НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

Замкнутый круг

Замкнутый круг
Автор: Павел ДРОЗДОВ
Совместно с:
17.04.2019

Президент РФ на расширенной коллегии Генеральной прокуратуры РФ заявил, обращаясь к прокурорам, что надо «оказывать предпринимателям эффективную помощь и поддержку в отстаивании их законных прав и интересов». «Ваша прямая обязанность – вести мониторинг ситуации, связанной с уголовным преследованием представителей бизнеса», – подчеркнул гарант. Но что же происходит на самом деле? В этом разбирался корреспондент «Совершенно секретно».

Невероятное событие произошло в Салехарде, столице Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Главный прокурор округа Александр Герасименко ответил на обращение депутата Госдумы Николая Харитонова!

ВОЛШЕБНАЯ ПОДПИСЬ

Казалось бы, что в этом необычного? Ну заинтересовался депутат делом одного из местных предпринимателей, жалующегося на незаконное уголовное преследование и постоянное давление. Ну запросил прокурора, а тот предсказуемо ответил, что факты не подтвердились. Рутинная, в общем, ситуация.

На самом деле нет. Потому что на всех предыдущих десятках, если не сотнях обращений по данному вопросу стоят подписи исключительно заместителей Герасименко. Сам он до сих пор ни разу не удостоил проблему своей подписью. И вот теперь – свершилось.

Все дело в порочной системе круговорота обращений в прокурорской системе. Если местная прокуратура не хочет или не может решить какой-то вопрос, надо обращаться в региональную, а потом и в генеральную. Но только в том случае, если глава инстанции поставил личную подпись под отказом в проведении проверки или возбуждении уголовного дела.

Если стоит подпись заместителя, вышестоящая инстанция не считает вопрос решенным на низовом уровне и «спускает» обращение обратно. И так – годами. Над людьми просто издеваются, потому что нет в ведомстве Юрия Чайки механизма, заставляющего регионального прокурора лично поставить свою драгоценную подпись. Генпрокурор может влепить своему ямальскому коллеге Герасименко строгача (что уже было), может лишить его премии (то же было), но не может взять его за руку и вывести этот несчастный росчерк. Вот и ходят жалобщики по кругу из двух формулировок «Ваше обращение перенаправлено для рассмотрения в прокуратуру ЯНАО» за подписью сотрудника Генпрокуратуры и «Изложенные факты не подтвердились» за подписью заместителя регионального прокурора.

Чиновничий футбол. Бюрократическая пыточная камера. Существующая, кстати, отнюдь не только в ЯНАО – стоило бы присмотреться и, например, к Свердловской области. Если в законе есть «дыра», то ей воспользуются чиновники…

Для разъяснения этих вопросов мы обратились к эксперту, доценту кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидату юридических наук Дмитрию Чекулаеву. Он констатирует: «Инструкцией о порядке рассмотрения обращений граждан в Генеральной прокуратуре РФ действительно предусмотрено обязательное направление обращений руководителям нижестоящих прокуратур для проверки доводов в случае, если они ранее не принимали решений по этим обращениям».

Однако факт подписи под обращением депутата с перечнем точно таких же фактов, по мнению Чекулаева, меняет дело: «Прокурор ответил депутату «в связи с обращением гражданина». Таким образом, прокурором округа рассмотрены доводы обращения гражданина, а не депутата, ответ дан по существу обращения. Направление очередного обращения этого же гражданина из Генеральной прокуратуры РФ в прокуратуру ЯНАО, на мой взгляд, будет противоречить не только ведомственным приказам надзорного ведомства, но и установленным Законом о прокуратуре принципам единства и централизации системы, а также невмешательства в деятельность прокуратуры со стороны других органов. Только прокурор вышестоящего звена (в данном случае – Генеральный прокурор РФ или его заместитель) вправе отменить незаконные решения нижестоящего прокурора. Прокурор ЯНАО уже сделал вывод об отсутствии оснований для принятия мер реагирования по обращению гражданина. Поэтому только Генеральная прокуратура РФ может прийти к такому же или иному выводу, рассмотрев силами своего высококвалифицированного аппарата повторное обращение гражданина на нарушения, которых ранее не выявила прокуратура ЯНАО».

То есть появились все основания для перевода дела на федеральный уровень, чего так боялись Александр Герасименко и его «трудолюбивые» заместители, в поте лица подписывающие отказные бумажки.

Все жалобы, направленные в приемную Генпрокуратуры РФ в специальный день приема предпринимателей, были перенаправлены на того, на кого жаловались бизнесмены. В результате эффект нулевой. Представители бизнеса перестали обращаться в надзорные органы, а последние на федеральном уровне фактически выполняют функцию «одного окна». Разве к этому призывал президент?

БЫСТРОРАСТВОРИМЫЕ АКТЫ

Аналогичным образом, похоже, работает и друг-соперник прокуратуры – местный Следственный комитет. Относительно недавно назначенный руководитель подразделения, «варяг» Андрей Егоров, на которого возлагались большие надежды в деле восстановления попранной законности в ЯНАО, встретился с изобретателем и общественником Виктором Гузем, не первый год добивающимся расследования злоупотреблений в Региональном инновационно-инвестиционном фонде «Ямал». Деньги из фонда (около 1 млрд рублей), по его мнению, пошли на что угодно, только не на заявленные цели. По итогам встречи Следственный комитет разослал запросы во все заинтересованные инстанции, потом задумался, продлил сроки рассмотрения запроса и, наконец, отказал в проведении доследственной проверки… за подписью не Егорова, а исполняющего обязанности главы СК. Правда, и. о. – это больше, чем зам, так что, возможно, связью между испарившимся миллиардом и материализовавшейся базой отдыха для региональных тузов теперь займутся на федеральном уровне. От людей, которые на этой базе не отдыхают, можно ожидать большей объективности в рассмотрении дела

Кстати, при ознакомлении с материалами отказа (настойчивый Гузь неделю обивал пороги ведомства, прежде чем получил это законное право) удалось получить весьма интересный документ 2016 года – список организаций-подрядчиков фонда. Миллионы, десятки миллионов рублей уходили как местному олигархату, так и совершенно неизвестным фирмам, причем актов приема их работ никто пока не видел. Казалось бы, запроси – и поймешь пути вывода бюджетных средств, но нет. Следственному комитету региона неинтересен этот вопрос. Москва далеко, президент высоко, а местные связи и обязательства – вот они.

ЗАЩИТНИКИ ИННОВАЦИЙ

Кстати, о президенте. Для непотопляемых местных князьков ситуация ухудшилась в последний день зимы 2018/19 гг., когда Владимир Путин провел расширенную коллегию МВД с участием представителей всех силовых ведомств. И главный акцент он сделал именно на защите бизнеса: «Эффективный ответ на все внешние ограничения может быть только один – создать максимально благоприятные условия для развития экономики внутри страны. Это не ведомственная задача. Она общенациональная, государственная». Правда, на лицах некоторых собравшихся в зале товарищей отчетливо читалось недоумение: а как же тогда зарабатывать, если не «доить буржуев», по их терминологии?

Отвечая на требования президента, Генеральный прокурор Юрий Чайка в числе прочего отметил, что в минувшем году прокуроры помогли внедрению 1 тыс. изобретений, которые ранее тормозились местными чиновниками. Эта статистика очень обрадовала изобретателя из ямальского Салехарда Николая Быкова, который не так давно искал правду в местной прокуратуре. За одну из разработок Быкову было выделено из бюджета округа 2 млн рублей. 500 тыс. он даже получил, остальные испарились «по дороге» из бюджета через Департамент по науке и инновациям (ныне, к счастью, расформированный) и технологический парк. В прокуратуре города ему строго сообщили, что такого просто не может быть – и напрямую отказались расследовать обстоятельства утечки денег.

Вот так работают люди Герасименко. И надо сказать, что Быкову еще повезло. Его коллеге-изобретателю Владимиру Пяткову, также набравшемуся «наглости» биться в чиновные кабинеты, просто проломили голову неизвестные – две недели комы и смерть. Так что слова Чайки про поддержку инноваций и изобретений на Ямале восприняли с особым чувством. Хорошо бы за этими словами последовали и дела – например, в виде въедливой проверки работы региональных силовых структур. 


Автор:  Павел ДРОЗДОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку