НОВОСТИ
23.11.2024 10:50
Совладелец ТЦ «Зимняя вишня», где заживо сгорели 64 человека, вышел на свободу по УДО, отсидев всего 2 года
392
23.11.2024 09:35
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
379
22.11.2024 13:25
На петербургском оборонном заводе мигранты организовали производство жевательного табака
877
22.11.2024 10:45
В российских вузах студентов незаконно заставляют проходить опросы о подробностях интимной жизни
833
22.11.2024 08:35
Финансист из США втихаря пытается купить газопровод «Северный поток-2» в целях полного контроля энергоснабжения континента
2022
21.11.2024 15:35
Международный уголовный суд выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху
1009
21.11.2024 14:10
Скандального экс-заммэра Нижнего Новгорода задержали при попытке бегства за границу
1425
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ТАКТИЧЕСКАЯ ЗАМЕНА
Совместно с:
03.08.2014
У РОССИИ ПЫТАЮТСЯ ОТОБРАТЬ ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ
Большой спорт связан не только с большими деньгами, но и с большой политикой – это уже прописная истина. Соревнования на спортивных аренах – лишь верхушка айсберга: основная борьба идет не между спортсменами, а между странами, и ставки в ней гораздо больше, чем просто медали. За крупными турнирами люди по всему миру следят часто гораздо внимательнее, чем за политическими дискуссиями, а потому и пропагандистский эффект здесь можно получить небывалый. На прошлой неделе целая группа европейских политиков вдруг стала говорить о необходимости отнять у России право проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. И хотя всем понятно, что вероятность подобного развития событий крайне мала, спорт вновь стал разменной монетой в играх политиков.
Призывами к бойкоту тех или иных соревнований уже давно нельзя никого удивить. Заставить усомниться в действенности подобных мер, правда, должны были Олимпийские игры в Москве и в Лос-Анджелесе, не принесшие политических дивидендов ни одной из сторон. Уже тогда стало ясно, что бойкотирующие – и в 1980-м, и в 1984-м – наказывают в первую очередь самих себя. И действительно, определенные выводы инициаторы тех событий – американцы – для себя сделали. Теперь главным в их арсенале угроз стал призыв лишить неугодную им страну права проведения тех или иных соревнований.
ПОКА ЗА ПЕРЕНОС РАТУЮТ ПОЛИТИКИ ВТОРОГО РЯДА
8 марта американские сенаторы-республиканцы Марк Кирк и Дэн Коутс направили президенту ФИФА Зеппу Блаттеру письмо с призывом лишить Россию права на проведение чемпионата мира в 2018 году. Заодно Кирк и Коутс требовали приостановить членство России в ФИФА и не допускать сборную России к участию в тогда еще предстоящем чемпионате мира в Бразилии. Большого международного резонанса тогда письмо сенаторов не вызвало: горячо обсуждали его разве что в России.
Казалось, что Кирк и Коутс зря старались, но на самом деле американцы просто делали свое дело: поднимали тему, которую затем предстояло подхватить европейским союзникам. На прошлой неделе о необходимости лишить Россию права проведения чемпионата мира по футболу заговорили сразу в Германии и в Великобритании.
Сначала об этом сказал член блока консерваторов в бундестаге Михаэль Фукс, а затем – британский вице-премьер Ник Клегг, лидер местных либеральных демократов. Последний дал пространное интервью газете The Sunday Times, где заявил, что такой шаг должен стать частью более серьезных санкций в отношении России. По мнению Клегга, просто невозможно себе представить, что в России пройдет столь престижный мировой футбольный турнир. «Угроза переноса чемпионата мира должна стать очень действенным политическим и символическим наказанием для России», – подчеркнул Клегг.
Надо сказать, что пока за перенос чемпионата мира 2018 года в другую страну агитируют в основном политики второго, а то и третьего ряда. Лидеры стран НАТО предпочитают отмалчиваться, поскольку, судя по всему, и в этом вопросе единства не наблюдается. Хотя отдельные немецкие депутаты и предлагали «снять табу с предложений лишить Россию чемпионата», на уровне правительства в Германии пока подобные затеи не поддерживают. Сначала о несвоевременности обсуждения данной темы заявил министр экономики и энергетики ФРГ Зигмар Габриэль. «Вести сейчас, за четыре года до начала, дебаты о следующем футбольном мировом первенстве я считаю не особенно разумным», – отметил он. А затем о том, что «дебаты о бойкоте являются второстепенными» и «притянуты за волосы», заявил министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер. «Никто не знает, какой будет ситуация через год или через два. Не следует превращать крупные спортивные мероприятия в инструмент для разрешения острейших политических кризисов и конфликтов», – подчеркнул немецкий министр.
ОТМЕНА ТУРНИРА НЕВЫГОДНА ПРОТИВНИКАМ РОССИИ
Даже если странам ЕС и США удастся договориться на сей счет между собой, никакого прямого влияния на судьбу чемпионата мира 2018 года они, естественно, оказать не смогут. Сколько бы немецкие депутаты, американские сенаторы или английские министры ни говорили о необходимости «наказать» таким образом Россию, осуществить это не в их власти. С таким же, примерно, успехом можно требовать установить на ее территории вечную ночь. Решение о месте проведения турнира принимал конгресс ФИФА, и никакие заявления политиков отдельных стран – пусть даже весьма влиятельных – изменить его не могут.
Конечно, на ФИФА можно организовать серьезное давление, но вот только кто этим станет заниматься? Кирк? Коутс? Клегг? Чисто теоретически можно предположить, что вопрос каким-то образом удастся поставить на голосование на одном из следующих конгрессов, но, во-первых, когда это еще будет, и, во-вторых, не факт, что данную инициативу поддержит большинство. Скорее наоборот, если учесть, что именно Британия со товарищи ведет в последнее время активную борьбу против Блаттера.
Если же ни о каком юридически оформленном переносе турнира речи явно не идет, то возможен только вариант бойкота. Доживем ли мы до повторения сценария московской Олимпиады? Думаю, что по крайней мере сейчас никто из трезвомыслящих политиков в это не верит. Очевидно, что без ведущих европейских сборных турнир многое потеряет, но вот об отсутствии Австралии, Японии или Канады никто, кроме их собственных болельщиков, особо печалиться не станет – напротив, другие порадуются обилию вакансий. Да и в Европе, думается, найдутся желающие занять освободившиеся по квоте места, если, конечно, те же Испания и Италия захотят идти на поводу у США и Великобритании. Как это ни парадоксально, бойкот может оказаться даже на руку Кремлю: болельщики стран-отказников будут винить не Москву, а собственные правительства, а шансы на призовые места у хозяев только повысятся.
Ну и самое главное: перенос чемпионата мира по футболу в другую страну на самом деле невыгоден оппонентам России. Имиджевые выгоды, о которых говорил Ник Клегг, еще нужно будет получить, а огромные расходы на подготовку к соревнованию – они уже сейчас лягут существенной нагрузкой на экономику, положение в которой и без того ухудшилось из-за международной обстановки. Скорее, западные лидеры захотят воспользоваться именно этим для раскачивания политической ситуации – именно такую модель мы наблюдали только что в Бразилии. Кроме того, весь позитив можно легко свести на нет в глазах своей аудитории, активизировав перед началом турнира антироссийскую пропаганду, как это было накануне зимней Олимпиады в Сочи.
ПРОТИВ РОССИИ ИСПОЛЬЗУЮТ БЕЛОРУССКИЙ СЦЕНАРИЙ
Модель, использованная сейчас против России, была обкатана США и их союзниками несколько лет назад на Белоруссии. Сперва американские конгрессмены выступили с личной инициативой, призвав Международную федерацию хоккея на льду не проводить чемпионат мира 2014 года в Минске, поскольку Александр Лукашенко использует турнир для подтверждения легитимности своего правления. Затем подобный призыв включили в официальные документы конгресса США. «С помощью данных мер мы помогаем народу Республики Беларусь бороться с местным режимом», – заявил конгрессмен Крис Смит.
Американский призыв подхватили в Евросоюзе, и с требованием перенести чемпионат мира по хоккею – 2014 в другую страну выступили депутаты Европарламента. Они настаивали на том, чтобы «национальные федерации хоккея на льду стран – членов Евросоюза и других демократических стран оказали давление на Международную федерацию хоккея на льду (ИИХФ), чтобы та пересмотрела свое прежнее решение и изучила возможность доверить проведение мирового чемпионата по хоккею, который должен состояться в Белоруссии в 2014 году, другой стране, пока не будут освобождены все политические заключенные».
11 мая 2011 года глава Европарламента поляк Ежи Бузек заявил, что «поведение белорусского режима явно дисквалифицирует его и лишает его чести проводить такое крупное спортивное событие, как чемпионат мира по хоккею 2014 года», и потребовал от Международной федерации «принять соответствующие меры, чтобы Лукашенко не удостоился международного признания и легитимности, предполагаемых с проведением этого турнира». В письме, направленном руководителям ИИХФ, указывалось, что «уже два десятилетия Белоруссия находится под властью жестокого и недемократичного режима Лукашенко»: «Его режим арестовал сотни мирных демонстрантов, включая кандидатов в президенты, оппозиционных лидеров, журналистов, представителей гражданского общества и рядовых белорусских граждан. Чемпионат по хоккею 2014 года не может состояться в Белоруссии в столь ужасных условиях».
Чем все закончилось? Президент Международной федерации хоккея Рене Фазель сказал: «Конгресс принял решение, что чемпионат в 2014 году пройдет в Белоруссии, и так и будет». Так и было. Турнир в этом году прошел, как говорится, на высоком уровне. Чемпионом стала сборная России. А в соревнованиях участвовали и сборная США, и канадцы, и страны ЕС – Германия, Италия, Франция, Чехия, Словакия и так далее.
ЦЕЛЬ АТАКИ – СКОРЕЕ БЛАТТЕР, ЧЕМ РОССИЯ
Если давлению со стороны США и союзников сумел противостоять Рене Фазель, то наивно ожидать мгновенной капитуляции от Зеппа Блаттера, обладающего куда более внушительными ресурсами. Почему же разворачивают подобную кампанию? Нужно иметь в виду, что некоторые из ее участников работают не столько против России, сколько против Блаттера. С их точки зрения, складывающаяся ситуация в любом случае поможет ослабить его позиции.
Конкуренты Блаттера, надеющиеся сместить его в следующем году с поста главы ФИФА, пытаются держать 78-летнего президента в постоянном напряжении. Перед чемпионатом мира в Бразилии они в очередной раз вытащили из рукава «катарскую карту» (об этом писала газета «Совершенно секретно»), а теперь заставляют его выпутываться из ситуации с Россией. На антиблаттеровский характер инициативы косвенно указывает то, что ее активно продвигают британские издания, – именно там организовали и недавний вброс с Катаром. Еще одним подтверждением последней версии служит то, что интервью Клегга появилось в печати уже после того, как ФИФА выступила с официальным заявлением по поводу призывов перенести чемпионат мира 2018 года. В нем было подтверждено, что турнир пройдет в России, и отмечено, что «футбол не может рассматриваться в качестве инструмента для решения всех проблем, в частности, связанных с мировой политикой».
Таким образом, выступление Клегга – это призыв надавить скорее на ФИФА и лично на Блаттера, чем на Россию. Но агитирующие за перенос могут добиться и обратного эффекта. От позиции России в ФИФА зависит не так много, как от СССР в недавние времена, но все же определенные рычаги влияния наша страна по-прежнему имеет. Именно поэтому Блаттеру в преддверии грядущих перевыборов гораздо выгоднее иметь Россию в числе своих союзников.
ТРИ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПОДРЯД ПРОВОДЯТ СТРАНЫ БРИКС
Увы, с точки зрения политиков, победа в спорте доказывает не только то, что конкретный атлет оказался быстрее, выше, сильнее другого человека. Она символизирует мощь государства – и в конечном счете воспринимается как победа этих самых политиков, причем в мировом масштабе. Почему в последние годы Блаттера постоянно пытаются принудить к отставке? Его «опала» связана именно с выбором стран – хозяек чемпионатов мира по футболу. Эти соревнования занимают особое место не только по своей популярности и спортивной значимости. Мундиаль – единственный, наверное, крупный турнир в мире спорта, право проведения которого стремятся заполучить страны, вовсе не способные бороться за победу.
На сопоставимых по значимости Играх хозяева всегда рассчитывают если не на общекомандное первенство, то хотя бы на весьма существенное количество наград – и небезосновательно. Напомним, что Россия стала первой на зимней Олимпиаде в Сочи и по общему количеству медалей, и по числу золотых; в Лондоне в 2012 году Великобритания была третьей в золотом зачете и четвертой по сумме наград; в Ванкувере в 2010-м чаще всего побеждали именно канадцы; летняя Олимпиада в Пекине в 2008 году оказалась триумфальной для китайской сборной – 51 золото!
Для сравнения: на шести последних чемпионатах мира лишь три страны-организатора могли теоретически рассчитывать на победу, и только одна из них – Франция в 1998 году – победы добилась. Германия дома в 2006-м осталась третьей, а чем завершился для хозяев чемпионат этого года в Бразилии, мы хорошо помним: четвертым местом и десятью пропущенными мячами в двух последних матчах. Четвертое место заняла и Южная Корея – одна из стран – соорганизаторов (вместе с Японией) мундиаля 2002 года. Ну а США в 1994 году и ЮАР в 2010-м не могут похвастаться даже такими успехами.
Вряд ли на золотой кубок будут реально претендовать и хозяева двух следующих турниров – Россия (как бы нам ни хотелось обратного) и Катар. Очевидно, что в случаях с чемпионатами мира по футболу само право проведения становится важнее, чем завоеванные на нем награды. Именно поэтому некоторые западные политики, далекие обычно от спортивных проблем, столь болезненно реагировали на решение ФИФА провести турниры в России и в Катаре, именно поэтому многие из них продолжают вести ожесточенную борьбу с ФИФА, требуя перенести турниры.
Чтобы понять страхи политиков, достаточно обратить внимание на то, что конгресс ФИФА отдал три чемпионата подряд странам, входящим в БРИКС (а таковых всего пять): ЮАР – в 2010-м, Бразилии – в 2014-м, России – в 2018 году. Можно бесконечно спорить о роли и значении БРИКС, но с точки зрения околофутбольной данный альянс явно начинает претендовать на доминирующую роль, тем более что в числе реальных претендентов на следующие турниры называют и Китай, и Индию. Подобная стратегия ФИФА должна вызывать опасения у политиков евроатлантического альянса, даже если Блаттер руководствуется исключительно интересами футбола, а не ведет тонкую дипломатическую игру. Пока что международные федерации и сами спортсмены, не желающие возвращения в эпоху олимпийских бойкотов, вроде бы выдерживают давление политиков, но вопрос в том, хватит ли им сил в неравной схватке с «государственными деятелями».
Официальное заявление ФИФА
(Пятница, 25 июля 2014 года)
Как руководящий орган мирового футбола ФИФА сознает всю меру своей ответственности за управление футболом и поддерживает любую мирную и демократическую дискуссию. ФИФА отвергает все формы насилия и продолжит использовать свои турниры для обеспечения диалога, понимания и мира между народами.
История уже доказала, что бойкоты спортивных событий, или политика изоляции, или конфронтации не самые эффективные способы решения проблем. Проведение чемпионата мира по футболу привлекает внимание всей планеты и может стать мощным катализатором для конструктивного диалога между народами и правительствами, помогающего добиться положительных перемен в обществе. Чемпионаты мира по футболу объединяют команды и нации всего мира, от отборочных циклов до финальных соревнований, духом честной игры и взаимного уважения.
ФИФА убеждена, что с помощью футбола, и особенно чемпионатов мира, на которых фокусируется внимание всей планеты, мы можем достичь позитивных изменений в мире, но футбол не может рассматриваться в качестве инструмента для решения всех проблем, в частности, связанных с мировой политикой. Мы видели, что чемпионат мира по футболу выступает как сила добра, и ФИФА убеждена, что так будет и на чемпионате мира 2018 года в России.
Автор: Дмитрий НИКОЛАЕВ
Совместно с:
Комментарии