НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

«СВОИХ СДАЁМ!»

«СВОИХ СДАЁМ!»
Автор: Ольга НИКОЛАЕВА
20.07.2023

Борьба с «оборотнями в погонах», кажется, вышла на новый «качественный уровень». Цель которого не выявить и наказать матерого «правоохранительного взяточника», или, боже упаси, организатора преступного сообщества, бывает и такое с нашими «органами», чего уж там греха таить, а очередная «палка» с радостным докладом «наверх» об успешной борьбе с тем самым «оборотнем», больше похожим на чей-то «политический» заказ. Устранение кому-то неугодного конкретного полицейского. С какой целью? Разбирался корреспондент «Совершенно секретно».

Если вы думаете, что речь идёт о многомиллионной или миллиардной взятке, то вы ошибаетесь. Цена вопроса – 15 000 рублей (по версии следствия, и это не точно! – Прим. ред.) и фальсификация результатов оперативно-розыскной деятельности по делу, позднее «разваленному» в суде. Впрочем, обо всём по порядку.

ОТКУДА ПОРОХ? НАЧАЛЬНИК ПОДКИНУЛ!

В сентябре 2021 года, у ранее неоднократно судимого за кражи и продажу наркотиков гражданина Игоря Крайнова, проживающего в посёлке Александровский Балашовского района, в ходе операции «Арсенал» в сарае нашли банку с порохом. Оформили выемку, Крайнов во всём признался. Да мол, так и так, нашёл в поле банку с порохом – 300 грамм, спрятал, мало ли, пригодится. По итогу дело передали в суд по статье 222.1 УК РФ «хранение взрывчатых веществ». Крайнову засветило от 6 до 8 лет тюрьмы. И тут начинается самое интересное. Обвиняемый в суде заявил, что его подставили. Якобы в начале сентября к нему домой приехали участковый Максим Рыбак и его начальник Алексей Иванов, и, угрожая тем, что посадят «далеко и надолго», уговорили взять на себя очередное преступление, хранение пороха, ради своего успешного показателя, в системе именуемого «палкой». И даже заплатили 3000 рублей, пообещав при этом, что они организуют какую-нибудь небольшую «условку» или общественные работы. Угу, ранее судимому - «условку», за хранение пороха, допустим. На следующий день к нему приехала опергруппа, в составе которой был участковый Рыбак, оперативный сотрудник Антон Кузин, начальник уголовного розыска Руслан Маркелов и Алексей Иванов. Иванов достал из багажника автомашины и отдал ему банку с порохом в синем пакете. Крайнов её повесил в своем сарае. А через полчаса в ходе операции «Арсенал» эта банка была найдена и изъята. 24 марта 2022 года Балашовский районный суд вынес постановление о прекращении уголовного дела в отношении Крайнова, признав ряд процессуальных документов, оформленных в ходе операции «Арсенал» недопустимыми доказательствами, так как они собраны с нарушением закона. Это – протокол осмотра места происшествия, протокол осмотра изъятого пороха, постановление о приобщении изъятого пороха к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства, постановление о назначении по изъятому пороху судебной взрывотехнической экспертизы и заключение этой экспертизы. Судья признала и сам изъятый порох недопустимым доказательством. Потому что, как оказалось, Маркеловым был сфальсифицирован в протоколе осмотра места происшествия факт якобы присутствия при изъятии пороха понятых. Хотя их присутствие по данному факту и необязательно, но документы он решил подделать для подстраховки. В качестве понятых он вписал своих знакомых, которые, как оказалось, никуда не выезжали и ничего не подписывали. Суд закончился как в том анекдоте: «Расходимся, пацаны!» Но оказалось, зря расслабились. В отношении Крайнова дело в марте 2022 года закрыли, но при этом было возбуждено другое уголовное дело «в отношении неустановленных лиц», которые это самое дело сфабриковали.

Так, следователи Следственного комитета задержали Рыбака и Маркелова. И спросили, откуда порох и зачем вы его подкинули Крайнову? Маркелов пошёл на сделку со следствием и дал якобы признательные показания.

Рассказал, что в один из дней Иванов попросил его вместе с ним съездить на участок, где якобы по оперативной информации хранится порох. Маркелов согласился. По дороге они прихватили оперативника Кузина и участкового Рыбака. Доехав до поселка, Рыбак кому-то позвонил, вскоре пришёл какой-то мужик, Иванов вытащил из багажника какой-то пакет и передал его этому мужику. Ну а дальше, они подъехали к какому-то дому, оттуда вышел этот мужик, как оказалось, Крайнов, и в ходе осмотра участка ранее увиденный Маркеловым пакет изъяли. Там оказалась металлическая банка с порохом.

Зачем фальсифицировали присутствие понятых? Ну что не сделаешь ради очередной «палки» всему отделу и лично каждому? По показаниям Рыбака (он, кстати, не пошёл на сделку со следствием), подбросить порох Крайнову ему предложил замначальника отдела полиции Алексей Иванов, ради той самой очередной «палки». Дальше было примерно так, как рассказал Маркелов. Приехали, Иванов отдал пакет Крайнову. Что там было в пакете, Рыбак не видел, не знает.

После этого сотрудников отпустили по домам, взяв подписку о невыезде. Возбудили уголовное дело по превышению Ивановым и Рыбаком своих служебных полномочий (ст. 286 УК РФ) и уголовное дело в отношении Иванова по факту незаконной передачи им Крайнову пороха (ст. 222.1 УК РФ).

Фото_13_15_Пол.jpg 

В мае 2022 года Иванов находился на больничном после операции на тазобедренный сустав и передвигался на костылях. Внезапно его вызвали на работу и сразу же в следственный отдел Следственного комитета. Откуда он уже не вернулся. Его арестовали и отвезли в СИЗО. Вероятно, боялись, что сбежит куда-то, на своих костылях. Стали по этому делу задавать вопросы, как, мол, так получилось, гражданин начальник?

Фото_13_14_Пол.jpg

По показаниям Иванова, накануне операции «Арсенал» он вызвал к себе участкового Рыбака и дал задание собрать информацию (у своих осведомителей. – Прим. ред.), у кого что может храниться из запрещённых к обороту взрывчатых веществ или оружия. Рыбак обещал «посмотреть». Через несколько дней сообщил: «Да, есть один участок, где может что-то быть». 6 сентября, взяв с собой Маркелова и Кузина, они поехали в поселок Александровский на машине Иванова. Служебный уазик был сломан, другая машина была на выезде. При этом Рыбак попросил у него 3000 рублей, для информатора. Иванов дал, из своих денег. По дороге они заехали домой к Рыбаку, тот взял пакет и попросил положить его в багажник, пояснив, что это краска, которую надо кому-то там передать. По приезде Рыбак отдал этот пакет Крайнову со словами: «Бери, повесь у себя там в сарае!» Крайнов ушёл. Примерно минут через 15 ушли Рыбак, Маркелов и Кузин, а он (Иванов. – Прим. ред.) остался в машине. Через полчаса Рыбак позвонил Иванову и сказал, что нашли порох, приезжай. Дальше было примерно то же самое, о чем говорили ранее его коллеги. Порох изъяли. Оформили.

Фото_13_13_Пол.jpg

По словам адвоката Андрея Батурина, защитника Иванова, Рыбак и Маркелов на следствии попросту оговорили своего начальника. Зачем? А чтобы перевести на него все «стрелки». Забегая вперед, скажем: у них это получилось. Следствие поверило им: простому участковому, начальнику уголовного розыска, сфальсифицировавшему протокол с понятыми, и матерому наркобарыге, а не замначальника отдела Иванову, с 28 годами безупречной службы в органах. Допустим. Но на этом история не заканчивается. По странному (или закономерному. – Прим. ред.) стечению обстоятельств, вскоре в отношении Иванова всплыл ещё один эпизод. Как-то вот прям слишком вовремя.

КОШЕЛЕК ИЛИ СВОБОДА?

За 4 года до этого некие супруги Арефьевы, граждане г. Балашова, работающие, успешные, нашли возле местного торгового центра пустой кошелек. И отдали его сотрудникам магазина. Спустя некоторое время их стали вызывать в полицию и требовать признаться в краже денег из этого кошелька. Супруги, естественно, испугались и стали искать выходы на разных сотрудников полиции, кто поможет им отвести от себя подозрения. И нашли Иванова, который, правда, работал в совсем другом отделе, но с которым они были шапочно знакомы. По словам, Арефьева, Алексей Иванов якобы обещал поспособствовать «закрытию» этой истории. В связи с чем, Арефьев сначала передал ему «благодарность» в размере 10 000 рублей, лично в руки в машине. Затем Иванов получил остаток 5 000 рублей, прямо под камерами, в магазине инструментов, где работал Арефьев. После чего Арефьев якобы заснял на телефон запись с камер видеонаблюдения в момент передачи якобы денег и благополучно спрятал её подальше от посторонних глаз. На всякий случай. Не сразу, но сотрудники полиции от них отстали. Спустя 4 года, узнав об аресте Иванова из СМИ, Арефьев принёс эту видеозапись в ФСБ, мотивировав тем, что сделать это раньше не мог, боялся Иванова и мести с его стороны. Мести за что? За помощь? ФСБ передала запись в Следственный комитет, ибо уголовные дела в отношении сотрудников полиции – не их «поляна». Дело закрутилось. На следствии Иванов не отрицал, что к нему обращался Арефьев с просьбой замять дело о краже кошелька. Но он отказался, поскольку это был другой отдел и повлиять на работу коллег он никак не мог, даже если бы захотел. Зачем он заходил в магазин к Арефьеву, Иванов так сразу и не вспомнил, всё-таки прошло 4 года. Но покопавшись в уголках своей памяти, однако, припомнил, что действительно мог забрать в тот день деньги у Арефьева, за какой-то, вероятно, некачественный товар, кажется, это был погружной насос. Он частенько в этом магазине что-то покупал, любил все чинить своими руками, обустраивать жильё. Хозяйственный мужик у нас оказался замначальника отдела полиции.

Отметим, на имеющейся видеозаписи невозможно увидеть, что именно передал Арефьев Иванову. Ни денег, ни суммы. Защита на суде обращала внимание на этот факт, но судья его игнорировал. Как и не принял во внимание то, что едва ли бы замначальника отдела, по сути, очень «прошаренный мент» (извините!) стал бы брать взятку за получение услуг под камерами. Опытный, в прошлом опер, увидит эти камеры с ходу. Согласитесь. Ну, или, предположим, он их не увидел. Так и на камере не видно, что это деньги. А может эта явка с повинной Арефьева? Как вариант. Однако суд счёл эту видеозапись, как и показания Арефьева, доказательством мошенничества со стороны Иванова.

Адвокат Андрей Батурин комментирует: «По мнению защиты, данный факт явно сфальсифицирован следствием, как называется в народе «для поддержки штанов» в кавычках, чтобы основное дело в связи с отсутствием достаточных доказательств вины не развалилось, и чтобы ответственность Иванова была больше. Это уже свидетельствует о возможном заказе осуществления уголовного преследования в отношении Иванова с привлечением такой серьезной организации, как ФСБ. Возникает вполне логичный вопрос: если Арефьев сам обратился к Иванову за помощью, если Арефьева так и не привлекли за кражу, если каких-то фактов угроз или вымогательств со стороны Иванова к Арефьеву не было, зачем он хранил 4 года эту видеозапись, почему пошёл заявлять на Иванова, и не в прокуратуру, не в Следственный комитет, а сразу в ФСБ? И причём именно в ФСБ оформили обращение Арефьева как результат оперативно-розыскной деятельности. На наш вопрос, почему нельзя отпустить Иванова под домашний арест, как это сделали с другими фигурантами дела, следователь СК сказал, что они опасаются за свидетеля Крайнова, к которому якобы приезжали накануне двое мужчин от имени Иванова и угрожали ему, что если он не изменит свои показания, то ему будет плохо. Иванов, таким образом, якобы воздействует на потерпевшего. И снова следователь поверил ранее судимому «прошаренному» барыге, а не сотруднику полиции. Почему?»

ПЕРЕД ЗАКОНОМ ВСЕ РАВНЫ, ГОВОРИТЕ?

Теперь анализируем основную часть «марлезонского балета». Защита представила на суд биллинг номера Иванова. Оказалось, что в те дни, когда товарищи-полицейские якобы приезжали и «прессовали» Крайнова, накануне операции «Арсенал», в период с 2 по 4 сентября, Иванов находился в Балашове. И только 4 сентября в его биллинге был двухчасовой мертвый период, когда его местоположение ввиду отсутствия соединений не определялось. Но по первым базовым станциям последних вызовов это был Балашов, а не Александровский. На это время, прямо посередине этого двухчасового мертвого периода, есть еще и выписка с банковского счета Иванова, по которому видно, что с его карты в Балашове кто-то снимал наличные деньги. Если предположить, что это Иванов, значит, он никак не мог находиться в другом месте. Можно возразить, что деньги могла снять, например, жена. Предположим, муж оставил карту, сам уехал «прессовать терпилу»? Выглядит неубедительно, с учетом того, что на тот момент Иванов не предполагал, что спустя полгода он окажется под следствием. И к тому же довод стороны защиты не опровергнут стороной обвинения, а обвиняемый, как мы знаем, не должен доказывать свою невиновность (ч.2 ст. 49 Конституции РФ).

Фото_13_17_Пол.jpg

Андрей Батурин уверяет: «Даже если предположить, что Иванов приезжал в Александровский, туда-обратно более двух часов пути. Вряд ли бы он успел и поговорить, и порох передать Крайнову. Важно и то, что сам Крайнов в ходе судебных заседаний не раз менял показания. То к нему приезжали 4-го, то 5-го, то в августе, то не помню. Как можно верить такому потерпевшему? В итоге, в отношении Иванова А.В. был вынесен обвинительный приговор по ст. ст. 303, 286, 222.1 и 159 УК РФ, и ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 9 лет 6 месяцев в колонии строго режима и штрафом в размере 400 000 рублей.

Фото_13_16_Пол.jpg

Ну и абсолютный НОНСЕНС – это то, что в приговоре суд привел в качестве доказательств вины Иванова все процессуальные документы, которые ранее судьёй Балашовского районного суда 24 марта 2022 года по уголовному делу Крайнова были признаны недопустимыми доказательствами. Та самая пресловутая банка с порохом. После того, как её в первый раз изъяли в ходе осмотра места происшествия, после признания её недопустимым доказательством, банка с порохом так и не изымалась повторно, хотя находилась на хранении на складе вооружения ГУ МВД России по Саратовской области. То есть на момент вынесения приговора Иванову!!! порох так и не приобрел статус вещественного доказательства, то есть его попросту процессуально нет. Вместо этого в дело по ходатайству государственного обвинителя была приобщена копия протокола осмотра упаковки пороха, хранящегося на складе вооружения, следователем Ермолиным А.В., который без какого-либо разрешения суда, самостоятельно, без выемки, в период судебного рассмотрения дела, в январе 2023 года, якобы осмотрел его и якобы по другому делу. С какой стати следователь, проводя следственные действия по другому делу, приобщает его копию к этому? Разве это не превышение служебных полномочий? Как и представление копии протокола следственного действия не имеет права разглашаться в рамках другого уголовного дела. Несмотря на это, суд не только приобщил этот документ к делу, но и провел по пороху взрывотехническую экспертизу, только непонятно повторную или дополнительную, что очень важно. «Судебное рассмотрение апелляционных жалоб Иванова, – рассказывает Дмитрий Хорешко, второй адвокат Алексея Иванова, – состоялось 22 июня 2023 года. Оно продолжалось фактически 3 часа. Мы (защита) представили все детали неправомерности действий следователя, недостаточности доказательств. Прокуратура также считает приговор не совсем законным, а потому подала на него апелляционное представление с просьбой исключить ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств) и смягчить приговор. Суд ушел на совещание, которое длилось несколько минут. И вышел с уже готовым решением, слово в слово, написанным как в апелляционном представлении прокуратуры. Что явно свидетельствует о не только предвзятости суда в отношении Иванова, но и о том, что приговор был заранее составлен и отменён уже не будет. В решение внесли только новые числа. В итоге суд уменьшил срок Иванову, но как кость бросил голодной собаке. Убрал 5 месяцев. А 9 лет лишения свободы и один месяц – оставил. Мы считаем, что судебная система Саратовской области открыто дискредитировала себя в рамках данного рассматриваемого дела, игнорировала требование ЗАКОНА. Мы надеемся, что добьёмся вынесения справедливого оправдательного приговора в кассационных инстанциях, поскольку такое бессовестное, по-другому не скажешь, нарушение закона не может быть оставлено без внимания».

Фото_13_18_Пол.jpg 

P.S.

До этого дела Алексей Иванов был у своего начальства на хорошем счету. Не раз поощрялся, имеет награды. Так почему его, возможно, оговорили подчинённые и тем самым подставили? Те, с кем он бок о бок трудился ни один год. Всё просто! Система уже давно «своих и сдаёт, и бросает», если это кому-то очень нужно. По мнению адвокатов, Алексей мог как-то где-то кому-то перейти дорогу. Сам он об этом упорно молчит, как партизан. Упомянул лишь на суде помощника прокурора Захара Крепицу (обвинитель по делу Крайнова), с которым у него давний конфликт. Несколько лет назад тот пытался привлечь к уголовной ответственности молодого участкового, а Иванов ему помешал. А бунтарей СИСТЕМА не прощает. Только податливых. Маркелова осудили за фальсификацию следственных действий, после чего он не может занимать никакие руководящие должности в течение 3 лет. Участковому Рыбаку тоже смягчили приговор на 5 месяцев, якобы за активное способствование раскрытию и расследованию преступления. А потом он и вовсе ушел на пенсию. На мой вопрос, а почему Иванов не захотел пойти на сделку со следствием, то есть попросту уступить, во всем признаться, и если не остаться в «системе», то остаться на свободе, адвокат Батурин безапелляционно заявил: «Для Алексея доказать свою невиновность – дело чести! Понимаете? Чести! Которая была безупречной в течение почти 30 лет».

Фото из архива автора


Автор:  Ольга НИКОЛАЕВА

Комментарии


  •   , 23 июля 2024 в 12:03:59 #130522



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку