Тайна сретения папы и патриарха
Совместно с:
29.03.2016
Какой компромат на Папу Римского Франциска нашли в Московском патриархате перед эпохальной встречей двух предстоятелей?
Осанна, сошлись Восток и Запад! Вот она, многовековая мечта! Западники – Чаадаев с Герценом – провозгласили «самодержавие, православие, народность». Славянофилы – Уваров с Хомяковым – по-французски спели гимн Liberte, Egalite, Fraternite – «Свобода, Равенство, Братство».
Папа Римский и Патриарх Московский впервые за 500 лет встретились и по итогам этой встречи (сретения) обнялись и подписали совместную историческую декларацию. Не прошло и полутысячи лет – с тех пор, когда Русская православная церковь обрела самостоятельность! Тем и славно это событие, что оно переворачивает с головы на ноги (или наоборот) все наши представления о «Граде и Мире». Переворачивает уже тем, что сошлись Восток и Запад на противоположной стороне земного шара, в Латинской Америке. Когда-то латиняне основали Рим, а теперь имя «латинос» носят здесь все, включая индейцев. И Папа Римский Франциск отсюда родом, из Аргентины. А Патриарх Московский рядом с континентом нашёл маленький остров, чтобы даже географическая символика не смела указывать, кто гость, а кто хозяин положения.
«Наша братская встреча произошла на Кубе, на перекрёстке путей между Севером и Югом, Западом и Востоком. С этого острова – символа надежд Нового Света и драматических событий истории ХХ века – мы обращаем наше слово ко всем народам Латинской Америки и других континентов», – говорилось в декларации. Правда, над островом по-прежнему витает революционный дух Че Гевары. Но духи латиноамериканских писателей-постмодернистов Хорхе Борхеса, Хулио Кортасара и Габриэля Маркеса не отвергают никого, приемлют всё и всех: «магический реализм» – так называется этот стиль.
Смешение эпох и выспренний тон оправданы тем, что впервые в многовековой церковной истории состоялась встреча двух заклятых преемников Христа – предстоятелей Римско-католической (РКЦ) и Русской православной церквей (РПЦ). Они встретились 12 февраля 2016 года, накануне великого церковного праздника Сретения Господня, в международном аэропорту кубинской столицы Гаваны – Папа Римский Франциск и Патриарх Московский Кирилл. Казалось бы, их официальные титулы несоизмеримы: с одной стороны, «викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви», с другой – правящий архиерей Московской епархии и всея Руси, чьё владычество, правда, распространяется далеко за административными границами Российской Федерации.
Но ничто не помешало папе перешагнуть первому через титульную пропасть: «Наконец-то», – по-испански промолвил папа Франциск, «Приветствую вас как истинного брата моего», – сказал патриарх Кирилл по-русски. Папа троекратно расцеловал патриарха.
В историческом документе, подписанном ими, всего 14 000 букв, 2300 слов, 43 абзаца и 30 пунктов. В первую очередь декларация требовала защитить гонимых христиан в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Затем констатировала дискриминацию христиан, идущую от «агрессивной идеологии секуляризма», и осуждала однополые браки, эвтаназию и аборты. В последних строках этого документа говорилось о «противостоянии на Украине» (обратите внимание, что в документе использована грамматическая форма с предлогом «на», которая категорически отвергается официальным Киевом). Работа над совместным заявлением, по словам патриарха Кирилла, завершилась всего за два часа до начала встречи. Ещё через час в торжественной обстановке папа и патриарх подписались под документом.
Язык церковного бюрократа мало чем отличается от дипломатического волапюка – та же причёсанность мыслей, та же напомаженность целей, та же расплывчатость выводов. Разница только в виртуозной отточенности формулировок, освоенной за тысячелетия яростных богословских споров и предполагающей не два и не три, а двадцать и тридцать скрытых значений. Декларация совсем не богословская, а скорее геополитическая, может быть, богословско-геополитическая. Смысл её в том, что двум церквям надо прорвать кольца «безбожного» окружения и двигаться на выручку друг другу.
И сам папа Франциск как-то сказал, что этот документ – манифест «экуменизма на крови», то есть движение за сближение и единство различных христианских церквей, к которому подталкивают беспрестанные кровавые события в мире. Церковные круги в России тут же переиначили это в «кровавый экуменизм».
Вообще спектр толкователей заявления папы и патриарха был широким и взаимоисключающим. В голову невольно приходило, что самый главный итог P. plus P. – это не 2300 слов, а факт эпохальной встречи сам по себе. И дальнейшее журналистское расследование подтвердило догадки о том, что за встречей предстоятелей крупнейших конфессий стояли совсем другие цели и мотивы
Третий Рим
О том, что кубинское сретение может иметь самоценное значение, говорит вся церковная история. Русь (тогда ещё Киевская) крестилась за 66 лет до «великой схизмы», то есть до официального отделения в 1054 году Древнего Рима от Византии, жители которой, между прочим, всегда считали себя подлинными римлянами и назывались ромеями. Около 450 лет после Крещения русские христиане принадлежали Вселенскому патриархату Константинополя. В 1448 году русская церковь объявила о своей автокефалии (самостоятельности). Через пять лет Константинополь пал под натиском турецких орд – отчаянные взывания православных к западным единоверцам натолкнулись на стену отчуждения. В обмен на военную помощь Византии предложили признать главенство Папы Римского.
Тогда же единственным оплотом вселенского православия становится Москва, получившая «достоинство Третьего Рима». Перешедший на роли бедного родственника, чуть ли не приживалы, Константинопольский патриарх Иеремия II в 1589 году поставляет русского епископа Иова в патриархи московские.
Ватикан ни на минуту не оставлял попыток подчинить себе православный Восток. Опустошительный 4-й Крестовый поход на христианский Константинополь, освящённый Папой Римским Иннокентием III, и жестокие набеги тевтонских рыцарей на Русь, совершённые с санкции того же папы; скандальный Ферраро-Флорентийский собор и Брестская уния, породившая Украинскую греко-католическую церковь, – это были католические «операции по принуждению схизматиков». Ватикан пролил моря крови и воздвиг горы подлостей с единственной целью – заставить православных патриархов поцеловать перстень Папы Римского.
Груз исторической памяти, накопившийся веками, был неподъёмным для предстоятелей Русской православной церкви, не позволял легко переложить прошлое на дальние полки архивов. Политическая власть Российской империи также всегда относилась к Ватикану с глубочайшим подозрением. И только в начале XXI столетия настал момент, который исподволь готовился последние пять веков, это, без преувеличения, встреча тысячелетия.
Завещание митрополита Никодима (Ротова)
Правда, иногда в Ватикан приезжали православные митрополиты – вторые по значимости лица в церковной иерархии. Об этом, в частности, писал епископ Православной церкви в Америке Василий (Родзянко) (1915–1999), оставивший свои воспоминания, которые сейчас почти никому не известны. В его записях говорится о митрополите Ленинградском Никодиме (Ротове) (1929–1978), председателе отдела внешних церковных сношений Московского патриархата.
«Он бывал в нашем доме, – писал епископ Василий (Родзянко), – будучи ещё архимандритом (т. е. до 10 июля 1960 года), а затем приехал к нам сразу после хиротонии во епископа. Это была действительно памятная встреча с владыкой Никодимом. Как всегда, мы открыто обменивались мнениями, и владыка говорил о самом главном. В то время он был занят проблемами, стоящими перед православной церковью, в особенности его церковью, в связи с взаимоотношениями с римской церковью. Однажды, в присутствии посвящённого (в 1957 году) за два года до этого в сан епископа Антония (Блюма), разговор зашёл об этом. Мы оба (епископ Антоний и я) не скрывали от владыки Никодима, что многие люди на Западе, и мы в том числе, удивлены враждебными и односторонними статьями о Ватикане в «Журнале Московского патриархата». Это чересчур, считали мы, это слишком несправедливо и не по-христиански. Владыка Никодим ответил, что ему также не нравится тон этих статей, но делать он ничего не станет, чтобы изменить это. Он, однако, подчеркнул, что, если бы он мог, он бы сделал это. «Время ещё не пришло», – сказал он.
На следующий год (то есть 1961-й) во время совещания центрального комитета Всемирного совета церквей в Париже, где моя покойная жена, мой сын и сам я были переводчиками у русской делегации, владыка Никодим неожиданно сказал мне, что вынужден на один день покинуть это совещание». Он широко улыбнулся и сказал: «Когда вернусь, всё расскажу».
Когда владыка на следующий день появился на приёме, он вдруг повернулся ко мне и шепнул: «Я только что из Рима. Виделся с «ним» лично», – и владыка, многозначительно посмотрев на меня, улыбнулся той же улыбкой».
Можно догадаться, что происшедшая 55 лет назад встреча Папы Римского с русским митрополитом не предполагалась церковным протоколом и, скорее всего, была тайной. Увлечение митрополита Никодима (Ротова) католичеством было настолько глубоким, что он даже практиковал и переводил на русский язык «Духовные упражнения» основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы. Интригует и то, что митрополит скоропостижно скончался в 1978 году во время официальной аудиенции у Папы Иоанна Павла I. Через 22 дня скончался и сам понтифик, что породило слухи об отравлении его и митрополита (якобы по ошибке)
И необходимо отметить, что митрополит Никодим был наставником и духовным учителем действующего патриарха Кирилла. Удивительно, с какой точностью совпадают сформулированные митрополитом ещё в середине 1960-х причины, по которым якобы должны сблизиться Ватикан и Московский патриархат. «Митрополит Никодим обладал видением христианства как единого целого, стоящего перед лицом секулярного и атеистического мира», – вспоминал епископ Василий (Родзянко).
В 2009 году только что избранный патриарх Кирилл первым делом отдаст должное своему учителю, проведя в Санкт-Петербурге не лишённое помпезности мероприятие в память митрополита Никодима (Ротова).
«Ты позвони мне и я приеду»
Возможно, патриарх Кирилл вскоре почувствовал, что текст декларации не вызвал того интереса, который соответствовал бы эпохальной встрече Запада и Востока. А иначе зачем он вдруг заявил во всеуслышание, что «есть мощные силы», которые препятствовали этой встрече? Тем более это сенсационное заявление было сделано уже в бразильском городе Сан-Паулу, после другого беспрецедентного решения патриарха – поездки в Антарктиду, которая должна была возгнать до небес интерес к латиноамериканскому турне предстоятеля. Но ожидания этого, видимо, не оправдались, и тогда-то Патриарх Московский Кирилл стал рассказывать о секретности, сопровождавшей подготовку его встречи с Папой Римским.
С просьбой прокомментировать заявление патриарха о «мощных силах» обозреватель «Совершенно секретно» обратился сразу к нескольким сотрудникам отдела внешних церковных связей: 1) заместителю председателя ОВЦС, 2) заведующему сектором межрелигиозных контактов, 3) секретарю по межхристианским отношениям, 4) куратору латиноамериканского направления. Все они как по команде почему-то онемели. Не исключено, что им запрещены любые контакты с прессой. Но сперва надо было проверить версию о том, что церковным дипломатам просто нечего было сказать, а значит, сенсационное заявление патриарха могло быть всего лишь блестящим пиаровским ходом.
Из западных источников сразу же выяснилось, что организация встречи Папы Римского Франциска и патриарха Кирилла шла в течение двух лет и что окончательное решение было принято осенью 2015 года.
О том, что эта встреча непременно состоится, сообщил 26 января 2016 года итальянский эксперт Сандро Магистер в блоге газеты «Репубблика»: «Меньше чем через месяц они приблизятся друг к другу: Франциск будет в Мексике, Кирилл – на Кубе. То, что надо для исторической встречи».
Магистер схематично показал, как была организована встреча, что главным лицом «челночной дипломатии» оказался кубинский лидер Рауль Кастро: «Первая встреча в истории между главой римской церкви и главой «Третьего Рима» может неожиданно пройти под тропическим солнцем. В самом деле, в те же сроки, что папа будет в Мексике, Кирилл будет на Кубе, куда его лично пригласил Рауль Кастро ещё в мае прошлого года, во время своего визита в Москву. Тогда, в 2015 году, Рауль Кастро на обратном пути из Москвы посетил Рим, где встречался с Франциском. Они обсудили визит папы на Кубу, который и состоялся в сентябре 2015-го. Вероятно, Кастро проинформировал папу о своих переговорах с патриархом Кириллом и российским президентом Путиным».
Публично об этой встрече впервые заговорили в ноябре 2014-го, когда по возвращении из Турции папа Франциск сообщил: «Что касается патриарха Кирилла… я считаю, что есть общее желание встретиться, и я знаю, что он с этим согласен. Я сказал ему: «Я приеду туда, куда ты хочешь. Ты позвони мне, и я приеду». И он также имеет такие намерения».
Понтифик тогда же назвал два основных препятствия для такой встречи: Украинская греко-католическая церковь и война на Украине. «В украинском вопросе, – писал Сандро Магистер, – Франциск всегда делает всё, чтобы не нанести ущерба Московскому патриархату и политике Путина в этом регионе, даже несмотря на опасность посеять сильное недовольство среди украинских католических епископов, клириков и мирян. Итак, и в Ватикане, и в Московском патриархате начали тайно изучать возможность встречи».
Патриарх благодаря этой встрече, по словам итальянского эксперта, приобретает образ «глобального духовного лидера»: «В самом деле, Кирилл, который ранее тесно сотрудничал с Путиным в возрождении православия в России, теперь хотел бы приобрести большую самостоятельность и снискать международное доверие. Для этого Кирилл формирует свой новый харизматический образ глобального духовного лидера, эдакого «русского папы Франциска». Это должно помочь Кириллу в его соперничестве с Константинопольским патриархом, который в Ватикане чувствует себя как дома, но которого в России считают утратившим специфическую восточную духовность».
Российский церковный эксперт Роман Вершилло также высказался по этому поводу в интервью «Совершенно секретно»: «Слова патриарха о «могущественных силах», скорее всего, относятся к политическим кругам США, которые практически одинаково холодны как к Ватикану, так и к РПЦ. Для российского президента встреча папы и патриарха несёт только выгоды, хотя, возможно, Патриархия в чём-то нарушила обычный порядок согласования с российскими властями. Патриарх является вполне самостоятельной и равновесной Путину персоной, и здесь он в любом случае действовал на пользу имиджу Путина. Очевидно, что встреча вызвала сильное недовольство среди рядовых верующих Московского патриархата. Но в России у патриарха нет сильных противников, которые могли бы ему даже возразить. Франциска могла бы заботить реакция украинских униатов, но на настоящий момент лоббисты союза с православной церковью гораздо влиятельнее в Ватикане, чем лоббисты униатов, которые очень давно раздражают Ватикан своей самостоятельностью»
Компромат митрополита Никодима (Руснака)
«Об этой встрече знали 5 человек – не буду называть их имена», – сказал патриарх в Сан-Паулу. Это ещё один секрет, полуоткрытый русским предстоятелем. Двух из этих пяти можно назвать было сходу – это председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), правая рука патриарха Кирилла, и его заместитель архимандрит Филарет (Булеков). Имя третьего «посвящённого» стало полной неожиданностью: Мигель Паласио, 31-летний сотрудник ОВЦС, лицо которого не могло не запомниться всем, кто наблюдал за гаванской встречей.
О Паласио известно, что он происходит из семьи колумбийского дипломата, окончил исторический факультет Московского педагогического университета. Затем много путешествовал по Латинской Америке, сотрудничал с различными журналами. Че Гевара – его кумир, образец для подражания. Габриэль Гарсиа Маркес дал ему интервью, в котором пожалел, что написал роман «Сто лет одиночества». Этот всемирно признанный классик постмодернизма совсем не выказал сожалений по поводу другого романа – «Осень патриарха».
С таким интеллектуальным бэкграундом Паласио оказался в министерстве иностранных дел Московского патриархата. Паласио был личным переводчиком патриарха с испанского, на котором говорит аргентинец папа Франциск (в миру Хорхе Марио Бергольо). На деле же обязанности этого похожего на индейца молодого человека не ограничивались ролью обыкновенного толмача. На самом деле, как утверждают эксперты, Мигель Паласио уже несколько лет собирал информацию о прошлом Хорхе Марио Бергольо (Франциска). Эта по-настоящему секретная деятельность и составляла главную часть подготовки встречи Папы Римского и Патриарха Московского.
Прежде всего Паласио отправился в… Харьков. Здесь за толстыми стенами Свято-Покровского монастыря доживал свой век глубокий старец, а некогда могущественный митрополит Харьковский Никодим (Руснак), который некоторое время даже возглавлял Украинскую православную церковь Московского патриархата. С 1964 по 1970 год архиерей Никодим (Руснак) был экзархом Центральной и Южной Америки, его резиденция находилась в аргентинской столице Буэнос-Айресе.
Кардинал Антонио Каджано (слева) и архиепископ Никодим (Руснак) в Благовещенском кафедральном соборе Буэнос-Айреса
Фото: из собрания исторического музея харьковской епархии УПЦ МП
Русский архиепископ познакомился с молодым иезуитом Хорхе Бергольо во второй половине 1960-х. В архивах Первого главного управления КГБ СССР (внешняя разведка) должны храниться донесения Никодима, в которых фигурирует будущий папа Франциск. До наших времён долетели смутные слухи о некоем «неподобающем поступке», совершённом священником Хорхе Бергольо, рукоположенным в 1969-м. Большего сказать нельзя, не имея доступа в секретные архивы российских спецслужб. Известно лишь то, что аргентинского священника в 1970-м срочно перевели в Испанию, где он прошёл «третий монашеский искус» и принёс «вечные обеты». А русский архиепископ почти одновременно вернулся в СССР.
Что успел рассказать харьковский старец молодому сотруднику ОВЦС о Хорхе Бергольо? Какую роль сыграли полученные сведения в подготовке эпохальной встречи? Мы об этом рано или поздно узнаем.
Мнения
«Нас ожидает коренная реформа РПЦ»
Церковный эксперт, директор информационно-издательской группы «Два града» Роман Вершилло рассказал в интервью «Совершенно секретно» о личности Папы Римского Франциска, о подлинных причинах встречи патриарха и папы и её важных аспектах.
Роман Вершилло
Фото: из архива автора
– Существуют ли какие-то скрытые причины встречи папы Франциска и патриарха Кирилла?
– Стратегической целью патриарха является коренная реформа РПЦ, причём её конечные цели пока точно не обозначены и в церкви никто не знает, какой именно представляет себе идеальную церковь сам патриарх. В реформах патриарх строго следует планам, очерченным его наставником митрополитом Никодимом (Ротовым). В них входит административная, литургическая, идеологическая, догматическая реформа, с уклоном в религиозный индифферентизм, социальное христианство и обмирщение церкви по образцу как раз католицизма. Эта реформа была сознательно несколько заторможена в связи с событиями 2013 года на Украине. Затем этому несколько помешали события в Крыму и Донбассе. С начала 2015 года, однако, начинает развиваться новый этап реформ – сначала литургических, догматических, а теперь в области экуменической и межконфессиональной. Как и в прошлом, в решающий момент патриарх берёт игру на себя – в РПЦ у него нет равных противников, никто открыто против него не выступит. Так оказалось и на этот раз.
Для Папы Римского эта встреча является значительным успехом, но ничего особенного к его имиджу не прибавляет. Гораздо важнее для папы его отношения с Латинской и Центральной Америкой, где происходят сложные процессы смены католицизма новыми харизматическими движениями.
– Какова реакция на эту встречу в различных церковных кругах?
– Эти реакции можно разделить на три группы: 1) однозначное ликование и поддержка; 2) сдержанная аналитика, которая стремится успокоить церковное мнение за счёт различения в подписанной на встрече декларации того, что приемлемо для православных, от того, что неприемлемо; сюда же относятся соображения о том, что декларация не содержит в себе ничего нового; 3) резкая критика, которая, по сути, оформляет идейную основу для создания новой РПЦ. Все эти реакции наверняка были ожидаемы патриархом и не представляют для него ни малейшей опасности. Более того, даже резкая критика встречи может сыграть на руку патриарху и его реформаторской команде, поскольку оправдывает жёсткие меры по борьбе с опасностью нового раскола. Скорее всего, нас ожидает новое переформатирование церковного пространства.
– Имеет ли эта встреча глобальное (вселенское) значение для мира?
– Встреча имеет скорее историческое, чем глобальное значение. И папа, и патриарх хотели бы предстать глобальными духовными лидерами, но этому препятствуют даже не личные их недостатки – например, оба они ни в коей мере не олицетворяют духовность, – а глобальная ситуация, которая, возможно, вообще не позволяет возникнуть такому лидерству.
– Как эта встреча может изменить отношения между РПЦ и Кремлём?
– Встреча придала дополнительный вес и, соответственно, самостоятельность фигуре патриарха. Но зачем патриарху менять существующий расклад сил? Для его основной цели – коренной реформы русского православия – союз с властью абсолютно необходим.
Из совместного заявления Папы Римского Франциска и Святейшего патриарха Кирилла:
– Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами. Никакое преступление не может быть совершено во имя Бога, «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33).
– Семья основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. …Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом…
– Мы скорбим о противостоянии на Украине, унёсшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис. …Призываем наши церкви на Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта.
– Мы убеждены, что Европа нуждается в верности своим христианским корням. Призываем христиан Западной и Восточной Европы объединиться для совместного свидетельства о Христе и Евангелии, дабы Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией.
– Призываем каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь. Миллионы младенцев лишаются самой возможности появления на свет. Голос крови неродившихся детей вопиет к Богу (Быт. 4:10).
– Выражаем озабоченность всё более широким применением биомедицинских репродуктивных технологий, ибо манипулирование человеческой жизнью – это покушение на основы бытия человека, сотворённого по образу Божию.
– Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру. Призываем католиков и православных во всех странах учиться жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою (Рим. 15:5).
– Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сёстры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. …Мы с болью наблюдаем массовый исход христиан из той земли, где началось распространение нашей веры и где они жили с апостольских времён вместе с другими религиозными общинами.
Автор: Алексей ЧЕЛНОКОВ
Совместно с:
Комментарии