НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

ВЫБИТЬ ИЗ СЕЛА

ВЫБИТЬ ИЗ СЕЛА
Автор: Анна АСТАХОВА
Совместно с:
12.08.2015
 
КАК СРЕДСТВА НА ПОДДЕРЖКУ АГРАРИЕВ ОСЕДАЮТ В КАРМАНАХ КОРРУПЦИОНЕРОВ И МОШЕННИКОВ
 
На июльском заседании правительства было озвучено, что финансирование сельского хозяйства России в 2016 году урезаться не будет. Значительную часть выделяемых субсидий положено предоставлять крестьянско-фермерским хозяйствам. Таковых в России по бумагам более 200 000. Точные данные есть только за 2013 год – 227 836 хозяйств и предпринимателей.
 
Министерство сельского хозяйства России приводит и сумму, выделяемую для поддержки малым фермам, – 3, 439 млрд рублей. Однако реальной отдачи от этих денег как не было, так и нет – государственные вливания словно просто исчезают где-то по дороге… Система субсидирования открывает массу возможностей для коррупции, и создается впечатление, что наживаются на госфинансировании все – от чиновников федерального уровня до мнимых фермеров, чьи хозяйства существуют исключительно на бумаге. Куда и как уходят государственные деньги, разбирался корреспондент «Совершенно секретно».
 
Средства на поддержку отрасли планируется выделить в объеме, предусмотренном Госпрограммой развития АПК до 2020 года. Глава Минсельхоза РФ Александр Ткачёв защитил госпрограмму развития АПК, а это значит, что на поддержку сельского хозяйства в следующем году будет выделено 237 млрд рублей. Ранее Минфин предлагал сократить расходы на сельское хозяйство в 2016 году до 162 млрд рублей. Об этом сообщил первый заместитель министра сельского хозяйства России Евгений Громыко.
 
Министерство сельского хозяйства России перечислило с начала 2015 года в регионы субсидии в объеме 146,9 млрд рублей (всего на 2015 год выделено 202,7 млрд рублей). В свою очередь регионы довели непосредственно до аграриев 66,5 млрд рублей. Такие цифры озвучил замминистра сельского хозяйства РФ Дмитрий Юрьев. Вопрос только в том, сколько из этих денег реально пошли на развитие аграрного сектора, а сколько осели в карманах тех, кто паразитирует на отечественном сельском хозяйстве.
 
КАЖДОМУ ПОЛОЖЕНО ПО ПОЛТОРА МИЛЛИОНА
 
Фермер в первую очередь – это крестьянин-предприниматель, который владеет землей или арендует ее, как правило, долгосрочно и занимается на ней сельским хозяйством. Существует федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», где перечислены основные виды деятельности фермеров. Согласно этому закону, фермером может быть любой дееспособный человек, который достиг 18-летнего возраста.
 
Фермер обязательно регистрирует юридическое лицо, включая такую форму, как индивидуальный предприниматель, платит все российские налоги, отвечает перед государством за свою деятельность.
 
Государство в свою очередь обязуется помогать начинающим фермерам через различные программы господдержки, льготного и специального кредитования (через Сбербанк, Россельхозбанк и Альфа-банк), субсидии на минеральные удобрения, ГСМ и пр. Каждому фермеру в зависимости от региона положено субсидий от государства 1–1,5 млн рублей. Однако, судя по данным статистики, количество КФХ (крестьянско-фермерских хозяйств) постепенно снижается ввиду низкой привлекательности сельскохозяйственной отрасли.
 
Жалобы и обращения от фермеров скапливаются в различных инстанциях уже больше десяти лет, и все их авторы твердят: «Нам отказали в субсидии, нам отказали в аренде земли, отказали в кредитах…»
 
Местные жители говорят, что поля зарастают травой и стоят бесхозными. Между тем каждый год районы и области отчитываются о реализованных средствах, направляемых государством фермерам. Вот, к примеру, сообщение Управления информационного обеспечения комитета информации и печати Курской области.
 
«Фермеры Курской области увеличили производство продукции на 20 %. В аграрной сфере региона сейчас работает 1339 крестьянских (фермерских) хозяйств, в распоряжении которых 263 тыс. га земель сельхозназначения, свыше 10 % общей площади. В настоящее время по уровню внедрения современных высокоурожайных сортов и средств защиты растений, по оснащению высокопроизводительной сельхозтехникой многие фермерские хозяйства не уступают крупным сельхозпредприятиям.
 
В 2014 году ими приобретено 98 новых тракторов, 42 зерноуборочных комбайна и другая техника. В 2014 году государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств из бюджетов всех уровней составила 167,6 млн рублей.
 
Эти средства направлены на возмещение процентных ставок по привлеченным кредитам, оказание господдержки по субсидированию части затрат на приобретение элитных семян, племенных сельскохозяйственных животных, на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства и возмещение части затрат на уплату страховой премии, начисленной по договору страхования в области растениеводства и животноводства, на возмещение части затрат при оформлении в собственность используемых земельных участков сельхозназначения.
 
В регионе третий год реализуется целевая программа «Поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2013–2015 годы». За два года ее реализации гранты получили 59 фермерских хозяйств: 39 начинающих фермеров и 20 семейных животноводческих ферм. Общая сумма финансовой поддержки составила 70 млн рублей».
 
ФЕРМЕР РЕШИЛА СЖЕЧЬ ПШЕНИЦУ
 
Курская область в последние дни оказалась в центре внимания не случайно. 28 июля 19-летняя Анастасия Долгополова, фермер из Курской области, записала видеообращение к президенту Владимиру Путину. Она рассказала, как решила стать фермером и засеяла поле пшеницей. Казалось бы, в пору борьбы санкций она могла рассчитывать на всемерную поддержку государства. И действительно, сперва губернатор Курской области Александр Михайлов дал указание главе района и начальнику аграрно-промышленного комплекса области выделить фермеру землю и отдать бесхозные склады.
 
Но склады, выданные ей администрацией района, сгорели, а банки отказали в кредитах. И поэтому все, что ей теперь остается, – сжечь выращенную пшеницу. Мера, согласитесь, совсем уж крайняя. Руку поднять на выращенное своим трудом может лишь человек, доведенный до отчаяния.
 
Отец Анастасии объясняет ее решение: «Если не сжечь, то зерна осыпятся и поле окажется загублено, на следующий год опять вырастет пшеница, но уже вольная, и поле засевать другой культурой будет нельзя».
 
Видеообращение опубликовал портал Kursktv.ru, потом ролик распространился через канал YouTube и социальные сети, его посмотрели более 400 тысяч пользователей. Долгополову услышали и сотрудники администрации президента, и местные чиновники. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пообещал разобраться в ситуации.
 
Выяснилось, что у родителей Насти долги по кредитам, в регион отправилась проверка Минсельхоза, местные власти 4 августа наложили арест на поле, пригнали туда комбайн – они намерены сами собрать фермерскую пшеницу. Правда, кому они передадут собранный урожай, не сообщается.
 
Долгополовы занимаются животноводством и птицеводством. Семья держит фермерское хозяйство уже достаточно долгое время. Какими были их взаимоотношения с государством раньше, будут разбираться местные и федеральные чиновники. Анастасия присоединилась к семейному бизнесу недавно, в прошлом году. Решила дополнительно выращивать зерно на кормовую базу. Взяли в аренду поле площадью 58 га, засеяли. Но теперь денег на сбор и обработку зерна нет, и районные власти их не выделяют.
 
Замгубернатора области Алексей Золотарёв сообщил в беседе с ТАСС, что сам выезжал на место посмотреть: «К сожалению, то, что мы увидели, – это, по сути дела, аферисты. Пусть оценку дают правоохранительные органы». Острых вопросов два. Первый – от фермера: «Почему не выдаются кредиты и субсидии молодым фермерам?» И второй – от чиновников: «На что они (молодые фермеры) тратят государственные деньги?» Объединяет эти вопросы словосочетание «государственные дотации».
 
Ни для кого не секрет, что сельское хозяйство – сфера дотационная и жить, а тем более зарабатывать без государственной помощи не может. Слишком большие объемы первоначальных вложений и затрат, слишком долгие периоды отдачи средств. Например, в Курской области всего 1300 личных и фермерских хозяйств.
 
«Господдержка сельхозпроизводителей Курской области составляет около 4 млрд рублей. Начинающих фермеров – 69, – отметил Золотарёв. – Средства на поддержку они получают от 300 тысяч рублей до миллиона». Сумма субсидий сильно зависит от региона, от климатических условий, от условий деятельности, от ее формы.
 
ЛИПОВЫЕ ФЕРМЕРЫ ПОХИТИЛИ БОЛЕЕ 66 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ
 
Коллеги из «Георгиевской ТВ недели» рассказали нам о том, что сейчас происходит на Ставрополье. Временно исполняющий обязанности губернатора Владимир Владимиров обратился в управление МВД РФ по Ставропольскому краю с просьбой о проведении проверки распределения субсидий, предназначенных для поддержки производителей сельхозпродукции. Сотрудники правоохранительных органов уже возбудили 48 уголовных дел по ч. 3 и ч. 4 ст. 159.2 УК РФ («Мошенничество при получении выплат, совершенное в крупном / особо крупном размере»), ведется дальнейшее расследование.
 
Прокурорами дается оценка действиям органов власти, которые, иногда зная об отсутствии у сельхозпроизводителей оснований для получения субсидий, закрывали глаза на данные факты, чем способствовали совершению преступлений. В результате аудиторской проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой Ставрополья, выяснилось, что всего фальшивые фермеры путем мошенничества похитили у государства более 66 млн рублей. По данным специалистов палаты, большая часть полуторамиллиардных субсидий на овощеводство и овцеводство ушла в 150 хозяйств трех районов – Степновского, Нефтекумского и Левокумского.
 
По документам все процедуры для получения субсидий проводил по доверенности один человек. В большинстве случаев схема присвоения денег из казны заключалась в подаче заявок на субсидии от лиц, не ведущих никакой деятельности в сфере производства сельскохозяйственной продукции. Например, предприниматель Магомед Магомедов из села Левокумского получил из бюджета субсидию в размере 875 тысяч рублей на 9200 овцематов, но проверка выявила, что этого поголовья у него нет, отсутствуют приплод и производство шерсти, нет зарегистрированных работников.
 
«МЕРТВЫЕ ДУШИ» НА СОВРЕМЕННЫЙ ЛАД
 
Массовые махинации с фермерскими хозяйствами начались в 1990-х, когда вышло постановление о развитии фермерских и крестьянских хозяйств. Земли бывших колхозов, совхозов раздавались желающим, и, конечно, распределением руководили чиновники, которые расписывали землю на родственников, друзей, знакомых – часто не безвозмездно. Потом пошла продажа земли. Тут уже включались схемы «опосредованных взяток».
 
В Волоколамском районе, например, сельхозземли скупил один человек, пользуясь следующей схемой: берем на работу родственников чиновника, судью, прокурорских, платим им большие зарплаты, а нам в обход предписаний передают земли.
 
В итоге до 2011 года многие земли перевели под жилищное и иное строительство: под Волоколамском теперь много коттеджных поселков, а вот полей почти не осталось. А по бумагам все поля на месте и даже регулярно засеваются, только урожая нет – то засуха, то короед, то колорад. На Урале, куда тоже уходят многомиллиардные субсидии, вместо полей уже леса, все поросло соснами, а туда все продолжают списывать государственные средства.
 
Некоторые крестьянско-фермерские хозяйства сразу после получения бюджетной субсидии ликвидировались. Был даже случай, когда заявка на получение субсидии в краевом Минсельхозе была оформлена на уже умершего фермера. При получении субсидии на овощеводство фермер предоставляет расчеты на затраты (закупка семян, удобрений, ГСМ, средств химзащиты, зарплата) безо всяких подтверждающих эти расходы бухгалтерских документов.
 
Аудиторы говорят, что контроля за предоставляемыми документами просто нет. Их исправно собирают по списку, но данные не проверяются, выезды чиновников на места не просто редки: для этого должно произойти нечто неординарное, вроде описанного видеообращения.
 
«Каждый большой начальник считает, что, получив это место, он уже всего достиг, дальше ничего делать не надо, вообще и никогда, кроме как обустраивать свой быт и увеличивать свой достаток. Да и никогда они не бывали ни в полях, ни в курятнике – как они поймут, что нужно, а что нет», – рассказал один из сотрудников службы проверки, попросив не указывать его имени.
 
ПРОПАЛО 3 МИЛЛИАРДА
 
С одной стороны, банальным воровством занимаются многие фермеры, с другой – государственные миллиарды с завидным постоянством теряются по дороге к фермеру. Показательна история свердловского фермера Алексея Бухаровского. Изначально он, как и все, пытался получить субсидии. Три года его постоянно отправляли за все новыми бумагами, отчетами… а потом выдали ответ, что «денег нет, они все уже закончились». Алексей решил сам понять, почему это «закончились»?
 
Вот его рассказ: «Финансы выделяются не только через программы поддержки фермерского хозяйства, «Помощь начинающим фермерам», «Уральская деревня», но и через государственные программы по благоустройству быта сельских жителей и пр. Однако деньги до крестьян не доходят. Я хотел получить субсидии, а мне пришел ответ за подписью замминистра Владимира Гребнева, в котором говорилось, что мне не могут оказать помощь, так как денег нет. Все истрачено.
 
На реализацию программы «Уральская деревня» в 2011 году было израсходовано 16 млрд рублей, пояснил Гребнев. Я очень удивился. Никто из моих знакомых сельхозпроизводителей никакой помощи не получал. Я раскопал, предоставил в прокуратуру, а потом обнародовал два отчета израсходованных средств, подписанных министром Михаилом Копытовым, между которыми была разница 3 млрд руб. Первый, на 16 млрд рублей, второй уже на 19 млрд (копии отчетов есть в редакции. – Авт.).
 
Был суд, на котором министр заявил, что не обязан ни перед фермером, ни даже перед судьей отчитываться, а отчитывается только перед федеральным министерством, которое ему эти деньги перечислило. И все.
 
Уже после суда, в конце 2013 года, мне позвонил сотрудник Минфина и сказал: «Действительно, 3 млрд не отражены. Они потерялись, такое бывает, но виновных нам не найти, они нас запутают все равно. Я давно работаю, поймите, у нас и не такие миллиарды зависали. Везде бардак. Я уважаю вашу позицию, не хочу вас расстраивать, но ни к каким переменам это не приведет».
 
«Проблема не просто существует, а она проникла в каждую щель нашей жизни. Мне приходят предложения: «Давайте вы будете скотину разводить, я вам субсидии обеспечу, а вы мне с них откат 10–20 %», – говорит Александр Бухаровский.
 
НУЖНО ПОВЫШАТЬ ЗАКУПОЧНЫЕ ЦЕНЫ, А НЕ ВЫДЕЛЯТЬ ДОТАЦИИ
 
Многие чиновники сейчас выступают за создание агрохолдингов. Мол, и опыт такой есть у нового министра, Александра Ткачёва, и все тонкости процесса получения помощи от государства он знает: семья Александра Ткачёва владеет компанией «Агрокомплекс» в Краснодарском крае, которая входит в пятерку крупнейших землевладельцев страны.
 
Дмитрий Свирский, основатель сельскохозяйственного интернет-портала «Агроинфо», поясняет, что «агрохолдинг – это, как правило, крупное, хозяйство, со своими мощностями по переработке и хранению сырья. Привязки к поголовью или гектарам нет. Но обычно это предприятие, которое обеспечивает производство молока, мяса, зерна, овощей и на своих мощностях производит сыры, колбасы, кондитерские изделия, попадающие через товаропроводящую сеть на прилавки магазинов. То есть полный цикл.
 
Там свои бухгалтеры, юристы и сотрудники, которые спокойно смогут давать полную отчетность. Да и сами агрохолдинги и их работу лучше видно. Безусловно, руководители агрохолдингов вхожи в кабинеты губернаторов, и финансирование таких структур, как правило, осуществляется в нужных объемах и в срок.
 
Фермерам с малой долей собственности получать реальные средства на поддержку гораздо сложнее. При этом еще и приходится постоянно отвлекаться на контролирующие органы».
 
Противники агрохолдингов упирают на то, что выделенные государством деньги достанутся тем, кто их распределяет; производителям минеральных удобрений, кормов, пищевых добавок и пр.; региональным и районным чиновникам…
 
Проблема и в людях, и в отсутствии механизмов распределения и контроля. Дмитрий Свирский обратил внимание корреспондента «Совершенно секретно» на то, что «наибольшие деньги направляются в регионы с наименьшей отдачей (Чечня, Дагестан и т. д.). Почему – можно только догадываться. Достаточно посчитать объем субсидирования и объем произведенной там продукции, и станет все понятно.
 
Лично мое мнение – необходимо уходить от всех этих малопонятных схем выделения средств непонятно кому и непонятно за что. Для устойчивого развития сельского хозяйства и для создания прозрачного механизма господдержки надо финансировать не желания (стартапы), а реальные результаты. Иными словами, необходимо сформировать закупочные цены на молоко, мясо, овощи, фрукты и т. д. таким образом, что бы они делали сельхозпроизводства рентабельными.
 
Фермер произвел 1000 литров молока, сдал государству и получил на счет не по 18 рублей за литр, а по 30 (12 рублей – реальная поддержка). Тогда будет и мотивация для производства, и не будут уходить средства на сторону. Нужна просто четкая и понятная схема: больше произвел – больше заработал».
 
МНЕНИЯ
 
Олег Гурковский, фермер:
 
«Выделением земли всем в 1990-е годы под сельскохозяйственные нужды скомпрометировали саму идею «фермерского движения». Помню, прихожу к начальнику сельхозотдела, а он трясет передо мной десятистраничным списком фермеров и вздыхает, что из всего списка работают только трое. Не знаю, было это сделано нарочно или так случайно получилось? У нас совхоз «Завидово» раздавался паями. Эти земли потом много раз перепродавались, переводились в другие разряды, были выставлены на продажу любому по миллиону долларов за гектар, и все перепуталось.
 
Сейчас условия изменились, по Федеральному закону № 435 отбирают земли, на которых не осуществляется сельхоздеятельность – так собственники мне звонят и предлагают обработать землю, собрать урожай, только чтобы не отобрали. А по бумагам остается их земля, их собственность, и там по бумагам фермерские хозяйства, и, вполне возможно, они получают дотации».
 
Владимир Прохватилов, президент Фонда реальной политики:
 
«Разговор о тех или иных государственных субсидиях российским фермерам напоминает споры о возможности жизни на Марсе. Теоретически – да, может быть, практически – ничего, кроме лунного, то бишь безжизненного ландшафта.
 
По экспертным оценкам, из всех поручений и указов Президента РФ выполняются не более 5 процентов. Но даже самым проницательным экспертам неизвестно, сколько из выделяемых государством субсидий доходит по назначению. Тут даже вопрос не в том, чтобы субсидия дошла до нуждающегося в ней фермера. А в том, что если он не отдаст в качестве отката львиную ее долю, то ему сильно не поздоровится. Поэтому, а также по ряду других причин в аграрном секторе процветают «серые» схемы хозяйствования. 
 
Отсюда растут ноги успешности китайских так называемых инвесторов. То есть китайских арендаторов российских угодий, которые при эффективной поддержке китайского правительства выращивают у нас сою или помидоры. От своих властей китайские фермеры получают серьезные льготы и субсидии, которые делают наших неконкурентоспособными. В прошлом году в Дагестане местные фермеры просто сожгли китайские фермы из-за этого».
 

Автор:  Анна АСТАХОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку