Зарплата за одиночество
ФОТО: АЛЕКСАНДР РЮМИН/ТАСС
22.06.2021
В конце мая текущего года в сети вновь поднялся вопрос о том, чтобы оплачивать домашний труд одиноким родителям. Инициативу проявила заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей от партии «Единая Россия», телеведущая Оксана Пушкина. Она сказала, что закон об оплачиваемом домашнем труде необходимо принять на федеральном уровне. Специальный корреспондент «Совершенно секретно» поговорил с Оксаной Викторовной об этой инициативе и с рядом других экспертов, чтобы выяснить, чем же ныне существующие меры государственной поддержки и формулировки закона не устраивают современных одиноких родителей.
Мать-одиночка – это женщина, которая не состоит в браке и воспитывает ребенка или детей одна, без наличия совместного заявления родителей о фиксации прав отцовства при регистрации ребенка в ЗАГСе. «То есть в графе отец стоит прочерк, – поясняет юрист компании ООО «Юристы» Алёна Данилова. – Специальных выплат для матерей-одиночек нет, но они имеют право на пособия и льготы, которые доступны всем матерям, вне зависимости от их статуса».
КТО ТАКАЯ МАТЬ-ОДИНОЧКА
Эксперт отмечает, что если доход матерей-одиночек ниже прожиточного минимума, то одинокие мамы могут рассчитывать на 675,15 рублей за раннюю постановку на учет в женской консультации и 18004,12 рублей в качестве единовременного пособия при рождении малыша. Также для них предусмотрены и декретные выплаты – от 3 375 до 6 751 рублей (в зависимости от количества детей) для неработающих мам и от 58 878 рублей до 340 795 рублей для работающих мам. Сюда же плюсуется материнский капитал в размере 483 882 рубля на одного ребенка и 639 432 рубля – на второго. В то же время воспользоваться самой существенной помощью от государства – материнским капиталом – достаточно проблематично.
В перечне установленных законом целей на реализацию этой выплаты не так много пунктов. Это улучшение жилищных условий, образование в вузе или частном детском саду, покупки для детей-инвалидов или пенсия. Некоторые региональные маткапиталы, например, в Ростовской и Калининградской областях, Якутии и Бурятии разрешается пустить на покупку машины. Но на этом как бы и все. «Я одна поднимаю троих детей, – рассказывает многодетная мама, профессор РГСУ Екатерина Баранова. – Мне не нужно выплачивать ипотеку, я не хочу покупать никакую землю, потому что строить дачу не планирую. Работая в сфере высшего образования, совершенно точно знаю, что в ближайшем будущем суммы маткапитала мне не хватит, чтобы оплатить даже два семестра в хорошем вузе. Дети у меня маленькие, и пока они вырастут, пройдет очень много времени. На пенсию я коплю себе сама, да и понимаю, что к ее наступлению, сумма маткапитала будет ничтожной. То есть эти деньги лежат у меня мертвым грузом с 2015 года и фактически обесцениваются – их съедает инфляция. Я бы хотела использовать эти деньги, например, на оплату детских секций, но это не входит в государственные перечни целей. Или, может, я бы положила их на собственный счет под проценты. Но государство и такой возможности мне не дает».
В то же время власти постоянно акцентируют внимание на том, что в Российской Федерации для матерей-одиночек, кроме почти доступного маткапитала, есть и ряд привилегий, направленных конкретно на их поддержку. Например, дети одиноких мам имеют преимущество по отношению к другим при получении места в детском саду. Также государство компенсирует затраты на лекарства и, например, предоставляет услуги массажиста в поликлиниках – бесплатно. На их же стороне и трудовой кодекс: матерей-одиночек не могут уволить при сокращении, а если компания прекращает свое существование, женщине должны дать новое рабочее место под ответственность работодателя.
КТО ТАКОЙ ОТЕЦ-ОДИНОЧКА
«Отцов-одиночек» не выделяют как отдельную категорию граждан: их относят к категории лиц, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка в возрасте до 14 лет без матери. Права при этом, вроде бы, аналогичные, но часто их все-таки приходится доказывать. В связи с тем, что чаще всего с ребенком остается проживать мать, все выплаты оформляются по умолчанию на нее. Возможность, например, получить материнский капитал у отцов появляется, только если на воспитании находится двое или более детей, и есть подтверждение, что мать по веским причинам утратила право на получение сертификата. «В ст. 3 закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 № 256-ФЗ (более известен как закон о маткапитале) прямо указаны случаи, когда непосредственно у мужчины возникает право получить материнский (семейный) капитал, – говорит Алёна Данилова. – Правильно, что материнский капитал называется семейный. Основные положения, по которому у «отца-одиночки» есть такое право: если мужчина является единственным усыновителем второго, третьего и последующих детей, при этом он ранее не получал маткапитал, а решение суда об усыновлении вступило в силу в период с 01.01.2007 (включительно); если мужчина является единственным усыновителем первого ребенка, ранее не получал семейный капитал, а решение об усыновлении вступило в силу в период с 01.01.2020 (включительно)». Но все права, как уже было сказано, отцу придется доказывать: первостепенный получатель семейного капитала – мама.
Помимо факта доказывания этого права, отцы-одиночки ущемляются и в праве на получение бесплатного образования во время декретного отпуска: отец-одиночка почему-то не может бесплатно повысить квалификацию или приобрести другую специальность. Этим правом обладают только женщины. А между тем статистика говорит нам, что сегодня из 17 млн российских семей в 5 млн случаях дети воспитываются только матерями и лишь в 600 тыс. – отцами-одиночками. Но ведь и этот факт нельзя сбрасывать со счетов. Поэтому, считает политик Оксана Пушкина, есть необходимость закрепить в законе понятие «одинокий родитель» и ввести для этой категории граждан одинаковые права на помощь от государства.
ЗАКОН ОБ ОПЛАЧИВАЕМОМ ДОМАШНЕМ ТРУДЕ
В интервью «Совершенно секретно» Оксана Пушкина рассказала о том, что ее идея закрепить в законодательстве право родителей получать деньги за воспитание детей заключается именно в создании условий, которые бы позволили совмещать труд и воспитание. Например, предлагается закрепить право на получение ежемесячного денежного пособия одним из членов семьи трудоспособного возраста (женщиной или мужчиной), который занят ведением домашнего хозяйства и является гражданином Российской Федерации.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО ВОПРОСАМ
СЕМЬИ, ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ ТЕЛЕВЕДУЩАЯ ОКСАНА ПУШКИНА.
ФОТО АВТОРА
«Ежемесячное денежное пособие назначается в случае, если размер среднедушевого дохода семьи домохозяйки (домохозяина) не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации, – говорит Оксана Пушкина. – Размер ежемесячного денежного пособия в связи с ведением домашнего хозяйства предлагается установить в размере, равном минимальному размеру оплаты труда. Порядок осуществления выплаты ежемесячного денежного пособия в связи с ведением домашнего хозяйства, порядок обращения гражданина за назначением указанной выплаты и перечень документов, необходимых для его назначения, нужно установить федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Дополнительно необходимо внести и изменения и в ФЗ «О страховых пенсиях» в части включения периода, в течение которого домохозяйка (домохозяин) получала (получал) ежемесячное денежное пособие в связи с ведением домашнего хозяйства, в страховой стаж с целью определения права на получение страховой пенсии. Родитель, который в одиночку воспитывает ребенка, как правило, не имеет возможности работать полный день и выстраивать свою карьеру. Но нужно понимать, что жить им на что-то нужно. Поддержка государства – это всегда хорошо, но учитывая рост цен на продукты, одежду, образование, рассчитывать нужно на свои силы».
Ссылаясь на данные социологов, политик подчеркивает, что среднестатистическая россиянка около 45 часов в неделю трудится на работе и еще 50 часов посвящает домашним делам. «Каждый труд, будь он в офисе, на заводе или дома, должен оплачиваться, – говорит Оксана Пушкина. – Это, в частности, касается и одинокого родителя, на котором лежит еще большая нагрузка и ответственность. Ведь обязанности «работа-дом-ребенок» ему разделить не с кем».
ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА
Пушкина напомнила, что в современной мировой практике первыми, кто осветил тему оплаты домашнего труда, были американцы, которые высказали мнение, что помимо заработной платы женщине необходимо оплачивать и домашние рутинные обязанности. «Зачастую в быту приходится совмещать профессию и повара, и няни, и врача, и учителя, и психолога. Многим женщинам «зарплату» платит муж. Но не все мужчины имеют финансовую возможность платить своим женам. А что делать, если такого «работодателя» просто нет?!.
В Финляндии, например, один из родителей обычно смотрит за ребенком дома, по крайней мере, на протяжении родительского отпуска или примерно до тех пор, когда ребенку исполнится 9 месяцев. Если родитель продолжает смотреть за ребенком дома также после этого, он имеет право на получение с места работы отпуска без содержания по уходу за ребенком до тех пор, пока ребенку не исполнится три года. Стоит учесть, что у финнов услуги дошкольного воспитания предоставляются коммунами, в частности, при детских садах. Также существуют и доступные частные детские сады.
В Японии ситуация сложнее. Работающие мамы тянут на себе все бремя быта и зарабатывания денег. В целях поднятия экономики правительство смотрит в сторону увеличения числа работающих женщин, при этом, не создавая последним достойных социальных условий. Парадокс состоит в том, что японки занимают весьма посредственные должности, оставаясь всегда рабочими лошадками. Традиционные ценности не позволяют им просить денег у супруга, который в силу тех же самых традиций не принимает участия в домашних делах и вообще считает, что быт – неоплачиваемая обязанность женщины.
Возможно, самый красноречивый пример поддержки семьи государством – это право шведских родителей, которые уходят в декрет на целые годы. По закону полагается 480 рабочих дней оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком – новорожденным или усыновленным. На фоне других стран это действительно много. Каждый родитель – если их двое – имеет право на 240 из этих дней. Если ребенок родился в 2016 году или позже, каждый родитель имеет право на 90 дней, предназначенных только для него. Если он/она решит не брать их, они не могут быть переданы партнеру. А родитель-одиночка имеет право на полные 480 дней. По статистике, папы в Швеции в среднем берут около 30% всего оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. Пользоваться оплачиваемыми днями декретного отпуска родители вправе до достижения ребенком восьмилетнего возраста. Отпускные дни добавляются и суммируются при рождении каждого следующего малыша. В итоге в семьях с несколькими детьми декретный отпуск может продолжаться долгие годы. Если же и они истекли, а выходить из детской комнаты на работу по-прежнему не хочется, то закон разрешает родителям на четверть сократить рабочий день. Правда, уже за свой счет.
Не удивительно, что по равенству в сфере труда Швеция занимает первое место. И на опыт лучших – нам и нужно опираться.
Да, семейная и социальная политика в России улучшается с геометрической прогрессией. Но и стоит отметить неутешительную тенденцию роста числа родителей-одиночек. Им и так приходится морально и материально нелегко, а ситуация с пандемией еще более усугубила экономическую ситуацию в мире».
НЕ ЗАРПЛАТА, А ВЫПЛАТА
«Во время пандемии настоящей пощечиной для многих родителей, которые в одиночку воспитывают детей, стало то, что Владимир Путин фактически разрешил родителям-алиментщикам не выплачивать деньги на детей – жалобы на неуплаты не рассматривались – все было закрыто, – говорит многодетная мама Екатерина Баранова. – Конечно, президент мотивировал это тем, что многие потеряли работу, у кого-то возникли материальные сложности, но в то же время мы – как родители, на чьих руках дети – должны были работать. У меня, например, были постоянные лекции по «Скайпу», так как мы работали дома, и при этом за моей спиной постоянно бегали дети. Это был совершенный кошмар». Екатерина отмечает также, что продуктовая помощь для малоимущих и многодетных семей, которую выдавали в образовательных организациях на время локдауна, была такого низкого качества, что лучше бы деньги, потраченные на упаковку и закупку этих продуктов, выдавали на карточку. «Я, например, никогда не покупаю детям консервированные продукты и пакетированное молоко с большим сроком годности. Большую часть полученных продуктовых наборов мне пришлось просто раздать. Вместо этих коробок лучше бы сделали выплаты на карточку. А если боялись, что деньги потратятся не на продукты, а на что-то еще, прикрепили бы их к каким-то магазинам, предварительно проведя тендер. Или дали бы в виде сертификата, который можно потратить на продукты или детские принадлежности. Для одиноких родителей сейчас каждый рубль играет большую роль».
Эксперты уверены, что все обсуждаемые инициативы властей в теме оплаты домашнего труда одиноких родителей должны уже, наконец, прийти к логическому и справедливому нормативному документу: поддерживая родителей, мы защищаем права детей и наше будущее. Однако и здесь есть важный нюанс, к которому отнестись нужно со всем вниманием: в законе речь должна вестись не о привычной для нас заработной плате одиноким родителям, а именно о поддержке их государством, которое помогает материально, не требуя при этом никаких отчетов. «Сама позиция зарплаты в данном случае – вещь весьма крамольная, потому что если человеку кто-то платит зарплату, то взамен требуются некие действия от работника, – комментирует директор АНО «Институт демографического развития и репродуктивного потенциала», эксперт в сфере образования, воспитания, демографии, семейной и молодежной политики, отец троих детей Руслан Ткаченко. – Если человек какие-то действия не выполняет, то его увольняют и лишают зарплаты. И позиция, что родители на зарплате дает возможность воспринимать это как ювенальный механизм».
Ткаченко подчеркивает, что при разговоре о дополнительных деньгах для семей с детьми должны подразумеваться именно выплаты – и если закон все-таки будет принят, то на всех уровнях понятие «заработная плата» звучать не должно. Каким бы сложным ни был труд родителей – это все-таки не работа, где можно поменять график, настроить смены и так далее. Институт родительства – это фундамент, на котором стоит страна – ее бизнес, образование, здравоохранение, безопасность. И этому фундаменту всегда нужна была крепкая опора – особенно в тех местах, где его возведением занимаются в одиночку.
Автор: Ирина ДОРОНИНА
Комментарии