Астраханский беспредел
Совместно с:
02.04.2011
|
|
Хроника криминального передела собственности: 7 декабря 2010 г. выстрелом в голову был убит гендиректор «Газэнергосеть Астрахань» Аслан Асланбеков. На карте отмечено место убийства |
|
Следственный комитет, ФСБ, МВД… Чьи интересы защищают местные спецслужбы? | |
В Астрахани милиции некогда бороться с криминалом? | |
В Астрахани вместо бандитского телесериала люди могут просто смотреть в окно. Модные ныне воспоминания о «лихих 90-х» астраханцы не понимают: 90-е здесь не заканчивались.
До того, как редакция «Совершенно секретно» забросила в регион репортерский десант, мы могли наивно полагать, что время малиновых пиджаков с золотыми цепями прошли вместе с заказными убийствами, вместе с поджогами домов для освобождения территории для нужных застройщиков и вместе с охотой на журналистов, пытающихся обнародовать факты бандитского беспредела. Но два часа полета от Москвы, и вы – среди готовых декораций для съемок фильмов о бандитских войнах начала-середины 90-х. Причем декорации эти действующие.
Первое впечатление
Переход во времени состоялся после покидания дверей астраханского аэропорта. Хотелось бы назвать это музеем нашего лихолетья, но это не выставка – здесь так живут.
Грязь, разруха, ночные магазины в деревянных избушках, торгующие через оконную решетку, красивый, но облезлый исторический Астраханский кремль и нелепо торчащие в разных местах «признаки местной репутационной модернизации» – космические здания в окружении помоек и покосившихся домов.
На первый взгляд положение региона стратегическое – в советское время Астрахань имела мощную сельскохозяйственную, рыбоперерабатывающую и множество прочих промышленностей. Где вообще всё? Кажется, что город фактически разваливается. Все разговоры астраханцев связаны не с тем, кто какой бизнес развивает или хотя бы банально – кто в какой стране будет отдыхать летом, а с тем, кто кого «завалил», кто сколько «попилил», кто кого «крышует», кто-кого «заказал» и т.д. Знакомая тематика – это наша середина 90-х. И здесь так всё – с «того времени».
Смертельный аргумент
В декабре прошлого года сайт «Газпром газэнергосеть» сообщил: «7 декабря 2010 года в возрасте 55 лет трагически ушёл из жизни Генеральный директор ООО «Газэнергосеть Астрахань» Аслан Фикретович Асланбеков. Гибель Аслана Фикретовича – огромная утрата для компании ОАО «Газпром газэнергосеть». Естественно, дежурный некролог на смерть руководителя крупной компании не описывал всего происходящего в последние месяцы жизни Асланбекова, а именно, что в результате сложившегося в городе криминального климата это убийство стало «классическим примером» бандитских разборок 90-х в разделе «отъем бизнеса по-пацански».
Из оперативных данных по факту убийства: «Уголовное дело № 0036161 возбуждено 07.12.2010 по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ, по факту убийства Асланбекова А.Ф.
…Следствием установлено, что 07.12.2010, примерно в 18 часов 40 минут, в автомобиле Toyota Land Cruiser Prado, номер госрегистрации С 004 КМ 30, расположенном у въездных ворот дома №1 по улице Ахшарумова Советского района Астрахани, на водительском сиденье обнаружен труп генерального директора ООО «Газэнергосеть Астрахань» Асланбекова Аслана Фикретовича, 15.04.1955 г.р. с признаками криминальной смерти.
Смерть по результатам СМЭ (судмедэкспертиза – прим. авт.) наступила вследствие огнестрельного слепого пулевого ранения головы с повреждением костей черепа и вещества головного мозга».
По некоторым, оказавшимся в распоряжении редакции, данным можно предположить, что Асланбеков чувствовал, что ему угрожает смертельная опасность. За два дня до гибели он вместе с семьей переехал жить на территорию базы OOO «Газэнергосеть Астрахань», где был расположен его офис. База – охраняемый объект, и там Асланбеков, видимо, чувствовал себя в большей безопасности.
При этом «что-то», по предположению Асланбекова, должно было произойти в ближайшее время, так как именно в день убийства бизнесмен перевёз из дома весь свой арсенал оружия по месту «обороны» – на базу. Арсенал серьезный – 5 гладкоствольных ружей и 2 газовых пистолета. Достаточно для армейского отделения.. При этом Асланбеков вместе с оружием перевез «в крепость» и кое-какие личные вещи – в коробках. Похоже на то, что он намеревался держать оборону долго.
Как выходец с Северного Кавказа, Асланбеков предпочёл бой в обороне, нежели бегство, хотя, как указывает хронология последнего дня его жизни, – возможности сбежать у него были.
Взять хотя бы те 2 часа – с 12 до 14 часов, которые он провёл в ресторане «Белый рояль», директором которого является его жена. Скорее это был последний инструктаж перед предстоящим уходом в оборону. Инструктаж или прощание?
После ресторана бизнесмен поехал домой за вещами, перевёз их на базу. Затем в 17: 45 он отпустил водителя Жидкова и на служебной машине вновь вернулся домой за очередной партией вещей… Около 8 вечера жена Асланбекова обнаружила тело мужа в машине на улице Ахшарумова.
Одна из свидетельниц по делу об убийстве Асланбекова, давняя знакомая бизнесмена, дала показания, что у него были напряжённые отношения с человеком, работавшим в газовой отрасли в Ростове-на-Дону. Насколько поняла свидетельница, конфликт разгорелся из-за сделок, связанными с приобретением газозаправочных станций. Женщина в своих показаниях сообщила, что в августе 2010 года Асланбеков рассказал ей о том, что «вернул бензиновые заправочные станции», а на вопрос, почему он это сделал, бизнесмен ответил: «Они действуют как в 90-х годах. Пуля в лоб и пошёл».
Версий убийства на сегодняшний день выдвинуто три: 1 – семейная, 2 – должники, 3 – бизнес. Следствие, насколько стало известно, в итоге остановилось именно на третьей версии. Дело в том, что сначала в бизнес Асланбекова «втёрлись» люди из компании, с руководством которой у него до этого, как полагают, был затяжной конфликт. Эта фирма сначала соединила свои активы с активами компании Асланбекова, а через три месяца вдруг разделила совместный бизнес. То есть, как говорят в Астрахани, компанию Асланбекова «попилили». Но, видимо, не до конца. Что-то он отдавать отказался. Возможно, из-за этого и стал строить себе «укрепрайон» на территории базы отдыха? Но спастись не удалось.
По материалам этого дела об убийстве Аслана Асланбекова вполне можно писать сценарий для очередной серии сериала «Лихие 90-е». Правда, в Астрахани вместо сериала люди могут просто смотреть в окно.
«Это уголовщина, здесь нет политики»
Игорь Негерев – бывший депутат Думы Астраханской области, один из ведущих политиков Астраханской области: «Убийство Асланбекова – здесь речь идет только о криминальном переделе. Но в 90-х отъёмом бизнеса занимались криминальные структуры, а сейчас отъёмом бизнеса могут заниматься и представители правоохранительных структур, и представители власти. Они «крышуют» весь этот преступный бизнес. Даже не «крышуют» – они им владеют. Создается впечатление, что у нас в городе бизнесом могут свободно заниматься только люди из близкого окружения мэра, родственники прокуроров и так далее.
Сейчас у нас кроме газового и бензинового бизнеса в области ничего не осталось. Из 380 предприятий федерального и регионального значений ликвидировано 360. С учётом того, что здесь весь этот бизнес контролирует и им занимается власть и правоохранительные структуры, а также криминальные структуры, идёт передел собственности.
Естественно нет никаких результатов расследований – кто против себя будет что-то расследовать и самого себя в чём-то обвинять? Либо найдут совершенно невиновных людей – крайних, либо расследование кончится ничем. Это уголовщина, здесь нет политики».
Олег Теплищев, бывший бизнесмен, независимый журналист, бывший кандидат в депутаты городской Думы: «В 90-х у нас тут творился так же как у всех – беспредел. Захват всего, что плохо лежит: колхозы, заводы, недвижимость, земли, всё что угодно. И всё продолжается. Ничего не поменялось. Полагаю, произошло самое худшее – бандитская власть перешла к власти управления. Методы – самые жестокие и ещё хуже. Если в 90-х всё сваливалось на уровень каких-то бандитских разборок, то сейчас к нарушению гражданских прав уже привлечены и прокуратура, и следственные органы, и органы УВД и судебные органы.
У правоохранительных органов нет независимости – что местная власть сказала, то и делают. Настоящего бизнеса нет – он весь погублен. Оцивилизовывание общества с 90-х не произошло, наоборот – озверение. Люди доведены до отчаяния. В 90-х у нас тут были «лихие парни», а теперь из этих лихих парней, самые умные, кто остались на свободе, стали мэрами и депутатами. И теперь они с помощью прокуратуры грамотно обставляют все свои действия.
Астрахань – абсолютно бандитский край. Кущёвка здесь может отдохнуть. Если здесь у нас разбираться по закону, может сесть в тюрьму не один сотрудник Следственного комитета и прокуратуры. Фабрикация уголовных дел, подтасовка доказательств – перечислять можно до бесконечности.
С владельцами самостоятельного бизнеса могут происходить и такие вещи – к бизнесмену сначала приедет охранное агентство и предложит свои услуги. Потом спустя какое-то время приедет ещё какое-то охранное агентство, потом приедет вневедомственная охрана, а потом с магазином может случиться какое-то ЧП. Например, потоп или поджог. Витрины бить не будут, но может внезапно загореться проводка или прорвёт канализацию».
Александр Каманин, депутат Думы Астраханской области: «Астраханская область постепенно утрачивает свои позиции даже в тех отраслях, где она всегда нормально была представлена, и в область приходили какие-то налоги и платежи.
Насколько мне известно природные ресурсы, которые имеются в регионе, сейчас добываются подмосковными компаниями, поэтому и налоги выводятся в Московскую область. Астрахани остаются крайне небольшие доходы.
Я вполне допускаю, что передел собственности продолжается, и он никогда не прекратится до тех пор, пока есть что делить. Мы прекрасно знаем, что люди, которые нахапали в 90-е, сейчас пытаются выглядеть этакими пай-мальчиками, но на смену им приходят другие, которые так же как и они в 90-е, пытаются прибрать к рукам те богатства, которые можно прибрать. Вот и всё».
Олег Шеин, депутат Госдумы РФ от Астраханской области: «Можно вспомнить события 2005 года, когда Сергей Боженов стал мэром города Астрахань, после этого по странному совпадению в центре города стали вовсю гореть дома. Об этом писала покойная Анна Политковская, которая по моей просьбе приезжала к нам в город. И есть официальная статистика, в соответствии с которой у нас в течение 8 месяцев было подожжено порядка 60 многоквартирных домов, это купеческие дома в центре города, я не беру окраины. Причём именно подожжено, потому что есть официальное заключение органов пожарного надзора, где сказано, что в 4-5 утра разливался бензин в коридоре дома и потом дома просто поджигали. При этом погибло 28 человек. Выявились факты, что мэрия подписывала распоряжения без ведома людей о том, чтобы земли под их домами через акты выбора передать отдельным коммерческим фирмам.
Дома закидывали бутылками с зажигательной смесью. Например, в доме, который ранее стоял у гостиницы «Виктория палас», при пожаре погибло 3 человека. И каждый раз выяснялось, что у земли под этими домами уже есть новый хозяин.
Просто по закону, пока есть объект недвижимости, землю нельзя забрать без согласия людей, а вот если взять и уничтожить дом, а люди не успели оформить земельный участок – тогда это можно легко сделать.
В Астрахани «лихие 90-е» сейчас и есть. Потому что те, кто тогда ходил в золотых цепях и малиновых пиджаках, ( — ) и сегодня находятся у власти в городе с соответствующими методами ведения всей управленческой работы: что по изъятию домов, что по изъятию бизнеса».
Продолжение следует?
Нам удалось встретиться и с родственником убитого бизнесмена Рафиком Асланбековым, депутатом Народного Собрания Республики Дагестан 3 созыва: «Асланбек приходится мне троюродным братом. Он в бизнесе был очень порядочным. Всегда расплачивался вовремя. Условия контракта соблюдал безукоризненно – день в день, час в час. Человек зарабатывал своим трудом. Занимался заправками, сжиженным газом. Версии убийства могут быть связаны с бизнесом – другого я там ничего не вижу».
Астрахань сейчас раскручивается как туристический бренд. Именно поэтому в середине марта официальная астраханская делегация побывала во французском городе Канны, где проходила международная выставка недвижимости MIPIM 2011. «Астрахань – Каспийская столица», – главная идея, которую волжане стремились донести до потенциальных инвесторов. Возможно, даже донесли. Только вот, по мнению самих астраханцев, каннский лозунг должен звучать несколько иначе: «Астрахань – Каспийская бандитская столица».
Кстати, все наши попытки связаться с женой убитого бизнесмена Аслана Асланбекова не увенчались успехом. Удалось только выяснить, что она уехала из города в неизвестном направлении. И это логично, ведь теперь супруга погибшего стала основной наследницей всех его активов. Где гарантии, что заказчики убийства Асланбекова не захотят «переоформить» это наследство. Их методы решения подобных проблем уже известны – пуля в голову.
Дмитрий Флорин, Алекс Радовски
Астрахань-Москва, специально для «Совершенно секретно»
Автор: Дмитрий ФЛОРИН
Совместно с:
Комментарии