Борис Джонсон как зеркало английской традиции
ФОТО: ZUMA/TASS
18.07.2022
После нескольких месяцев сопротивления Борис Джонсон объявил о своей отставке. И автоматически запустил процесс подготовки выборов нового лидера консерваторов — свои кандидатуры выставили уже больше десятка претендентов. По традиции, именно самый популярный человек среди нынешней парламентского большинства возглавит будущий кабинет министров.
После того как Борис Джонсон ушел в отставку, он превратился в хромую утку — не имеющего перспектив политика, который тянет лямку с приставкой «исполняющий обязанности». Британские газеты излучают сарказм: у нас две новости: хорошая — Борис Джонсон уходит, плохая — кто идет ему на смену.
ВЫБОРЫ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА
В самом деле, претенденты, которые заявляют о своем желании побороться за высший партийный пост, все как на подбор слабые. Политик масштаба Маргарет Тэтчер, не говоря об Уинстоне Черчилле, на горизонте не наблюдается. Такое ощущение, что в Британии в последние десятилетия чьей-то умелой рукой планомерно проводился отрицательный отбор.
Как раньше рассказывала газета «Совершенно секретно» №9 (2022) в материале «Главная тайна Британской короны», такой должности, как премьер-министр, в Великобритании нет. Это, так сказать, экспортный вариант. Правильно пост называется «главный советник монарха». Поэтому выглядит немного умилительно, когда даже маститые политологи пишут о выборах в Великобритании. Нет никаких выборов премьер-министра (уж будем называть его привычно) в общепринятом смысле, во всяком случае, рядовые подданные Ее Величества к ним не подпущены. Дело в том, что по британской традиции главу кабинета назначает Ее (Его) Величество из числа самых популярных депутатов нижней палаты парламента. Заметьте, поскольку у конституционной монархии нет Конституции, где все четко прописано, здесь всегда используют термин «традиции». Так звучит весомее, хотя по-настоящему демократические страны предпочитают принимать на референдуме Основной закон с четко обозначенными в нем правами и обязанностями, порядке назначения и сроков окончания полномочий первых лиц. А не жить по неписаным, а потому никому толком не известным правилам. Но Великобритания — страна особенная, по крайней мере, таковой себя считает. Общепринятый порядок на нее не распространяется. Достаточно сказать, что прямых выборов здесь нет, в 2000 году подданным Ее Величества было разрешено голосовать лишь за мэров городов, да и то не всех, поскольку посчитали, что эксперимент не удался.
Народу позволено голосовать за партии в нижней палате парламента, в последние годы большинство набирают консерваторы, которых опять же по традиции называют тори, которых давным-давно не существует. Лейбористская партия является второй по численности, ее тоже называют не совсем привычно для уха иностранцев: Верная оппозиция Ее Величества (Her Majesty’s Loyal Opposition).
Если премьерство течет без серьезных эксцессов, то выборы в палату общин проходят раз в пять лет. Однако если премьер-министр ушел в отставку раньше срока, то голосование проводится внутри победившей партии. Вот почему к, казалось бы, чисто внутренним интригам консервативной фракции приковано внимание почти всего мира.
ЗА ЧТО НЕВЗЛЮБИЛИ ДЖОНСОНА
Борис Джонсон, возможно, самый экстравагантный из премьер-министров Великобритании. Однако как главный советник он до некоторых пор устраивал Ее Величество — при всем своем необычном виде, риторике и поведении Джонсон, безусловно, всегда оставался системным политиком, свято блюдущим интересы Короны, которая для любого англичанина является символом государства.
Лишь раз он допустил оплошность — когда в разгар пандемии и суровых ограничений, когда вся страна тихо сидела на карантине, поучаствовал в вечеринке на Даунинг-стрит. Этот случай его политические конкуренты использовали в полной мере и, в конце концов, добились отставки.
Участие Джонсона в делах Украины даже для союзников выглядело слишком искусственно, во всяком случае, не требовало двух визитов в Киев. Было очень похоже, что он просто сбегает на время из Лондона, чтобы отдохнуть в окружении людей, которые его искренне любят. На родине его такими знаками внимания не одаривали.
При этом нужно понимать, что разница в политике по отношению к России и Украине между Борисом Джонсоном и любым новым премьер-министром несущественна. Это общебританская, а вовсе не его персональная позиция. Он попал в опалу совершенно по другим причинам.
Прежде всего потому, что Джонсон бунтарь. Не такой, разумеется, как Дональд Трамп, покусившийся на основы государства. Но всем своим видом нынешний и.о. премьера демонстрировал и демонстрирует несогласие с британской традицией, чьи политики должны быть не только умными, но и чопорными, застегнутыми на все пуговицы мундира. Очень похоже, что смены главного советника Ее Величества, с которым Елизавета II и принц Чарльз встречались каждый вторник, потребовал Букингемский дворец, благо, что влияния на свой парламент у Короны хоть отбавляй. Возможно, во время одной из аудиенций он не позволил королеве шутливо взъерошить свои непокорные вихры — кто знает?
Найти повод — дело техники. Не хватило недовольства из-за участия Бориса Джонсона в вечеринке в разгар пандемии — дождались нового: в Британии разразился правительственный кризис. Покинуть пост главы кабинета требовал кабинет министров, однако премьер категорически отказывался. После чего за два дня кабмин покинули более полусотни госслужащих, в том числе более десяти министров. Они заявили о недоверии Джонсону и несогласии с его методами руководства.
Но последней каплей стал скандал вокруг заместителя главного организатора правящей Консервативной партии Криса Пинчера, который по пьяной лавочке домогался до двух мужчин в общественном заведении. Тут-то и выяснилось, что Пинчера на высокие должности назначал именно Джонсон, несмотря на то, что знал об аналогичных случаях с домогательствами, произошедших ранее.
Джонсон побил рекорд самого краткого срока пребывания на посту премьер-министра Великобритании, начиная с 1900 года.
ФАВОРИТЫ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К РОССИИ
На сегодняшний день фаворитами предвыборной гонки считаются канцлер Казначейства (по-нашему глава Минфина), эмигрант из Индии Риши Сунак и первая женщина в кресле военного министра Великобритании Пенни Мордонт. Глава военного ведомства Бен Уоллес имел шансы, однако снял свою кандидатуру, а известная у нас министр иностранных дел Лиз Трасс, похоже, партию вряд ли возглавит.
Чисто интуитивно кажется, что новым главным советником Ее Величества станет индиец. Хотя бы потому, что это свежо и демонстрирует модную нынче толерантность, как и отказ от прежней колониальной политики Туманного Альбиона. С другой стороны, Пенни Мордонт всячески подчеркивает, что она первый в Британии министр обороны — женщина. Таким образом, в борьбе за премьерское кресло сойдутся две, если можно так выразиться, толерантности.
При этом в партии Пенни Мордонт популярнее Риши Сунака, а по опросам общественного мнения индиец, наоборот, ее опережает. Сохранится ли такой рейтинг до 5 сентября, на который назначены выборы, сказать трудно. Поэтому мы на своем прогнозе не настаиваем. В любом случае, в отношении России ни при премьере Сунаке, ни при премьере Мордонт политика Лондона не изменится. Всячески способствовать проигрышу Москвы в любом конфликте — один из столпов британской внешней политики, начиная с «Большой игры» — борьбы за Среднюю Азию в XIX веке, которую описал еще Редьярд Киплинг.
К тому же премьер-министр политику Великобритании все же не определяет — это прерогатива Елизаветы II и принца Чарльза. Главный советник Ее величества больше напоминает технического, хотя и очень важного сотрудника Букингемского дворца, которому на некоторое время поручено отстаивать мнение Короны в ее парламенте.
Вот за эту почетную должность и будут биться осенью Пенни Мордонт и Риши Сунак. И нам с вами совсем неважно, чья возьмет.
Автор: Антон ДОРОХОВ
Комментарии