Волге грозит экологическая катастрофа
Совместно с:
26.04.2019
«Совершенно секретно»: Страсти вокруг планов строительства целлюлозно-бумажного комбината на берегу самого большого в Европе искусственного водоема – Рыбинского моря – разгораются день ото дня. В борьбу за и против возведения ЦБК включились персоны первого уровня российской политической и деловой элиты. Жители Вологодской и Ярославской областей, которым угрожает сильнейшая экологическая опасность, все активнее борются против планов строительства. Исход противостояния, судя по диспозиции сил, будет зависеть скорее от закулисных договоренностей, нежели от интенсивности общественных протестов. Но и недовольство простых граждан нельзя будет проигнорировать.
ДОЛГО БАЙКАЛ БУДЕТ СНИТЬСЯ
Недавно стало известно, что депутат Государственной думы РФ, первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова возглавит рабочую группу из членов всех четырех фракций нижней палаты парламента, которая, по официальной формулировке, «займется проблемами загрязнения реки Волги и прибрежных территорий». Состав группы уже подобрался внушительный – 46 депутатов Госдумы России.
Несмотря на обтекаемую формулировку задач, наблюдатели сошлись во мнении, что новая структура и влиятельное лицо во главе ее – ответ на планы компании из бизнес-империи стального магната Алексея Мордашова (четвертое место в рейтинге Forbes самых богатых бизнесменов России, состояние — $20,5 млрд – Прим. ред.) построить в Вологодской области, на берегу Рыбинского водохранилища целлюлозно–бумажный комбинат. Об этом говорит чрезвычайная интенсивность событий вокруг этого инвестпроекта в последние месяцы. Без экскурса в историю вопроса не обойтись.
Первое известие о том, что 4 октября 2013 года было подписано соглашение между правительством Вологодской области и группой компаний «Свеза» о строительстве ЦБК стоимостью $2 млрд в течение 3-5 лет для ежегодного производства 1,3 млн т белёной сульфатной целлюлозы, пришло спустя всего лишь 8 месяцев после знакового события. Ведь в феврале того же 2013 года экологическим сообществом была одержана крупная победа: благодаря общим усилиям учёных и общественных организаций властями было принято решение об остановке печально известного Байкальского ЦБК, годами отравлявшего воды самого глубокого пресноводного озера в мире.
«Это вселяет надежду, что удастся разрешить и такие важные для Европейской части России проблемы, как загрязнение озер Плещеево и Неро, Рыбинского водохранилища и реки Которосль», — отмечал тогда с оптимизмом один из ведущих российских специалистов по Байкалу, профессор Ярославского госуниверситета им. П.Г. Демидова Виктор Семерной.
«Проект строительства ЦБК необходим для региона. Только на этапе строительства будет трудоустроено около 5 тыс. человек, а после выхода на проектную мощность предприятие обеспечит около 400 постоянных рабочих мест. Кроме этого, в радиусе 250-300 километров от строящегося предприятия появится 7-8 тысяч новых рабочих мест в смежных и сервисных отраслях», — заявлял в 2013 губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, и ныне возглавляющий регион.
Причина выборы территории для проекта экономически понятна: Вологодская область занимает одно из ведущих мест в России по наличию лесных ресурсов. Суммарная площадь лесов оценивается в 11,473 млн гектаров, или 79 % территории Вологодской области, запас древесины превышает 1,6 млрд куб. м, расчетная лесосека – 29,8 млн куб. м. К примеру, в 2018 году было заготовлено 16 млн куб. м древесины.
Однако за минувшую пятилетку ЦБК – по проектной мощности в семь раз больше канувшего в небытие Байкальского комбината! — не построили. Более того, даже не приступили к возведению. Версия аналитиков заключалось в том, что инвестор добивался введения на площадке режима особой экономической зоны (ОЭЗ), который предполагает значительные налоговые льготы, а это не устраивало региональный власти. Возможно, это и стало причиной затишья, а не только и не столько протесты общественности, начавшиеся почти немедленно после громкой новости. Но, как оказалось, подспудно шло лоббирование проекта, получившего имя Судский ЦБК – «в честь» поселка, близ которого намечено развернуть производство.
«ЭСКАЛИРУЮТ МИФ» ИЛИ БЬЮТ ТРЕВОГУ?
В августе 2018 года выяснилось, что проект реанимирован и получил чиновничье благословение на весьма высоком уровне.
«Производство целлюлозы к 2030 году в России планируется удвоить. Мы рассчитываем на строительство как минимум четырех ЦБК по стране: одного на Дальнем Востоке, двух — в Сибири и одного в средней полосе России, скорее всего, в Вологодской области», - заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров
Следом правительство Ярославской области озвучило свою негативную позицию в отношении планов строительства ЦБК недалеко от границ региона.
«Строительство ЦБК – это, в первую очередь, строительство опасного химического производства, в производственном процессе которого задействованы кислоты, фенолы, щелочи и другие химические вещества. Производство целлюлозы сопряжено с большим потреблением воды. Объём забора воды составит 25 млн куб. м в год при планируемой мощности завода в 1 млн куб. м целлюлозы в год», — заявил директор департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Дмитрий Пеньков в ответе на просьбу череповецкого активиста-эколога Алексея Кощеева прокомментировать начавшуюся «движуху».
Справка «Совершенно секретно»:
На производство 1 кг целлюлозы нужно 10 литров чистой воды, которая после техпроцессов будет загрязнена в 10 раз больше ПДК (предельно допустимых концентрации), как установили эксперты отрасли. Сбрасываемые сточные воды характеризуются наличием в них большого количества таких вредных веществ, как сульфаты, хлориды, нефтепродукты, фенолы, фурфурол, метанол, формальдегиды, диметилсульфид.
Добавим, что недалеко от предполагаемой площадки для размещения ЦБК находится уникальный Дарвинский заповедник, призванный сохранить природу Молого-Шекснинского междуречья. Дополнительные источники загрязнения могут привести к необратимым процессам деградации природной среды региона Рыбинского водохранилища, по мнению ученых Дарвинского заповедника.
«В настоящее время строительство ЦБК не осуществляется. Продолжается оценка затрат на реализацию проекта, а также экологическая оценка. Только по её окончании инвестором будет принято решение о судьбе инвестпроекта», — поспешила успокоить общественность пресс-служба группы компаний «Свеза».
Однако осенью прошлого года всплыла информация о том, что идёт подготовка к строительству дороги к будущей стройплощадке. «Ее проект прошёл госэкспертизу летом 2018 года, — подтвердили в пресс-службе группы компаний «Свеза». — Он предусматривает дорогу, которая не будет проходить через населённые пункты, чтобы не нарушать существующую инфраструктуру».
Это косвенный признак того, что проект планируется продвигать, тем более с учётом программных заявлений Минпромторга России, который видит огромные перспективы в строительстве целлюлозно-бумажных производств.
«В небольшой соседской Финляндии действует около 50 целлюлозно-бумажных комбинатов. В России же лес роздан многочисленным участникам лесной отрасли, идет заготовка, создаются малые и средние производства, но ни одного ЦБК. Были вложены огромные средства в модернизацию старых производств, но еще больше их закрылось за эти годы», — заявил в конце прошлого года на отраслевом форуме статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.
Это выступление стало, по сути, оглашением стратегии министерства в этой сфере. По словам Виктора Евтухова, «следует развеять миф о том, что ЦБК несут непоправимый экологический ущерб окружающей среде, поскольку современные технологии практически полностью обеспечивают фильтрацию газопылевых выбросов и четырехступенчатую очистку воды».
«Мы при реализации одного проекта уже столкнулись с эскалированием этого мифа», — прозрачно намекнул Виктор Евтухов на экологические протесты в Вологодской и Ярославской областях.
Далее, Виктор Евтухов пролил свет на истинные причины активизации продвижения идеи: «Для наиболее капиталоемких целлюлозно-бумажных проектов будут формироваться специальные режимы. Сейчас с Минэкономразвития РФ ведется работа по приданию площадке в Вологодской области, где планируется строительство ЦБК, статуса особой экономической зоны».
Дальше – больше. Последовало известие о том, что «Свеза» и финская компания Valmet договорились о создании ЦБК в Вологодской области, что совершенно не сочетается с предыдущими сообщениями о том, что идет лишь «проработка и оценка».
«Этот проект не имеет аналогов в мире. При проектировании и строительстве комбината будут использоваться самые передовые разработки и технологии, что позволит создать высокопроизводительное и экологичное производство», — уверен гендиректор группы компаний «Свеза» Анатолий Фришман.
Бертел Карлстедт, представляющий Valmet, отметил, что «его компания имеет значительный опыт сотрудничества с российскими предприятиями и завершает работу над оборудованием для всех цехов будущего комбината».
«ПРИВЕДЕТ К ГИБЕЛИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ»
«Самое опасное, что завод будет построен в верховьях Волги, на каскаде водохранилищ, а это источник водоснабжения не только Ярославля, но и всех волжских городов. Волга и сейчас грязная, и всё ближе тот предел, когда водоочистные сооружения перестанут справляться с загрязнением. Для осознания грядущего ущерба напомню, что площадь озера Байкал составляет 31,7 тысячи квадратных километра, в то время как Рыбинского водохранилища — только 4,5 тысячи квадратных километра, при том, что Судский ЦБК несравнимо более мощный, чем работавший ранее на Байкале, — обозначила точки несогласия с позицией Минпромторга РФ председатель Ярославской областной организации «Зелёная ветвь» Лидия Байкова. – Да, козырная карта бизнесменов – рост количества рабочих мест и налоговых сборов. Но, если на другой чаше весов здоровье людей и качество экологии, то надо выбирать, на мой взгляд, здоровье и безопасность»
«Ради реализации проекта массово нарушаются законы, регламенты и права жителей. Поясню, что на заводе производства бумаги не будет, планируется только самый токсический передел – беленая целлюлоза. Такое производство приведет к резкому ухудшению экологической ситуации в Вологодской и Ярославской областях. И далее — по реке Волге до Каспийского моря», — считает председатель отделения по Вологодской области «Общественного экологического контроля России» (ОЭКР) Алексей Кощеев.
Впрочем, позиция экологических активистов была предсказуема. Гораздо более показательно то, что опасность проекта ЦБК осознали власти. 13 ноября 2018 глава Ярославской области направил Президенту РФ Владимиру Путину письмо, в котором привел доводы против строительства ЦБК на берегу Рыбинского водохранилища в Вологодской области.
«Состояние Волги вызывает все большую тревогу и озабоченность, поэтому 15 субъектов РФ, в том числе Ярославская область, разработали паспорт проекта сохранения реки. Цель проекта — сохранить бассейн Волги путем уменьшения выбросов сточных вод. Ярославская область с 2014 года неоднократно высказывала мнение о нецелесообразности строительства ЦБК. Остатки древесины, волокна целлюлозы, которые в виде мощного слоя органики накапливаются на дне водоемов, подвергаются разложению. Как следствие, возникнет нарушение водно-химического состава воды, что приведет к гибели растительности, животных. Прошу рассмотреть вопрос о целесообразности реализации данного проекта или о переносе места строительства на другую площадку с условием минимизации воздействия на окружающую среду», — написал губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов.
Глава Минприроды РФ Дмитрий Кобылкин более чем сдержанно прокомментировал в Госдуме РФ 5 декабря 2018 года идею строительства ЦБК по просьбе депутата от Ярославской области Валентины Терешковой: «Министерство не может запретить строительство хозяйственных объектов, но инвестор должен будет пройти обязательную экологическую экспертизу министерства».
Этот внешне гладкий ответ содержал важную информацию: как минимум, благожелательный нейтралитет ведомства нужно было приплюсовать к активной позиции за проект ЦБК, продемонстрированной Минпромторгом и Минэкономразвития РФ.
Примерно в это время, судя по вопросу Валентины Терешковой и письму Дмитрия Миронова, начал складываться их «тандем» в противодействии нависшей экологической угрозе. Попутно заметим, что в недавней борьбе против слияния ярославской театра им. Волкова и питерской Александринки союз генерал-лейтенанта полиции Миронова (власть) и генерал-майора авиации Терешковой (влияние и имя) сработал эффективно. Сейчас, впрочем, предстоит затяжное противостояние с множеством интриг и сложных сюжетов, поскольку Мордашов и экономический блок федерального правительства – соперники несравнимо более мощные, чем глава Минкульта РФ Владимир Мединский, да и ставки вокруг мегапроекта ЦБК чрезвычайно высоки.
Игорь ЛЬВОВ, специально для «Совершенно секретно»
Автор: Игорь ЛЬВОВ
Совместно с:
Комментарии