НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Владимир Соловьев: «Журналист – защитник людей»

Владимир Соловьев: «Журналист – защитник людей»

Владимир Соловьев: «Журналист – защитник людей»
Автор: Олег СОЛОВЬЕВ
Совместно с:
21.11.2018

 

14 ноября 2018 года Союз журналистов России отметит свое 100-летие. Весь год шла подготовительная работа к этому знаменательному событию. Главный редактор газеты «Совершенно секретно» Олег Соловьёв встретился накануне празднования юбилея с председателем Союза журналистов РФ Владимиром Соловьёвым и расспросил его, что удалось сделать за это время, какие проблемы вообще стоят перед сообществом и как их следует решать.
 
– Владимир Геннадиевич, какие задачи стоят сейчас перед Союзом журналистов? Какие аспекты наиболее актуальны в масштабах России и на внешнеполитическом уровне? 
– Внешнеполитический аспект в нашей работе имеет большое значение. У нас налаживаются по-настоящему конструктивные отношения с МИДом. Мы как общественная организация постоянно участвуем в международных мероприятиях и какие-то темы можем выражать более открыто, чем дипломаты. Очень важно, что Союз журналистов России является членом Международной федерации журналистов (МФЖ) – крупнейшей в мире и самой уважаемой журналистской организации, в которую входят 
186 национальных союзов. С октября прошлого года МФЖ выдает международные карточки журналистов нового образца, которые действительно помогают в работе и часто выручают в сложных ситуациях. В наши предложения о внесении поправок к закону «О СМИ», связанных с деятельностью военных журналистов, включен пункт о том, чтобы все журналисты, которые едут в горячие и опасные точки мира, имели такую карточку. Рад, что у нас прекрасные отношения с руководством МФЖ и лично с его президентом Филиппом Леру, генеральным секретарем Энтони Белланже. В Организации Объединенных Наций мы вместе с МФЖ готовим международную Конвенцию о безопасности и независимости журналистов и других 
работников средств массовой информации. Это основополагающий документ, которого никогда не было, и важнейший этап в борьбе за права журналистов во всемирном масштабе. 
Также Союз журналистов России заключил многосторонний и долгосрочный договор со Всекитайской организацией журналистов – впервые в истории наших организаций. К подписанию готовится целый ряд соглашений с союзами журналистов других стран. В общем, сотрудничество идет по всем направлениям.
Но основная наша задача – защита журналистов, борьба за свободу печати. Это ежедневная, во многом рутинная, но очень важная работа. Главное – чтобы журналисты, которые входят в союз и даже которые в союз пока не входят, понимали: есть организация, которая всегда поддержит, поможет, остановит произвол. Особенно это касается регионов, к сожалению. Каждый день получаем сигналы, которые иногда можно даже охарактеризовать как случаи, близкие к введению цензуры, к нарушению свободы слова – вот с этим мы решительно боремся и будем бороться всегда. 
Кроме того, союз продолжит работу по профессиональной переподготовке журналистов. Инофорумы – это образовательные практикумы, которые обычно проходят очень успешно. В этом году их состоялось уже больше двух десятков по стране, и планы на следующий год расписаны до лета. Мы привозим спикеров, которые подробно объясняют, как по-новому выстроить работу 
районной газеты, радиостанции, телеканала, как СМИ работать в социальных сетях, как развивать собственные социальные сети. Темы выступлений могут быть самые разные. И это вызывает неподдельный интерес у сообщества в любом регионе. После таких мероприятий количество желающих вступить в наш Союз журналистов заметно увеличивается. 
 
– Как союз будет отмечать свое 100-летие?
– Для юбилея мы выбрали дату, практически совпадающую с периодом работы первого съезда Союза журналистов Советской Республики, который проходил с 13 по 16 ноября 1918 года в Колонном зале Дома союзов. 14 ноября ровно 100 лет назад заявление о вступлении в этот новоучрежденный союз написал Ленин. Кстати, в него входили многие партийные деятели и писатели того времени – Троцкий, Бухарин, Крупская, Маяковский, Есенин. Они стояли у истоков нашей организации. Интересно, что потом союз на некоторое время прекратил свое существование и вновь возродился только в 1959 году – 14 ноября. Видимо, эта дата была для союза не случайна, и мы решили отметить его 100-летие именно в этот день. Проходить торжество будет в Театре Российской армии, где соберется вся элита мирового журналистского движения. Приедут более 40 иностранных гостей – представителей журналистских организаций с разных континентов, из многих стран мира – Европы, Азии, Латинской Америки, из Индии, даже из Сомали… Кстати, будут гости и из США. Приедет все руководство МФЖ, представители ОБСЕ. Будут руководители нашего государства. Пока еще не знаем, сможет ли быть с нами в этот день Владимир Путин, но надеемся. Он, конечно же, тоже приглашен. 
Будет здесь и весь цвет отечественной журналистики, руководители СМИ. К нам приедут коллеги из разных регионов, в том числе молодежь. Региональные делегации прибудут заранее, их ожидает большая программа: встречи с федеральными министрами, известными журналистами, творческие вечера в Доме журналистов. 
На юбилейном вечере будут вручены наши высшие награды – «Золотое перо России», «Легенда журналистики», «За профессиональное мастерство». В этом году «Золотое перо России», чтобы не ронять статус этой премии, получат только 5 человек – лучшие из лучших. И там же, я надеюсь, мы услышим Указ президента о награждении первых, самых уважаемых наших журналистов, званием заслуженный журналист России. Будет интересно. 
 
– Как Вы считаете, почему учрежденная по Вашей инициативе и поддержанная президентом награда заслуженный журналист России вызвала такую полемику в медиасообществе? Существуют мнения, что будут награждать только своих и вряд ли по каким-то профессиональным критериям… 
– Когда возникло звание заслуженный железнодорожник, наверное, не было таких прений. Более 40 лет наше журналистское сообщество пыталось добиться такого звания – заслуженный журналист России. И на нашем съезде, где я был избран, говорилось, что надо учредить это звание. По сути, сейчас выполняются эти наказы. В перечне госнаград таких званий около 30. И теперь в нем появились заслуженный журналист России и заслуженный работник связи и информации, что тоже очень важно для наших коллег, которые работают параллельно с нами. Награждение этим званием инициируют редакции либо региональные союзы журналистов, затем утверждают губернаторы, потом президент. 
Это естественное противоречие, которое возникает в нашей профессии. Потому что настоящий журналист чаще критикует власть. И его уважают за то, что он ищет недостатки и способствует решению этих недостатков. Умная власть понимает, что это работа журналиста, как в поговорке – «на то и щука в реке, чтобы карась не дремал». А не очень умная власть этого не понимает. Но в таких случаях уже подключаемся мы. 
 
– Какие критерии существуют для присуждения звания заслуженный журналист России? 
– Вы же понимаете, что в нашей профессии невозможно точно обозначить какие-то критерии. Человек может написать одну статью, которая прогремит, и ее будут помнить всю жизнь, а может 40 лет писать статьи каждый день, и никто не вспомнит их никогда. Очень размытые критерии. Но, в принципе, это стаж не меньше 20 лет работы в СМИ, уважение на региональном уровне, рекомендации редакций. 
При этом, когда мы предлагали критерии отбора, то заложили такую интересную деталь как наличие ведомственных наград Союза журналистов России. То есть будет иметь значение, есть ли у человека наша грамота, наш знак «За заслуги» или «Золотое перо», награды Союза журналистов СССР. Звание заслуженный журналист России автоматически дает статус Ветерана труда, а он, в свою очередь, – целый набор льгот: бесплатный проезд на транспорте, большие скидки на оплату коммунальных услуг, надбавку к пенсии и еще ряд региональных льгот. И сейчас, после появления этого звания, по всем регионам пошла череда учреждений таких же званий на местном уровне. 
– А какие вызовы стоят сейчас перед российской журналистикой, как вы считаете?
– Для прессы они во всем мире одинаковы, это смена носителей информации. Так как стремительно развиваются технологии. Кто бы мог себе представить еще 20 лет назад, что с помощью коробочки в кармане можно будет снять и мгновенно переслать сообщение в любую точку планеты. И, конечно, есть контент СМИ, он уходит в Интернет, преобразуется совершенно разными способами. Во многом из-за этого и падают тиражи печатной прессы, хотя уверен, что при нашей жизни бумажная пресса не умрет. Помните фильм «Москва слезам не верит»? «Будет только телевидение!». 40 лет уже этому фильму, а и телевидение есть, и театр, и печатная пресса.
 
– И книги читают…
И книги читают. Я думаю, что все это останется, просто будет по-разному развиваться. У газет, телеканалов, радиостанций, как у людей, тоже есть свой срок жизни. А некоторые развиваются по-новому, газеты становятся цветными, интересными. Районные газеты, например, понимают, что уже не успевают за информационными агентствами, за Интернетом, они становятся еженедельными, но более толстыми, с более подробными аналитическими обзорами. Например, в США растут тиражи региональных СМИ, газет и журналов, потому что людям интересно, что происходит рядом с домом. Это связано с ростом уровня жизни. Возможно, и мы доживем до этого. 
 
– А взаимоотношения с государственными структурами, с властью? Многие обвиняют СМИ в том, что они следуют «указам» сверху…
– Очень непросто, особенно для районных газет или больших радио-, телестанций, пройти по тонкой грани, чтобы не превратиться в рекламный листок местного руководителя. К сожалению, многие региональные СМИ зависят от местной власти, и при этом им надо заслуживать уважение читателей, зрителей, слушателей. Критиковать, искать недостатки, быть интересными – 
и в то же время писать про местную власть так, чтобы она не обиделась. Непростая задача. Поэтому мы, Союз журналистов, стоим на страже нарушений прав СМИ и пытаемся, насколько возможно, их предупредить и объяснить, в том числе и местным властям, что иногда они переходят грань, которая запрещена нашей Конституцией. 
 
– При президенте Ельцине был принят закон «О СМИ». Как Вы считаете, устарел ли он на данный момент, стоит ли его как-то видоизменять, переписывать или дополнять?
– Действительно, очень многие коллеги говорят мне, что закон «О СМИ» во многом устарел. И, по крайней мере, нужны поправки. Мы обязательно будем их инициировать, обсуждать на всех уровнях власти, в том числе и в Госдуме, а у нас там достаточно серьезное лобби. Это и руководитель профильного комитета Леонид Левин, и наш секретарь Союза журналистов Евгений Примаков, вице-спикер Госдумы Пётр Толстой, Евгений Ревенко, многие другие коллеги. Большинство понимает, что необходимость изменений назрела, некоторые радикально предлагают поменять даже название этого закона на закон «О медиакоммуникациях…». Очень много каких-то вещей, которые законодательно не определены. Например, понятие, что такое вещание. Нет понятия «региональный телеканал», или по сайтам нет законодательно зафиксированных норм. Есть необходимость в поправках, связанных с дополнительной поддержкой журналистов, работающих в горячих точках, и мы сейчас этим занимаемся. Нужны поправки, связанные с большей ответственностью редакций, чтобы перед отправкой в горячие точки их коллеги проходили специальную подготовку, имели международные карточки журналиста и много чего еще. 
Мы сейчас получаем образовательную лицензию и, может быть, запус-тим процесс подготовки и обучения для журналистов перед подобными командировками. В настоящий момент общаемся с коллегами из МЧС, у них есть НИИ, который готовит специалистов для творческих миссий в экстремальных условиях. 
 
– Почему молодые люди стремятся в нашу профессию, чему их можно и нужно научить? 
– Научить талантливо писать не может никто. Можно научить пользоваться какими-то техническими вещами, писать стандартные, традиционные, обычные сухие тексты, а вот писать талантливо – это дано или не дано. Профессия наша в народе пользуется популярностью. Вот я недавно читал данные соцопроса, из которых следовало, что основной фон отношения наших людей к журналистам – благожелательный и профессия ассоциируется с чем-то интересным, героическим. Журналист воспринимается как защитник людей, как человек, который открывает людям что-то новое. Понятно, что молодежь в основном идет к нам, представляя себя ведущим какого-нибудь телеканала, интересной рейтинговой программы. 
Профессия живет, будет развиваться, видоизменяться. Популярность ее существует, я надеюсь, еще каким-то образом и с помощью Союза журналистов. Мы хотим выйти с целым рядом законодательных инициатив, которые повысят статус профессии, – 
в том числе в Госдуму. Например, предложить штрафовать чиновников за отказ в аккредитации, за непредоставление положенной по закону информации, за оттягивание ответов на критические материалы, за формальные ответы на них. И когда я это в такой формулировке рассказал Президенту, он мне ответил: «Я полностью вас поддерживаю». Это уже неплохо, значит, первый звоночек прозвенел, значит, мы будем пытаться это продвигать дальше. 
 
– Раньше у вас была идея – создать биржу труда для журналистов…
– Была такая идея, потому что нам часто пишут по поводу журналистской работы: с одной стороны, «ищем специалиста», с другой стороны, «куда бы устроиться». Ко мне лично тоже обращаются за помощью, и я стараюсь помочь с работой, используя собственные связи. Может быть, на новом сайте Союза журналистов России мы сделаем такую биржу.
 
– Как вы относитесь к идее организовать кассу взаимопомощи для членов союза журналистов, выплаты пенсий, оказавшимся с трудной ситуации, а также нашим пожилым коллегам и так далее?
– По поводу пожилых и уважаемых коллег у нас сейчас идет серьезная работа. Это финансовая помощь, так как мы получаем гранты. 14 миллионов рублей для ветеранов журналистики – 10 миллионов от Минтруда и 4 миллиона от Министерства культуры – целенаправленно были распределены в прошлом году накануне Нового года. Сейчас мы собираем из всех регионов списки ветеранов журналистики. Даже указывают, чем люди больны и в каком они состоянии находятся. В зависимости от этого просят направить определенную сумму, и все четко, до копейки, мы рассылаем, потом обзваниваем, спрашиваем: дошло – не дошло? Хотя некоторые наши региональные отделения ленятся составлять такие списки, и мы их очень сильно за это ругаем, потому-то ветеранам и надо помогать. Это очень важно! И будем делать это обязательно. 
Оказываем финансовую помощь в том числе и семьям погибших журналистов, у нас традиционно каждый год 15 декабря – это День памяти в Доме журналистов. Приходят семьи, родственники погибших наших коллег, поминаем, все получают от нас конверты. При помощи спонсоров собираем деньги и раздаем достаточно крупные суммы. Насколько есть силы, помогаем. Просто не очень афишируем. 
 
– Спасибо, большое!

Автор:  Олег СОЛОВЬЕВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку