НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Женщины у киноштурвала

Женщины у киноштурвала

Женщины у киноштурвала
Автор: Роман НИКИТИН
11.03.2019

«Совершенно секретно»: Кино – слово среднего рода, и, казалось бы, у него нет пола. И все-таки долгое время многие кинематографические профессии были, в основном, уделом мужчин. Но уже немало лет можно наблюдать самый настоящий бум женского кинематографа в мире, прекрасные дамы освоили (и с большим успехом) даже те киноремесла, которые раньше им были неподвластны чисто физически. Ушли в прошлое тяжёлые кинокамеры и в операторском полку прибыло, женщин-операторов становится всё больше. Что же касается сценаристов и режиссёров – тут женщины уже давно на передовой.

КИНОФЕСТИВАЛЬ ПРАЗДНИКА ВЕСНЫ

Кинофестиваль «8 женщин», вот уже в пятый раз проводимый Гильдией кинорежиссёров России при участии Фонда Розы Люксембург в РФ, ни в коей мере не стремится противопоставить женское кино мужскому. Тем более, что многие творцы презрительно пожимают плечами, говоря, что есть лишь одно определение фильмов – хорошие или плохие – и неважно, кто их снял. Просто в преддверие весны и традиционного праздника 8 марта хочется больше уделить внимания прекрасному полу, вот и родился такой фестиваль – весенний, женский, нежный.

Хотя кино-то дамы далеко не всегда снимают нежное. Темы затрагиваются серьёзные, жёсткие. И война, и насилие, и несправедливость, и, конечно же, любовь – обо всём этом говорят они с экрана. Как отметил член жюри фестиваля, актёр и режиссёр Борис Токарев, «за эти темы ничего не боясь, не страшась, берутся наши замечательные женщины».

Наталья Першина сняла триллер «Мёртвые ласточки». Это её дебют в полнометражной кинорежиссуре. И сразу такой жанр! Триллер-то не всякий мужчина возьмётся снимать. Но надо отдать должное дебютантке, кино у неё получилось. Да такое, что и нервы можно пощекотать, и задуматься о серьёзных вещах. «Это мистический триллер, местами даже немножечко хоррор, основанный на русском фольклоре и русской мифологии. Но фильм построен не по принципу триллера, а по принципу сказки», — говорит о своей картине Наталья Першина. Герой фильма, молодой, легкомысленный актёр Саша сбегает от беременной подруги в глухие места. Уговорил приятеля поехать с ним на рыбалку. Тот его и привёз в домик егеря, своего давно умершего деда. Но убежав (подленько так убежав) от одной женщины, Саша встречают другую, гораздо опасней предыдущей. В него влюбляется лесная ведьма – кикимора. И вот от неё-то скрыться посложнее будет, чем от обычной девушки. С кикиморой отмазки вроде «мы с тобой позже всё решим» и «я тебе перезвоню» не прокатывают. И если она тебе что-то даёт, не думай, что сумеешь отделаться лишь песней да смазливой внешностью. Всего себя отдай взамен, либо погибни, или душу свою погуби. Как говорится, мужчинам на заметку.  

Фильму «Мёртвые ласточки» жюри присудило Приз «Дебют» с формулировкой «За попытку дебютантки освоить неподъемный в нашем кино жанр триллера минимальными средствами». Вполне справедливо.

ВОЙНА НЕ ЖЕНСКАЯ ТЕМА, НО…

Другая дебютантка Виктория Фанасютина в своей первой картине обратилась к суровым дням Великой Отечественной войны. Её фильм «Солдатик» основан на реальных событиях и посвящен самому маленькому солдату — герою Великой Отечественной Войны, шестилетнему Сереже Алешкову (1936г.р.). Мальчик был самым юным сыном полка, под Сталинградом он спас командира, под обстрелом позвав на помощь и приняв участие в откапывании заваленного блиндажа с командиром полка и несколькими офицерами. За это он приказом № 013 от 26 апреля 1943 года был награждён медалью «За боевые заслуги».

«Война, наверное, не очень женская тема, но это фильм о ребёнке на войне, который в свои шесть лет получил медаль «За боевые заслуги» и стал самым маленьким героем нашей самой страшной войны – Великой Отечественной, — рассказала Виктория Фанасютина. – Мы делали его по архивным материалам, по воспоминаниям фронтовиков-очевидцев, и старались сделать это максимально точно, чтобы не обидеть того человека, которому этот фильм посвящается. Это игровое кино, и естественно тут есть какой-то художественный вымысел, но даже личная история максимально приближена к документальным материалам». Картина рассчитана на детскую аудиторию, в чем-то она очень проста и наивна, но сделана с большой душой, любовью и уважением к тем людям, которые стали её прототипами. А самое главное украшение фильма – юный актёр Андрюша Андреев, сыгравший главную роль

«Солдатик» получил сразу два диплома кинофестиваля «8 женщин». Один из них – «За дебют». А художественному руководителю картины Алле Суриковой был вручён диплом «За продюсерскую находчивость в поиске финансирования». Кстати, Алла Ильинична Сурикова тоже яркое явление в нашей женской режиссуре, мастерица кинокомедий, которой удалось ещё к тому же когда-то снять и комедию-вестерн – «Человек с бульвара Капуцинов». «Наша картина для всей семьи, — сказала о «Солдатике» Алла Сурикова. – Там и взрослым есть, где посмеяться, и даже всплакнуть, и детям, я надеюсь, будет интересно смотреть. В ней есть и экшен, приключения, и есть взрослые, романтические, может быть даже сентиментальные чувства героев, которых играют Виктор Добронравов и Даша Урсуляк». Сейчас Сурикова озабочена прокатной судьбой фильма, о чём очень эмоционально говорила со сцены в дни фестиваля. Действительно, таким картинам сейчас в наш прокат пробиться нелегко, потому подобные фестивали одна из возможностей познакомить фильм со зрителями.

ПОБЕДИТЕЛИ

Приз за «Лучший фильм» получила картина режиссёра Татьяны Эверстовой «Замыкание». Это автобиографическая картина, продолжение фильма Эверстовой «Его дочь», вышедшего в 2016 году. Героиня фильма, девочка Таня, повзрослела, ей уже 16 лет. Она живёт с мамой, сёстрами и отчимом. Дома отчим постоянно выпивает и обижает мать. Таня жалеет маму, ненавидит отчима и решает избавиться от него.

В планах Татьяны Эверстовой проследить судьбу героини с детства до зрелого возраста. В следующем фильме Таня уедет из родного села, чтобы учиться в вузе.

В документальном конкурсе победили две картины: «Донецкая вратарница» (режиссёр Наталья Батраева), рассказывающая об игуменьях монастыря в Донецке, и «Вырваться. История любви» (режиссёр Ольга Аверкиева), герои которой, сироты, живущие в психоневрологических интернатах, смогли обрести свою любовь.

Лучшим анимационным фильмом был назван «Митина любовь» (режиссёр Светлана Филиппова), сделанный по одноимённому рассказу Бориса Шергина.

Как сказал член жюри фестиваля, режиссёр Сергей Русаков: «Гуманизм и любовь – два этих слова объединяют картины, победившие на фестивале. Это в большей степени свойственно женщинам. И поэтому фестиваль, где важное место занимают гуманизм и любовь, должен быть одним из главных».

В рамках фестиваля прошёл круглый стол «Сто лет борьбы женщин за равные права. От Розы Люксембург до современных гендерных сюжетов. Опыт преодоления проблем». Среди обсуждаемых тем – женщины в обществе и на рынке труда,  конституционные аспекты обеспечения гендерного равенства в России, преодоление патриархата и сексизма в обществе, профилактика семейного насилия.

Александра ИВАНОВА, специально для «Совершенно секретно»

Фото Ирины КРЕТОВОЙ


Автор:  Роман НИКИТИН

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку