НОВОСТИ
Песков: мигранты нужны России, и мы приветствуем их приезд
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
АГЕНДУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ

АГЕНДУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ

АГЕНДУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ
Автор: Андрей КОШИК
Совместно с:
06.04.2015
 
КАК ПРОДАВЩИЦА КАТЯ СТАЛА ГРУЗИНСКОЙ ШПИОНКОЙ
 
Судебная коллегия Верховного суда РФ оставила в силе приговор в отношении 45-летней Екатерины Харебавы. Женщина получила шесть лет за одно SMS своему знакомому, работавшему в военном ведомстве Грузии. Это одно из нескольких дел о государственной измене и шпионаже, возбужденных Краснодарским управлением ФСБ накануне Олимпиады. Их подробности мы начинаем узнавать только сейчас.
 
Так, в конце 2014 года, когда краевой прокурор Леонид Коржинек сообщил журналистам: на Кубани осуждены три агента иностранных спецслужб, организовавших разведывательную деятельность в России, и еще один пособник, осужденный за «измену Родине». Все они получили сроки от 6 до 12 лет.
 
Во время проверки в СИЗО № 5 УФСБ России по Краснодарскому краю члены региональной Общественной наблюдательной комиссии насчитали в камерах четырех «госизменников» – по словам правозащитников, это «взрослые, уже немолодые люди». Жалоб на недозволенные методы следствия ни от кого не поступало.
 
Одна из осужденных, о которых говорил прокурор, и есть Харебава. Ее уголовное дело даже сейчас составляет тайну, процесс проходил в закрытом режиме, а участники дали подписку о неразглашении. Между тем «Совершенно секретно» удалось узнать ключевые подробности.
 
В нашу страну гражданка Грузии Екатерина Харебава переехала еще в 1990-е, несколько лет назад поселилась в Сочи. Подала документы на получение российского гражданства, имела официальный миграционный статус – вид на жительство. На Родине у нее остались учиться две дочери, другие близкие родственники. Работавшая продавщицей на сочинском рынке женщина регулярно ездила к ним, родные довольно тесно общались.
 
Весной 2008 года в SMS-переписке знакомый Екатерины, работавший в грузинском военном ведомстве, поинтересовался о передвижении российских войск. Та бесхитростно ответила, что видела ехавшие по железной дороге эшелоны с открытой военной техникой. Именно это сообщение следствие и суд признали шпионажем в пользу Грузии.
 
Оказалось, что уже на тот момент Харебава находилась в оперативной разработке. Почему обычная продавщица со средним образованием заинтересовала кубанских чекистов за несколько месяцев до начала августовского конфликта, остается загадкой. По некоторым сведениям, краснодарское ФСБ следило тогда за всеми гражданами Грузии и лицами без гражданства, прибывшими из этой страны, живущими в районе абхазской границы.
 
Как рассказывает наш источник: «В материалах дела есть постановление судьи о разрешении на оперативно-розыскную деятельность, а значит, и прослушивание телефона будущей «шпионки». Но в документе нет фамилии судьи – не заверенный судебным органом распечатанный лист А4 с текстом судебного постановления. Скрывая эти данные, руководство оперативной службы ссылается на то, что федеральному судье необходимо обеспечить безопасность, видимо, боясь, что продавщица может отомстить ему. У защиты возникают обоснованные сомнения: было ли это постановление вообще принято весной 2008 года и не распечатан ли листик уже в 2013-м, когда женщиной заинтересовались российские спецслужбы, потому что в уголовном деле нет ни одного документа, на основании которого можно было вынести такое судебное постановление».
 
ЕСЛИ ИДЕТЕ ПО УЛИЦЕ И ВИДИТЕ ЧЕЛОВЕКА В ФОРМЕ
 
Последующие за грузино-южноосетинским конфликтом годы Екатерина Харебава спокойно жила в Сочи, продолжая торговать на рынке и не привлекая внимания правоохранителей. Она намеревалась получить российское гражданство, имея возможность беспрепятственно уехать к родным, оставалась в нашей стране. Где к ней по месту жительства неожиданно приехали сотрудники ФСБ, которым она рассказала обо всем, что их интересовало, после чего они уехали. Но вернулись за ней через месяц.
 
– Судя по протоколам, следствие логически подводило мою подзащитную к признанию осознанной передачи спецслужбам Грузии сведений, составляющих государственную тайну Российской Федерации. Спрашиваю ее: почему вы признали свою вину и считаете сведения, которые передали в SMS, гостайной? – «Мне так следователь сказал, потому что это облегчит наказание».
 
Учитывая, что признание вины моей подзащитной – единственное доказательство, которым следствие подтверждало ее умысел на сбор и передачу спецслужбам Грузии сведений, составляющих государственную тайну, расцениваю ее показания в этой части как самооговор, – рассказывает «Совершенно секретно» сочинский адвокат Леонид Ерченко. – Спрашиваю: вы знаете, что входит в состав государственной тайны? Она искренне: откуда же я знаю? Так зачем вы сознаетесь в том, что знаете это? Она в слезы… И так весь процесс.
 
Все обвинение фактически строится на первых показаниях осужденной, которые она дала без адвоката и толком не понимая, что от нее нужно силовикам. Назначенный позже государственный адвокат продолжил дело – мол, сознавайся во всем и получишь меньший срок. Привлеченные следствием эксперты Министерства обороны сделали свой вывод о том, что Харебава передала сведения, составляющие государственную тайну, на основании документов о перемещении войск, их численности и дислокации. Ни на одном из этих документов не было грифа «Секретно».
 
В итоге эксперты и следствие приходят к чудесному выводу: по отдельности эти данные государственной тайной не являются, а в совокупности – передвижение и численность войск, их цели и задачи, внешняя политика государства – это уже тайна. Знала ли сочинская продавщица обо всех этих обстоятельствах, суд разбираться не захотел.
 
– Получается, если идете по улице и видите человека в форме, а вечером за разговором с родственником или другом об этом обмолвитесь, тут же можете попасть под статью, – объясняет прецедент адвокат Ерченко. – Мы же не знаем, вдруг этот военный спецзадание выполнял, а вы его рассекретили. При такой трактовке государственной тайны вообще непонятно, какие сведения и кому можно сообщать. Может быть, в понимании следствия и этот мой комментарий тайной страны является.
 
НИЖЕ НИЗШЕГО
 
После полутора лет в СИЗО № 5 УФСБ России по Краснодарскому краю Екатерину Харебаву должны этапировать на шесть лет в колонию. Статья 276 УК РФ («Шпионаж») предусматривает наказание от десяти до двадцати лет. Даже адвокат не понимает, почему приговор оказался «ниже низшего» – реальных обстоятельств, позволяющих так серьезно скостить срок, в деле просто нет.
 
Вернувшись к словам прокурора Леонида Коржинека, увидим, что и осужденные по статье 275 УК РФ («Государственная измена») получили – самое большое – минимальные 12 лет. Почему Краснодарский краевой суд оказался милостив к «предателям Родины»?
 
Напрашиваются две версии – или это настоящие шпионы и они перевербованы, а после краткосрочного наказания их связи с заграничными спецслужбами будут использовать уже наши силовики, или попавшим под предолимпийскую раздачу гражданам дали минимум, «чтобы не рыпались». Рассчитывали на опробованный уже не первым поколением правоохранителей психологический прием: человек, реально ожидавший до двадцати лет колонии, будет несказанно рад «смешным» шести годам.
 
Другая загвоздка в том, что Харебава, как и некоторые другие осужденные, совершила предполагаемое преступление за несколько лет до Олимпиады, но «раскручивать» ее начали именно накануне Игр-2014. Получается, кубанским чекистам нужны были громкие дела, демонстрирующие профессионализм и рвение перед главным спортивным событием мира.
 
К слову, Екатерина не единственная «шпионка» из Сочи. В марте 2014 года был задержан сотрудник сочинского аэропорта Пётр Парпулов, следствие по его делу продолжается больше года. Подробности дела «Совершенно секретно» сообщила его младшая дочь Юлия: эпизод, на который ссылается следствие, произошел в 2010 году. Тогда супруги Парпуловы гостили у родственников жены в Грузии. В чем заключается государственная измена ее отца, Юлия не знает. Но она уточнила, что за год в следственном изоляторе у Петра Парпулова резко ухудшилось здоровье, ему нужна срочная операция.
 
Интерес к теме «госизменников» начался после того, как СМИ стало известно об аресте домохозяйки и матери семерых детей из Вязьмы Светланы Давыдовой. Весной прошлого года женщина позвонила в украинское посольство, сообщив о передислокации военнослужащих расположенной рядом с ее домом части. 13 марта стало известно, что обвинения с женщины сняты.
 

Автор:  Андрей КОШИК
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку