НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
БИЗНЕСМЕН НА ВОЕВОДСТВЕ

БИЗНЕСМЕН НА ВОЕВОДСТВЕ

БИЗНЕСМЕН НА ВОЕВОДСТВЕ
Автор: Максим ГЛАДКИЙ
Совместно с:
24.02.2015
 
Самые выгодные денежные потоки Иркутской области проходят через структуры, близкие к главе региона Сергею Ерощенко.
 
Недавний «Рейтинг губернаторов», посвященный оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации, который опубликовал Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» в рамках проекта «Народный рейтинг», не порадовал главу Иркутской области Сергея Ерощенко. В целом, по оценкам экспертов рейтинга, в губернаторском корпусе не наблюдалось особых шараханий: кто-то поднялся на две-четыре ступеньки, кто-то шагнул на несколько ступенек вниз. Из всего губернаторского списка в 83 персоны только иркутский губернатор Ерощенко впал «в крутое пике»: съехал сразу на 25 позиций вниз! Ни дать ни взять – аналогия с когда-то нашумевшей книгой про последние дни династии Романовых «Двадцать три ступени вниз»…
 
Прокомментировавший катастрофическое падение рейтинга главы Иркутской области президент Фонда реальной политики и эксперт Академии военных наук Владимир Прохватилов связал его с прошедшими за последний квартал прошлого года коррупционными скандалами в регионе, отметив растущее недоверие иркутян к своему губернатору и его команде.
 
ВНИЗ ПО СТУПЕНЯМ
 
Барометр общественного мнения давно показывает негатив в отношении Сергея Ерощенко, последнего губернатора-назначенца в нашей стране, не прошедшего процедуру выборов. Хотя в 2012 году, когда тот был назначен главой Приангарья за считанные дни до вступления в силу закона о возврате прямых выборов руководителей субъектов РФ, иркутяне радовались: наконец-то главой области назначили не варяга, а местного уроженца. От предыдущих трех «пришлых» губернаторов особой любви к краю и не ждали, понимая, что те вынуждены отрабатывать «должок» для тех внешних сил, что их сюда привели. А тут забрезжила было надежда на местного миллионера Сергея Ерощенко, посаженного в губернаторское кресло федеральной властью.
 
Однако вскоре настроения сменились: местный – еще не значит, что «свой»! Свой – это тот, кто работает на интересы области, повышение благосостояния людей. В мае исполнится три года, как облекли доверием нового назначенца, но главным результатом эксперимента, поставленного на иркутянах, оказалось то, что он в очередной раз лишь подтвердил пословицу о щуке, выпущенной в реку.
 
ПРОТЕСТНАЯ ТЕРРИТОРИЯ
 
В прошедшем, 2014 году многие источники, в том числе «Российская газета», отметили, что Иркутская область попала в шестерку регионов, где было зафиксировано снижение реальных доходов населения. При этом число жителей области сократилось, а миграционный отток превысил естественный прирост населения.
 
Последствия «хозяйствования» последних двух губернаторов Иркутской области – Дмитрия Мезенцева и Сергея Ерощенко – весьма печальны, – писал портал Newsland. – Территория полностью лишилась ориентиров развития местного самоуправления и в течение 2010–2014 годов стала сначала протестной, а затем – просто активом крупных бизнес-структур. В отсутствие единого понятного каждому жителю области направления развития движение вперед прекратилось».
 
Теперь уже можно признать, что пересаживание в губернаторское кресло в мае 2012 года, к сожалению, ничем не проявившего себя в государственной сфере Сергея Ерощенко, возглавлявшего местную бизнес-империю «Истлэнд», стало роковой ошибкой. До губернаторства имена создателей холдинга «Истлэнд» братьев Ерощенко связывали с переделом иркутской собственности. Бизнес бывшего сотрудника УФСБ по Иркутской области Николая Ерошенко и его брата Сергея в свое время поднялся под покровительством Бориса Говорина, возглавлявшего регион с 1997 по 2005 год.
 
Местные СМИ даже писали, что братья за свой счет содержали даже дополнительную охрану главы региона. При Говорине под контролем учрежденного братьями «Истлэнда» оказались крупнейшие активы региона – «Востсибуголь», «Саянскхимпром», «Усольехимфарм», авиаремонтный завод, Верхнеленское речное пароходство. Для информационной поддержки братья Ерощенко специально выстроили собственный медиахолдинг «Пионер», в который собрали ведущие печатные издания и телеканалы региона.
 
Трудно поверить, что никто не предвидел, как поведет себя предприниматель Сергей Ерощенко, получив к своим миллионам еще и полную власть в регионе. В 2012 году он занял второе место среди самых богатых губернаторов с доходом 128 млн рублей. По некоторым данным, в 2014 году глава области из долларового миллионера превратился в долларового миллиардера.
 
Формально теперь Ерощенко – госслужащий: строительная компания переписана на сына, дочь курирует холдинг «Истлэнд» и туристический бизнес, жена – земельные вопросы, авиакомпанию «Ангара» и Восточно-Сибирское речное пароходство.
 
Как многие и предвидели, после наделения Сергея Ерощенко губернаторскими полномочиями, выгодные подряды посыпались на «родные» для Сергея Ерощенко структуры как из рога изобилия. Так, «родному» авиапредприятию «Ангара» для «возрождения местной авиации» за счет субсидий из областного бюджета были приобретены шесть самолетов АН-148, кроме того, перевозчику выделили еще 150 млн рублей субсидий «на перевозку людей в малодоступные районы».
 
А Восточно-Сибирское речное пароходство, ранее не занимавшееся подобной деятельностью, на торгах сразу получило подряды на 201 млн рублей – на реконструкцию двух байкальских причалов и на 252 млн рублей – на строительство грузопассажирского парома.
 
ОЛИГАРХИЧЕСКИЙ ФЕОДАЛИЗМ
 
При Сергее Ерощенко Иркутская область стала своего рода чемпионом в Сибирском федеральном округе по стоимости выкупа у строителей детских садов: только в 2014 году область потратила на эти цели почти 1 млрд рублей. Ни для кого в регионе не секрет, что «золотыми» по цене садики сделал приглянувшийся губернатору метод строительства с использованием пенопласта. Использующую этот метод фирму «СибСтальСтрой» возглавляет некий Эдуард Мелконян, которого злые языки называют «кошельком» Ерощенко. В народе же одноэтажные детсады от Мелконяна прозвали «коровниками». Но деньги в кошельках, как известно, не пахнут.
 
Секретом Полишинеля стало и то, куда регион зашагал под руководством человека, поднявшегося на связях с рейдерскими структурами и власть имущими. Депутат Госдумы Андрей Крутов в одном из своих комментариев сказал, что «усилиями региональной власти Иркутская область становится настоящим олицетворением олигархического феодализма», да и региональный парламент, к избранию которого приложила руку власть, будет трудиться «в интересах международных, московских, красноярских и иркутских олигархов». Буквально с первых дней на посту главы Приангарья Ерощенко начал формировать «под себя» муниципальную власть, рассаживая на ключевые места людей из «близкого круга».
 
Последствия не заставили себя долго ждать. Осенью 2014 года сотрудниками УФСБ по Иркутской области был задержан и этапирован в Москву (где он, кстати, и прописан) 33-летний министр промышленной политики и лесного комплекса региона Кирилл Торопов, подозреваемый, по сообщениям СМИ, в воровстве 60 млн бюджетных рублей. Помимо этого, молодого москвича, сделавшего головокружительную карьеру при Сергее Ерощенко, считают причастным к исчезновению нескольких тонн взрывчатки, предназначенной для прокладки дороги Таксимо – Бодайбо.
 
Другой назначенный новым губернатором чиновник, кстати говоря, тоже из Москвы – его заместителя Михаил Литвин.
 
Бывшего заместитель губернатора, сейчас скрывающегося от правосудия в Израиле, подозревают в авторстве целого ряда схем по уводу бюджетных средств через контракты по строительству дорог и детских садов под выкуп. На эти цели только в 2014 году из бюджетов разных уровней было направлено более 5 млрд рублей. Предполагается, что именно за любовь к распилам и откатам Литвин получил меткое прозвище – Миша-четвертак. Куда уж бывшему чекисту Донскому до гениальных преступных задумок современных менеджеров.
 
С губернатором Ерощенко связывают еще один скандал: «освоение» 190 млн рублей, выделенных на достройку Ледового дворца Управлением капитального строительства Иркутской области подрядчику ООО «Спецстрой-7». Как пишут СМИ, нынешний глава Приангарья в свое время и пролоббировал компанию «Спецстрой-7» в качестве главного подрядчика для строительства ледовой арены. Однако построенный стадион пришлось вскоре закрыть, после первого же состоявшегося под его сводами матча, из-за угрозы обрушения опорных конструкций. Похоже, что часть из выделенных на возведение сооружения 800 млн рублей из федерального бюджета благополучно осела в карманах недобросовестных подрядчиков. Но после прихода Сергея Ерощенко на губернаторскую должность на это были закрыты глаза.
 
Всех коррупционных скандалов, связанным с именем «бизнесмена во власти» Сергея Ерощенко и его ближайшим окружением, не перечесть. В условиях резкого падения своего рейтинга и крайне плачевных дел во вверенном регионе иркутский глава, к сожалению, сегодня пытается искать виновных то в силовиках, якобы возбуждающих «не те» уголовные дела и копающихся «не там», то обвинять оппозицию, устроившую «междусобойчик» для критики его деятельности. Вместо того чтобы искать причины падения своего имиджа в собственной неэффективности и повсеместно разросшейся коррупции. Моральный упадок в регионах, главами которых стали выходцы из предпринимателей, для которых главное – получение прибыли, отразил закрытый доклад, направленный в прошлом году Кремлю Общероссийским народным фронтом.
 
Пренебрежение интересами населения и работа на свой карман «деловых» – так называют в народе губернаторов-представителей бизнеса, – «отнюдь не служат объединению людей вокруг общих для всех россиян ценностей: патриотизма, служения стране, справедливости», сообщала, комментируя этот доклад, газета «Известия». Судя по результатам деятельности Сергея Ерощенко, с этим невозможно не согласиться.
 
Москва – Иркутск – Москва.
 

Автор:  Максим ГЛАДКИЙ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку