НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Возрожденное искусство с родины Деда Мороза

Возрожденное искусство с родины Деда Мороза

Возрожденное искусство с родины Деда Мороза

ФОТО АВТОРА

Автор: Мария ШАРОГЛАЗОВА
03.01.2022

До этого небольшого северного города невозможно долететь самолетом и поезда дальнего следования заходят сюда лишь в новогодние праздники, при этом Великий Устюг остается в топе самых востребованных направлений для зимних путешествий россиян. Чтобы исполнить мечту многих мальчишек и девчонок, Российские железные дороги даже запустили специальный новогодний круиз от Москвы до Архангельска. Ключевой его точкой стала великоустюжская резиденция Деда Мороза. Приехав на Вологодчину за тысячи километров, у многих туристов возникает законный вопрос: а что еще интересного можно посмотреть в этом маленьком провинциальном городке?

В Великом Устюге сохранился уникальный завод «Северная чернь», изделия которого трепетно хранят музеи по всему миру. Серебряные предметы обихода с великоустюжским чернением сегодня есть как у Президента России Владимира Путина, так и в коллекциях арабских шейхов. Если официально, то продукцию этого предприятия, не смотря на масштабы и частичную механизацию процесса, относят к числу народных промыслов России. Более того, на территории страны сохранилось всего лишь два центра черневого искусства в Вологодской области и в Дагестане (Кубачи). Правда методики, применяемые на севере и на Кавказе, серьезно отличаются.

«Технология нанесения черни по серебру принципиально не менялась на протяжении веков, а главный секрет, который невозможно ни скопировать, ни подделать, – состав того самого чернения, благодаря которому изделия Великого Устюга остаются вне конкуренции», – говорится в материалах Роспатента.

С химической точки зрения чернь – это сплав серебра с медью, свинцом и серой. Состав втирают в выгравированные на серебре рисунки и обжигают, чтобы рисунок навечно остался на изделии. Эксперты-ювелиры уже много лет бьются в попытках повторить великоустюжское чернение. Несколько попыток «подобрать» технологию делали китайцы, но нужного качества у них так и не получилось. Состав сплава широко известен, но вот пропорции эксклюзивны. За счет этого он не отслоится от изделия ни от ударов, ни от действия химсоставов. Много лет назад качество чернения по серебру проверяли именно за счет ударов о деревянные чурки. Если чернение после этого остается на месте, значит перед вами оригинал, который стоит своих денег.

«Важно и время года, и пропорции, и температура. Чернь готовят только летом, а при обжеге специалисты должны учитывать даже цвет пламени. Если хоть одна из составляющих будет нарушена, качественного продукта не получится. Секретный рецепт на заводе доподлинно знают всего два человека. Перед выходом на пенсию они передают свои знания ученикам, которые продолжают хранить тайну. Со всеми подписаны соответствующие договоры о недопустимости передачи данных на сторону», – говорят на великоустюжском заводе. В Великом Устюге признаются, что за 300 лет технология была практически полностью утрачена.

«ОТ РАССВЕТА ДО ЗАКАТА»

Начало городу Великий Устюг было положено еще в XII веке. Ростово-суздальские князья в районе слияния рек Сухоны и Юга заложили Гледен-град. Со временем люди перебрались на более удобные для жизни и ведения хозяйства земли в районе устья реки Юг. Именно этот факт и дал имя городу Усть-Юг, которое со временем трансформировалось в современный вариант названия. Реками населенный пункт был связан как с Архангельском и Вологдой, так и с Москвой, Казанью и многими другими крупными торговыми точками Руси. Позже при конфликте новгородских и московских князей Великий Устюг взял сторону последних, войдя в Московское княжество.

После этого стремительно начало расти значение города, который к XVI веку стал крупнейшим торговым центром государства. Иван Грозный даже включил Устюг в число опричных городов, по сути содержавших царскую семью. В это время здесь начали развиваться народные промыслы, в числе которых и чернение по серебру. Первое сохранившееся упоминание о работах ювелиров-чернильщиков из этой местности датируется 1683 годом. Вместе с пушниной, которой славилась эта местность, в столицу попали и уникальные серебряные изделия.

Зачастую народными промыслами занимались целые династии, где от отцов к сыновьям переходили секреты чернения. Но к середине XIX века этот вид искусства приходит в упадок, чему поспособствовали исторические события, происходившие тогда в стране. Молодые люди просто забыли о «деле жизни» своих отцов. По мнению культурологов, к началу XX века великоустюжское чернение прекратило свое существование.

ПОМОГ СЛУЧАЙ

«Почему, в таком случае современный завод «Северная чернь» уверяет, что работает по технологиям предков?» – спросите вы. Рецептуру черни все же удалось «вспомнить». Доподлинно причина создания в 1929 году «Экспортной мастерской «Северная чернь» не известна, однако в музее при предприятии существует одна из версий, по которой свою руку к произошедшему приложил Иосиф Сталин.

В 1911 году тогда еще Иосиф Джугашвили был отправлен в ссылку в Вологду. Есть мнение, что именно тогда ему в руки попала серебряная стопка с великоустюжским чернением – благо технология позволяет изделиям из драгметаллов, с нанесенным замысловатым растительным рисунком, сотнями лет сохранять свою красоту. Став руководителем государства, Сталин дал своим подчиненным задание возродить производство. Непосредственных мастеров этого промысла в живых на тот момент не осталось. Подчиненным Сталина удалось найти Михаила Чиркова, дедушка которого в свое время передал подростку секреты своего ремесла.

Именно Михаил Чирков организовал школу для молодых мастеров-граверов, которая постепенно выросла до экспортной мастерской, а в 1933 году стала артелью «Северная чернь», где трудились граверы и чернильщики. Впоследствии именно они стали учителями для сотен сотрудников артели, которые в советские годы массово производили серебряную посуду, предметы обихода и украшения для российских и зарубежных модниц.

Начиная с 1936 года, художественным руководителем артели становится Е.П. Шильниковский, сумевший восстановить забытые традиции, а также сделавший ряд нововведений, одним из которых явилось создание литературных коллекций, основанных на произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А Крылова. Под руководством Шильниковского в 1937 году на Всемирной выставке в Париже великоустюжское черненое серебро было награждено Большой Серебряной медалью и дипломом.

В ЦЕХЕ ТОЛЬКО ДЕВОЧКИ

Сейчас в «Северной черни» работает около 250 человек. Большинство из них – девушки. «У нас очень низкая текучка. В ученики берут людей даже без художественного образования, но с желанием создавать уникальные рисунки на серебре. Если человек прошел длительное обучение на производстве, получил разряд гравера, набил руку, он зачастую остается на заводе на десятилетия. В городе не так много работы», – говорят на предприятии.

Мужчины, вероятно, не выдерживают ежедневного монотонного труда граверов и шлифовщиков, хотя исконно чернение было мужской работой. Мастерицы вручную вырезают, разработанные художниками причудливые рисунки бороздками по серебру. Некоторые наиболее сложные работы готовят месяцами, а в редких случаях – годами. Позже эти рисунки заполняют чернью и обжигают. А уже после этого шлифуют до блеска. Все же и без представителей сильного пола на производстве не обойтись. Именно они следят за работой тяжелого оборудования, при выплавке и штамповке серебряных изделий.


Автор:  Мария ШАРОГЛАЗОВА

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку