НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Выборгская кинопанорама

Выборгская кинопанорама

Выборгская кинопанорама
Автор: Александра ИВАНОВА
Совместно с:
14.11.2018

 

В сентябре в столичном кинотеатре «Пять звезд на Новокузнецкой» прошел мини-фестиваль «Эхо Выборга», в рамках которого были показаны лучшие фильмы XXVI фестиваля российского кино «Окно в Европу». Для всех киноманов, интересующихся отечественным кинематографом, это была уникальная возможность посмотреть все новинки, что называется с пылу с жару, еще до официального выхода в прокат. А еще это повод вспомнить прошедший выборгский фестиваль. Отметив в прошлом году свой 25-летний юбилей, кинофорум уверенно движется вперед, составляет отличную программу и ждет на показах зрителей, которые давно полюбили этот киносмотр. На кинобиеналле главный приз завоевал фильм «Папа, сдохни» режиссера Кирилла Соколова. С подробностями – обозреватель «Совершенно секретно».
 
Да, публика в Выборге уже «насмотренная», приученная к хорошему кино, интересным дискуссиям и мероприятиям в рамках фестиваля. Выборгский фестиваль, по традиции приветствуя все новое (недаром его девиз: «Российское кино – прогноз на завтра»), бережно относится и к нашей классике. Собственно говоря, киносмотр уверенно балансирует между прошлым и будущим. Отдавая дань лучшим кинематографическим образцам, открывает новые имена, зажигает звезды, выявляет тенденции развития киноотрасли.
 
 МАСТЕРА
 
Этот год стал трагичным для нашей культуры, из жизни ушли выдающиеся мастера – Кира Муратова, Станислав Говорухин, Олег Табаков. Их памяти были посвящены специальные показы. Киру Муратову и Олега Табакова вспомнили показом фильма «Три истории». А Станислава Говорухина – показом картины Муратовой «Среди серых камней», где он снимался. Станислав Сергеевич в последние годы вообще был своеобразным символом фестиваля. Приезжал практически каждый год, либо с новым фильмом, либо с выставкой своих картин, либо просто как почетный гость. В памяти навсегда останутся эпизоды, почти кинематографические, как режиссер, элегантный, с неизменной трубкой, сидит на веранде гостиницы «Дружба», и, если подсесть к нему, можно услышать множество интересных историй. Все это тоже вписано в летопись выборгского кинофестиваля.
Известные кинематографисты с удовольствием приезжают в Выборг, встречаются со зрителями, вместе с ними вспоминают свои прежние работы и представляют новые. В этом году режиссер Андрей Хржановский показал рабочие материалы картины «Нос, или Заговор «не таких». «Однаж-
ды я написал письмо с признанием в любви к Дмитрию Шостаковичу и попросил у него разрешение на экранизацию оперы «Нос, или Заговор «не таких», – рассказал режиссер. – Через три дня я получил открытку с очень деликатным ответом: «Уважаемый Андрей Юрьевич, буду рад, если вы используете мою музыку». Андрей Хржановский выразил надежду, что через год-полтора картина будет готова, и ее смогут увидеть зрители. А еще на фестивале был отмечен 50-летний юбилей анимационного фильма Хржановского «Стеклянная гармоника». Мультфильм о том, как власть и алчность растлевают людей, и о духовном возрождении, которое приносит Искусство. Тема вечная и актуальная.
Символика нынешнего фестиваля была вдохновлена творчеством сценариста, поэта, режиссера Геннадия Шпаликова. В основу фестивального постера положен кадр из фильма Геор-
гия Данелии «Я шагаю по Москве», созданного по сценарию Шпаликова. А все фестивальные сеансы предварял специальный трейлер с эпизодами из картины. Как отметил президент фестиваля «Окно в Европу» Армен Медведев: «Он открыл новую эпоху в нашем кинематографе, и посылами, любовью, симпатиями Шпаликова мы живы до сих пор, из этого источника будут черпать и новые поколения кинематографистов». Что ж, они и черпают. Только у кого-то это получается по-настоящему талантливо, свежо, а кто-то пытается донашивать «дедушкины сапоги», надеясь, что зрители не заметят «прохудившейся подошвы».
 
 «ГДЕ ТА МОЛОДАЯ ШПАНА,ЧТО СОТРЕТ НАС С ЛИЦА ЗЕМЛИ?»
 
По традиции выборгского кинофестиваля за несколько часов до объявления итогов тут проводится открытое заседание жюри, где кинематографисты могут публично высказать свое мнение об увиденных картинах, поговорить о том, что их беспокоит. В прошлом году члены жюри сетовали на то, что дебютам не хватает дерзости. Режиссер Михаил Брашинский тогда сказал: «Мне кажется, дебют позволяет режиссеру то, чего уже никогда больше не будет, это шанс по-хорошему нахамить. Большая часть молодых режиссеров стремится к правильности, а на самом деле никакой правильности в нашем деле нет. Чем неправильней, может быть, тем лучше». Что ж, в этом году наметилась тенденция к улучшению этой ситуации, и некоторые дебютанты как раз порадовали своими дерзкими и даже хулиганскими высказываниями. Как, например, режиссер Кирилл Соколов, снявший черную комедию с провокационным названием «Папа, сдохни», которая выходит в прокат 31 января 2019 года. Тут есть, конечно, отсылки и к Тарантино, и к другим образцам жанра, но режиссер не просто бездумно переносит все эти «штучки» и «приемчики» на родную почву, но привносит сюда свое отношение, мировоззрение и свежий взгляд. Отрадно, что жюри под председательством режиссера Сергея Снежкина оценило «молодую шпану», отдав картине главный приз конкурса игрового кино «Осенние премьеры».
Еще один эксперимент представил режиссер Борис Гуц. Его веселая картина «Фагот» (зрители увидят ее на широком экране 1 ноября этого года), повествующая о том, как один парень искал способ расстаться со своей девушкой, полностью снята на смарт-фон. Молодой режиссер даже провел на фестивале свой мастер-класс на тему «Как снять кино на смартфон». Впрочем, это совсем не руководство к действию. Подобные «игрушки» хороши, но все же не в массовом порядке, иначе размывается само понятие «искусство кино». Да и сам Борис Гуц говорит, что «мобильное кино» должно быть мотивированно. «Мы сняли «Фагот» на смартфон, потому что в нашем случае это было художественным решением», – пояснил он.
Режиссер Антон Бильжо представил в конкурсе фильм «Амбивалентность». Любопытная история о том, что все мы, в сущности, балансируем на грани нормальности и сумасшествия, и грань эта чрезвычайно тонка.
Печалит, когда начинающие режиссеры впадают в архаику, честно пытаются копировать высокие образцы из прошлого, но выглядят при этом, как малыши, играющие во взрослых. Вроде бы повторяют все верно, но так старательно и неумело, что смотрится это смешно. И, казалось бы, придраться не к чему, но никуда не деться от ощущения замшелости и чувства скуки.
Режиссер Елизавета Королёва отправила героиню своего фильма «Почти среда» Веронику в однодневную прогулку по городу. В аннотации к картине было красиво и заманчиво сказано, что «Вероника, идя за солнцем, пытается запечатлеть положение вещей, понять встреченных ею людей, поймать неуловимое мгновение, когда вторник становится средой». На деле же получилась довольно пресная картина, состоящая из череды невыразительных эпизодов.
Режиссер Виктор Алфёров замахнулся на масштабную, трагическую, сложную и интересную личность драматурга Александра Вампилова, сделав его героем своей картины «Облепиховое лето» – она выйдет в прокат 15 ноября текущего года. Это, по сути дела, первый игровой фильм об авторе «Утиной охоты» и других выдающихся пьес. Но, увы, посыл и предназначение картины остались неясными. Сделана она так плоско и прямолинейно, так по-нехорошему старомодно, что поклонникам драматурга будет неинтересно, а тем, кто с его судьбой и творчеством не знаком, скучно. Стоит оговориться, что байопики – вообще вещь архисложная, и количество удачных образцов в этом жанре не так уж и велико. Но это слабое оправдание для режиссера-дебютанта, снявшего столь невнятное кино. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что выборгским зрителям фильм как раз пришелся по душе. Картина «Облепиховое лето» получила третье место по итогам зрительского голосования «Выборгский счет», а автору этих строк довелось лично услышать восторженное мнение одной зрительницы.
А вот Оксана Карас, обратившись к прошлому в своем фильме «У ангела ангина», смогла тем не менее сделать современный, трогательный и сентиментальный, но не слащаво-приторный фильм о первой любви на фоне трагических 40-х годов XX века. За основу была взята повесть Вадима Шефнера «Сестра печали».
Все эти картины вслед за выборжанами смогли оценить и московские зрители на фестивале «Эхо Выборга». Остается теперь ждать их выхода в прокат.

Автор:  Александра ИВАНОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку