НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Вибрация национального масштаба

Вибрация национального масштаба

Вибрация национального масштаба
Автор: Владимир ВОЛГАЕВ
03.08.2021

Подвергающиеся постоянному воздействию вибрации и шума от железнодорожного транспорта жители Москвы, Московской области и России в целом, ежедневно находятся в состоянии стресса и дискомфорта. Таких немало. В некоторых «спальных районах» люди не могут спокойно спать от постоянной вибрации и шума проезжающих поездов.

По мнению протестующих активистов, их прежде тихие и комфортные для жизни поселки и жилые кварталы остановились в социальном развитии. Санитарно-эпидемиологические нормы не позволяют возводить инфраструктурные социальные объекты из-за близости к источнику вибрации. Грубо нарушается СанПиН 1.2.3685-21 Роспотребнадзора о превышении нормы вибрационного воздействия на людей в жилых застройках.

КАК СБЕРЕЧЬ ЛЮДЕЙ….

Как быть с застройками, которые находятся рядом с железной дорогой? Их ведь не перенести вместе с людьми…

Граждане бьют в набат. И на зов гневных жителей охотно откликаются федеральные телеканалы. Журналисты искренне хотят помочь людям. Да и помнят все, что сказал Президент России Владимир Путин…

Тем более, глава государства в своем Послании Федеральному собранию 2021 года произнес буквально следующее: «Сбережение народа России – наш высший национальный приоритет. Стратегия здесь не меняется: необходимо вновь выйти на устойчивый рост численности населения, добиться, чтобы в 2030 году средняя продолжительность жизни составила 78 лет».

В своем послании президент заострил внимание на комфорте и качестве жизни для всех россиян.

Страдающие жители домов, прилегающих к железным дорогам, уверены, что выполнить поручение главы государства и дожить до 78 лет при таком уровне дискомфорта они не смогут. Медицина уже доказала, что вибрация может провоцировать у людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями инфаркты и инсульты.

Развитые страны давно уделяют внимание экологическому загрязнению, исходящему от транспорта! Железнодорожные пути, находящиеся в городской черте, наносят большой вред человеку и экологии в целом. Вибрации, которые создаются при движении поездов, механические колебания не только негативно действуют на состояние человека, но и наносят вред биосфере.

Все инфраструктурные объекты в развитых странах, которые находятся в городской черте, обязательно защищаются от вибрации железной дороги при помощи специальных мероприятий. А что у нас?

В настоящее время идет бурное развитие сетей РЖД, развитие транспортных узлов МЦД, строительство новых веток метрополитена в крупных городах, реконструкция участков Большого Московского кольца и крупных узловых станций в регионах России. Почти всегда эти объекты находятся рядом с жилыми постройками.

Эти проекты создаются для миллионов людей. Они разгрузят транспортные потоки, но добавят жителям домов, находящихся в непосредственной близости, новые источники вибрации...

За примерами далеко ходить не надо. Жители домов, прилегающих к железной дороге в районах Бутырский, Тимирязевский, Савеловский, Беговой, Пресненский, где ожидается грандиозная «стройка века», уже сами напряглись как пружины. Но как бы они не напрягались – погасить вибрацию от предстоящих реконструкций путей МЦД сами, без ноу-хау и мирового опыта они не смогут.

Желание властей Москвы и Подмосковья позаботиться о своих гражданах и при этом выполнить поручение главы государства, конечно же, есть. Но соответствует ли оно возможностям, и хватит ли средств городского бюджета на всех… Вот о чем беспокоятся люди. Они просто хотят, чтобы их не забыли.

ИНТЕРЕСЫ МЕНЬШИНСТВА

Транспортные средства, создающие при работе большие динамические нагрузки, вызывают распространение вибрации в грунте и строительных конструкциях зданий, включая жилые дома. Грандиозные инфраструктурные проекты по развитию автотранспортных дорожных сетей мегаполисов, строительству федеральных трасс и железнодорожных магистралей, мостов, эстакад и наземных линий метро, должны учитывать и интересы меньшинства.

Практика, когда подрядчики, чтобы снизить затраты на строительство объектов, замалчивали проблему, а заодно нанимали пиарщиков, певших хвалебные оды проектировщикам, канула в Лету. Выводы медиков нельзя игнорировать, а значит нельзя закрывать глаза и на нарушение санитарных норм, превышающих норму вибрационного воздействия на людей в жилой застройке. Это чревато еще и потому, что здоровье граждан – в приоритете государственной политики, а обеспечение их комфорта на местах – насущная задача муниципальных органов власти. Это их работа. И думать в данном случае нужно обо всех.

Миллионы жителей Московской области, подавляющее число которых ездит на работу на электричках, ждут с нетерпением строительства новых платформ на Белорусском вокзале, вошедшем в 1-й диаметр МЦД. Но для меньшинства, а именно – для жителей близлежащих строений, запуск новых путей может обернуться сущим адом…

Вот почему люди бьют тревогу уже сейчас. Как не превратить тихие московские улицы с тенистыми двориками в источники постоянной вибрации и шума… Не разрушат ли проходящие поезда сами дома… Жители дома номер 3 по улице Нижняя боятся, что на их старых зданиях постройки 30-х годов прошлого века могут появиться трещины, что ленточный фундамент из-за вибрации «поплывет», возрастет угроза утечки газа и взрыва труб.

Три дома по Нижней уже подали петицию в управу района Беговой. Остановить стройку, являющуюся инфраструктурным государственным проектом, люди не смогут. И это они понимают, но хотят сделать все возможное, чтобы спасти свои дома.

Не стоит забывать и об объектах культурного наследия, расположенных вблизи транспортных артерий. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах России может пострадать огромное количество исторических зданий, возведенных именитыми зодчими и архитекторами. Они разрушаются от постоянной вибрации, а это уже непоправимая потеря для культурной и национальной самоидентификации будущих поколений страны.

Практики согласования с жителями объектов транспортной инфраструктуры в дорожно-строительной отрасли не существует. Недовольных жителей в таких случаях на порядок меньше, чем тех, кто получит комфорт от развития удобной логистики. Ведь миллионы будут пользоваться новыми станциями, новыми линиями метро, диаметрами МЦД…

И все равно, меньшинство ищет сочувствия. Это люди, граждане России, они тоже хотят жить в комфорте.

УСЛЫШАТЬ ГЛАС НАРОДА

Здесь нужно отметить, что в Москве к реализации технических мер по снижению источников вибрации и шума и защите территорий и помещений от вибрации подходят целенаправленно. В отличие от провинциальных городов. Там все гораздо сложнее. Голос местных жителей, проживающих в проблемных домах у дорог, зачастую не слышат.

Если в Москве мониторинг уровней вибрации и шума на территории взят под контроль мэрии, работает круглосуточная акустическая служба ГПУ «Мосэкомониторинг», то в 200 км от МКАД вряд ли отыщется исправный виброметр, способный точно измерить амплитуду и уровень вибрации.

Ухудшение условий жизни и отдыха по показателям уровня вибрации и шума считается в Москве и Подмосковье недопустимым. В «Концепции снижения уровней шума и вибрации в городе Москве» отражены меры, позволяющие сохранить и развить акустически благополучные территории города, обеспечить условия для отдыха жителей в ночное время, сохранить места обитания животных, весьма чувствительных к вибрации и шуму.

Ну, а подрядчиков теперь должны обязать вносить коррективы в проекты дорожного строительства и жилых застроек на стадии проектирования.

Виброзащитные мероприятия – не пустой звук. Они как раз и призваны решить проблему вибрации и шума. Адекватная реакция властей на мировые тенденции так же очень важна. Но, похоже, в проектах реконструкции и строительства новых участков улично-дорожной сети, Россия во многом отстает от развитых стран. Власти не должны игнорировать мировой успешный опыт по улучшению качества жизни граждан.

Как заявил Президент РФ Владимир Путин на недавнем совместном заседании президиума Госсовета и Агентства стратегических инициатив (АСИ), качество жизни во всех регионах России будет оцениваться в рамках ежегодного рейтинга, основанного именно на мнении местных жителей. Это может означать только одно – чаяния простых людей местные власти обязаны услышать. Особенно там, где из-за шума и вибрации не слышно практически ничего…

Фото из архива автора


Автор:  Владимир ВОЛГАЕВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку