НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
АТОМНАЯ НЕСДЕРЖАННОСТЬ

АТОМНАЯ НЕСДЕРЖАННОСТЬ

АТОМНАЯ НЕСДЕРЖАННОСТЬ
Автор: Михаил ВИНОГРАДОВ
Совместно с:
28.05.2015
 
Нью-йоркская конференция стран – членов «ядерного клуба» началась и закончилась… ничем.
 
Конференция стран – участниц Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) проходит раз в пять лет. Последние 10 лет вместо сдерживания шло распространение этого вида вооружений и разработка новых средств доставки. 160 государств – членов ДНЯО призвали «ядерный клуб» вообще отказаться от этого рода оружия из-за «гуманитарных последствий его применения». Однако «ядерные ковбои» не хотят отказываться от своих главных козырей, а Россия и вовсе вынуждена их использовать, чтобы США действовали в Европе хоть с какой-то оглядкой.
 
Действия США при определенных обстоятельствах могут подтолкнуть Россию к тому, что она начнет наращивать арсеналы ядерного оружия. Об этом заявил директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов. В основе озвученного Штатами предложения о сокращении числа боезарядов на одну треть лежит понимание того, что они даже при таких низких уровнях смогут защитить себя и своих союзников. «Пока мы не собираемся это делать, но то, что делают американцы, объективно крайне затрудняет, а может быть, вообще лишает всякой перспективы дальнейшие шаги в области ядерного разоружения», – подчеркнул он.
 
ОТКАЗ ОТ ПРОГРАММЫ «МОЛНИЕНОСНОГО УДАРА»
 
Как рассказал Ульянов, на ядерное разоружение оказывают влияние различные факторы, в том числе и негативные, которые сейчас набирают силу. И эти негативные факторы исходят от США: «ПРО, отказ от переговоров по запрещению размещения оружия в космосе, программа «молниеносного глобального удара», де-факто отказ ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, и, наконец, это серьезный дисбаланс в области обычных вооружений в Европе». То есть Россия жестко увязывает позиции по дальнейшему сокращению ядерных вооружений (согласно букве ДНЯО) с поведением НАТО и США в Европе, на Украине и Ближнем Востоке.
 
Михаил Ульянов отметил, что сейчас идет процесс сокращения, который должен закончиться 5 февраля 2018 года, то есть через семь лет после вступления в силу нового ДСНВ (Договора о стратегических наступательных вооружениях). Это для России первоочередная задача. «Это договорные обязательства, они будут выполнены», – заявил дипломат.
 
ЮБИЛЕЙНАЯ СВАРА
 
У ДНЯО в этом году юбилей. Он вступил в силу 45 лет назад, в 1970 году. Причиной послужила гонка вооружений между двумя основными (на тот момент) ядерными державами – США и СССР. А также созревшее к началу 1970 х понимание, что большая ядерная война будет последней и «победителю» не достанется ничего, кроме тысяч километров выжженной стеклянной пустыни, по которой будут бродить, раскачиваясь, единицы тронутых умом выживших. С тех пор изменилось многое.
 
Как отмечает японская Mainichi, «ядерное оружие продолжает распространяться по миру. В Индии и Пакистане идет гонка вооружений. КНДР ядерное оружие необходимо для сохранения режима, поэтому Пхеньян лишь ускоряет его разработку. Ядерное оружие не исчезает с лица Земли, а, наоборот, становится популярным по всему миру».
 
Конференция в Нью-Йорке началась со скандала, причем явно запланированного. На этот раз, не ожидая, пока ее начнут «трепать за уши», в наступление (дипломатическое) пошла Россия. Как заявил накануне открытия конференции директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России Михаил Ульянов, «США и ряд других стран – членов НАТО» нарушают договор. Согласно данным российского МИДа, нарушения происходят в рамках так называемых совместных ядерных миссий государств Североатлантического альянса.
 
«В соответствии со статьей 1 ДНЯО ядерные государства обязались не передавать кому бы то ни было ядерное оружие и контроль над ним ни прямо, ни косвенно, – заявил представитель России. – В свою очередь, неядерные страны в соответствии со статьей 2 ДНЯО обязались не принимать от кого бы то ни было ядерного оружия, а также контроля над таким оружием ни прямо, ни косвенно». Ульянов заметил, что обе эти статьи договора нарушаются, поскольку военнослужащие из неядерных стран – членов альянса НАТО «обучаются навыкам применения ядерного оружия».
 
Как рассказал «Совершенно секретно» военный эксперт Игорь Коротченко, вся подоплека нью-йоркской конференции на этот раз в том, что США хотят подвинуть Россию в направлении дальнейшего сокращения ядерных арсеналов. Однако у России есть свои четкие условия, после выполнения которых мы сможем всерьез говорить о том, чего так хотят американцы. Прежде всего, объяснил эксперт, США подошли к конференции не с «чистыми руками»: согласно ДНЯО размещенное в Европе тактическое ядерное оружие не может быть передано страной – членом «клуба» третьей стороне.
 
Однако американская военная доктрина предусматривает, что в случае обострения обстановки в Европе эти арсеналы будут переданы третьим странам – членам НАТО, которые не являются и не были ядерными державами. Например, той же Польше. Отсюда и многочисленные американские учения с союзниками по НАТО, где используются ядерные сценарии. МИД РФ больше всего озабочен отсутствием «стратегической стабильности» в треугольнике «Россия – США – европейские страны НАТО».
 
Требования России строятся преимущественно вокруг этой проблемы. Россия настаивает, чтобы США вывели свои ядерные арсеналы из Европы «домой», а также решили вопрос с гарантиями ненаправленности американской ПРО в Европе против России. Есть и третье условие: дипломаты и военные настаивают, чтобы партнеры по ДНЯО (вместе с ООН) вели зачет уничтожаемых ракет не по схеме «Россия – США», а по схеме «Россия – США плюс страны НАТО», что было бы арифметически более верно.
 
УПЕРЛИСЬ В ПРО
 
США не отказались от строительства своей системы ПРО, ее элементы продолжают устанавливаться, причем размещение противоракет в Польше и Румынии запланировано на 2015–2018 годы. «Диалог по вопросам стратегической стабильности по линии президентской комиссии, как известно, был прекращен, – напомнил Михаил Ульянов. – Американцы сказали, что с Россией или без, но система ПРО будет построена. Также они четко заявили, что не будут удовлетворять наши пожелания о юридически обязывающих гарантиях ненаправленности системы против России».
 
Схожая ситуация и в сфере ядерного нераспространения. В соответствии с договором СНВ-3 (сокращение стратегических наступательных вооружений), подписанным в 2010 году, к 2018 году Россия и США должны уменьшить число ядерных боеголовок до 1550, а межконтинентальных баллистических ракет – до 800. Кстати, американцы считают само заключение с СССР (и пролонгацию с Россией. – Прим. ред.) Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений своей большой победой. Об этом в конце апреля говорил в интервью «Украинской правде» экс-посол США в России Майкл Макфол.
 
«Это было необходимо для обеспечения американских национальных интересов, – пояснил бывший посол, а ныне профессор Стэнфорда. – Наша внешняя политика обеспечивает наши национальные интересы, а не украинские или российские. Хорошо, что мы добились договора о СНВ, или нет для нас, американцев? Я считаю, что хорошо. Самое главное, что у нас до сих пор работает инспекция в России по военным вопросам. Я считаю, это хорошо для нас».
 
Насколько можно понять из речей высокопоставленных чиновников США, они все равно намерены подталкивать Россию к дальнейшему сокращению арсеналов. Так, Роуз Готтемюллер, зам. госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями, вновь пыталась снять российское беспокойство по поводу глобальной ПРО США. По ее словам, «речь идет не о глобальной системе, а об ограниченных средствах ПРО, которые созданы с целью защиты США и их союзников от ракетных угроз со стороны таких стран, как Иран и Северная Корея. Мне известны доводы (российских коллег) о том, что США якобы могут расширить ограниченные средства ПРО до глобальной системы. Но такой возможности нет, прежде всего из-за ограниченности доступных нам ресурсов».
 
Однако есть и немало ядерных вооружений, формально не попадающих под ограничения СНВ-3. Их сосчитала команда Федерации американских ученых под началом Ханса Кристенсена. По его данным, всего США обладают 7100 боеголовками, а Россия – 7500. Ученые считают, что для ядерного сдерживания вполне достаточно 200–300 боеголовок у каждой стороны. Но оборонная промышленность США и ее лобби в политических кругах считают на других счетах. Поэтому США сейчас рассматривают все варианты, которые позволили бы усилить ядерный потенциал страны, не выходя за рамки договорных ограничений и сохраняя статус «миротворцев».
 
На модернизацию ядерного потенциала США в период с 2015 по 2024 годы потребуется около 348 млрд долларов. Их потратят, по данным американской прессы, на постройку новых подводных атомных ракетоносцев, бомбардировщиков сверхдальнего радиуса действия и межконтинентальных ракет. Новым направлением также можно назвать разработку высокоточных ядерных ракет.
 
 
 
ОБЩИЙ ГОЛОС «НЕ ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗА»
 
Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф призвал к абсолютному исключению угрозы использования ядерного оружия из военных учений ядерных стран. «Они (атомные страны. – Прим. ред.) оправдывают использование или угрозу ядерного оружия и следуют иррациональной концепции защищенности, основанной на сдерживании в ядерных военных альянсах.
 
Мы категорически уверены, что любое использование или намерение внедрения ядерного оружия станет злодеянием против людей, срывом основ Устава ООН, интернационального права и интернационального гуманитарного права», – заявил иранский министр. Он предложил и некий выход из этой ситуации, как его видят из Тегерана. По мнению иранской элиты, страны, владеющие ядерным арсеналом, «обязаны… выдать им (неядерным странам. – Прим. ред.) абсолютные и де-юре обязательные гарантии того, что против них не будет использовано, а также им не станут грозить использованием ядерного оружия».
 
К высказанной иранцем идее, к этому механизму присоединились и представители неядерных стран мира, которые также участвовали в конференции. Они также требуют от «ядерного клуба» неких железных гарантий, что на них не только не нападут с использованием ядерного оружия, но и не будут пугать возможностью его применения. Это, в свою очередь, нивелирует вес того единственного козыря, которым обладают «ядерные державы» в сравнении со всеми остальными. Соответственно, «члены клуба» задвинули эту инициативу, заболтали ее и не дали никакой официальной реакции на такое предложение. По мнению экспертов, случившийся на конференции раскол не позволил выйти на подписание итогового документа.
 
ГРОЗА НАД ПУСТЫНЕЙ
 
Тем временем за месяц, пока шла конференция, на Ближнем Востоке сгустились тучи. Ряд стран настолько обеспокоены угрозой ядерного нападения со стороны Ирана (у которого боеголовок нет) или Турции (которая может их получить как член НАТО), а также Израиля – единственной ядерной страны региона, – что готовы на странные с точки зрения международного права решения. У Ирана свои опасения: в Тегеране всерьез убеждены, что политики Израиля могут под давлением правого лобби (которое там достаточно сильно. – Прим. ред.) отдать приказ на использование ядерных ракет «воздух-земля».
 
Не один Тегеран, но и Эр-Рияд, Катар и Оман беспокоит прежде всего Израиль – как страна, которая одновременно обладает атомным потенциалом, но к ДНЯО не присоединилась. По данным западных СМИ, израильские ядерные объекты находятся в пустыне Негев. Примерно в 1965 году США разрешили Израилю обзавестись ядерным оружием, получив с него обещание отказаться от нанесения превентивного ядерного удара. По информации американских экспертов, Израиль имеет от 98 до 172 ядерных боеголовок. Страна также разрабатывает системы поражения ядерных ракет и работает над флотом подводных лодок с ядерным «наполнителем».
 
Цель Израиля, продекларированная премьерами и президентами еще в 1990 х годах, – укрепить систему отражения ядерной атаки со стороны Ирана. И сейчас, когда угроза ядерной атаки от Ирана приобрела почти нулевое значение, Израиль вряд ли станет сворачивать свою атомную программу. В том числе потому, что уход Ирана со сцены не означает, что ее не займут: по некоторым данным, к ядерному оружию примеряются и Саудовская Аравия, и Египет.
 
«ПРИКУПИТЬ БОМБОЧКУ»
 
Как пишет британская The Sunday Times, ссылаясь на американские источники, якобы саудовские шейхи приняли политическое решение обзавестись ядерным оружием. Как утверждает издание, на такой шаг королевство решилось на фоне опасений из-за сделки по ядерной программе Ирана. Причем в течение последних 30 лет Саудовская Аравия финансировала ядерную программу Пакистана. По словам источника издания, «Исламабаду придется вернуть этот долг – в форме готового продукта». Причем издание пишет, что такое соглашение было заключено изначально и теперь дело дошло до реализации.
 
Среди экспертов нет единой точки зрения по поводу этой информации. Так, Борис Долгов из Института востоковедения РАН заявил СМИ, что Саудовская Аравия действительно финансировала разработки ядерного оружия в Пакистане. «Были сведения о том, что созданы уже и ядерные боеголовки для ракет среднего и дальнего радиуса действия саудовской армии, – говорит эксперт. – Если это произойдет, то, конечно, вызовет ответные меры и со стороны Ирана.
 
И многие другие страны арабо-мусульманского мира могут последовать примеру Саудовской Аравии. Например, Египет, где есть соответствующая исследовательская база, или Алжир, где также с 1990 х годов действует аналогичный исследовательский центр, да и другие». Долгов уверен: стоит только саудовским шейхам прикупить себе «бомбочку», как на Ближнем Востоке начнется гонка вооружений, как атомных, так и обычных.
 
В то же время военный эксперт Игорь Коротченко заявил «Совершенно секретно», что данные британской газеты – не более чем выдуманная сенсация. «Пакистан никому не продаст свое ядерное оружие, – убежден он. – Иначе и Пакистан попадет под серьезнейшие международные санкции за «ядерную контрабанду», и Саудовская Аравия. Ее как государство, которое вдобавок ко всему поддерживает террористов, обложат такими санкциями, которые быстро лишат эту страну ее привилегированного положения на Ближнем Востоке».
 
По мнению эксперта, западные страны могут даже отказаться закупать основной экспорт саудитов – нефть. И тогда благополучное королевство очень быстро рухнет в пучину гиперинфляции, обнищания, народных восстаний. А поскольку салафиты в этой стране официальны, их организации не замедлят использовать ситуацию и установят на территории Саудовской Аравии свой средневековый режим.
 
Конференция стран – участниц ДНЯО завершилась в Нью-Йорке 22 мая. Однако участники конференции так и не смогли прийти к какому-то единому решению и, соответственно, подписать итоговый протокол. Впрочем, если считать, что авторы The Telegraph, The Economist и The Sunday Times представляют точку зрения Лондона и Брюсселя, то можно признать: никакого ядерного сдерживания не происходит.
 
Наоборот – ядерные страны вкладываются в новые способы доставки атомного заряда, а неядерные стремятся либо попасть в «клуб», либо всеми способами защитить себя. Для России участие в этой – длиной в месяц – конференции ничего не дало, кроме лишнего подтверждения и без того известных намерений США и НАТО: постепенно лишить нас Ракетных войск стратегического назначения.
 
ЧТО ЗА ДОКУМЕНТ ОБСУЖДАЮТ В НЬЮ-ЙОРКЕ
 
Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) был подписан в 1968 году и вступил в силу в 1970 году после ратификации СССР, США, Великобританией и 40 другими государствами. Еще две ядерные державы (Франция и КНР) присоединились к соглашению в 1992 году.
 
В данный момент в ДНЯО не участвуют, хотя и обладают своим ядерным арсеналом, Израиль, Индия и Пакистан. Северная Корея – еще одна ядерная держава – ратифицировала было договор, но в дальнейшем отозвала свою подпись. Соглашение по ДНЯО ограничивает список официальных ядерных держав перечнем тех государств, которые сумели произвести и взорвать оружие этого вида до 1 января 1967 года.
 
Это пятерка постоянных членов Совбеза ООН (США, СССР/Россия, КНР, Франция, Великобритания). Они обязуются не передавать ядерное оружие, оперативный контроль над ним, а также технологии его производства третьим странам.
 

Автор:  Михаил ВИНОГРАДОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку