АРМЕНИЯ И АЗЕРБАЙДЖАН: ДОГОВОРА ВСЕ НЕТ
ФОТО: СТАНИСЛАВ КРАСИЛЬНИКОВ/ТАСС
29.12.2022
Официальные лица, как с армянской, так и с азербайджанской стороны не раз заявляли, что рассчитывают на подписание мирного договора до конца 2022 года. Однако, несмотря на эти оптимистические заявления, складывается впечатление, что отношения между Ереваном и Баку вовсе не налаживаются, а продолжают оставаться крайне напряженными, а то и ухудшаются. Очередной иллюстрацией противоречий стало перекрытие Лачинского коридора азербайджанскими экоактивистами, что перерезало снабжение непризнанного Нагорного Карабаха. Как будет развиваться ситуация? Каковы перспективы урегулирования отношений между Баку и Ереваном?
По итогам конфликта вокруг Нагорного Карабаха в ноябре 2020 года было подписано трехстороннее совместное заявление президентов России и Азербайджана Владимира Путина и Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Согласно документу, под контроль азербайджанской стороны перешли несколько районов, которые после первого конфликта в 1990-е годы контролировала Армения. На протяжении более чем 20 лет эти районы, занятые армянскими военными в ходе боевых действий фактически пустовали и служили своего рода буферной зоной между Арменией и Азербайджаном. Вдоль линии соприкосновения сторон, а также самого Лачинского коридора были временно дислоцированы российские миротворческие силы в составе 1960 военнослужащих со стрелковым оружием, 90 бронетранспортеров и 380 единиц автомобильной и специальной техники. Мандат российской миротворческой миссии действует до 2025 года и по согласию сторон может быть продлен еще на 5 лет.
С момента подписания соглашения Баку и Ереван многократно обвиняли друг друга в его нарушении. Азербайджанцы недовольны тем, что армяне, по их мнению, препятствуют разблокированию транспортных коммуникаций в Закавказье, что было одним из пунктов договоренностей. Кроме того, азербайджанская сторона настаивает на открытии коридора через территорию Армении, которые должны действовать по принципу экстерриториальности. Одной из таких артерий должен стать Зангезурский коридор, который призван соединить азербайджанский анклав Нахичевань с основной территорией Азербайджана. Алиев не раз заявлял, что Зангезурский коридор так или иначе начнет функционировать, хотят ли этого оппоненты из Армении или нет. Более того, азербайджанский лидер подчеркивал, что если Армения продолжит препятствовать созданию транспортной артерии, Азербайджан готов добиваться своего силой. Выступая в июне на саммите прикаспийских государств, азербайджанский лидер заявил, что Зангезурский коридор становится реальностью.
Немало претензий к имплементации соглашения и у армянской стороны. В Ереване утверждают, что азербайджанские вооруженные силы осуществляют ползучую оккупацию южных областей республики, медленно продвигаясь вглубь армянской территории. Еще на момент подписания соглашения многие, как официальные лица, так и эксперты высказывали сомнение в том, что договор станет точкой в армяно-азербайджанском конфликте и ждать быстрой нормализации не стоит. Дело в том, что ни победитель, ни проигравший не смирились с итогами военного противостояния – одни потеряли больше, чем были согласны, вторые не получили всего, на что рассчитывали.
Вот и уходящий год нам показывает, что стороны то демонстрируют готовность к переговорам, то скатываются до боевых действий, в том числе с применением тяжелого вооружения. Последняя такая вспышка произошла в начале сентября. Подливает масла в огонь и общая сложная геополитическая обстановка. Из-за конфликта на Украине Россия и возглавляемая Москвой (пусть формально в организации и нет прописанного лидера) Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) не могут отвлекать значительные ресурсы для урегулирования противоречий в Закавказье. ОДКБ довольно вяло отреагировала на сентябрьские события, хотя Ереван обращался в организацию за помощью, но в ответ получил лишь миссию наблюдателей, которая должна была определить, кто же начал обстрелы – армяне или азербайджанцы. Сейчас, после перекрытия Лачинского коридора азербайджанскими экоактивистами, Армения вновь обвиняет Россию в лице миротворцев в бездействии и неспособности выправить ситуацию, добившись восстановления, оговоренного статуса-кво.
СТОП, МАШИНА!
Лачинский коридор – ключевая транспортная артерия, связывающая Нагорный Карабах с территорией Армении. Его функционирование абсолютно необходимо для снабжения непризнанной республики. Перекрытие коридора не только грубо нарушает договоренности лидеров по итогу конфликта 2022 года, но и угрожает серьезным ухудшением гуманитарной ситуации в Карабахе. Однако, как это всегда бывает, правда в этом случае у каждого своя.
4 декабря азербайджанцы на несколько часов перекрыли коридор, однако, благодаря переговорным усилиям российских миротворцев, тогда дорогу довольно быстро удалось разблокировать.
Спустя чуть более недели 12 декабря в 10:30 по местному времени (9:30 мск) Лачинский коридор был перекрыт азербайджанскими экоактивистами. Они выступают против незаконной разработки армянами двух месторождений золота в Карабахе. Продукция, добываемая в результате этой разработки, направляется, соответственно, в Армению.
Армянская сторона сразу же указала на то, что это провокация, не имеющая никакого отношения к заботе об экологии. Закрытие коридора, по мнению армянской стороны, имеет своей целью создание гуманитарной катастрофы в Нагорном Карабахе. Как показывают дальнейшие события, закрытие трассы действительно сильно ухудшило ситуацию в непризнанной республике.
Спустя несколько дней после блокировки, в Нагорном Карабахе заявили о нехватке лекарств и временной приостановке плановых медицинских операций. Действительно, что это, как не признаки нарастающей гуманитарной катастрофы.
ЗА ПОМОЩЬЮ К МЕЖДУНАРОДНЫМ ПАРТНЕРАМ
В тот же день, когда был закрыт коридор, состоялся телефонный разговор Пашиняна с Путиным, в ходе которого стороны обсудили ситуацию с коридором. Кроме того МИД Армении обратился к Совбезу ООН и ОБСЕ, чтобы международные структуры обратили внимание на происходящее. Пока МИД в протокольном порядке обращается к глобальным организациям и иностранным партнерам, активисты в Ереване проводят митинги перед зданиями организаций с требованиями применить политические институты для урегулирования ситуации.
В ООН призывы услышали и созвали 20 декабря заседание Совбеза ООН посвященное проблеме разблокировки трассы. Сообщается, что все 5 постоянных членов СБ (Россия, Великобритания, Китай, США, Франция), а также десять непостоянных, выразили обеспокоенность в связи с приостановкой движения по магистрали, поскольку это угрожает ухудшением гуманитарной ситуации в Нагорном Карабахе и призвали к немедленной разблокировке транспортной артерии.
Постоянного представителя Азербайджана при ООН Яшара Алиева это единодушие нисколько не смутило. Он парировал, что дорогу ни официальный Баку, ни азербайджанские активисты не перекрывали, и гражданские, а также гуманитарные грузы могу двигаться беспрепятственно. Да и вообще, нет, мол, никакого Нагорного Карабаха, а регион, о котором идет речь, называется Карабахом и является международно-признанной частью Азербайджана, а армяне, дескать, незаконно разрабатывают там азербайджанские полезные ископаемые, и трассу используют для их неправомерного вывоза, подкрепил свою позицию не раз звучавшими из Баку аргументами постпред.
Азербайджан продолжает настаивать, что акция преследует цель защиты экологии региона. За несколько дней до начала протестов 10 декабря должна была состояться инспекция месторождений азербайджанскими должностными лицами. Сообщалось, что визит инспекторов согласован с российскими миротворцами. Однако местные уже армянские активисты не допустили делегатов на месторождения. В подтверждение слов о том, что акция никак не мешает гуманитарному обеспечению Карабаха, 19 декабря азербайджанское информагентство «Азертадж» сообщило, что протестующие создали условие для беспрепятственного проезда в непризнанную республику машин Международного комитета красного креста. На фото, распространенных в Интернете, видно, что в колонне присутствует и машина «скорой помощи».
Международные партнеры, не заявляя этого прямо, поддерживают скорее Ереван. Франция и США на следующий день после перекрытия трассы призвали срочно ее разблокировать без предварительных условий, обратив внимание на то, что происходящее ведет к тяжелой гуманитарной ситуации, от которой страдает гражданское население Нагорного Карабаха. Последовали и аналогичные заявления из ряда других стран Запада. Разблокировать шоссе призвали в Литве, Канаде, на Кипре и в других государствах. Обеспокоенность выразил и Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.
Пока все эти призывы никакого действия не возымели, дорога остается перекрытой.
Достается в этой ситуации и российским миротворцам, которых обвиняют в бездействии. Однако не все с такой позицией согласны. Экспрезидент Армении Серж Саргсян констатировал, что все обязанности российской миротворческой миссии, прописанные в соглашении 2020 года, выполняются.
КУДА КАЧНЕТСЯ МАЯТНИК?
В ближайшие дни, наверняка трасса будет, так или иначе, разблокирована, однако, перед этим, вероятно, будут выполнены определенные требования Баку, что вновь сместит баланс сил и интересов в регионе в сторону Азербайджана. Кроме того, создается впечатление, что раз, опробовав успешную тактику, азербайджанцы могут повторить ее еще неоднократно. Таким образом, вероятно, может сложиться ситуация, аналогичная той, которая наблюдается с обстрелами. Нарушения режима прекращения огня происходят регулярно, обе стороны, как часто бывает в таких ситуациях, обвиняют друг друга. В результате периодически вспыхивают боевые действия, напряженность не спадает, а лишь нарастает и перспективы подписания мирного соглашения между Ереваном и Баку становятся все более туманными.
Существует и еще один фактор, который осложняет достижение договоренностей. Россия традиционно считает Закавказье своей зоной влияния. Москва играла и продолжает играть первую скрипку в армяно-азербайджанском урегулировании. Сам факт наличия именно российских миротворцев, а не скажем, контингента ООН показывает, кто является наиболее важным внешним игроком в регионе. Напомним также, что конфликт в 2020 году был остановлен, совпадение это или нет, именно после того, как в зоне конфликта был подбит российский вертолет. Уже после окончания конфликта Москва предоставила Баку и Еревану советские карты для демаркации и делимитации границ.
Западные страны и раньше пытались перехватить инициативу в урегулировании, но делали это без особого успеха. Однако когда в 2022 году у России появилась другая ключевая внешнеполитическая цель – победа в конфликте на Украине, Запад стал играть все более активную посредническую роль в мирном строительстве в Закавказье. В этом году ЕС организовал ряд встреч Алиева и Пашиняна при посредничестве главы европейской дипломатии Жозепа Борреля. Нельзя сказать, что они стали прорывными, но тенденция налицо. Запад, очевидно, хочет ослабить роль России в Закавказье, наверняка западные партнеры спят и видят, как российские военные покидают регион. Однако пока об этом говорить, мягко говоря, преждевременно – стороны еще не заявляли в открытую о таком желании. Но в этом году несколько раз именно Армения, которая больше всех заинтересована в их присутствии, выразила недовольство недостаточно активным, по мнению Еревана, поведением российских военных. В дни проведения саммита ОДКБ в Ереване прошли протесты против членства республики в организации, на которых звучала и критика в адрес Москвы. Правда, акции эти собрали не более нескольких сотен человек.
С другой стороны, Россия, как и раньше, продолжает организовывать трехсторонние встречи лидеров. Последние переговоры в таком формате состоялись 31 октября. По итогам заседания было подписано трехстороннее заявление Путина, Алиева и Пашиняна, что по дипломатическим канонам свидетельствует о том, что переговоры в целом прошли относительно успешно. Участники встречи подчеркнули приверженность ранее достигнутым договоренностям и отметили роль РФ в урегулировании.
Как мы видим, ситуация противоречивая. За некоторой разрядкой и переговорами следует очередной виток эскалации – обстрелы или, как теперь, перекрытие жизненно важной для Нагорного Карабаха трассы. Очевидно, что подписать мирный договор между Арменией и Азербайджаном в этом году уже не удастся. Вопрос, получится ли сделать это в следующем, и какова будет роль России в мирном урегулировании и в целом в регионе.
Автор: Андрей БЕРЕЦ
Комментарии