НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

ТРУДНЫЙ ВЫБОР

ТРУДНЫЙ ВЫБОР
Автор: Полина ДЕЛИЯ
Совместно с:
20.05.2015
 
В РОССИИ ВНОВЬ НАЧИНАЕТСЯ БОРЬБА С ТУНЕЯДСТВОМ
 
Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга предложили внести ответственность за тунеядство в России. Авторы документа рекомендуют прописать в Конституции, что труд не только право, но и обязанность каждого россиянина. По задумке питерских парламентариев все не оформленные должным образом сотрудники на «черной» зарплате также попадают в разряд тунеядцев. Законодатели считают, что принятие данной поправки увеличит приток налоговых средств в бюджет. Корреспондент «Совершенно секретно» расследовал, почему власти хотят заставить граждан работать в обязательном порядке.
 
«Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы, кто хочет сегодня поработать? А?» – спрашивал сотрудник правоохранительных органов в известной советской комедии.
 
Так называемый социальный паразитизм как состав преступления и меры по его преодолению в обществе, казалось бы, канули в Лету с принятием в 1991 году закона «О занятости населения». Но с этого года закон «О предупреждении социального иждивенчества» вступил в силу в Белоруссии. И в России вскоре могут взять на вооружение опыт Александра Лукашенко.
 
КТО НЕ РАБОТАЕТ – ТОТ НЕ ЕСТ
 
В дореволюционной России явление тунеядства не имело социальной значимости. Да, образ жизни человека или группы людей, живущих за счет других, общественная мораль всячески осуждала. Да, таких людей в глаза и за глаза называли дармоедами, но не более того – никаких мер к ним не применялось. А вот при советской власти терпеть тех, кто, по мнению официальной идеологии, паразитировал на теле общества, не собирались. И бороться с тунеядцами предлагалось самыми разнообразными способами.
 
«Тысячи форм и способов практического учета и контроля за богатыми, жуликами и тунеядцами должны быть выработаны и испытаны на практике, – писал в статье «Как организовать соревнование?» Владимир Ильич Ленин в 1917 году. – В одном месте посадят в тюрьму десяток богачей, дюжину жуликов, полдюжины рабочих, отлынивающих от работы… В другом – поставят их чистить сортиры. В третьем – снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами, чтобы весь народ до их исправления надзирал за ними, как за вредными людьми. В четвертом – расстреляют на месте, одного из десяти, виновных в тунеядстве…»
 
В Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 года говорилось о лишении лиц, живущих на нетрудовые доходы или использовавших наемный труд, политических прав. Годами позднее этот момент об «использовании наемного труда» уже станет одной из характеристик, определяющих зажиточных крестьян как кулаков, и за этим последуют раскулачивание и репрессии.
 
«От каждого по его способности, каждому по его труду» – это являлось одним из главных принципов социализма. Впрочем, формула «кто не работает, тот не ест» в разных вариантах упоминается со времен Нового Завета: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». То же самое утверждал первый британский колонист в США Джон Смит: He that will not work shall not eat.
 
12 я статья Конституции СССР 1936 года определяла труд как обязанность и дело чести каждого гражданина. Для сравнения: в современной Конституции РФ говорится о том, что «труд свободен» и «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду».
 
САМЫМ ИЗВЕСТНЫМ ТУНЕЯДЦЕМ БЫЛ ИОСИФ БРОДСКИЙ
 
В 1961 году настал новый виток борьбы с тунеядцами в СССР – был принят указ «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Так тунеядство стало делом подсудным, и за паразитический образ жизни (а также за бродяжничество и попрошайничество) появилась соответствующая статья. Для того чтобы стать тунеядцем, достаточно было соответствовать следующим характеристикам: быть совершеннолетним, быть трудоспособным и не работать.
 
Под эту статью подходили также и те, кто уклонялся от общественно полезного труда, имел нетрудовые доходы, устроился на работу лишь для видимости. Этим лицам присваивалась аббревиатура БОРЗ (без определенного рода занятости), и уже от этой аббревиатуры появились потом жаргонные словечки «борзый» и «борзеть» – как характеристика тех, кто упорно не желал работать.
 
Правда, нельзя сказать, что в то время борьба с тунеядством была массовым явлением. Каждый случай требовал тщательной проверки, а меры воздействия на тунеядцев носили чаще всего устрашающий или показательный характер. Сотрудники милиции делали внушение, приходя непосредственно по адресу проживания заядлых тунеядцев, народные дружины устраивали облавы в кинотеатрах с целью выявить тех, кто смотрит кино вместо работы, о неуважительных причинах прогула работы сообщали на заводы и в организации.
 
Проводимые слушания по делу о тунеядцах носили публичный и показательный характер, отчеты по ним публиковались в центральных СМИ, а уголовному наказанию подвергались не все подряд, а самые отпетые тунеядцы, которые, несмотря на все предупреждения, так и не встали на путь трудовой жизни в отведенный срок. Нарушителям грозило выселение в специально определенные местности сроком от двух до пяти лет и конфискация всего нажитого нетрудовым путем имущества. По статистике, за это время из почти 500 тысяч неработающих граждан было выселено около 37 тысяч человек.
 
Самым известным тунеядцем того времени стал «окололитературный трутень» и будущий нобелевский лауреат Иосиф Бродский. Негласным сигналом к его преследованию тогда послужила статья в газете «Вечерний Ленинград», клеймящая дармоедский образ жизни поэта, за ней последовала публикация писем читателей, призывающих к наказанию тунеядца. Бродский был арестован и приговорен к максимально возможному сроку – пяти годам принудительного труда в деревне Норенской Архангельской области. Дело Иосифа Бродского тогда вызвало большой резонанс не только в советском обществе, но и за рубежом, развернувшаяся массовая кампания в защиту поэта добилась сокращения его срока до уже отбытого.
 
По той же причине – из-за возможности уголовного преследования за тунеядство – Виктор Цой работал кочегаром в котельной. Официальное трудоустройство в то время было обязательным.
 
В РОССИИ ОКОЛО 18 МЛН ТРУДОСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН ЯВЛЯЮТСЯ БЕЗРАБОТНЫМИ
 
О принятии мер против тунеядцев в современной России заговорили еще два года назад. Со смелой инициативой о принятии закона о борьбе с тунеядством выступил тогда губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Инициатива его имела определенное основание: в регионе были тысячи безработных при тысячах вакансий.
 
В конце апреля этого года в России вновь заговорили о наказании для граждан, уклоняющихся от трудоустройства. С инициативой на этот раз выступило Законодательное собрание Санкт-Петербурга, петербургскими депутатами подготовлен целый проект пакета поправок в федеральные законы. Вынесенное предложение в любом случае затронет Конституцию РФ, поскольку в ней пока еще говорится о том, что труд свободен, а не обязателен.
 
Между тунеядством и безработицей сложная и тонкая грань. Считать ли тунеядцами тех, кто не может найти работу в связи с ее отсутствием? А тех, кто, не найдя работу по специальности, отказывается работать в другой сфере? Что делать с теми, кто работает по факту, но без официального оформления – в силу специфики трудоустройства? Чья вина в отсутствии официального трудоустройства – работодателя или только работника? Обязаны ли люди с высшим образованием выполнять низкоквалифицированную работу только для того, чтобы не пополнить ряды тунеядцев? И должно ли государство трудоустроить каждого тунеядца в соответствии с его способностями и возможностями, а не предлагать всем и каждому мести улицу?
 
По статистике, на сегодняшний момент около 18 млн трудоспособных граждан являются безработными, еще около 20 млн человек работают на неофициальной работе, без должного оформления, и получают зарплату «в конверте». А для государства все это – недополученные налоговые поступления в бюджет.
 
Инициативы по борьбе с тунеядством направлены в первую очередь на увеличение налоговых доходов государства. И для пострадавшего от кризиса бюджета это будут достаточно ощутимые вливания. Между тем уже появились и первые отзывы на законодательную инициативу питерцев. Так, спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко высказалась против. «Я не поддерживаю эту инициативу, она противоречит не только Конституции России, но и ряду международных конвенций, которые мы ратифицировали, – сказала она. – Возвращение принудительного труда – это труд рабов, крепостных, это аморально».
 
Вице-спикер Госдумы РФ Андрей Исаев также заявил, что документ противоречит российской Конституции, которая запрещает принудительный труд. Кроме того, он опроверг информацию о том, что петербургские парламентарии намеревались отправить законопроект в нижнюю палату российского парламента на рассмотрение.
 
В БЕЛОРУССИИ ТУНЕЯДЦЫ ТЕПЕРЬ ДОЛЖНЫ ПЛАТИТЬ НАЛОГ
 
В Белоруссии новым законом с недавнего времени предполагается введение штрафа за тунеядство. Хотя введение в стране закона о тунеядстве и перекликается с практикой СССР, но наказывать предполагается исключительно рублем. Декрет «О предупреждении социального иждивенчества» был подписан Александром Лукашенко 2 апреля 2015 года. Согласно новому положению, граждане, не участвующие в финансировании бюджета более шести месяцев, должны будут оплатить налог на тунеядство. А это около $280 в год. Примечательно, что закон включается задним числом и действует с 1 января 2015 года, а оплатить нововведенный налог требуется до 15 ноября следующего года.
 
Ольга Карач, руководитель белорусской Гражданской компании «Наш дом», занимающейся общественно-просветительской деятельностью в области прав человека, считает закон немного абсурдным: «Как метко заметил один журналист, получается, что люди, которые ничего не заработали за год, по этой самой причине обязаны в конце года заплатить государству определенную сумму. Если же они этого не делают (поскольку они не работали), они должны заплатить еще и некие штрафы. То есть, если у вас чего-то нет и у вас с этим проблемы, вы должны где-то достать то, чего у вас нет, и отдать это государству, чтобы ваши проблемы не превратились в катастрофу».
 
Во время совещания по вопросам занятости и миграции 20 октября 2014 года Президент Белоруссии был возмущен: «Как мне докладывают, около 500 тысяч наших граждан не задействованы в экономике страны. Пусть 100 тысяч – это домохозяйки и работающие на собственном подворье. А 400 тысяч чем занимаются? За чей счет живут?»
 
Забота государства о трудозанятости своих граждан вполне объяснима – социальными благами в Белоруссии на равных условиях пользуются и те, кто, работая, исправно платит налоги, и те, кто не делает ровным счетом ничего. Поэтому к классическим тунеядцам, не желающим зарабатывать собственным трудом, в данном случае отнесут и тех, кто работает, но официально не трудоустроен, тех, кто, работая на себя, не платит налоги, и тех, кто работает, например, в России, а в своей стране числится безработным. Такие неплательщики налогов существенно разбавляют массу «чистых» тунеядцев, против которых изначально и были приняты меры.
 
ОХОТИТЬСЯ ЗА ТУНЕЯДЦАМИ БУДЕТ АРМИЯ НАЛОГОВИКОВ
 
Получается, что государство планирует обложить налогом примерно 400 тысяч своих граждан. Но Ольга Карач считает, что это не решит проблемы трудоустройства и повлечет определенные расходы для государственного бюджета: «Во-первых, тунеядцев еще нужно будет отловить, найти и доказать, что эти люди – тунеядцы. Все это время охотиться за тунеядцами будет армия налоговиков, которым придется выплачивать зарплату весь этот период. Возможно, кого-то из тунеядцев удастся пристроить в налоговые органы ловить других тунеядцев, но, на мой взгляд, большинство тех, кто не работает в Белоруссии, уже давно находятся в России, и найти их будет проблематично.
 
Возможно и то, что люди будут фиктивно устраиваться на работу, но работать при этом не будут. Как следствие, упадут качество и производительность труда. Нельзя принуждать к труду – это неэффективно. Кроме того, не стоит забывать об определенной категории граждан, которые не будут работать ни при каких условиях. Например, алкоголики. Ну нашли такого постоянно пьющего гражданина, ну оштрафовали его – и что? Денег у него все равно нет, живет он на то, что собирает на улице, за границу не выезжает, и ему все равно, внесут его в списки выездных или нет, да и собственности у него тоже нет».
 
Вместе с принятием нового закона в Белоруссии стали обсуждаться и все возможные способы его обойти. Один из таких способов – фиктивная занятость. Вполне вероятно, что процесс фиктивного трудоустройства активизируется уже через пару месяцев. Все-таки для большинства людей 15 ноября 2016 года – это весьма отдаленная перспектива.
 
Эксперты полагают, что декрет «О предупреждении социального иждивенчества» ускорит эмиграцию работающих граждан из Белоруссии, и те, кто еще колебался и пытался жить на две страны, теперь уже будут окончательно рвать со своей родиной и уезжать. А миграция активного и конкурентоспособного населения только усугубит проблему наполнения государственного бюджета.
 
Возьмут ли в итоге в России пример с Белоруссии? О предложении возродить ответственность за тунеядство в России стало известно только сейчас, но о том, к чему может привести принятие такого закона и соответствующее внесение поправок в Конституцию РФ, можно будет судить по уже зарождающимся настроениям в соседнем государстве.
 
А там не перестают возмущаться новой «заботой» государства: «Это произвол! Даже думать об этом противно! В Союзе это могло быть хоть как-то оправдано, так как государство обеспечивало для своих граждан все – от детского сада до адекватной пенсии. А в современной Белоруссии это чистое нарушение прав человека, когда, по сути, берут налог за нахождение на территории страны, за гражданство, за «бесплатную» медицину и школьное образование. От этого хочется рвать и метать! Но, наверное, проще подумать о смене гражданства. Только вот на какое, если еще неизвестно, что будет в России лет через десять…»
 
СПРАВКА
 
В Европе уже давно действует система пособий по безработице. Экономическая целесообразность этих социальных выплат может быть обсуждаема с точки зрения доводов за и против, но факт остается фактом – безработным в Европе полагаются выплаты от государства на разные сроки и разные суммы. Так, например, в Соединённом Королевстве безработный может рассчитывать на пособие размером 381 евро в месяц, а в Швейцарии максимальная месячная выплата составляет 6986 евро. Размер максимально возможного пособия по безработице в России едва достигает 90 евро по валютному курсу на сегодняшний день.
 

Автор:  Полина ДЕЛИЯ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку