НОВОСТИ
09.04.2025 05:50
08.04.2025 14:20
Суд приговорил украинских стрелков к срокам до 17 лет за теракты в Курской области
451
08.04.2025 13:00
В Петербурге уроженцы Закавказья сколотили ОПГ, инсценировали ДТП и получали выплаты по ОСАГО
990
08.04.2025 07:30
Соцфонд: для назначения пенсии в 2025 г. нужно не менее 15 лет стажа и 30 баллов
565
ЭКСКЛЮЗИВЫ
В РОССИИ ЗАГОВОРИЛИ О ПОЛЬЗЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Совместно с:
07.10.2014
Статья председателя Конституционного суда России Валерия Зорькина «Суд скорый, правый и равный для всех» с подзаголовком «Судебная реформа Александра II: уроки для правового развития России» вызвала ожесточенную дискуссию в той части, где говорится, что «при всех издержках крепостничества (на Руси) именно оно было главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации».
По мнению главы Конституционного суда, реформы императора Александра II в марте 1861 года открыли «судьбоносный процесс» перестройки государства Манифестом «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Далее, как пишет Зорькин, Александр «начал незамедлительно и настойчиво развивать другие направления реформ – военное, земское, судебное, образовательное и другие».
Характеризуя отмену крепостного права, Валерий Зорькин отмечает, что из всех введенных царем перемен крестьянская реформа была, по общему мнению специалистов, «наиболее провальной».
«Прежде всего, она была очевидно половинчатой: формально даровала свободу, но не создала условия для того, чтобы крестьяне смогли этой свободой реально воспользоваться; освободила крестьян от власти помещиков, но усилила зависимость от общины (ведь земля не принадлежала крестьянину на правах собственности, ею распоряжалась община); дала личную свободу, но обесценила ее жесткой экономической зависимостью и т. д.», – пишет Зорькин.
В итоге, считает он, отмена крепостного права привела к разрыву внутренней связи между элитой и массами, «окончательно закрепила за царем как носителем власти статус главного объекта народных чаяний, или, говоря современным языком, социальных ожиданий».
«Таким образом, основная линия социального напряжения – между властью и крестьянскими массами – лишилась важнейшего амортизатора в лице помещиков. И это стало одной из существенных причин роста «бунташных», а затем и организованных революционных процессов в России на исходе XIX и в начале ХХ века», – делает вывод главный судья России.
Автор: Вадим КУРОВ
Совместно с:
Комментарии