НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ВРЕМЯ РАЗБИРАТЬ КАМНИ

ВРЕМЯ РАЗБИРАТЬ КАМНИ

ВРЕМЯ РАЗБИРАТЬ КАМНИ
Автор: Муса МУСАЕВ
Совместно с:
31.07.2015
 
В ДЕРБЕНТЕ В ХОДЕ РЕСТАВРАЦИИ ИСПОРТИЛИ ПАМЯТНИК ЮНЕСКО
 
Правительство РФ приняло решение отметить 2000-летний юбилей Дербента на федеральном уровне. Из бюджета страны выделили средства на реставрацию стен Дербентской крепости, которые включены ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия как наиболее сохранившийся древнеперсидский памятник фортификационного зодчества. Деньги потрачены, работы идут, но памятник при этом стал терять свою историческую ценность, заявляют эксперты. Вплотную к нему строят рестораны, кафе и частные дома. В ситуации разбирался корреспондент «Совершенно секретно».
 
В сентябре самый южный и древний город России будет праздновать свой 2000-летний юбилей. Всего на подготовку к юбилею было выделено более 1,5 млрд рублей. Из них более 500 млн – из республиканского бюджета, и порядка 1 млрд – из федерального. По заявлениям должностных лиц, на реставрацию древних крепостных стен и цитадели потрачено порядка 600 млн рублей.
 
Заказчиком работ по реконструкции парков и улиц является ГКУ «Дербент 2000». А конкурс на проведение реставрации крепостных стен объявляло Министерство культуры РФ, поскольку памятники являются федеральной собственностью. Многие жители города и эксперты не могут понять: для чего задумали реставрацию крепостных стен в Дербенте? Работы должны завершиться в августе текущего года, деньги освоили, а результат неоднозначный.
 
В феврале нынешнего года, осмотрев промежуточные результаты реставрационных работ, главный архитектор проектных мастерских Министерства культуры РФ Михаил Казаков заявил, что никаких нарушений в проведении реставрационных работ нет. Он отметил, что они ведутся на достаточно высоком уровне.
 
В апреле текущего года полпред Президента РФ в СКФО Сергей Меликов провел совещание в Дербенте. За отставание от графика по подготовке к юбилею города он жестко отчитал местных чиновников. В этом совещании участвовала и руководитель Управления Министерства культуры России по Южному, Северо-Кавказскому и Крымскому округам Татьяна Селедцова, которая опровергла заявления некоторых журналистов о том, что реставрация производится некачественно, с применением современных материалов. По ее словам, в качестве связующего состава реставраторы использовали известковый раствор, соответствующий всем международным стандартам.
 
Однако авторитетный независимый эксперт, руководитель Творческой архитектурной мастерской в Санкт-Петербурге Валентин Гаврилов назвал производимые реставрационные работы крепостных стен Дербента полным безобразием. К слову Гаврилова в общественных и научных кругах прислушиваются, поскольку именно он еще с советских времен занимался реставрацией памятников в Дербенте. В частности, на основе исторических данных и эскизов Валентин Гаврилов в точности восстановил ханскую канцелярию, которая стала брендом Дербента. Канцелярия находится в цитадели Нарын-кала, на Дербентском холме. Из ее окон открывается вид на весь город. Сейчас рабочее место правителей Дербента стало музеем.
 
На фото: РЕСТАВРАТОРЫ ПРОРУБИЛИ В СТЕНЕ НОВЫЕ ВОРОТА
Фото из архива автора
 
ВЫСОТА СТЕН СОСТАВЛЯЛА 12 МЕТРОВ
 
Из цитадели Нарын-кала видна панорама всего города. Но из-за хаотичной застройки невозможно разглядеть северную стену и сохранившиеся участки южной стены. Трудно понять древнюю планировку, увидеть, где заканчиваются средневековые кварталы и начинаются современные микрорайоны. Местами стена сейчас теряется в узкой теснине посреди питейных заведений, домов и рынков. Чтобы проследить, куда она уходит, пришлось забраться на высоту птичьего полета, точнее на маяк. Башни примерно через каждые 50 метров стены. Они в виде полукруглых или квадратных выступов, и одного со стенами роста. В северной стене больше башен, а в южной – больше ворот. На одной из башен и стоит маяк 1868 года. С маяка видно, что древняя стена через уплотненную и хаотичную застройку уходит к морю.
 
Древние стены сложены в три слоя. Толщина стен 2,5–3,5 метра. Высота стен составляла 12 метров. Два наружных, панцирных слоя состоят из плит, выложенных по уникальной древней технологии. Внутренний слой заполнен необработанным, диким камнем и скреплен с наружными слоями известковым раствором. В древности городские стены заканчивались зазубринами. Вереница обтесанных в форме пирамид камней создавали проемы для стрельбы и обзора прилегающей местности.
 
Средняя длина плит примерно 1,2 метра. В нижней части стены, у основания, они крупнее, чем в верхних рядах. Линии соединения плит местами неровные, с изгибами. Это потому что плиты по своей форме неповторимы. И каждую плиту обтесывали вручную на месте строительства, так чтобы она в точности повторяла профиль соседних плит и плотно села. Плиты подогнаны и прижаты друг к другу настолько тщательно, что между ними не остается ни малейшего зазора для раствора. Одна плита лежит вдоль, вторая поперек, и так они чередуются до бесконечности. Поперечные плиты уходят вглубь стены, и крепко схвачены диким камнем и песчано-известковым раствором внутреннего слоя стены».
 
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК ТЕРЯЕТ СВОЮ ПОДЛИННОСТЬ
 
Дербентские крепостные сооружения по масштабам и значимости не уступают Великой Китайской стене. Но отношение к Дербенту такое, будто здесь не памятники мирового значения, а бесхозные, никому не нужные развалины. С древними стенами делают все, что хотят. Их перестраивают, в них прорубают ходы, строят на них рестораны. Но кто бы мог подумать, что и реставраторы тоже будут уродовать памятники.
 
С прошлого года сохранившийся участок южной городской стены подвергся видоизменению. Он тоже по обе стороны застроен так, что не подступишься. С улицы, проходящей мимо, трудно увидеть результаты реставрации. Стена заслонена мойками и частными домами. Едва видна почерневшая от солнца верхняя часть древней кладки, и на нее лепят современные кирпичи.
 
Однако то, что налепили сверху, хорошо видно с маяка. Белая полоса новой кладки контрастирует с почерневшими частями старой. Она напоминает ровную дорожку, шириной более двух метров, на высоте 7–8 м. Там нет никаких бойниц, перегородок, зазубрин, ступеней. Разница новой мелкой кладки и старой из плит, говорит о том, насколько высок был уровень древних мастеров.
 
Необязательно быть большим специалистом, чтобы предположить, что исторический памятник может потерять свою подлинность. Это видно по многочисленным фотографиям, которые из Дербента привез корреспондент «Совершенно секретно» в Дагестане. Камень не тех размеров. Используется кирпич, резанный станком под стандартный размер. Мастера-реставраторы кладут его на стену, скрепляя цементным раствором. Понять их можно.
 
Стандартный кирпич невозможно подогнать к большим плитам старой кладки. А без цемента современная кладка просто обрушится. Местные жители показывают фотографии, где отчетливо видно, что в качестве скрепляющего материала мастера использовали цементный раствор. А желтым раствором, о котором видимо, говорила Татьяна Селедцова, просто замазывали линии между плитами, те места, где раствора вовсе не должно быть.
 
На фото: К СТЕНЕ ВПЛОТНУЮ ПРИМЫКАЮТ КАФЕ И РЕСТОРАНЫ
Фото из архива автора
 
ЖЕЛТЫЙ РАСТВОР И СОМНИТЕЛЬНЫЕ РЕСТАВРАТОРЫ
 
Жители Дербента, архитекторы, реставраторы, историки, удивляются – разве можно за один год произвести реставрацию крепостных стен, которые строились 150 лет и простояли 1,5 тыс. лет? Они пытаются понять целесообразность траты государственных средств на реставрацию, которая, по их мнению, искажает архитектурный и исторический облик древних памятников.
 
Для соблюдения древней технологии каждую плиту нужно точить, хоть и современным, но ручным инструментом, чтобы они в точности вписались в свою индивидуальную нишу. Для такой подлинной реставрации нужны годы и высококвалифицированные мастера-каменщики.
 
Местный общественный деятель Юрий Мосесов ставит вопрос: зачем тратить деньги на реставрацию тех участков городских стен, которых все равно никто не увидит? Он считает, что после того, как цитадель Нарын-кала отшлифовали и раскрасили в сеточку желтым раствором, туристы его будут воспринимать как фальшивку.
 
«Туристы едут, чтобы увидеть хоть и полуразрушенные, но подлинные стены. Показать масштаб, технологии, мастерство древних строителей – вот в чем историческая и культурная ценность памятника, внесенного в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Им было бы интересно показать процесс реставрации по древней технологии, – утверждает наш собеседник. – В Дагестане много мастеров-каменщиков, можно было объявить конкурс».
 
«Лучше законсервировать и оставить все как есть, чем делать второпях и как попало, – говорит бывший заведующий отделом архитектуры Дербентского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Саид Мусаев. – В других регионах небольшие исторические памятники, усадьбы, церкви реставрируют как минимум пять лет».
 
С приходом нового руководства музея отдел, возглавляемый Мусаевым, сократили, и сейчас Мусаев работает прорабом в строительной компании. «Линии, места соединения плит замазали желтым раствором. Зачем?» – спрашивает Саид Мусаев. Охранять памятник, по словам Мусаева, должны представители музея. Но они этого не делают.
 
Работа мастеров реставраторов и строительный материал – пиленые кирпичи с местного карьера, цемент, использованный в кладке, раствор песка и извести, которым замазывают линии между плитами, обошлись бюджету более чем в 600 млн рублей. Но дело не только в деньгах. Как часто это бывает, в России ради политических интересов готовы пойти на разрушение исторических памятников.
 
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕРБЕНТСКИХ СТЕН
 
По Прикаспийской низменности пролегал Великий шелковый путь. Это естественный и единственный транспортный коридор между горами и морем. Только по ней торговые караваны или крупные войска завоевателей могли пройти через Кавказ, минуя горы, и дербентские городские стены перекрывали самое узкое место Прикаспийской долины. Поэтому дербентский проход и называли воротами из Европы в Азию.
 
На Дербентском холме стоит цитадель. От него одна 40-километровая стена Даг-бары уходила в горы, и две стены по 3 километра длиной перекрывали долину и уходили в море. Между этими двумя стенами, у подножия Дербентского холма, был древний город. Расстояние между стенами – 300 метров.
 
Вход кораблям со стороны моря перекрывался большими цепями. Горную стену построили, чтобы исключить возможность окружения и длительной осады города. Городские жилые кварталы располагались на склоне Дербентского холма, огороженные поперечной стеной.
 
После уплаты пошлины ворота открывались, и поток караванов проходил через межстенный коридор в нижней части города, которая тогда еще не была заселена. За счет этого город и процветал на протяжении веков.
 
Горная стена Даг-бары и множество ее фортов были разрушены и растасканы на камень в XX веке. От Великой кавказской стены, как ее называли путешественники, остались лишь небольшие фрагменты и развалины нескольких фортов.
 
Строительство такого масштабного оборонительного комплекса не под силу маленькому государству. Строила его Персидская империя, мобилизовав для этого огромные ресурсы. Затраты были оправданны. Крепостные стены защищали от постоянного вторжения многочисленных войск кочевых государств. Сохранившиеся до наших дней каменные крепостные стены начали строить при шахиншахе (царе царей) – Хосрове Ануширване. Когда Персидская империя пала, Дербент стал форпостом Арабского, а потом Багдадского халифатов. Дербентские фортификационные сооружения продолжали достраивать и совершенствовать до XII–XIII веков.
 
Редко где есть столь большие запасы камня, как в Дербенте. Под городом находится огромный монолит, целый пласт окаменелого ракушечника. Из этого ракушечника долбили плиты для крепости. Камень добывают и в наши дни. Действуют карьеры, которые выпиливают блоки и режут их на кирпичи для строительства домов. Когда в XIV веке появились пушки, каменные крепостные стены утратили свое оборонительное значение.
 
В доисламский период Дербент был центром распространения христианства. Апостолы Христа Фаддей, Варфоломей, Елисей здесь проповедовали еще в I веке. А первое культовое сооружение, часовню Святого Григориса, построили в IV веке. Григориса казнили по приказу царя маскутов за проповеди. Его привязали к дикой лошади, которую пустили по степи.
 
В Дербенте расположены самая древняя мечеть и самый древний храм России. В определенный период город входил в состав государства Кавказская Албания, где христианство было официальной религией. В Дербенте находился патриарший престол. В цитадели находится храм крестообразной планировки VI века. В период позднего Средневековья его засыпали до самого купола и использовали как резервуар для воды.
 

Автор:  Муса МУСАЕВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку