Чем Алексей Навальный отличается от Владимира Путина?
Совместно с:
29.04.2013
На вопрос «Совершенно секретно» отвечают политики, музыканты и общественные деятели
Политик и будущий кандидат в президенты Алексей Навальный – в центре общественного внимания. В отношении него возбуждено несколько уголовных дел, суд в Кирове уже рассматривает по существу одно из них – о хищении леса. Соратники Навального опасаются, что ему грозит заключение сроком до десяти лет, сам Навальный называет дела политическими и начинает строить свою президентскую карьеру.
Владимир Путин, по словам его пресс-секретаря, за судьбой Навального не следит и тоже продолжает работать: 7 мая исполняется год после его президентской инаугурации – уже третьей по счету.
Участники традиционного опроса «Совершенно секретно» традиционно разошлись во мнениях, отвечая на вопрос «Чем Алексей Навальный отличается от Владимира Путина?».
Виктор Шендерович, писатель:
– Два довольно существенных различия. Первое: Навальный хочет стать президентом сам, а Путину о его будущем президентстве – сообщили. Второе: по поводу Навального еще можно испытывать иллюзии...
Павел Палажченко, эксперт Горбачев-Фонда, бессменный переводчик Президента СССР Михаила Горбачева:
– Единственное существенное для российской политики отличие Алексея Навального от Владимира Путина состоит в том, что Навальный, как я его понимаю, хотел бы, чтобы российские граждане имели возможность выбирать своих представителей в парламенте и своих руководителей, а Путин упорно и изобретательно борется за сохранение системы, которая лишает людей этой возможности. Все остальные, очевидные и вполне реальные различия – в возрасте, характере, лексике, отношениях в семье и тому подобное – имеют, на мой взгляд, гораздо меньшее значение.
Борис Резник,депутат Госдумы от «Единой России»:
– Я с Навальным не знаком. С одной стороны, он делает благородное дело – открывает коррупционные схемы, так называемые «распилы». С другой – человек в таком случае должен, как жена Цезаря, быть вне подозрения, должен быть святее Папы Римского. А в отношении Навального возникли уголовные дела сомнительного свойства. В итоге получилось, как в анекдоте: «И эти люди запрещают мне ковырять в носу».
Это относится не только к Навальному, но и, например, к моему коллеге Илье Пономареву, который проводил так называемые лекции в Сколково. Как же можно вскрывать пороки в партии «Единая Россия», не имея на то морального права? Пономарев и Навальный дискредитируют себя в глазах российского общества.
Кроме того, Навальный называет «Единую Россию» – партию, председателем которой был Владимир Путин, – «партией жуликов и воров». В партии полно замечательных людей: к примеру, хирург Николай Герасименко, космонавт Валентина Терешкова – они составляют гордость страны. А те, кто сумел добиться внимания к моему родному Дальнему Востоку? Благодаря им мы получили фантастические деньги на развитие этого края. Впереди строительство новых городов, вторая нитка БАМа, реконструкция Транссиба, строительство железной дороги на Сахалин. «Единая Россия» впервые стала проводить дальневосточные форумы в Хабаровске… И всех, кто это делает, Навальный мажет одной черной краской. Это неправильно.
Артемий Троицкий, музыкальный критик:
– Владимир Путин, по моему мнению, во всех отношениях гораздо мельче, чем Алексей Навальный.
Олег Шеин, депутат Астраханской областной думы, бывший кандидат в мэры Астрахани. В апреле 2012 года он вместе с Алексеем Навальным и другими московскими оппозиционерами провел самый массовый в городе митинг в свою поддержку и против нечестных, по его мнению, выборов мэра:
– Навального обычно упрекают в том, что он, став президентом, примет путинскую модель управления и сохранит ее, поменяв тех или иных персонажей. Мне этот прогноз кажется ошибочным. Думаю, что Навальный отличается от Путина в первую очередь своей биографией. Любого человека делает его жизненный путь. Владимир Путин – выходец из спецслужб, с их традиционным недоверием к возможностям общества самостоятельно развиваться и таким же недоверием к демократическим институтам. Алексей Навальный – это продукт демократических институтов. Он открыто и гласно добивается формирования новой политической культуры в стране. Не думаю, что Алексей Навальный представляет угрозу демократии, как часто говорят его оппоненты.
Алексей Макаркин, первый вице-президент фонда «Центр политических технологий»:
– Главная политическая черта Навального в том, что никто не может сказать, кто он. Это роднит его с Путиным – но не нынешним,
а с Владимиром Владимировичем образца начала 2000-х. Тогда каждый отвечал на вопрос «Кто такой Путин?» по-разному и в зависимости от собственных взглядов моделировал «своего» Путина. Все это происходило до того момента, пока сам Путин не употребил свою власть, ответив на вопрос «Кто такой Путин?». Это произошло в день ареста Михаила Ходорковского
Сейчас же каждый моделирует «своего» Навального. А сам он предельно осторожен в заявлениях. Его публичные высказывания носят общедемократический характер, приемлемый для всех.
Пока Навальный, в отличие от Путина, не обладает рычагами власти. Поэтому, на мой взгляд, с ним еще какое-то время не будет абсолютной ясности – он будет воздерживаться от высказываний по ключевым вопросам, которые могут лишить его поддержки тех или иных социальных групп.
Елена Панфилова,основатель и директор российского отделения Международной организации по противодействию коррупции Transparency International:
– Чем отличается? Во-первых, ростом, во-вторых, самоиронией, в-третьих, умением признавать свои ошибки.
Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы:
– У Владимира Путина, насколько я понимаю, главная задача сейчас – сохранить власть себе и своим приближенным. Любое его решение подчинено этим целям. Алексей Навальный, в отличие от Путина, работает, не считаясь с тем, как его деятельность может повлиять на его личное будущее.
Я не отношу себя к безоглядным поклонникам Навального, внимательно приглядываюсь к нему с некоторым сомнением, но его поведение в последнее время, когда совершенно очевидно, что ему грозит длительный тюремный срок, вызывает уважение. Он мог бы уехать и замолчать и тем самым лишить власть оснований себя преследовать. Навальный же продолжает вести себя так, как вел прежде. Это показывает, что человек он мужественный и для него дело важнее последствий – даже если это последствия для его семьи.
Ирина Ясина, экономист:
– Они отличаются тем, что один человек – президент, а другой – потенциальный политзаключенный. Людей нужно слушать и действовать в соответствии с их интересами – так думает и говорит Навальный, а Путин считает, что он сам все знает и обеспечит нам дорогу в светлое будущее.
Мария Гайдар, в середине 2000-х – координатор молодежного политического движения «Да», к которому имел отношение и Алексей Навальный:
– Во-первых, Алексей Навальный молодой и красивый. Во-вторых, он человек, который борется с системой, а Путин – выходец из системы. В-третьих, Навальный не Президент Российской Федерации.
Пилар Бонет,корреспондент испанской газеты El Pais:
– Мы знаем, кто такой Путин и на что он способен, в то время как Навальный – чистый лист и в целом личность загадочная. Нам еще предстоит узнать цену его словам, время покажет, какой он.
Евгения Чирикова, лидер «Движения в защиту Химкинского леса»:
– Ключевое отличие – в том, что Навальный честен с людьми, а Путин лицемерит. Навальный приучает людей к тому, что «круто» – это когда есть гражданская сознательность и желание созидать.
А Владимир Владимирович Путин построил систему, в которой заявления власти абсолютно расходятся с действительностью. Таким образом он приучает людей к тому, что человек во власти имеет право на вранье.
Это очень сильно развращает людей, которые постепенно привыкают к мысли, что «круто» не созидать, а воровать и уходить от ответственности.
Борис Немцов, сопредседатель «Республиканской партии России – Партии народной свободы»:
– Отличие только в том, что один, по моему мнению, покрывает жуликов и воров, а другой – разоблачает жуликов и воров.
Василий Шумов, лидер группы «Центр», создатель «Белого альбома» протестных песен:
– Одного участники протестных митингов обвиняют в подтасовке выборов, второй борется за честные выборы.
Хеда Саратова, правозащитник из Чечни:
– Мне кажется, Навальный и Путин не отличаются ничем. В качестве правозащитника я была на двух митингах за честные выборы, один раз видела, как Навального задерживали. Мне приходилось слышать, как жителей Кавказа обвиняют в том, что они мало или вовсе не выходят на митинги. Но лозунг Навального «Хватит кормить Кавказ» задевает нас. Мы даже провели пресс-конференцию под лозунгом «Хватит мочить Кавказ».
У меня к Навальному есть вопрос: когда уничтожали мой народ, где был Навальный? Почему я сегодня должна встать рядом с ним? Существует «Единый кавказский форум», где мы садимся за один стол с представителями власти, к которой у нас есть очень много вопросов – как к власти Российской Федерации, так и к власти Чеченской республики и всего Кавказа, – и договариваемся о решении некоторых проблем. Нам регулярно удается помочь хотя бы нескольким людям. Это сейчас представляется нам более эффективным, чем кричать на митинге «Долой Путина».
Сергей Митрохин, председатель партии «Яблоко»:
– Они отличаются только тем, что Путин – все еще президент, а Навальный – все еще блогер.
ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ
Алексей Навальный через своего пресс-секретаря Анну Ведуту отказался отвечать на вопрос «Совершенно секретно»:
– Мы полностью заняты новым уголовным делом, – заявила Анна Ведута в ответ на вопрос корреспондента «Совершенно секретно».
Фото: КОМЕРСАНТ, РИА «НОВОСТИ»
Автор: Елена ВЛАСЕНКО
Совместно с:
Комментарии