Урановские бабки
13.07.2019
Осенью 2019 года в Курганской области начнутся изыскательные работы на новом месторождении урана. Атомщики отчитались, что «квалифицированное большинство участников общественных слушаний поддержало планы», однако добыче противостоят экологи-общественники при поддержке западных НКО. Специальный корреспондент «Совершенно секретно» побывал в Зауралье и выяснил, как в этой истории переплелись стратегические планы России на мировом рынке энергоресурсов, политические амбиции явной и тайной российской оппозиции и даже интересы крупнейшей секты из США.
Село Звериноголовское, в окрестностях которого планируется добыча урана, красоты неописуемой. Чего стоит только главная площадь, увенчанная белоснежной церковью Воздвижения Креста Господня, окаймленная купеческими домами и словно переносящая нас в далекое прошлое: будто здесь только закончились съемки «Женитьбы Бальзаминова».
По преданию, в Зверинке (так кратко называют свое село зауральцы) в XVIII веке казаки нашли в осыпях Тобола череп мамонта. Отсюда и пошло название урочища – Звериная голова. Сюда во времена польских восстаний царское правительство ссылало самых буйных варшавских бунтовщиков, а Звериноголовская ярмарка с каруселями, коннозаводчиками и кумысными палатками гремела на все Южное Зауралье. Сегодня Зверинка прогремела уже на весь Уральский округ, а река Тобол, как и столетия назад, вновь сыграла ключевую роль во всей этой истории.
Еще в советские годы в Звериноголовском районе было открыто богатейшее урановое месторождение. Если минерально-сырьевая база всего Зауральского урановорудного района составляет порядка 23 тыс. т этого стратегического металла, то запасы месторождения под Зверинкой оценивают в 12 тыс. т.
Добывают полезное ископаемое в Курганской области методом подземного выщелачивания. То есть в пробуренные скважины закачивают раствор серной кислоты, которая добирается до рудного тела и растворяет его. Затем раствор откачивается в емкость, заполненную специальной смолой, на которой уран и сорбируется. Снующие по дорогам цистерны местные жители так и называют – кисловозы и смоловозы. На выходе получается желтый порошок, который именуется, как известный интернет-мем, – «кек». Его-то и отправляют на предприятия атомной промышленности для дальнейшего обогащения урана.
Курганский уран идет на горно-химический комбинат в городе Северске Томской области (предприятие «Росатома»). В 2018 году «Далур» успешно прошел аудит и готов поставлять продукцию зарубежным партнерам – прежде всего, в страны Скандинавии.
«За это время были освоены месторождения в Далматовском и Шумихинском районах, и никаких протестов населения отродясь не было, – рассказал корреспонденту «Совершенно секретно» генеральный директор «Далура» («Далматовский уран») Николай Попонин. – Может быть, это связано с тем, что в этих районах люди работой заняты, им некогда с протестами выступать. А Звериноголовский – это депрессивный район, там безработица зашкаливает. Вот и надо искать врага».
«АМЕРИКАНСКИЙ ШПИОН» И ДЕПУТАТ СССР
Движение против добычи урана в Зверинке сначала развернулось в Интернете, а затем вылилось в «реал». Протест сумели организовать несколько человек, знакомство с которыми у автора этих строк вызвало, откровенно говоря, некоторое замешательство. Основной инициатор антиуранового скандала – экс-депутат районной думы от КПРФ Николай Афанасьев. В миру – учитель химии, а в духовной ипостаси – адвентист седьмого дня. Узнав об этом, я не мог скрыть своего удивления:
– Как так, вы и адвентист, и коммунист?!
– А что, у нас свобода вероисповедания, – ответил Николай Афанасьев. – Коллеги по партии, конечно, не сразу восприняли это известие. У них же по воскресеньям собрания, а нам, адвентистам, нельзя в седьмой день работать.
Смеясь, антиурановец добавил, что его иначе как «американский шпион» не называют, поскольку головная организация секты и крупнейшая в мире ее община находятся в США. Попытка обратить все в шутку, конечно, похвальна, но, как оказалось позже, интерес к антиурановой истории американская секта все же имеет. Об этом позже, а пока познакомимся еще с одним активистом – Любовью Кудряшовой.
На прошедших в 2018 году президентских выборах она была доверенным лицом коммуниста Павла Грудинина, и на мой вопрос, кем она себя считает, уверенно отвечает: «политиком». Вот только политика в ее понимании приобретает довольно необычный смысл. Любовь Кудряшова представляет… Верховный Совет СССР, ныне возрожденный в виде общественной структуры и работающий подпольно.
Активистка Кудряшова с упоением рассказывала мне о том, что Российская Федерация – это «частная фирма», и что я могу не выплачивать кредиты банкам, если, конечно, осознаю себя гражданином СССР. В апреле 2019 года УФСБ возбудило в отношении Кудряшовой уголовное дело по ч. 2 ст. 205.2 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма»). В рамках следствия ее направили на психиатрическую экспертизу.
РЕФЕРЕНДУМ ОБ «ОБЛУЧЕНИИ» НАРОДА
Об антиурановом референдуме стоит рассказать подробнее. Год назад протестная группа обратилась в избирком с просьбой разрешить провести всенародное голосование по вопросу разработки месторождения «Добровольное». Одновременно коммунисты организовали сбор подписей против добычи урана и собрали 10 тысяч. Вот они стопкой лежат на подоконнике в горкоме партии.
Сергей Ерёмин веером раскрыл часть листов с указанием ФИО и места жительства подписавшихся.
– Никто волонтерам не заплатил ни копейки, – с гордостью комментирует коммунист. – Люди сами приходили к нам, да еще в очереди стояли, чтобы расписаться. Некоторые брали по несколько листов и носили на свои предприятия. Даже подписной лист из Великих Лук прислали! Это реальные люди, на которых местная дума наплевала! И это наш козырь!
– Вы хоть уберите их с подоконника, – «распереживался» корреспондент «Совершенно секретно». – В сейф закройте, что ли. А то, не дай бог, пожар – и сгорит весь ваш козырь.
– Типун тебе на язык, – восклицает антиурановец, но на всякий случай убирает ценные бумаги в сейф. Почему так легко удалось собрать подписи, мне объяснил курганский журналист Сергей Суткаленко.
– Понимаешь, от одного слова «уран» у людей уже мурашки по спине бегут. Однако мало кто в курсе, что природный уран – слаборадиоактивный элемент (в этом я убедился, гуляя на следующий день по урановому предприятию в футболке и шортах. – Прим. ред.) и порой щебенка фонит куда сильнее. А тут еще ходит в зауральском народе упорный слух, что Курганская область – чуть ли не самая неблагополучная в России по онкологии. Эти два фактора и сделали свое дело, – сказал коллега.
Теперь стало ясно, что заставило тех же великолукцев высказаться, по сути, против «облучения» народа в далеком Зауралье.
В прошлом году Курганская областная дума отказала в проведении референдума, найдя в инициативе местных коммунистов противоречия с федеральным законодательством. В марте 2019 года в регистрации новой инициативной группы по проведению референдума отказал избирком Курганской области. В итоге на митингах и одиночных пикетах коммунисты договорились до «создания настоящего радиационного геноцида населения Курганской области».
ЕСТЬ ЕДИНЫЙ РЕЖИССЕР?
Могут ли антиурановцев использовать втемную? Под ширмой любви к Родине. Не сейчас, так в перспективе. Идея использовать людей как общественный таран для создания проблем у промышленных предприятий – от экологического шантажа до происков конкурентов – не нова. Курганские «общественники» уже попиарились на прошлых президентских выборах, используя уранофобию в качестве инструмента узнаваемости.
По словам учителя химии Афанасьева, они звали в свои союзники «навальнят», а ему «звонят и подсказывают» экологи из «Беллоны». Кто не знает, информирую: это НКО со штаб-квартирой в Норвегии, которое с давних пор очень пристально и предвзято следит за деятельностью «Росатома». В частности, именно эксперты «Беллоны» немало яда вылили при строительстве «Росатомом» АЭС в Калининградской области. Чего стоили тогда одни заголовки на сайте НКО, типа «Балтийская АЭС опасна и для Калининграда, и для Вильнюса».
Конкретно из «Беллоны» курганских «антиурановцев» курирует Андрей Ожаровский, позиционирующий себя «экспертом Российского социально-экологического союза» и «физиком-ядерщиком». По всей видимости, Ожаровский свел зауральских бунтарей с германским «Альянсом действий по отказу от атомной энергии» со штаб-квартирой в немецком городе Хайльбронн. Это организация «зеленых» полгода назад вышла в ЕС с публикациями под заголовками Kein sibirisches Uran!, требуя прекратить добычу урана на месторождении в Курганской области.
Если поискать сведения в Интернете, то можно обнаружить, что группа «Курган-антиуран» уже вышла за рамки региона. Вот курганцы требуют остановить возведение Томинского ГОКа под Челябинском, вот выступают против строительства тайских свинарников в Подмосковье. При этом странички различных общественных «протестантов» в соцсетях, как будто, созданы под копирку «Кургана-антиурана».
Вернемся к адвентистам седьмого дня. Оказывается, секта финансово помогает «протестантам». Разговорившись, Николай Афанасьев признался, что на «святой вечере» в Кургане «тему урана обсуждают в кулуарах».
– Иногда кто-нибудь денежку перешлет на судебные издержки, – сказал сектант-коммунист, тут же поспешно заверив: – Мы вообще не касаемся политики.
– Как же не касаетесь, – возразил я, показывая Афанасьеву присланный им вместе с антиурановскими бумагами пространный текст под названием «Смысл жизни». – Первая же фраза звучит так: «Национальная идея (подразумевается в России. – Прим. ред.) – выражение, лишенное смысла». И это учит нас секта из США, национальная идея которых всем известна: «Великая Америка, великие американцы».
БЕЗ СВИНЦОВЫХ ТРУСОВ
Но бог с ними, протестующими активистами-оппозиционерами, набирающимися в дремучем Зауралье мужества для дальнейшей борьбы с госсистемой. Читатель резонно спросит – действительно ли уран губит все живое? Скажу сразу, обе стороны сунули в мой портфель по кипе бумаг с цифрами, доказывающими, с одной стороны, безопасность производства, а с другой – его опасность.
Главные претензии антиурановцев таковы: русло Тобола, где планируется добыча, протекает по разлому двух тектонических плит, а там уран уже находится в стадии полураспада, то есть он радиоактивный. В копилку страшилок идет даже случай с Александром Литвиненко, отравленным полонием-210, который, по утверждению Ерёмина, чуть ли не пылится в трехстах метрах от дороги на Зверинку. В подтверждение этой версии коммунист демонстрирует таблицу содержания радионуклидов в пробах почвы, подготовленную челябинским филиалом ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО». В документе действительно указано, что на берегу водоема в 300 м от дороги с. Звериногловское – д. Труд и Знание удельная активность полония-210 составляет аж 277,8 Бк/кг.
«Видите, сколько этого полония тут навалено! Даже сам «Росатом» не скрывает», – тычет в бумагу визави.
Страшно от трехзначных цифр? Конечно. Вот только почему-то коммунист Ерёмин при ксерокопировании бумаги от «РосРАО» не захватил подвал листа, где прописаны строчки – выводы об этих цифрах. А они в оригинальном документе звучат так: «Удельные активности радионуклидов урана (234, 235, 238), тория-232, полония-210, свинца-210 и радия-226 в пробах почвы не превышают средних фоновых значений нашего региона». Опять манипуляция со стороны антиурановцев?
На войне, в том числе информационной, все средства хороши. Например, адвентист-коммунист Афанасьев нагоняет на меня страху, убеждая, что в 90-х годах прошлого века на месте советской геологоразведки альфа-излучение превышало в сотни раз рентген/час. «Мы как увидели это на приборе, сразу бросились бежать!» – живописует рассказчик. Страшно? Очень. Но вот только альфа-излучение не измеряется в рентгенах.
МНЕНИЯ ЭКОЛОГОВ
По словам уральского геолога Юрия Лаптева, который открыл Добровольное месторождение, страшилки про «зашкаливающуюся радиоактивность» рассчитаны на неискушенного обывателя.
КОММУНИСТ СЕРГЕЙ ЕРЁМИН (СЛЕВА) ДЕМОНСТРИРУЕТ
ПОДПИСНЫЕ ЛИСТЫ ПРОТИВ УРАНОВОЙ ДОБЫЧИ
«Максимальная радиоактивность раствора, который извлекают из скважины, не превышает 0,4 микрозиверта в час, – уточнил геолог «Совершенно секретно». – Для сравнения, средняя радиоактивность гранитной набережной в Санкт-Петербурге равна 0,5 микрозиверта в час. Ну а естественный радиационный фон на Земле составляет от 0,1 до 0,3 микрозиверта в час».
Эколог Антон Шурупов, изучавший в Курганской области специфику уранодобычи, считает, что это производство «не опаснее, чем добыча песка с ближайшей ямы». «Технология отработана годами и применяется не только по всей стране, но и в мире, - сказал Шурупов корреспонденту «Совершенно секретно». – А насчет страха. Помнится, люди боялись картофель есть».
КОММУНИСТ-АДВЕНТИСТ НИКОЛАЙ АФАНАСЬЕВ В ЦЕНТРЕ СЕЛА
ЗВЕРИНОГОЛОВСКОЕ
Впрочем, заведующий кафедрой экологии Курганского государственного университета Сергей Белякин был более осторожен в оценках.
«Считаю, что пока нет официальных и доступных материалов ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду. – Прим. ред.), выполненных независимыми специализированными организациями, эта деятельность является потенциально опасной. И тем более для единственного источника питьевого водоснабжения города. Невозможность выхода кислот и получивших подвижность радиоактивных элементов не обоснована заключениями экспертов и не подтвержден результатами исследований», – прокомментировал Белякин «Совершенно секретно».
Такие пессимистические прогнозы имеют право на жизнь, поскольку проект в Добровольном пока не прошел Государственную экологическую экспертизу, хотя общественные слушания, прошедшие в ноябре 2018 года, со слов директора «Далура» Николая Попонина, «развеяли опасения жителей муниципалитета».
…Единственная трагедия во всей этой эколого-политической борьбе произошла в семье активиста Андрея Шулятьева из Звериноголовского. На одном из публичных выступлений он, ветеринар по профессии, заявил о «зарубежном контроле над деятельностью» уранщиков. «Далур» подал иск о защите чести и достоинства, а бумаги из суда получила супруга активиста, для которой это стало ударом. 47-летняя женщина впала в кому и через два месяца умерла. Муж сразу уехал из Зверинки. «Сошел с темы», – кажется, с сожалением обронила антиурановская активистка Кудряшова. А сам Шулятьев написал корреспонденту «Совершенно секретно»: «Я не встречаюсь со лживой российской прессой и больше не даю ей интервью, извините».
КСТАТИ
Зимой 2018 года американские уранодобытчики обратились к Правительству США с просьбой оградить их от конкуренции со стороны госкомпаний России и Казахстана (в азиатской республике месторождения урана принадлежат также «Росатому»). Американские компании, такие как Energy Fuels Inc и Ur-Energy Inc., просят увеличить квоту на поставки урана до 25% внутреннего рынка (сегодня их доля лишь 5%). По словам уранодобытчиков из Штатов, из-за российского экспорта урана за последние два года пришлось уволить более половины сотрудников, снизив производственные мощности на рекордные показатели – до 87% и 91% соответственно.
Автор: Андрей ВЫПОЛЗОВ
Комментарии