Святочный диссидент
Совместно с:
29.12.2016
Долгая жизнь церковного историка Льва Регельсона напоминает большой святочный рассказ, в котором есть ад, рай и земная трагедия
Мировую известность Лев Регельсон приобрёл ровно сорок лет тому назад. «Вражеские голоса» тогда взахлёб заговорили о написанной им книге «Трагедия русской церкви, 1917–1945». Известный парижский интеллектуал Никита Струве, выходец из семьи русских эмигрантов, назвал эту книгу «церковным «Архипелагом ГУЛАГом». «Эта первая – на русском языке – попытка написать очерк истории Русской православной церкви в страшные годы гонений 1920-х и 1930-х годов появляется именно сейчас в России, хотя напечатать свой труд на родине автор, конечно, не может», – писал в послесловии к этой книге маститый богослов протоиерей Иоанн Мейендорф (в том же 1977 году отец Иоанн становится членом-корреспондентом Британской академии).
Управлявший в то время издательством YMCA-Press Александр Солженицын, получив микрофильм с рукописью, распорядился отложить все дела, чтобы немедленно приступить к печати этой книги. Большая часть типографского тиража по разным каналам была переправлена в СССР тайно, но органы госбезопасности больше взбесило то, что этот «антисоветский клерикальный пасквиль» вышел в свет в те дни, когда широко отмечалось 60-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Так получилось, что с Регельсоном я побеседовал накануне 100-летия этой самой революции, для которой за последние четверть века так и не придумали новое имя.
– Недавно случилось встретиться со вдовой Натальей Дмитриевной Солженицыной, – сказал Регельсон в интервью «Совершенно секретно». – Она сочла нужным сказать, что при всех разногласиях Исаич до конца относился ко мне очень тепло!
Лев Львович Регельсон переехал из Москвы в Абхазию давно, ещё в начале 1990-х, и, возможно, поэтому местом для нашей встречи он выбрал пафосный отель «Националь», где в советское время диссиденты встречались с западными журналистами. В баре этого отеля, под высоченной стеклянной крышей-потолком, в изнеживающей атмосфере пятизвёздочного сервиса, он в лапидарно-телеграфном стиле поведал о своих близких, ушедших и здравствующих.
– Отец: Регельсон Лев Моисеевич, участник войны, кавалер двух орденов Красной Звезды, коммунист, полковник, профессор военной кафедры МГУ. Мать: Лебедева Нина Васильевна, директор птицефабрики. Дед по отцу: Регельсон Моисей Самойлович, фармацевт. Бабушка по отцу: Шур Зинаида Григорьевна, член партии с 1918 года. Дед по матери: Лебедев Василий, председатель колхоза, умер в лагере. Бабушка по матери: Лебедева Мария Антоновна, школьный учитель. Дети: Нина (1967 г.р.), София (1968 г.р.), Дмитрий (1970 г.р.), Евгений (1973 г.р.), Анна (1984 г.р.), Анастасия (1985 г.р.).
Лев Регельсон с детьми: Нина, Дмитрий, Соня. Москва, 1992
Семейные тайны
Лев Львович родился в 1939 году и первые годы жизни провёл в деревне Аргуново Калужской области в семье матери. С 1946-го жил в Москве в семье отца, с 1956 по 1962 год учился на физическом факультете МГУ на кафедре теоретической физики.
– Почему жил в разлучении с матерью? – переспросил Регельсон и открыл семейную тайну. – Причина в том, что во время войны она не сохранила супружескую верность, суд передал меня отцу, а семья отца не позволяла ей встречаться со мной. Лет 15 назад меня нашли мои старшие сёстры по матери и рассказали, что она регулярно приезжала в Москву, чтобы только издалека увидеть меня, тайно следовала за мной, когда я шёл в школу, а потом в университет. В молодости я пытался её найти, но искал по фамилии Лебедева (в постановлении суда было сказано: вернуть ей девичью фамилию), а она сохранила фамилию Регельсон. Если бы знал об этом, то нашёл бы её быстро, а так при жизни и не встретились.
С юности Лёва Регельсон занимал активную общественную позицию, после окончания МГУ, в 1962–1964 годах, даже был нештатным инструктором Университета молодого марксиста (УММ) при ЦК ВЛКСМ. (Любопытно, что ректором УММ в то время был ровесник и знакомый Регельсона – Валерий Скурлатов, который в 1965-м оскандалился, написав брошюру «Устав нрава», представляющую собой проект преобразования ВЛКСМ в военизированную организацию фашистского типа. Его исключили из КПСС по инициативе тогдашнего секретаря парткома Института философии АН СССР Юрия Левады. В 1990-м Скурлатов вместе с Жириновским создаст так называемый Центристский блок политических партий и движений.)
Сначала Регельсон занимался наукой в Институте источников тока (в дальнейшем НПО «Квант»), решал задачи в области полупроводниковых преобразователей энергии, в том числе для космических аппаратов. Готовил кандидатскую диссертацию, по совместительству ещё читал лекции в Московском планетарии. Руководитель института высоко ценил молодого специалиста, видел в нём задатки крупного учёного и даже предлагал возглавить одну из лабораторий. Но тут произошло нечто непредвиденное: в 1966-м перспективный молодой человек подаёт заявление о выходе из ВЛКСМ, в котором пишет, что не может находиться в рядах атеистической организации. Его долго уговаривали «образумиться»: и комсомольские вожаки, и учёные мужи, и офицеры в штатском – всё было тщетно, уговоры разбились об один-единственный довод упёртого Регельсона: «На церковной исповеди я могу выдать секретные сведения». Пришлось его увольнять, но, наверное, многие из его коллег до сих пор так и не понимают, что загубило блестящую карьеру Лёвы. Может быть, свою роковую роль, как всегда, сыграли женщины? Молодой брюнет пользовался успехом у прекрасного пола:
– В школе я сидел за одной партой с Наташей Крачковской (в те годы она носила фамилию Белогорцева), – говорил Регельсон, – и похвалялся перед сверстниками тем, что носил её на руках, так как уже тогда она была обаятельной пышкой. Позднее дружил с Ольгой Ивинской, последней любовью Бориса Пастернака. Мне везло на такие знакомства, особенно со вдовами знаменитых людей: Мандельштама, Волошина, Даниила Андреева и даже писателя Фадеева!
Только в интервью газете «Совершенно секретно» Регельсон в деталях описал историю своего внезапного преображения.
Лев Регельсон и священник Глеб Якунин. Москва, 1970-е
Откровения от Льва Львовича
– До обращения к Богу ни одного живого христианина не встречал (среди московской интеллигенции), – рассказывал бывший физик-теоретик Регельсон. – Прошёл через богоискательство, сидел в своей любимой Исторической библиотеке, штудируя труды западных философов и писания мировых религий, но поиски настоящего Бога долго не приносили удовлетворения… Откуда во мне взялось это представление о настоящем Боге – не знаю. Может быть, оно врождённое, заложенное в еврейских генах моего отца? Бог должен быть Личностью, Творцом, а иначе он не Бог. Несколько раз перечитывал Евангелие, попал под влияние Достоевского, дошёл до русских религиозных философов Бердяева, Мережковского и других.
Одна прочитанная фраза поразила меня: Кант показал, что нельзя доказать бытие Бога, но с такой же убедительностью он показал, что нельзя доказать небытие Бога. Разум не способен решить этот вопрос. Значит, разум не всесилен, как нас учили в советской школе? И тогда я подумал, что Бог мог бы Сам показать Себя. Но никакому видению, знамению я, скептик по натуре, не поверил бы, к тому же знал, какие вещи отчебучивает человеческое подсознание. Я всё подвергал сомнению и думал: а как бы Бог мог Себя открыть?
Переворот произошёл, когда в глубине своего сердца я обратился к тогда ещё не существовавшему для меня Творцу: «Если Ты есть настоящий Бог, Ты найдёшь способ убедить меня в этом, а если нет, то и Тебя нет». И как только так подумал, вот тут-то Он и посетил меня: произошло нечто абсолютно непередаваемое и неописуемое… Прошло больше пятидесяти лет, а ЭТО до сих пор память хранит, как вчерашнее событие. О том, что я пережил, ни духовникам, никому об этом не рассказывал. Не было никакого экстаза, наоборот, я был настроен так, чтобы сохранить холодный рассудок и наблюдать за этим как бы со стороны, я даже фиксировал время: в 7:30 ЭТО началось, в 9:30 ЭТО закончилось (библиотеку уже закрывали). Главное – сильнейшее переживание достоверности. Думал, надо бы усомниться – а в чём? Вот рука – это достоверно, вот стена – это достоверно. А то, что я сейчас переживаю – это более достоверно, чем рука и стена. Бог победил все мои сомнения, хотя их было по максимуму – ведь я физик-теоретик и меня всегда мучил вопрос, как сочетать Библию и науку.
Во мне возникло впечатление, что мне дано всё и сразу, и при этом я понимал, что потребуется вечность, чтобы осмыслить то, что я сейчас получил. Возник мистический образ: я представлял себя внутри светящегося шара из света, теплоты и любви, в центре этого шара еврейскими буквами написано имя (я запомнил, потом прочитал): Иешуа, то есть Иисус. Короче, я мгновенно из неверующего превратился в верующего, мгновенно. Я навсегда запомнил этот день: 27 января 1965 года, студенческие каникулы, я готовился к докладу на семинаре по научному коммунизму на тему «Религиозные взгляды Достоевского». Подумал: и как теперь мне говорить о том, что Бога нет? И на семинаре дал понять, что Бог всё-таки есть.
После семинара ко мне подошли три студента, которые, как оказалось, были учениками отца Александра Меня. Они стали снабжать меня изданной на Западе религиозной литературой. Были сильнейшие мистические переживания, искушения – и во сне, и наяву… И вот
3 сентября 1965 года меня крестил отец Александр Мень, крестил в своём домике в Подмосковье, рядом с которым его потом убили. Так что верующим я стал в 26 лет, сложившимся уже человеком.
Лев Регельсон и его абхазский единомышленник Игорь Хварцкия. Абхазия, 1990-е
Рождение Адама в Абхазии
– Однажды, когда отец Александр Мень готовил к выпуску детскую книгу «Откуда взялось всё это», – продолжал рассказ Регельсон, – я приехал к нему под Пушкино. Расположившись в мансарде, священник вырезал самые симпатичные картинки из иллюстрированных атеистических журналов и вклеивал в макет книги. Я помогал, сидя на полу, среди обрезков, при этом мы беседовали, и одно высказывание Меня запало мне глубоко в сердце. «Вот вы знаете, Лёва, я никак не могу найти первоисток единобожия, – говорил Мень в свойственной ему манере и продолжал: – Я прихожу в Шумер, прихожу в Египет и всюду нахожу только такой монотеизм, на который наслоилось язычество, многобожие. Но совершенно ясно, что этот монотеизм был взят из одного источника, найти который мне пока никак не удаётся». Тогда я и предположить не мог, что эту задачу придётся решать мне тридцать лет спустя.
За эти тридцать много чего было: по обвинению в «антисоветской агитации и пропаганде» девять месяцев провёл в «Лефортово», следственной тюрьме КГБ (1980), работал сторожем в церкви Св. Духа на Даниловском кладбище (1981–1985), трудился электрослесарем на Ростокинской камвольно-отделочной фабрике (1985–1986). Дописывал книгу «Трагедия русской церкви, 1917–1953». В 1988–1993-м сотрудничал с научно-популярным журналом «Наука и религия», в начале абхазо-грузинской войны работал внештатным корреспондентом этого журнала в Абхазии, – вспоминает Лев Регельсон.
Свою московскую квартиру он обменял на жильё в Новом Афоне, и в январе 1993-го подал заявление с просьбой о предоставлении абхазского гражданства. И тогда же началась работа над книгой «Земля Адама», которая, по его глубокому убеждению, переворачивает многие фундаментальные представления о творении человека, о древнейшей религии и существовании Рая. Рождение Адама, первая вера в единого Бога, местонахождение Рая – всё это Регельсон связывает с Абхазией, черноморскими субтропиками, которые в представлении российского обывателя ассоциируются лишь с новогодними мандаринами. А ещё церковный историк взялся за расшифровку таинственных пророчеств великого французского алхимика Нострадамуса. Обо всём этом мы и беседовали, сидя в баре отеля «Националь», среди разноязыкой деловой публики, обсуждавшей нефтяные фьючерсы и биржевые котировки.
– Я подумал, – говорит церковный историк, – если библейское предание об Адаме имеет под собой какую-то историческую
почву, то это должно выразиться прежде всего в существовании первичной религии, связанной с Адамом. Из множества племён преадамитов, то есть существовавших до Адама людей, общая численность которых в неолитическую эпоху составляла, по разным оценкам, от одного до четырёх миллионов, Всевышний выбрал одно. В этом племени рождается младенец, который, с точки зрения Творца, биологически безупречен и полностью пригоден для Его целей. Чтобы перестроить душу будущего Адама, Бог сходит на землю, изымает младенца из племени и Сам занимается его воспитанием. Ева была приведена к Адаму сразу после того, как у него сформировался язык, то есть ещё в детстве; в частности, поэтому «были наги и не стыдились». Далее они растут вместе под присмотром Творца, подрастая, они продолжают сохранять детскую невинность. Поначалу задача Адама заключалась в том, чтобы передать Еве тот духовный огонь человеческой личности, который из всех людей только Адам получил непосредственно от Бога. Таким образом, Адам с первых шагов становился соучастником Божественного акта творения человека. Было какое-то древнее таинство усыновления Адаму, в котором происходил акт сотворения человека как личности. Адам и его прямые потомки были жрецами, передающими преадамитам человеческую сущность, далее эта сущность передавалась уже по наследству.
Адаму Бог открылся, считает Регельсон, под именем АН. И существует народ, который до наших дней в живой религиозной практике сохранил это имя Бога: абхазы. (Правда, и у абхазов первичное АН со временем стало означать самое близкое и понятное – мать.) Выдающийся филолог Николай Марр писал по этому поводу: «С абхазами сближаются из мёртвых народов те, кому принадлежит название бога AN в клинописных надписях… Абхазская живая старина, не словес-
ная, но и реальная, даёт беспримерную полноту об этой древнейшей религии не одного Кавказа, но и всего Древнего Востока, колыбели европейской цивилизации»
Абхазский дольмен
Рай – в Абхазии
– Уникальная устойчивость абхазского культа Небесного Бога АН, – утверждает Лев Регельсон, – наводит на мысль, что Абхазия – это то место, где когда-то находился Эдем, райский сад. Абхазская земля и язык буквально наполнены памятью о праотце Адаме. Вот далеко не полный обзор абхазских топонимов, связанных с именем АДА(М): река АДАНГЕ – «земля Божьего АДЫ», «земля (ГЕ) АДЫ начинается (УА)», или гора АДАГУА – «здесь (УА) сердце (ГУ) АДЫ». Вокруг корня АДА выстраивается большое гнездо абхазских слов: ДАД – старейший, патриарх, дед; АДА – вена, кровь; АДАШ – жила; АДЫИН – религия, в сочетании «иметь свой АДЫИН»; АДЫГЕ – самоназвание адыгов, черкесов, кабардинцев.
Ещё один заслуживающий внимания факт: между горами Ахупач и Прцха найдены два дольмена без отверстий, наиболее архаичного типа. Некоторые учёные считают, что они сооружены в V тысячелетии до Р.Х., то есть на две тысячи лет позднее других кавказских дольменов (культовых сооружений из больших камней). Тогда древние люди отказались от захоронений в гротах и стали сооружать дольмены как место для погребения. Может быть, это были гробницы первых адамитских патриархов. По другой версии, абхазские дольмены служили для совершения таинственного культа «усыновления Адамом». О каком-то неизвестном древнейшем культе, возможно, ещё допотопной эпохи, свидетельствует жертвенник, находящийся почти на вершине горы Ахупач: на нескольких вертикально установленных плитах лежит огромный плоский камень, рядом с которым местные жители ещё недавно находили металлические предметы, – знак того, что культ сохранялся до позднейших времен.
Абхазский извод всемирного потопа
– Важнейший вопрос: где был построен Ноев ковчег и где он «приземлился»? – историк Лев Регельсон перешёл к теме Всемирного потопа. – Библия сообщает, что ковчег остановился «на горах Араратских», что можно понимать как «на горах Кавказа». Патриархи-адамиты первоначально жили в горах и предгорьях Кодорского бассейна, но уже во времена Еноха спустились вниз. О потопе Ноя предупредил тайно явившийся ему Енох, затем в течение ста лет ковчег строился на глазах у всех – как призыв к покаянию и очищению. В Абхазии местные жители указывают по крайней мере на две вершины, где на уровне вечных снегов находятся остатки огромного деревянного «корабля»: одна из них гора Ащал-Ибаху в Бзыбской Абхазии, другая – гора Ерцаху в Кодорской.
Библейский потоп связан с Чёрным морем, что подтверждается серьёзными научными исследованиями. Картина этого всемирного бедствия может быть реконструирована приблизительно таким образом. В те времена Чёрное море представляло собой внутреннее озеро, отделённое от морских вод скалами. Землетрясением были разрушены перешейки, отделявшие Средиземное море от Мраморного, а Мраморное – от Чёрного. Каменная преграда рухнула, в образовавшийся пролом с высоты 100 метров воды Средиземного моря хлынули в котловину Чёрного, образовав промежуточный каскад в области Мраморного моря. Из-за инерции огромных масс воды уровень Чёрного моря сначала поднялся выше уровня Средиземного, затем произошло постепенное выравнивание. При этом часть прибрежной территории была затоплена окончательно, а часть – лишь временно.
Временное превышение уровня моря над окончательным могло достигнуть 100–200 метров, а длительность временного затопления – от 3 до 15 дней. Ясно, что при этом было обречено на гибель всё живое, что находилось в пределах современных Колхидской и Кубанской низменностей, не говоря уже о прибрежных землях, навсегда ставших морским дном. Сюда входит вся территория мелководного Азовского моря, которого до потопа просто не было. Часть морского дна до глубины 100 метров в Чёрном море и до 50 метров – в Мраморном сравнительно недавно была сушей. Повышение уровня моря произошло не ранее V и не позднее II тысячелетия до Р.Х.
В греческой мифологии это грандиозное стихийное действие отражено под названием Дарданов потоп, откуда произошло название пролива – Дарданеллы. Такое уникальное, не имеющее аналогий явление, как наличие сероводорода в глубинных слоях Чёрного моря, также указывает на влияние потопа. Из-за внезапного вторжения более солёных вод Средиземного моря бактерии и планктон погибли, разложение этой биомассы вызвало образование колоссального количества сероводорода.
Древнее судно, чей окаменевший остов нашли на Арарате, было построено через несколько столетий после потопа – как святилище, копирующее форму ковчега Ноя. Настоящий Ноев ковчег был сооружён в окрестностях современного абхазского села Лабра, а на склонах Мюссерских холмов в Пицунде (возможно, на горе Лабыр) Ноев ковчег мог «приземлиться». Всё это требует серьёзных исследований. Сейчас такие науки, как история религий, этнография и лингвистика приблизились к эпохам V–IV тысячелетий до Р.Х., к младенческой поре человеческой цивилизации. В сочетании с археологией эти науки позволят сделать ошеломляющие открытия
Мечта о рождественском подарке
Потом Лев Львович поделился со мной сокровенным, рассказал о своей заветной мечте, которую лелеет уже много лет. Лев Львович мечтает о рождественском подарке – о мощном георадаре. Это радиолокатор, позволяющий просвечивать земную толщу. Такой прибор со всеми оснастками стоит всего миллион рублей – ничтожная кучка презренного злата на фоне головокружительных исторических открытий, которыми полна земля Абхазии.
В июле 2016-го, когда в Абхазии праздновали 2500-летний юбилей Сухуми, Регельсон даже отправил письмо президенту республики Раулю Хаджимбе, предлагая провести «археологические исследования с помощью современных методов георадарной разведки». В письме учёный сообщал: «финикийские таблички, составленные пленниками из абхазской Лыхны», свидетельствуют, что подлинный возраст Сухуми составляет 4000 лет! А чтобы подтвердить или опровергнуть эту версию, «должен быть раскопан и обследован древний абхазский город Акуа». Разумеется, Лев Львович собирался при этом проверить и другие свои гипотезы, которые, по сути, переписывают библейскую историю.
К Рождеству 2017-го Дед Мороз не принёс долгожданного подарка. Регельсон сетует на влиятельных ретроградов, которые есть и среди абхазских учёных, но надежды не теряет.
Лев Регельсон на Фёдоровских чтениях. Москва, 2016
Явление великого монарха
Однако свои наибольшие ожидания Регельсон возлагает на следующий 2018 год.
– В моих расчётах 2018-й – критичный год, – говорит учёный. – Если некоторые события произойдут, это резко повысит достоверность предполагаемого «расписания» нашего существования на 50 последующих лет.
– О каких событиях речь?
– Речь идёт о восстановлении в Иерусалиме Храма Единого Бога. Если это произойдёт на Храмовой горе, то поднимется весь исламский мир. ИГИЛ (запрещённая в РФ террористическая организация. – Ред.) резко усилится, и всемирный халифат станет реальной угрозой. ИГИЛ сейчас планирует взять в свои руки Саудовскую Аравию с её огромными запасами современного оружия… И кто может предотвратить это? США с Трампом на время «выходят из игры», а другого «мирового жандарма» в этом регионе нет»! – заключает Лев Регельсон, расчёты которого, оказывается, основываются на расшифровке пророчеств Нострадамуса, в частности катрена 10.72. Вот дословный перевод этого четверостишия: «В году тысяча девятьсот девяносто девятом и семь месяцев/С неба сойдёт великий король ужаса./Возродить великого короля Анголмуа./До после Марс управляет счастливо».
– Марс, согласно средневековой астрологии, является «добрым правителем» двух знаков: Овна и Скорпиона, – растолковывает Регельсон. – Если взять точную границу между астрологическими знаками Скорпиона и Стрельца, то получаем: в ночь с 22 на 23 ноября 1999 года должен был родиться Великий Монарх. Сегодня ему исполняется 17 лет, а занять престол он должен в возрасте 25 лет. Сразу подчеркну, что Великий Монарх – только предтеча, готовящий приход святого и бессмертного Царя Михаила.
– Кстати, президент Владимир Путин в 1999 году стал премьер-министром России. Может ли он представлять собой Великого Монарха?
– Не думаю, что Нострадамус говорил о Путине, но какую-то роль в предстоящих событиях ему предстоит сыграть…
– А как далеко простираются ваши расчёты?
– Великий Монарх объединит только один из трёх мировых центров силы: Европу вместе с Россией и Британcким Содружеством и ещё рядом стран, тяготеющих к этому союзу (Турция, Египет, Эфиопия, ЮАР, Магриб, Ближний Восток). Два других центра: ослабленные, но все ещё мощные США (в союзе с Индией, Японией и Южной Америкой) и, конечно, неимоверно разросшийся Китай (который в союзниках вообще не нуждается).
Где-то году в 2055-м Китай попытается захватить власть над всем миром, но потерпит поражение, и после этого мир объединится под символической властью Царя Михаила. А затем, после геофизической катастрофы (поворот литосферы), в атмосфере всеобщего ужаса и депрессии, власть у него на три с половиной года отнимет Зверь, Выходящий из Бездны. Затем Царь Михаил возвращается и царствует с ожившими мучениками в течение символической тысячи лет. Библейские пророки указывают более конкретную цифру: 420 лет. Это будет время духовного очищения и подготовки человечества к всеобщему Воскресению – главному событию истории сотворённого Богом мира.
…В любом святочном рассказе герой непременно должен пройти через испытание, чудо и перерождение, через ад, землю и рай. Лев Львович Регельсон испытал духовную метаморфозу и описал «Трагедию русской церкви», открыл рай в Абхазии и нарисовал напророченный Нострадамусом ад. Поэтому он самим собой воплощает рождественский рассказ, утверждающий любовь к «человеку во грехе» и ценность детства, человеческой души и памяти.
Фото из архива автора
Автор: Алексей ЧЕЛНОКОВ
Совместно с:
Комментарии