НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ВЫЗВАЛИ ВОЗБУЖДЕНИЕ

ВЫЗВАЛИ ВОЗБУЖДЕНИЕ

ВЫЗВАЛИ ВОЗБУЖДЕНИЕ
Автор: Андрей КОШИК
Совместно с:
23.09.2014
 
В Краснодарском крае «обкатывают» новую статью Уголовного кодекса о призывах к сепаратизму
 
Кубанские чекисты первыми в стране возбудили дело по вступившей в силу несколько месяцев назад статье 280.1 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»). Его фигурантом стала выпускница Краснодарского университета МВД 25-летняя Дарья Полюдова, задержанная накануне организованного ею «Марша за федерализацию Кубани». Сейчас активистка находится в следственном изоляторе. Спустя полторы недели прокуратура Краснодарского края сообщила о еще двух гражданах, подозреваемых в «сепаратизме». Их имена не разглашаются но, вероятно, мужчины находятся за пределами досягаемости российского правосудия.
 
Отношение к Полюдовой неоднозначное даже внутри малочисленного левого движения. Но, уверены кубанские эксперты, реальной угрозы государству она не представляла: у коммунистки, проводившей одиночные пикеты в Новороссийске и Краснодаре, не было и десятка сторонников, политического или общественного влияния, авторитета среди оппозиции. Можно предположить, что на «деле Полюдовой» сотрудники ФСБ просто хотят заработать звездочки, раздув из мухи слона.
 
БУНТАРСКИЙ ДУХ
 
«Когда начались «Марши миллионов», Дарья в них активно участвовала, приезжала в Краснодар. На тот момент она состояла в КПРФ. Затем поехала в Москву к Сергею Удальцову, увидев в нем лидера левого протестного движения. С окружением Удальцова отношения не сложились, пришлось вернуться и восстановиться в КПРФ», – рассказывает координатор «Левого фронта» по Краснодарскому краю Дмитрий Печинский. Сменив КПРФ, «Левый фронт», «РОТ Фронт», активистка присоединилась к незарегистрированной Объединенной коммунистической партии (ОКП).
 
«Из-за бунтарского духа ей сложно взаимодействовать с определенными структурами. В ОКП большинство выступили против киевской хунты, Полюдова же поддержала украинскую власть, – продолжает Печинский. – Если анархисты выступают против и российского государства, и украинского, то она, позиционируя себя сталинисткой, выступала против российского государства в защиту украинского – такой идеологический коллапс».
 
С начала событий на юго-востоке Украины Дарья Полюдова через социальные сети критиковала «военную агрессию России», выходила с сине-желтыми плакатами на пикеты. Власти, привыкшие к полному контролю над местной оппозицией (даже последние выборы на Кубани проходят без агитационных всплесков), еще терпели ее одиночные акции в поддержку «узников Болотной», здесь же дело приобрело политический окрас.
 
«На мой взгляд, Дарья достаточно безобидная девушка, при этом очень деятельная, что раздражало администрацию Новороссийска и Краснодара. Пользуясь неограниченными репрессивными возможностями, ее постоянно сажали на 15 суток, она выходила и снова, как идейный борец, шла на пикет, – поделился с «Совершенно секретно» работающий в Краснодарском крае адвокат ассоциации «Агора» Александр Попков. – Кроме того, она активистка левого толка, использует нешаблонную сегодня риторику – «буржуазия», «права трудящихся», что стало дополнительным раздражающим фактором».
 
ИСЧЕЗЛА ИЗ СИЗО
 
Разрекламированный в социальных сетях и на украинских новостных лентах «Марш за федерализацию Кубани» должен был пройти 17 августа. Соответствующее уведомление организаторы подали в мэрию, но получили отказ: в заявке неправильно написали название парка.
 
Накануне Полюдову арестовали за «мелкое хулиганство» на 15 суток. Пришедших на Театральную площадь Краснодара нескольких сторонников «марша» поджидали русские националисты и полиция. К гражданскому активисту Вячеславу Мартынову, повязавшему на руку сине-желтую ленточку, подошел участник ячейки «Русской общины», угрожая предметом, похожим на пистолет. Сотрудники МВД этого, разумеется, не увидели. Как пропустили они и удар националиста по «бандеровскому ультрафашисту». За «мелкое хулиганство» был арестован именно Мартынов.
 
Когда в конце августа срок 15-дневного ареста завершился, пришедшие встретить Дарью правозащитники узнали, что в СИЗО № 1 Краснодара ее нет. Члены краевой Общественной наблюдательной комиссии потратили несколько часов, чтобы найти ее в СИЗО № 5, закрепленном за управлением ФСБ.
 
2 сентября прокуратура Краснодарского края сообщила о поддержке постановлений о возбуждении в отношении Полюдовой уголовных дел по ч. 2 ст. 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные в сети Интернет») и по ч. 2 «сепаратистской» ст. 280.1 УК РФ.
 
Член кубанской наблюдательной комиссии Марина Романова рассказала «Совершенно секретно», что при посещении Полюдовой та не высказала жалоб на условия содержания, «была веселой, жизнерадостной». Единственная просьба – помочь подобрать хорошего адвоката, так как государственный защитник настаивает на сотрудничестве со следствием.
 
«ОБЫСК ПРОВЕЛИ АККУРАТНЕНЬКО, ЗНАЛИ, ЧТО ИЗЫМАТЬ»
 
Мать активистки Татьяна Полюдова признается, что и об административном аресте дочери, и о возбужденном уголовном деле ничего не знала. «О том, что ее перевели в СИЗО № 5, узнала из Интернета», – объясняет женщина.
 
Только 7 сентября по почте пришло официальное письмо на имя Дарьи («уведомляем Вас о том, что 21 августа 2014 года в отношении Вас… возбуждено уголовное дело № 14901086»), отправленное из управления ФСБ 3 сентября – на тот момент она уже несколько дней находилась в их следственном изоляторе.
 
«Перед этим к нам приходили с обыском. Муж не хотел пускать, они заявили, что имеют постановление. Когда обыскивали, ничего не разбрасывали, так аккуратненько смотрели, знали, что изымать – плакаты и системный блок», – пояснила пожилая женщина.
 
На перспективы дела дочери она смот­рит пессимистично. «Ее «заказали» сверху, ничего тут не поможет, – уверена Татьяна Фёдоровна. – Когда проводили обыск, предупредили: будет сотрудничать со следствием – получит условный срок, не будет – по полной программе. Государственный адвокат так же говорил. Но Даша вины не признает».
 
Двое неназванных фигурантов сепаратистского дела – это, вероятно, выехавший из Краснодара в Одессу психолог Пётр Любченков и анархист Вячеслав Мартынов. Первый в социальных сетях активно поддерживал действия киевских властей на Донбассе и в ходе одесского пожара – за что, как утверждает, был «поставлен на карандаш» кубанскими силовиками. Не желая терять свободу, мужчина попытался выехать на Украину. На пограничном посту в городе Армянске (граница с Крымом) украинские пограничники сняли его с автобуса, пришлось пересекать границу со стороны Ростовской области, да и то не сразу – на Украину его пропустили только после вмешательства киевских коллег. Попав в «незалежну», Пётр Любченков остановился в Одессе, где активно рассказывал украинским СМИ о своей позиции. Как сообщил «Совершенно секретно» сам психолог, сейчас он готовится вступить в добровольческий батальон, чтобы воевать против ополченцев.
 
21-летний Мартынов, по имеющейся информации, покинул Россию вскоре после освобождения из СИЗО. Молодой человек намерен просить политического убежища на Украине.
 
Являются ли данные активисты фигурантами уголовных дел, досконально неизвестно – ФСБ не комментирует эту информацию. Но опрошенные «Совершенно секретно» оставшиеся в Краснодаре оппозиционные активисты уверены, что в сепаратизме подозревают именно Мартынова и Любченкова.
 
На фото: ПИКЕТ В ПОДДЕРЖКУ ФЕДЕРАЛИЗАЦИИ
Фото из социальных сетей
 
КУБАНСКИЕ КОРНИ
 
«Уголовный кодекс на территории страны одинаков, но первое дело по «сепаратистской» статье появилось именно на Кубани, потому что есть субъективный фактор – трактовка закона УФСБ по Краснодарскому краю. Уверен, за возбуждением этого дела стоит желание выслужиться, продемонстрировать якобы опасность ситуации в регионе, значимость своей работы. Все эти факторы не имеют никакого отношения к реальным социально-политическим угрозам», – прокомментировал ситуацию «Совершенно секретно» доктор политологии Михаил Савва, сам в прошлом году на несколько месяцев оказавшийся в краснодарском СИЗО № 5. Политолог подчеркнул, что в призывах к федерализации нет экстремизма: «Федерализация – очень объемное понятие, чтобы утверждать, что Дарья призывала к отделению Кубани, нарушению территориальной целостности России».
 
Это далеко не первое дело кубанских чекистов, вызвавшее за последний год всероссийский резонанс. Об уголовном преследовании самого профессора Саввы, например, трижды докладывали лично президенту Владимиру Путину, а о преследовании краснодарского юриста Виталия Семёнова, дело которого по гражданскому иску расследовала Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом УФСБ, рассказали федеральные каналы. Складывается впечатление, что некоторые подчиненные начальника УФСБ генерала Михаила Власенко занимаются откровенным очковтирательством, превратив серьезную силовую структуру в частную лавочку для защиты исключительно собственных интересов.
 
В Краснодарском крае регионализм в казачьем его проявлении развит куда сильнее, чем в большинстве других российских регионов. Кубанские казаки никогда не забывали о запорожских корнях, связь с украинцами остается в языке, традициях, образе жизни. Но в то же время Кавказская война навсегда определила вектор казачества – служение России, ее имперским интересам. Поэтому ни в начале XX века, ни во время украинизации Кубани при «раннем» Сталине основная масса жителей региона не воспринимала себя отдельно от страны. Да, была попытка создания Кубанской республики в годы Гражданской войны – это инициатива исключительно интеллигенции, ориентированной на казачество, но не представляющей его реальных интересов. Были попытки создать Армавирскую и Верхне-Кубанскую казачьи республики в начале 1990-х.
 
И в послереволюционное, и в постперестроечное время попытки отделения были связаны прежде всего со слабостью властной вертикали – Москва не справлялась с управлением окраинами, их жители взяли бразды правления в свои руки. Сегодня ситуация кажется иной.
 
Во-первых, основная масса свободолюбивого казачества была уничтожена во время Гражданской войны, голода и репрессий. Сегодня и в реестровом войске, и в нереестровых объединениях большинство тех, кто стал «казаками» только в сознательной жизни, мало знаком с исконными традициями и историей войска. Поэтому у кубанского сепаратизма нет ни идеологической, ни социальной базы. Казаки в годы губернаторства Александра Ткачёва плотно подсели на «бюджетную иглу», и пока идет многомиллионное финансирование, ссорится с властью они не будут. Наоборот, казачество, получающее по 25 тысяч рублей в месяц за инспектирование вместе с полицией улиц, служит социальной базой этой власти и уже не раз использовалось против оппозиционных активистов. Но это, повторюсь, до того момента, пока бюджет не перестанет их содержать.
 
ОПРАВДАНИЯ «Я ПОШУТИЛ» ЗДЕСЬ НЕУМЕСТНЫ
 
«У Краснодарского края – особый статус, благодаря которому он нередко становится пилотной площадкой для экспериментов над обществом. Здесь, в Сочи, перед Олимпиадой впервые опробовали массовый отбор земли у населения, первыми начали перегораживать леса и побережье, появились казачьи патрули», – перечисляет адвокат «Агоры» Александр Попков. Он уверен, что дело в отношении Полюдовой возбуждено с согласия руководства ФСБ, это не местечковая инициатива местных силовиков.
 
Но есть среди краснодарских экспертов и те, кто поддерживает преследование сторонников «федерализации». «Основной задачей акции Дарьи Полюдовой была провокация. Удалась ли она? Как видим – да, только провокаторы недооценили, с какими опасными спичками они играют. Оправдания в стиле «я пошутил» уместны для детского сада и младшей школы, но никак не для политических активистов», – считает кубанский политтехнолог, в прошлом комиссар движения «Наши» Александр Топалов. Собеседник полагает, что сама постановка темы – курс на автономию Кубани – «уже является практически преступной в наше неспокойное время. Россия – одно из самых сложных государственных образований на современной карте. Попытки инициировать сепаратизмы всех мастей, начиная с кавказских и сибирских и заканчивая казачьими, можно сколь угодно называть шуткой, опасность этих явлений безусловна».
 
Следствие по «сепаратистке № 1» и ее «подельникам» только началось. Каким станет первый приговор по статье 280.1 УК РФ, скорее всего, мы узнаем через несколько месяцев.

Автор:  Андрей КОШИК
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку