ЖКХ: ГДЕ УКРАЛИ, ТАМ И РВЁТСЯ
01.02.2024
Беспрецедентными по своему масштабу коммунальными авариями ознаменовалось в РФ начало нового 2024 года. Десятки тысяч российских семей в условиях сурового мороза под праздники остались без тепла и горячего водоснабжения. Пока региональные чиновники пытаются всё списать на аномально низкие температуры и ищут стрелочников, Росстат констатирует, что износ коммунальной инфраструктуры страны на сегодняшний день составляет более 50%.
Ремонтные бригады, работающие по всей стране в круглосуточном режиме, не справляются с коммунальной стихией: гнилые трубы продолжают рваться, заставляя людей мёрзнуть. Большинство экспертов сходятся во мнении, что главными причинами катастрофы стали массовая застройка с использованием старых теплосетей и безудержная жадность вороватых чиновников на местах.
Разобраться в истинных причинах сложившейся ситуации мы решили вместе с членом Комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ при Торгово-промышленной палате РФ Константином Крохиным.
– Константин Викторович, на Ваш взгляд, ситуация, когда десятки тысяч людей в нескольких регионах страны одновременно остались без тепла в тридцатиградусный мороз, была полной неожиданностью для коммунальщиков?
– Я хочу сказать, что с точки зрения специалистов это было ожидаемо. Очевидно, что при возникновении сильных природных катаклизмов, в данном случае с приходом сильных морозов, нагрузка на теплосети будет расти. Потому что теплоснабжающие организации обязаны повышать температуру теплоносителя и увеличивать давление для того, чтобы обеспечить тепло в многоэтажных многоквартирных домах. А учитывая ветхое состояние сетей, можно было предположить, что при увеличении давления изношенные трубы начнут рваться, и люди останутся без отопления. Как это и произошло в Подмосковье. И не только в Подмосковье.
– А чиновники были не в курсе, что городское коммунальное хозяйство находится в таком удручающем состоянии?
– Насколько это было ожидаемо и предсказуемо для отдельных руководителей конкретных муниципалитетов, мне кажется, что кто-то знал. Потому что если говорить, например, об Электростали Московской области, Химках, Сходне, то там проблемы начались ещё в октябре. В декабре многие люди пытались перед прямой линией президента 14 декабря достучаться до властей – до губернаторов, до президента. Записывали коллективные видеообращения. Некоторые СМИ их даже публиковали. Поэтому я прекрасно помню тот момент, когда люди старались донести вот именно в этих городах, включая Сергиев Посад, Люберцы, Солнечногорск, информацию о сложившейся ситуации. Там уже были проблемы до холодов, до морозов. И вызваны они были массовым строительством новостроек с использованием старых сетей, что приводило к низкой температуре теплоносителя в квартирах, потому что подавалось низкое давление и низкая температура на выходе, чтобы сохранить вот эти вот коммуникации, чтобы они совсем не разрушились.
ОТСУТСТВИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
– У руководителей регионов есть средства для коммуникации с населением в виде соцсетей или Telegram-каналов. Они их совсем не мониторят?
– Есть версия, что перед прямой линией президента администрация Подмосковья, например, приложила большие усилия для того, чтобы эта информация не дошла до самых верхов. И как мы увидели, на прямой линии тема ЖКХ поднималась лишь мельком, когда одна старушка задала вопрос президенту, почему пенсия растёт медленнее и реже, чем тарифы на ЖКХ. И всё! Какое-то сокрытие информации, на мой взгляд, происходило, потому что даже с 4 января, когда начались массовые проблемы в Подмосковье, в этот период в Telegram-канале губернатора в комментариях люди писали, называли свои адреса, населённые пункты, но эти сообщения удалялись. То есть можно утверждать, что некие неустановленные лица пытались скрыть информацию от руководства региона. Поэтому в данном случае нельзя говорить, что это полностью неожиданно. Ожидаемо, что такое могло произойти, но никто не взял на себя ответственность заявить об этом в подготовительный период, ещё до отопительного сезона.
– Мало того, со спокойной совестью отправились на отдых.
– Вы знаете, у нас в ЖКХ бывают такие сезоны, самые опасные, когда дежурства назначаются, то есть люди не уходят в отпуск. Это январь, январские праздники и май. Поэтому удивительно, что в каких-то населённых пунктах, в каких-то регионах руководство уезжало отдыхать на январские праздники. Обычно так не делается.
– Контроль за работой и состоянием жилищно-коммунальной сферы – разве это не прямая обязанность тех же мэров и губернаторов?
– Задача и губернаторов, и мэров городов – следить за жилищно-коммунальным хозяйством. А у нас получилось так, что президент великой страны занимается котельной в городе Подольске.
Совершенно очевидно, что такой расклад означает провал в деятельности руководства Подольска. Я полагаю, есть обоснованные претензии к руководству региона. И не только этого региона. У нас сейчас нечто подобное происходит в Новосибирской, Нижегородской, Липецкой областях.
Я согласен, что непосредственно губернаторы осуществляли недостаточный контроль. Но нужно помнить, что вся юридическая ответственность за состояние и подготовку тепловых сетей городов лежит на руководстве муниципалитетов. Губернатор – это координирующий орган, он должен создавать условия, выходить на федеральное правительство, к президенту с какими-то вопросами, как это часто делают руководители национальных регионов, например, Чечни или Татарстана. Но прямая ответственность за деятельность ЖКХ лежит всё-таки на мэрах городов. Это, собственно, их основная функция и основная обязанность.
ДЕНЬГИ ЕСТЬ, НО БРАТЬ НЕ ХОТЯТ
– А федеральный центр сегодня обладает необходимыми финансовыми ресурсами для модернизации ЖКХ?
– Сегодня федеральный центр реализует несколько программ, направленных на обеспечение граждан Российской Федерации доступными и комфортными жилищно-коммунальными услугами. Одна из них – федеральный проект «Инфраструктурное меню», который за счёт бюджетных средств и внебюджетных инвестиций предполагает финансирование проектов по модернизации ЖКХ.
К тому же в конце 2022 года Президент РФ на Госсовете пообещал ежегодно выделять по 450 млрд рублей на инфраструктуру ЖКХ в течение 10 лет. И по итогам 2023 года на совещании правительства с участием президента было заявлено о том, что более 350 млрд уже было направлено по назначению.
– Тогда почему мы сейчас наблюдаем коммунальный апокалипсис практически по всей стране?
– На сегодняшний день из фонда проекта «Инфраструктурное меню» регионами освоено всего лишь 6%, а 94% не освоено. Это говорит о том, что основная проблема сегодня, не вчера и не 5 лет назад, а именно сегодня – это не отсутствие финансовых ресурсов, а отсутствие инициативы и отсутствие работы на местах. Никто не берёт на себя ответственность подготовить эти проекты, выйти с ними на федеральный уровень, защитить их, получить деньги и реализовать. Потому что это, во-первых, работа, во-вторых, ответственность. А у нас не все чиновники готовы вот так вот работать.
В итоге деньги остались невостребованными. Условно говоря, они лежат в Центральном банке на счетах.
ДЕПУТАТ ПРИЗЫВАЕТ К ПОБОРАМ
– Понимая, что коллапс в ЖКХ может спровоцировать социальный взрыв, власти в срочном порядке занялись поиском решения проблемы. Предложения поступают самые разные. Депутат Госдумы от «Единой России» Гурулев, в свою очередь, предложил решить проблему аварий резким повышением тарифов. По его словам, например, в Забайкалье – регионе, от которого он избирался, тарифы не росли 5 лет, и их необходимо поднять процентов на 15. Это не слишком радикальная мера?
– Депутат Гурулев не первый раз выходит на публику с неподготовленными и какими-то нереализуемыми инициативами. И не только в системе ЖКХ. У нас существуют такие депутаты, которые по каким-то причинам, я уж не знаю, чьи задачи или задания они выполняют, выходят даже с недостоверной информацией.
В отношении заявления Гурулева, что в Забайкальском крае, якобы 5 лет не повышаются тарифы, уже СМИ подтвердили, что он не прав. Потому что там ежегодно тарифы росли в среднем на 10%. То есть на основе недостоверной информации он говорит о том, что вот давайте ещё повысим. Я не знаю, в каком состоянии он находился, когда эти инициативы озвучивал.
Повышение тарифов само по себе – оно ведь не решит проблему с состоянием ЖКХ и, прежде всего, теплосетей. Как я сказал выше, деньги на модернизацию выделяются в федеральном центре, но они не запрашиваются региональным руководством. Если полагать, что с населения брать легче, потому что это безответственно, никто не будет контролировать, то это неправильно.
Дело в том, что тарифы для населения устанавливает не депутат Гурулев и даже не Госдума, и даже не регион. Тарифы, предельный индекс роста цен устанавливает федеральное правительство. Поэтому, исходя из политических соображений, исходя из соображений элементарной социальной справедливости, я глубоко сомневаюсь, что правительство пойдёт на какое-то резкое повышение тарифов.
– Почему повышать тарифы на услуги ЖКХ сегодня нецелесообразно?
– Уровень сегодняшних тарифов с 4–6% допандемийного периода на 2024 год вырос примерно до 11– 15%. Вот я думаю, что выше этого индекс не будет увеличиваться по многим причинам. И одна из них – это отсутствие стабильного сопоставимого роста доходов населения.
Очень важно помнить, что на сегодняшний день население оплачивает услуги ЖКХ на пределе возможностей. И вместе с увеличением тарифа у нас примерно на такой же процент растёт задолженность. Понимаете?
Получается, чем больше мы повышаем тарифы, тем больше растёт задолженность. Это значит, что те, кто платил, они уже заплатить не могут, а те, кто не платил, они и не платят. Поэтому это очень опасная тенденция – повышать тарифы в условиях, когда население не может оплачивать уже действующие.
– А вот губернатор Московской области ничего не предлагает. Денег просит.
– Если говорить о миллиардах, которые просит уважаемый губернатор Подмосковья, то в этих условиях хочется задать вопрос: а почему об этом не говорили в октябре или декабре? Почему об этом заговорили только что? Сейчас это выглядит как оправдание. Такое ощущение, что люди в какой-то определённой панике ищут какие-то варианты.
После наступления морозов, поставщики тепла резко увеличили давление в трубах и старые батареи просто не выдержали нагрузки
МОЖНО ЛИ НАЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ ЖКХ?
– В Госдуме заговорили о реприватизации и национализации объектов сферы ЖКХ. Такие меры помогут «оздоровить» сферу ЖКХ?
– Те, кто об этом говорит, они не понимают, что ЖКХ и не было приватизировано. В 1991 году, когда Верховный Совет РФ принял постановление № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ», было установлено, что всё жилищно-коммунальное хозяйство, включая жилой фонд, переходит в ведение местных органов власти, считай, муниципалитетов на сегодняшний день. То есть все эти сети, котельные, они никогда не переходили в частную собственность. Они как были государственными, так и остались.
Какие-то объекты, правда, остались в федеральной собственности. Например, за Министерством обороны числятся котельные в Солнечногорске, в Истре и другие. Но эти ведомственные котельные всё равно государственные. И таких объектов очень много.
– А как же концессия – эксплуатация объектов ЖКХ частниками, которые кладут прибыль в свой, а не в государственный карман?
– Дело в том, что у нас всё ЖКХ акционированное. Такие региональные коммунальные предприятия-монополисты как АО «Мосводоканал», ПАО «Моэк» и так далее – это все акционерные общества. При этом они считаются государственными предприятиями и находятся под контролем государства, так как и теплоэлектростанции, и водоканалы представляют собой стратегические объекты. И по закону они всегда остаются государственно-муниципальной собственностью. Но они могут передаваться в аренду или в концессию. Поэтому, когда кто-то предлагает реприватизировать то, что не было приватизировано – это высочайшая некомпетентность. Люди, по сути, даже не знают, чем они управляют, и как это всё живёт. Что, собственно, не удивительно, когда мы видим результаты такого управления.
ЕСЛИ ЗА ТРУБЫ ВОЗЬМУТСЯ СТРОИТЕЛИ
– В Министерстве строительства и ЖКХ РФ заявили, что со следующего года готовы заняться коммуналкой всерьёз.
– А что им мешает сейчас этим заниматься? У них же объединённое министерство. Почему руководство объединённым министерством до сих пор ничего не делало в области модернизации ЖКХ? А точно так же, как региональные власти, участвовало в очковтирательстве. Вспомните, как перед Новым годом министр ЖКХ Файзуллин рапортовал, что почти на 100% вся страна готова к зиме. И сейчас мы видим, как страна готова. Больше 17 регионов испытывают одни и те же проблемы, связанные именно с плачевным состоянием сетевого хозяйства. Они что, не знали об этом? Не видели? Я полагаю, что сейчас на некоем хайпе они пытаются перетянуть одеяло на себя и получить дополнительное финансирование.
– Недавно на выставке «Россия» на ВДНХ вице-премьер Марат Хуснуллин пообещал «разогнать» модернизацию ЖКХ так же, как до этого «разгонял» программу строительства жилья. Учитывая крайне низкое качество и ничем не обоснованную дороговизну этого жилья, становится страшно.
– Да, это не очень хороший пример. Считаю, что у нас наметился опасный мыльный финансовый пузырь в виде чрезвычайного кредитно-ипотечного бремени. И нас ожидают катаклизмы на этом рынке. Если нам также разгонят экономику ЖКХ, мы окажемся у разбитого корыта в прямом смысле слова, когда порвутся все трубы, когда ничего работать не будет. И нам будут говорить, что во всём виноваты частники.
Я считаю, что не в последнюю очередь мы сильно пострадали из-за того, что когда-то было принято решение об объединении двух ведомств – ЖКХ и строительства. Надо понимать, что строительство – это рыночная отрасль. Особенность рынка строительства в том, что там зарабатывают частники. Там государство ничего не зарабатывает. То есть там даётся льготное финансирование частным олигархическим группам, где очень часто есть конфликт интересов.
К примеру, Московская область. На этом тоже сейчас никто не акцентируется, чтобы не было такого сильного информационного давления на руководство области. Но очевидно же, что там есть конфликт интересов. Крупнейшая не только в области, но и в стране строительная компания «Самолёт». Очевидно, здесь есть вопросы. Потому что как раз в этих городах, где сейчас проблемы с коммуникациями, включая и Красногорск, и Химки, велось активное жилищное строительство. Тем же «Самолётом».
– Получается, что выхода из создавшейся ситуации нет?
– Если не будет изменён подход к управлению ЖКХ, те проблемы, которые существуют: монополизм, фальсификации, приписки, воровство коммунальных ресурсов и прочее, не будут ликвидированы. Сколько бы денег туда ни направляли, как бы тарифы не повышали, мы вернёмся к тому, что имеем сегодня.
Ведь даже с начала пандемии отрасль ЖКХ показывала высокую собираемость. Это единственная отрасль экономики, которая не потерпела падения. Даже несмотря на рост тарифов, всё равно собираемость в среднем 95– 96% по стране. И в этих положительных условиях финансового потока всё равно умудрились не подготовиться.
Потому что огромные суммы расхищаются через фиктивных дворников, которые существуют только на бумаге, если говорить о Москве, через схемы между ресурсниками и управляющими компаниями, когда набирают миллиардные долги, а потом уходят в банкротство. И никто эти деньги не возвращает, никто за это не отвечает.
ВАКАНСИЯ НЕ ДЛЯ РОССИЯН?
– Кстати, о дворниках. Именно Минстрой, который намерен взять под контроль всю сферу ЖКХ, больше всех заинтересован в завозе сотен тысяч безграмотных и неквалифицированных «специалистов» из постсоветских республик. Для чего?
– В сфере ЖКХ приоритет давно уже отдаётся мигрантам из Средней Азии. Если первое время после развала Советского Союза это было ещё как-то объяснимо, потому что это были граждане одной страны, и люди, которые переезжали в Россию, хотели жить в соответствии с российским образом жизни, а не в условиях феодальных порядков, которые в этих государствах воцарились, то за последнее десятилетие ситуация изменилась. Выросло поколение людей, которые, не знают русского языка и имеют низкий уровень образования. И кому-то очень выгодно, чтобы они приезжали сюда миллионами, создавали видимость работы и давали возможность коммунальной мафии, которая уже не фигура речи, а реальность, в которой мы существуем, заниматься масштабными хищениями.
Я разговаривал в Москве с дворниками – мигрантами, которые говорят, что они получают, в лучшем случае, 28000–30000 рублей. Просто криминальная мафия собирает с нас по полному рублю, а им даёт наполовину меньше. И использует их, потому что они не знают русского языка и не пойдут жаловаться. А если что, их просто депортируют.
Поэтому мигранты, которые изначально приехали к нам работать строителями или дворниками, уходят в более выгодные ниши. Это такси, доставка. Об этом не говорят, но эти курьерские сети уже вовсю используются для распространения наркотиков. А имея сеть, имея транспортное средство, систему коммуникации, они же могут доставлять не только наркотики, но и другие запрещённые предметы. Это может быть и оружие, и взрывчатка.
– Кто-то намеренно и, надо полагать, не из доброго умысла транслирует такую тему, что россияне не умеют и не любят работать. Что если бы не выходцы из постсоветских республик, мы бы просто заросли грязью. На Ваш взгляд, это миф?
– Когда мы рассказали по ТВ, что сегодня официальная зарплата дворников в Москве достигает 70000 рублей, нам стали звонить наши граждане из разных регионов и узнавать, как можно устроиться на эту работу. Вот если бы проводилась целенаправленная работа по привлечению в сферу ЖКХ россиян, создавали бы условия, предоставляли бы общежития, социальные гарантии, я вас уверяю, люди бы с удовольствием приезжали на такие зарплаты. Но этого же не делается.
КТО КУРИРОВАЛ ЖКХ ПРИ ЦАРЕ И В СССР?
– Я читала, что до революции городское коммунальное хозяйство в России курировалось Министерством внутренних дел, а после революции, в годы становления Советского Союза, эта сфера находилась под надзором НКВД. Может, и сегодня, учитывая стратегическое значение отрасли, возникла необходимость её контроля со стороны соответствующих органов?
– В Российской империи действительно дворники были нижними чинами в полиции. Вот эти вот домовые книги, которые сейчас ведут работники МФЦ, их раньше вели дворники. Домовая книга была придумана ещё в те годы. И именно тогда вся работа оперативная, агентурная, информация о том, кто живёт, где живёт, чем занимается, велась через дворников. Это важный участок работы, это то, чем должна заниматься полиция. Но сегодня нередки случаи, когда сами сотрудники МВД участвуют в схеме незаконной легализации мигрантов.
Есть ещё структуры по борьбе с экономическими преступлениями. Они говорят, что рады бы возбуждать уголовные дела, связанные с аферами и коррупцией в ЖКХ, но не имеют такой возможности. Потому что уголовные дела возбуждают следственные органы и прокуратура. А они не дают такую команду. А почему? А потому что сверху говорят: если мы всех пересажаем, кто работать будет?
Понимаете, нас приучают к мысли, что коррумпированная экономика – это нормально. Если вы не дадите возможности воровать, люди работать не будут. Вот эта парадигма должна быть изменена. Необходимо правильно выстраивать экономику, не допуская воровства, не создавая систему кормлений для нижнего этажа власти. Вот это всё надо запретить.
– Ваш Комитет по предпринимательству в сфере ЖКХ при Торгово-промышленной палате РФ готов выступить с какой-то инициативой для решения давно назревшей проблемы?
– Как комитет, мы постоянно осуществляем взаимодействие и с Госдумой, и с правительством, когда готовим законопроекты. У нас есть собственная концепция «Стратегия развития ЖКХ до 2030 г.». Но происходит то, что мы советуем, проводим горячие обсуждения, вносим предложения, а правительство принимает те решения, которые ему выгодны. И сегодня настоящее профессиональное сообщество, к сожалению, прямого воздействия на принимаемые нормативные акты не имеет. Это серьёзная проблема.
Фото взяты из социальных сетей
Автор: Ольга СОТИНА
Комментарии