. Многих потом даже не находят. Там же до 40 метров иловых отложений.
 
КИНО И ПРОКЛЯТИЕ
 
Понятно, что на каждом кладе лежит проклятие. Это так романтично… Как и легенда о Су анасы. Су анасы – водяная, обитающая в том числе и в озере Кабан. Она охраняет клад. Говорят, Су анасы чертовски хороша! Она придет за тобой и заберет… Но это если искать клад, как говорят бабаи. А если просто снять кино о поисках? Тогда, может быть, Су анасы не тронет? 
 
На всякий случай перед началом работы над фильмом «Сокровища озера Кабан» я и мать-основательница проекта Милана Забелло попросили благословения. Таинство проводил отец Федор в подземной церкви Ильи Муромца, что под храмом Спаса Нерукотворного. Символичное место. Братская могила всех павших при штурме Казани в 1552 году. Более прямой энергетической связи с ханским кладом не существует.
 
Но потери начались еще в подготовительном периоде. Ушли из жизни Рафаэль Мустафин и наш консультант Равиль Бухараев. Причем Равиль Раисович умер в самом расцвете сил. Как только группа вышла в съемочный период на берегу озера – сразу начались злоключения и несчастья: сломанные руки, пробитые головы, падения с высоты, немотивированная агрессия обычно доброжелательных горожан…
 
Приглашенные православный батюшка и имам на время сняли напряжение. Но после съемок при окончательном монтаже фильма (в postproduction) что-то недоброе повисло над проектом снова.
 
Сначала нечто ужасное совершил художник-декоратор фильма Морис Циклаури. В состоянии странного затмения убил и расчленил своего приятеля. А потом не смог объяснить, как это случилось. Морис – тонкий талантливый человек. Вряд ли от его рук пострадала хотя бы одна муха. Наваждение…
 
Затем погибла участница проекта Анна Юдина. Она снималась в эпизодах. Разбился Алексей Воробьев, исполнявший главную роль в фильме. Сам Воробьев не связывает автокатастрофу с проклятием. Автор этих строк тоже не находит никакой связи. На первый взгляд… Воробьев остался жить, но петь, кажется, уже не может.
 
За час до премьеры попала в нелепое ДТП машина генерального продюсера Быркина. Хозяин и актер Байбулат Батуллин чудом уцелели. А через четыре месяца в казанском боинге погиб­ли еще две души фильма «Сокровища озера Кабан» Эллиночка Арташина с дочкой… Автор этих строк не готов связывать все эти несчастья одной закономерностью. Но отрицать совпадения не получается.
 
Теперь самое время последней интриги. Пока команда «Сокровищ…» работала на берегу, воды озера бороздил катер, начиненный аппаратурой. «Сокровища…» стали «крышей», может быть, для последней поисковой экспедиции. Все согласовали заранее. Киношники снимают ‒ кладоискатели сканируют дно. Катером командовал Евгений Каргин, известный казанский изобретатель и меценат. По итогам исследования Каргин утверждал, что уже обладает схемой расположения клада. В этом году Каргин получил право на проведение подъема ценностей. И готов рассмотреть предложения.
 
Я спросил у него: «А как же заклятие о том, что клад достанется только мусульманину?»
 
И он ответил: «Ну, во-первых, в моих жилах течет татарская кровь, а во-вторых, прибыль, если все получится, «Алла бирса» («даст Бог» – тат.), я направлю на детские проекты…»
 
СТРАШИЛКА
 
Мария Молочникова, казанский криминальный репортер:
 
«Я уже лет 20 в криминале. Многое за это время повидала. Но озеро Кабан стоит особняком. Это что-то непостижимое. Кабан только кажется приветливым. Но это самый крупный поставщик мертвецов в городе. У него какое-то странное обаяние. Я знала людей, гулявших изо дня в день по его берегам и ставших адептами ханского золота. Потом их трупы всплывали в центре Кабана. Причем утопиться в озере очень сложно. Берега заилены, и в воду далеко не войдешь. Завязнешь. Да и на набережной не пошалить. Милиция круглосуточно дежурит. Я вас уверяю, аура озера распространяется значительно за его пределы и действует избирательно. Я не постигаю ее алгоритма. Как будто кто-то очень недобрый играет в считалочки. Случай с Циклаури показателен. Кажется, я могу припомнить еще несколько людей, совершавших роковые поступки или попадавших в смертельные ловушки, они были так или иначе связаны с Кабаном… Возможно, это воздействие некой энергии. Нашим предкам было проще. Объясняли все непонятное и пугающее активностью Су анасы…»

Автор:  Андрей НИКОЛАЕВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку