НОВОСТИ
Посол Ирана в РФ требует наказать российских полицейских, которые задержали иранских студентов, учинивших драку
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
\«Латвийская евророссийская республика\»

\«Латвийская евророссийская республика\»

\«Латвийская евророссийская республика\»
Автор: Андрей ВЫПОЛЗОВ
Совместно с:
15.11.2018

 

С начала 2018 года спецслужбы Латвии проявили небывалую активность, задерживая лидеров русского сопротивления. Аресты общественников проходили в демонстративно жесткой форме – публично, с бросками на землю и травмами. Кого 
боится, по чьей указке работает и чего добивается латышская охранка? В проблеме разбирался обозреватель «Совершенно секретно».
 
Первым взяли профессора Александра Гапоненко. 64-летний доктор экономических наук, президент Института европейских исследований c 20 апреля этого года находится в СИЗО. При задержании его, ученого, интеллигентнейшего человека, два года назад перенесшего инфаркт, повалили, прижали к земле. В суд привели в царапинах и ссадинах, с руками, скованными наручниками за спиной.
Гапоненко обвиняют сразу по трем статьям Уголовного кодекса Латвии – ст. 78 («Разжигание национальной розни»), ст. 80 («Действия, направленные на свержение государственной власти») и ст. 81 («Помощь иностранному государству в его деятельности против Латвии»). Максимальное наказание – до 8 лет лишения свободы.
Пять лет назад Александр Гапоненко подарил автору этих строк свою книгу под названием «Этнические конфликты в странах Балтии». На форзаце оставил автограф и надпись: «Материалы для размышления и в надежде на сотрудничество». Что ж, давайте размышлять.
В чем провинился пожилой профессор? Выступал против государственного запрета преподавать в русских школах на русском языке. То есть, по логике латышских влас­тей, русский язык угрожает государственному строю прибалтийской страны. 
Все последующие аресты и провокации латышской охранки были направлены на одно – изолировать активистов, которые мешают насильственному выдавливанию русского языка из страны, где дома разговаривают на русском языке 37% населения, а в столице Риге (здесь проживает треть жителей Латвии) – 56%.
Ниже – дальнейшая хроника латышского апартеида.
8 мая – задержан правозащитник Владимир Линдерман. Его «принял» спецназ в масках прямо на автобусной остановке, сбив с ног и уложив на грязный тротуар. Активист провел в одиночной камере около двух недель, затем был отпущен под подписку о невыезде. Против него возбуждено уголовное дело о разжигании национальной розни. Эту «рознь» Полиция безопасности Латвии узрела в речи Линдермана на Вселатвийском родительском собрании, посвященном борьбе за русский язык. Помимо Владимира Линдермана по делу проходят еще четыре человека. Среди них – врач, мать троих детей.
6 августа – задержан активист Штаба защиты русских школ и член партии «Русский союз Латвии» (РСЛ) Илья Козырев. Его также во время задержания избили, травмировав позвоночник. («Сверху кабанчиками на меня навалились двое в черных масках», – живописал это Илья на своей странице в «Фейсбуке»). Спустя трое суток Козырева отпустили, не найдя аргументов для суда, чтобы продлить срок задержания.
С января под подпиской о невыезде находится русский журналист Юрий Алексеев, которому спецслужбы, как он выразился, уже дважды «обнулили» запасы оргтехники, изымая все источники связи с внешним миром. 
Несколько раз Полиция безопасности вызывала на допрос бывшего евродепутата и лидера партии «Русский союз Латвии» Татьяну Жданок.
 
 «ХОЧЕШЬ ФЕЙСОМ  ОБ АСФАЛЬТ?» 
 
Обозреватель газеты «Совершенно секретно» пообщался с некоторыми лидерами русского сопротивления. 
Знакомьтесь, житель Риги, член общественной организации «Родина» Александр Жгун, который добивается привлечения к уголовной ответственности латышского писателя-фантаста Дидзиса Седлениекса, назвавшего в социальных сетях русских «генетическим отклонением». Полиция безо­пасности Латвии отказала Жгуну в возбуждении уголовного дела, не найдя в словах фантаста состава преступления. Общественник заявил, что «готов идти до конца» и обратится за помощью к юристам.
Он считает, что «вспышка активности спецслужб» – это пробный шар, чтобы посмотреть, какой будет реакция в русском обществе. 
«Если общество проглотит, не заметит, то задушат русских до конца, – сказал Александр Жгун обозревателю «Совершенно секретно». – Буквально за два дня до ареста Александра Гапоненко я с ним разговаривал, и мы гипотетически сравнили сегодняшнюю ситуацию с 1934 годом, когда к власти в Латвии пришел фашистский диктатор Улманис. Тогда начали хватать всех инакомыслящих, в том чис­ле брата моего дедушки. Например, задерживали накануне Первомая, а после праздника выпускали. Я, помню, сказал Гапоненко: «Ну, Саша, такого просто не может быть». Оказалось, еще как может».
По мнению Жгуна, активная фаза работы репрессивного аппарата в Латвии будет идти только по нарастающей. 
«Дело в том, что пару лет назад в уголовный закон Латвии были внесены поправки, и там появилась «прекрасная» статья – помощь иностранному государству в деятельности, направленной против Латвии. Под эту статью теоретически могу попасть и я, поскольку рассказываю вам все это по телефону для российского читателя», – с усмешкой говорит общественник, но я, звонящий ему из России, вдруг понимаю, что не до смеха. 
Другой общественник, тот самый Илья Козырев, которому при задержании повредили спину, полагает, что «волна гонений схлынет» только в двух случаях. «Когда между Россией и Западом произойдет замирение и установится некое новое равновесие сил. Либо когда в Латвии кончатся русские, – сказал обозревателю «Совершенно секретно» Козырев. – И это вопрос не очень далекого будущего. Если латышам удастся уничтожить русское образование, а русское образование – это основа существования русской общины в Латвии, то на протяжении всего одного поколения русские либо уедут из Латвии, либо их дети будут ассимилированы. Вот тогда наступит полный межнацио­нальный покой, а русские в Латвии превратятся в музейно-фольклорное меньшинство».
Стоит отметить, что подобная ассимиляция проходит и в соседней Эстонии. 
«Не секрет, что и в Эстонии некоторые правые и праворадикальные партии откровенно паразитируют на теме «перевода» русских школ и детских садов на эстонский язык обучения. Особенно перед выборами, – сообщил «Совершенно секретно» председатель правления НКО «Русская школа Эстонии» Мстислав Русаков. – Хотя подобные предложения противоречат как основному закону страны (т. е. антиконституционны), так и международным конвенциям и рекомендациям».
Владимир Линдерман в беседе с обозревателем «Совершенно сек­ретно» высказал мнение, что происходящее сегодня – это, прежде всего, ответ латышских властей на возросшую активность русского сопротивления.
«Решение окончательно ликвидировать школьное образование на русском языке вывело людей на улицы. Манифестации в защиту русских школ стали собирать до 10 тысяч человек, что по масштабам Риги совсем не мало, – отметил правозащитник. – Поэтому репрессии против лидеров протеста и популярных в русском сообществе людей – это акция устрашения. Не столько самих лидеров, сколько всех тех, кто мог бы прим­кнуть к протестам. «Хочешь угодить в тюрьму, хочешь, чтобы наши тренированные парни кинули тебя фейсом об асфальт? Не хочешь? Ну тогда тихо сиди дома и не вякай». Такая простая логика».
 
 «ЗДЕСЬ МОЙ ОКОП» 
 
В России многие смотрят на ситуацию в Латвии упрощенно. Да, в Латвии живут русские, но какие они, положа руку на сердце, русские. Они давно уже считают себя некими «евророссиянами», не думая возвращаться в Россию, не думая вообще о России. Так что хотели в Европу – получайте европейский апартеид.
На такие суждения Александр Жгун отвечает с негодованием: «На территории Латвии мои предки живут с конца XIX века. Здесь могилы моих прадедов. И почему в таком случае моя семья, жившая в составе Российской империи, затем в составе Советского Союза, должна сейчас покидать Родину? Не мы ушли от страны. Страна ушла от нас». И под конец может сказать как отрезать: «Это мой рубеж. Здесь мой окоп. Я буду бороться. Всё!».
Но «евророссияне», безусловно, тоже есть, объясняет депутат Рижской думы Руслан Панкратов. «Еврорусские» – новое слово, так с иронией называют русских по крови людей с западным менталитетом. Их в Латвии величают еще «интеграстами», – говорит Панкратов. – Желая выказать уважение к другой культуре, они вместо того, чтобы погружаться в ее изучение, начинают хаять все свое, русское. Им кажется, чем больше они поносят своих соплеменников, свой этнос, тем скорее будут приняты как свои в чужой среде. Полная утопия конечно, но…»
Депутат привел в пример мэра Риги Нила Ушакова, которого именует «Нилс Ушаковс».
«Внешне респектабельный, прямо душка, но, на мой взгляд, совершенно без рудиментов совести. Его главная забота – чтобы «латыши не сказали» и «как отреагируют в посольстве США», – продолжил Руслан Панкратов.
Действительно, рижский мэр в свое время признал «советскую оккупацию», после воссоединения Крыма с Россией заявил в СМИ, что Крым – украинский. Он встречается с русофобом Джоном Маккейном, директорами ЦРУ и военной разведки. Первым сделал селфи с американским танком, прибывшим в рижский порт.
СМИ не так давно цитировали еще одного депутата Рижской думы от партии «Согласие» Виталия Дубова, который сказал, мол, я не русский, а латвиец.
«Возглавляемая Ушаковым партия «Согласие» не проронила ни слова в поддержку задержанных и арестованных русских лидеров. Более того, в интервью националистической газете Latvijas Avīze Ушаков сам дал понять, что не интересуется судьбой Александра Гапоненко», – дополняет сказанное Владимир Линдерман.
«Можно любить, изучать и уважать культуру других народов, их традиции, но нет никаких объективных причин при этом ненавидеть все свое. Такое отречение искусственно формируется в сознании людей, так как является когнитивным оружием в ведении психологических войн. Лидерство в активных разработках и применении такого вида оружия, конечно же, принадлежит США», – резюмирует Руслан Панкратов. 
Так, может, гонения на русских инспирировали «евророссияне» во главе с господином Ушаковсом, спросит читатель? Эксперты «Совершенно секретно» не верят в эту версию.
«Интересы «Согласия» сегодня заключаются в том, чтобы о нашей партии «Русский союз Латвии» вспоминали как можно меньше. А из-за задержания получилось наоборот. Всю прошлую неделю, без ложной скромности, мое имя, как члена правления «Русского союза Латвии», не сходило у всех с уст, – говорит Илья Козырев. – И потом, у «Согласия», как известно, консультанты из США. Не думаю, что они не могли это предусмотреть».
Есть еще один тонкий момент. Полицией безопасности возбуждены уголовные процессы в отношении десятка человек. Все они либо члены «Русского союза Латвии», включая главу партии Татьяну Жданок, либо сочувствующие. Но вот парадокс – лидеры партии не очень стремятся акцентировать факт репрессии против РСЛ как выразителя интересов русского меньшинства. Видимо, считая, что русский избиратель еще больше испугается и массово проголосует за Ушаковса.
александр гапоненко в суде / из архива АВТОРа
 
 А ЧТО ЖЕ РОССИЯ? 
 
В середине августа официальный представитель МИД РФ Мария Захарова общалась с участниками «Балтартека» в Калининградской области, и ей был задан подобный вопрос.
«Вы собираетесь как-то серьезнее влиять на ситуацию в Латвии, где скоро запретят учиться на русском языке? Или вновь ограничитесь заявлениями «о решительном осуждении» действий латышских властей?» – спросил Захарову русский студент из Латвии.
Мария Захарова, безусловно, не согласилась с такой трактовкой работы внешнеполитического ведомства. По ее словам, упомянутые заявления являются политическими и не могут не влиять на лидеров иностранных государств. 
Конечно, диванным аналитикам очень хочется, чтобы Россия ударила кулаком по прибалтийскому столу, показав, кто в доме хозяин. Но, если поразмыслить, становится понятно, что есть опасность не справиться с контригрой противника. 
«Спецслужбам Латвии и их политическим кураторам из США очень важно «доказать», что протесты инспирированы Россией. Гапоненко держат за решеткой, чтобы психологически сломать, добиться от него показаний, что русское протестное движение управляется из Москвы. В Европе порой слышны голоса, выражающие недовольство дискриминацией русских в Латвии. Поэтому латышским националис­там важно убедить западных парт­неров, что никакой дискриминации нет, а есть лишь козни Кремля, который через свою агентуру мутит воду в маленькой европейской демократической стране», – считает правозащитник Линдерман.
Иными словами, давя русское сопротивление, наши противники хотят убить сразу двух зайцев. План «А» – построить «латышскую Латвию», т. е. радикально сократить количество русских в стране либо путем ассимиляции, либо выдавливанием из страны.
План «Б» – спровоцировать русских в Латвии на активное сопротивление (вплоть до русского бунта, который американские спецслужбы могут сами имитировать), накрутив уже в России такой градус эмоций, который вынудит Кремль предпринять силовые шаги. (О, как на самом деле мечтают латышские националисты о «путинском марше» на Прибалтику!) И тут же западная пресса проведет историческую параллель с 1938 годом, когда Гитлер «спасал» немецкое население в чешских Судетах. 
Вот почему дипломатическая работа России на прибалтийском направлении крайне важна. 

Автор:  Андрей ВЫПОЛЗОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку