НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Врачебная зачистка

Врачебная зачистка

Врачебная зачистка

ФОТО: MAXIM SHIPENKOV/EPA/TASS

Автор: Сергей ЗАВЕДЕЕВ
17.11.2021

Очередной удар эпидемии коронавируса застал здравоохранение в России врасплох. Действующий медперсонал больниц был сокращен, урезан в зарплате и деморализован. Минздрав зовет на помощь пожилых врачей - пенсионеров.

Как и ожидалось, после летних массовых увеселений, гуляний, концертов, поездок на приморские курорты, страну накрыл очередной вал заболеваемости COVID-19. Причем, не сравнимо мощнее, чем предыдущие ковид-атаки. Минздрав РФ констатирует небывалый рост заболеваемости. По данным ведомства, ежедневный счет заболевших идет на десятки тысяч, умирают по тысячи в день.

«КРАСНАЯ ЗОНА» - ЭМБЛЕМА ПЕЧАЛИ

В такой ситуации нельзя сказать, что сотрудники больниц и госпиталей запаниковали, но то, что профессиональный энтузиазм значительно размяк можно утверждать с полной уверенностью. Многих врачей и медсестер охватило уныние. И это не удивительно, дефицит персонала, оборудования и техники, переработки, мало соответствующая уровню напряжения зарплата никак не способствуют рабочему задору и самоотдаче. В стационарных «красных зонах» (помещения в лечебных учреждениях, где находятся инфицированные больные), медики работают по несколько часов в душных защитных костюмах. Прибавить к этому нервную обстановку и эмоциональное перенапряжение при виде умирающих людей. Не удивительно, что по данным мобильного приложения «Справочник врача», около 30% «краснозонных» медслужащих планируют расстаться с работой.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ, НО ИХ НЕТ

Вирус COVID-19 пришел на благодатную для него среду размножения. Силы, которые должны были ему противостоять, за несколько лет до этого были подвергнуты «децимации» и купированию. Как это было перед началом войны Германии с СССР, когда «чистки» среди военных специалистов привели к тому, что противостоять агрессору на первых порах было просто некому.

Специалисты говорят, что в стране до 2020 года проходил самый настоящий «геноцид» младшего медперсонала, с 700 тыс. сотрудников численность сократилась до 300 тысяч. В 2017 году Президент РФ Владимир Путин дал указание, чтобы в 2018 году уровень зарплаты у врачей должен быть 200% от средних доходов по соответствующему региону, а у младшего и среднего персонала 100%. Но, чтобы не платить эти деньги, руководители медучреждений младший и средний персонал стали переводить на должности уборщиц.

 Фото_21_10.jpg

В ходе ранее начатой компании по оптимизации в 2010 году врачей уменьшилось на 2%, медсестер и фельдшеров на 9%, а младший медперсонал – на 60%. По официальной статистике в 2013 году было объявлено о нехватке 40 тыс. врачей и 270 тыс. среднего медперсонала. Если обратить внимание только на численность врачей-инфекционистов, то их число сократилось на 10% при том, что смертность от инфекций возросла.

Оптимизация российского здравоохранения, в том виде, как ее стали реализовывать на местах, в настоящее время привела к удручающим результатам – на данное время в стране медучреждения укомплектованы лишь на две трети.

Андрей КОНОВАЛ, сопредседатель Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения «Действие»:

– Нехватка медицинских кадров стояла довольно-таки остро еще и до пандемии. К примеру, количество бригад «Скорой помощи» в большинстве районов страны было в полтора – два раза меньше, чем это предусмотрено нормативом Минздрава России. В своем большинстве эти бригады укомплектованы одним медиком вместо двух положенных. Часто бывает, что реанимационных бригад нет вообще, а их должно быть по одной на 100 тыс. человек. Те люди, которые в этих бригадах работают, трудятся с большой перегрузкой, всю смену без отдыха. Работают на полторы – две ставки, с подработками. Иначе просто не прокормить семью, так как зарплаты очень низкие.

В условиях пандемии, когда сами медики болеют и уходят на карантин, на их коллег нагрузка усиливается. Поэтому часто «скорая помощь» не может доехать на вызов даже за два-три дня.

Участковые педиатры и терапевты работают на двух или трех участках. Даже, казалось бы, в финансово благополучной Москве, выявлены случаи, когда на одного участкового терапевта приходилось свыше шести тысяч человек вместо 1700 человек.

«ГЕНОЦИД» ПРОДОЛЖАЕТСЯ?

Удивительно, но в то время пока коронавирус с азартом косит десятки тысяч россиян, в сфере здравоохранения «репрессии» по отношению к медперсоналу не прекратились. В ряде случаях даже удивляют своей изящностью. Таким примерам «несть числа», поэтому приводим несколько из них, которые задокументированы официально.

По стандартной схеме в Мурманском областном клиническом центре была сделана попытка изменить должность 11 санитаркам рентген-кабинетов на обычных санитарок с соответствующим понижением в зарплате. При этом не учитывалось, что работа в рентген-кабинете является вредной, при которой положены надбавки к зарплате, дополнительные дни отпуска и ранний выход на пенсию.

Также по схеме перевода в Коломенском перинатальном центре руководство взялось за сокращение всех младших медсестер учреждения и перевод их на должности уборщиц служебных помещений.

В Петербурге патологоанатомам отменили выплаты за работу с Covid-19, которые вскрывали умерших от ковида людей. Характерно то, что трупы этих людей хоронили в закрытом гробу с черным пластиковым пакетом.

В психоневрологическом отделении Коряжемской городской больницы санитарам, которые работали сутки через сутки из-за нехватки персонала, чтобы не оплачивать вдвойне за переработку, руководством больницы предлагалось подписать два изданных приказа: один о приеме на работу, другой на увольнение.

В конце 2020 года в Протвинской городской больнице Московской области в ходе организационно-штатных мероприятий, наибольшему числу сокращений штатных должностей подверглись медицинские сестры, которые, давайте говорить прямо, стоят на передовой в борьбе с болезнями.

Медсестрам в период пандемии и причинам их ухода из здравоохранения хочется уделить особое внимание.

Валентина САРКИСОВА, президент ассоциации медицинских сестер России:

– При пандемии медсестры работают наравне с врачами. Их роль в лечении очень большая, и они берут на себя значительную ответственность и нагрузку. Чаще всего, больше чем врачи. Но при очередных праздничных датах, когда чествуют медиков, поздравления достаются в основном врачам, а средний и младший медперсонал выпадает из поля зрения общественности. От этого появляется чувство обиды и отторжения к работе.

Работы много, зарплаты низкие, благодарности нет. Младшим медсестрам зарплату сделали сравнимую с санитарками, которые не имеют образования и ни за что не отвечают, а получают больше, чем медсестры. Поэтому кадры и стали уходить.

Чтобы восполнить кадровый пробел Министерство здравоохранения пытается увеличить поток поступающих в медучилища. И ведь многие поступают, даже по конкурсу, но по окончании учебного заведения выпускники в систему здравоохранения не приходят. Идут в частные клиники, косметологию. Скоро придет время, когда больные останутся одни, и ухаживать за ними будет некому.

По словам Валентины Саркисовой, в Европе на одну медсестру приходится от 4 до 6 коек больных, в России эта цифра достигает 25–30. В ночное время одна медсестра может работать на два поста, а это до 60 пациентов.

 Фото_21_10a.jpg

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

ПЕНСИОНЕРЫ, РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!

Как было заявлено Всемирной организацией здравоохранения, сейчас в мире не хватает 7 миллионов медицинских работников – медсестер, акушерок, лаборантов. К 2030 году нехватка достигнет 15 миллионов. Учитывая население России, значительная цифра, приходящаяся на этот дефицит, относится к нашей стране. Но, как известно, медицинского работника нельзя вот так просто выучить за год и направить в больницу. Для того чтобы стать настоящей медсестрой, нужны годы учебы и практики. Но в период пандемии и в условиях нехватки кадров, ждать, когда все вакантные должности в больницах и госпиталях будут перекрыты, нельзя. Даже если сейчас финансирование здравоохранения увеличить на три триллиона рублей в год, как это рекомендует ВОЗ, то это не значит, что проблема с дефицитом кадров будет решена.

 Фото_21_11.jpg

Фото: Артём Геодакян/ТАСС

Поэтому мало у кого вызвал удивление призыв Минздрава вернуться к работе сотрудников, которые ушли на пенсию, то есть достигнувших 65-летнего возраста, которых, по данным президента Ассоциации медицинских сестер России, во всей системе здравоохранения работало 40%.

Вопрос только в одном, из каких средств будет оплачиваться рекрутированная армия этих пожилых людей? Ведь медучреждениям вначале надо рассчитаться с долгами, что при тотальном недофинансировании архисложно. Аудит Счетной палаты РФ выявил колоссальную задолженность медорганизаций перед контрагентами. Только в Санкт-Петербурге на начало 2020 года просроченная задолженность медучреждений города составила 5 млрд рублей.

ДЕНЬГИ, ТОЛЬКО ДЕНЬГИ

Несмотря на то, что медики, которые работают в условиях пандемии, говорят, что им надо больше отдыхать, нужно больше внимания начальства, те же сотрудники разного уровня едины в одном: все трудности можно пережить при достойном финансировании. В Минздраве России это прекрасно понимают и совместно с Минтрудом были разработаны параметры системы оплаты труда работников здравоохранения.

Эти параметры рассчитаны на установление понятного и прозрачного для каждого работника механизма формирования зарплаты, повышение привлекательности отрасли для молодых специалистов и снижение разницы в оплате труда между регионами за счет повышения уровня оплаты труда в субъектах, где зарплаты ниже, чем в целом по стране.

Сейчас зарплата между регионами для одной и той же должности может отличаться в разы и даже в десятки раз. Сроки окончания «прокатки» проекта, который охватит семь регионов, определены четко – до конца марта следующего года. А вот, сколько граждан России к этому времени охватит COVID-19 пока в туманных догадках.


Автор:  Сергей ЗАВЕДЕЕВ

Комментарии


  •   четверг, 17 ноября 2024 в 03:24:02 #123872


  •  Димитрий среда, 30 ноября 2024 в 03:24:02 #123985

    О том что осенью в больницах и поликлиниках будет коллапс говорили ещё весной. Штатные расписания лечебных учреждений не рассчитаны на такое число заболевших. Также ни один банк не выдержит если за деньгами придут все его клиенты. Норматив приёма участкового врача 7 вызовов на дом и 15 человек на приёме, в самый страшный грипп на зимние месяцы эти количество вызовов на дом достигало 15-20 человек. Сейчас 50 и выше + приём ещё столько же. Второй год практически без выходных, а конца не видать. Призыв пенсионеров не решит ровным счётом ни чего.
    Для того чтобы сейчас этого безобразия не было, прививаться надо было ещё весной, и всем без исключений, а не играть в демократию. Вакцинация в принципе имеет смысл только когда она всеобщая.



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку